Характеристика деловых и личностных качеств государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 17:57, реферат

Краткое описание

Цель работы состоит в исследовании личностных и деловых характеристик госслужащего для разработки рекомендаций, способствующих повышению эффективности его профессиональной деятельности.
Объект исследования: деловые и личностные характеристики государственного служащего.
Предмет исследования: социально-психологические характеристики личности государственного служащего как фактор, препятствующий его успешной профессиональной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ……………………………..………………………………. 5
1.1.Понятие государственного служащего……………………… 5
1.2. Законодательные и нормативные основы, определяющие правовой статус государственного служащего……………………….. 9
ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО.......................................................... 12
2.1 Профессиональные и этические требования к личности государственного служащего………………………….……………………… 12
2.2. Социально-психологические характеристики личности государственного служащего ………………………………………………… 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………... 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….. 25

Вложенные файлы: 1 файл

реферат психология 3.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Социально-психологические характеристики личности государственного служащего.

Одним из основополагающих принципов государственной службы является профессионализм и компетентность госслужащих. Для нашей страны проблема профессионализма в области государственного управления стала крайне актуальной: высокая квалификация, знания и способности специалистов в различных областях государственного управления являются необходимыми.

На деятельность госслужащих существенно влияют их статусная устойчивость (стабильность занятости, гарантированная оплата труда), а также возможности карьерного продвижения по мере накопления опыта и профессиональных знаний. [12]

Одним из наиболее важных и существенных факторов продуктивной деятельности государственных служащих является их успешная карьера. В настоящее время в настроении служащих преобладает неуверенность в возможности своего служебного продвижения за счет трудолюбия и развития профессиональных качеств. Готовность человека к деятельности в условиях сверхсложных, часто трудно прогнозируемых изменений достигается развитием у него способности к системному видению карьерного процесса во всей сложности формирования его составляющих, их внутренних и внешних связей, а также обретения средств и умения опережающего воздействия на механизмы карьерных деструкций. [5]

Оптимально выстроенная траектория профессионального развития и должностного роста позволяет госслужащему найти свое место в структуре управления, стимулирует его к более полному раскрытию профессионального, делового и личностного потенциала. Таким образом, достигается баланс общественных и личных целей: удовлетворение потребностей государства в хороших управленцах, госслужащего - в интересной работе. Однако на практике это не так просто. Совершенно очевидно, что для повышения продуктивности деятельности (а это, как следствие, способствует более высокой удовлетворенности трудом) следует опираться не только на общие сведения о государственных служащих, но и на результаты социально-психологических исследований.[12]

Наиболее полно личность государственного служащего раскрывается в его профессиональной деятельности. В ней госслужащий стремится реализовать свои личные и профессиональные качества, развить свою индивидуальность, завоевать авторитет и общественное признание.

Качества личности государственного служащего - обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывают решающее влияние на управленческую деятельность. Это сложные образования, включающие в себя социальные, социально-психологические и психологические свойства. Социальные свойства определяются общественными функциями служащего, характеристиками его управленческой деятельности (профессионализм и компетентность, организаторские способности, предприимчивость и др.). Социально-психологические свойства определяются формами общения, взаимодействия и поведения (ответственность, доброжелательность, требовательность, склонность к взаимопомощи, сотрудничеству и т.д.). Психологические свойства определяются характером человека (сдержанность, уравновешенность, честность, порядочность, принципиальность и т.п.).[13]

Не следует забывать и о профессионально важных качествах (ПВК) госслужащих - это индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. [10]

Близкими к личностным качествам являются способности государственного служащего.

Способности государственного служащего - особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления управленческой деятельности. Эти особенности имеют комплексную структуру, позволяющую проявляться компенсаторному механизму, благодаря которому сильно выраженные способности могут возмещать в управленческой деятельности недостаточное развитие других. Качества и способности личности тесно взаимосвязаны между собой, разделить их порой практически невозможно. И все же качества личности государственного служащего представляют собой результат реализации его способностей в процессе управленческой деятельности. Стало быть, способности являются как бы скрытыми возможностями личности, которые проявляются и раскрываются при определенных условиях.[3]

К профессиональным навыкам служащего можно отнести:

Знания государственного служащего - результат мыслительной деятельности, включенной в процесс управления и означающий усвоение фактов, понятий, законов и т.д. Уровень знаний, их неустанное пополнение - один из критериев эффективности управленческого труда. Принято различать знания научные и обыденные, полные и неполные, системные и бессистемные. Особая роль в приобретении, закреплении и пополнении знаний, в выработке на их основе необходимых умений и навыков принадлежит системе непрерывного образования служащих, стимулирующей творческий подход к делу. Умения государственного служащего - относительно устойчивые характеристики, зависящие от способностей, знаний и самого характера управленческой деятельности. По сути своей умения служащего - это знания, воплощенные в решении конкретных управленческих проблем, т.е. освоенная и реализованная на практике модель деятельности. К ним относятся умение служащего быстро вникнуть в суть дела, всесторонне проанализировать ситуацию, выделить ключевую проблему, найти ее конструктивное решение и т.д. Навыки государственного служащего - это умения, доведенные до автоматизма, зачастую осуществляемые без продумывания. Они приобретаются в условиях, когда в практической деятельности служащий постоянно имеет дело с типичными управленческими ситуациями. Навыки позволяют экономить время, действовать с минимумом ошибок и просчетов.[14]

Только непосредственно работая в организации, государственный служащий приобретает конкретный опыт. Опыт государственного служащего - это свойство, сформированное путем обучения и практики в широком смысле - единство знаний, умений и навыков. Опыт растет, как правило, со стажем работы. В качестве результата практической деятельности служащего он отражает уровень овладения «секретами» управленческого труда, достигнутый им на данный момент. Прежде всего, служащий знакомится со структурой организации, со своей конкретной работой. Овладевает деятельностью, регламентированной конституцией, уставом государственного образования, положением об отделе, должностной инструкцией и всеми нюансами, связанными с ситуацией, как в организации, так и во внешнем окружении.[4]

       Для того чтобы у конкретного человека реализовались вышеперечисленные возможности, связанные с его карьерным ростом, он должен обладать достаточной для этого мотивацией.

Мотивация деятельности государственного служащего - это совокупность потребностей индивида, которые в свою очередь стимулируют развитие государственного образования. Механизм мотивации труда работников, их трудовой активности предполагает взаимодействие внутренних и внешних побудителей к действию. В основе поведения человека, в том числе в сфере труда, значительное место занимают ценностные ориентации, под которыми в социологии понимаются устойчивые установки на те или иные социальные ценности. Потребности, интересы, ценностные ориентации являются внутренними регуляторами трудового поведения сотрудников. Таким образом, появляется возможность ответить не только на вопрос, каким набором качеств и свойств должен обладать государственный служащий, но и как их отследить или сформировать.

И, наконец, воспитание государственного служащего. Мотивация к тем или иным достижениям, стилю жизни, построению карьеры и пр. у человека возникает далеко не случайно. Опытные руководители и психологи понимают, что желания, стремление к подражанию примерам, стилю жизни, во многом можно воспитать в человеке. Однако процесс воспитания, в отличие от непосредственного мотивирования, более длителен, связан с идеологической концепцией организации или структуры, более последователен и более трудоемок. Зато результатом явится стойкая мотивация к общественно полезной деятельности, в гораздо меньшей степени зависящая от эгоистических желаний конкретного индивида. Такие понятия, как «честь служащего», «чувство профессионального долга», «профессиональная солидарность», всегда воспитывались и воспитываются в крупных стабильных структурах и организациях мира. В развитых странах – Франции, ФРГ, Японии, Англии – честь и ответственность государственного, муниципального служащего – неотъемлемые профессиональные качества, которые во многом регламентируют стиль деятельности и влияют на принятие решений. В нашей стране в настоящий период воспитание государственного служащего упускается, следовательно, мы не сможем в будущем рассчитывать на преданность государственных служащих своему делу и будем вынуждены заниматься более удовлетворением их личных потребностей, как это чаще всего происходит и теперь. [15]

Движущей силой личностно-профессионального развития госслужащего служат противоречия и их преодоление. В профессиональной деятельности госслужащего основным является противоречие между способностями, одаренностью личности, мотивацией достижений и его требованиями. Возникающие в работе государственного служащего противоречия между целями, задачами и средствами их достижениями, между тенденциями изменчивости и стремлением к стабильности разрешаются посредством овладения госслужащим алгоритмами продуктивной деятельности и решения профессиональных задач, построения индивидуальных программ профессионального ростах.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, появляется возможность ответить не только на вопрос, каким набором качеств и свойств должен обладать государственный служащий, но и как их отследить или сформировать.

Мотивация к тем или иным достижениям, стилю жизни, построению карьеры и пр. у человека возникает далеко не случайно. Опытные руководители и психологи понимают, что желания, стремление к подражанию примерам, стилю жизни, во многом можно воспитать в человеке. Однако процесс воспитания более длителен, связан с идеологической концепцией организации или структуры, более последователен и более трудоемок. Зато результатом явится стойкая мотивация к общественно полезной деятельности, в гораздо меньшей степени зависящая от эгоистических желаний конкретного индивида.

Такие понятия, как «честь», «чувство профессионального долга», «профессиональная солидарность»-неотъемлемые профессиональные качества, которые во многом регламентируют стиль деятельности и влияют на принятие решений. В нашей стране в настоящий период воспитание государственного служащего упускается, следовательно, мы не сможем в будущем рассчитывать на преданность государственных служащих своему делу и будем вынуждены заниматься удовлетворением их личных потребностей. В профессиональной деятельности госслужащего основным является противоречие между способностями, одаренностью личности, мотивацией достижений и его требованиями. Возникающие в работе государственного служащего противоречия между целями, задачами и средствами их достижениями, разрешаются посредством овладения госслужащим алгоритмами продуктивной деятельности и решения профессиональных задач. Таким образом, выстроилась некая модель, которая позволяет нам комплексно представить государственного служащего и выделить те основные блоки, которые обеспечивают успешность его деятельности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 23.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (в ред. от 14 февраля 2010 г.) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Российская газета. N 162. 2004. 31 июля.
  3. Абульханова-Славская К.А. Развитие профессионализма государственных служащих. Методология и практика. - М. Изд-во РАГС, 1998. – 102с.
  4. Бахрах Д.Н. Государственная служба России: Учебное пособие. - М: Проспект, 2007. - 235 с.
  5. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Психологические характеристики государственных служащих и их личностно-профессиональное развитие. Конспект лекций по курсу «Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы». М., 2012. – 165 с.
  6. Базаров Т.Ю. Технология центров оценки для государственных служащих. - М., 1995. - 144с.
  7. Битуева А.В. Соотношение содержательной и динамической сторон в ценностных ориентациях государственных служащих:. -М., 2000. -179с.
  8. Гончаров Ю.Н. Личностные особенности профессионального развития государственных служащих- М., 1997. - 183с.
  9. Ионова А. И. Этика и культура государственного управления: Учебное пособие / Под общей редакцией Г. В. Атаманчука. - М.: Издательство РАГС, 2003. - 164 с.
  10. Козлова Н.П. Концепция моральной ответственности в философии Г. Йонаса // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2006. N 2. С. 71 - 82.
  11.   Кузьмина В.А. Государственная служба как социальный институт // Россия: тенденции и перспективы развития: сборник научных статей РАГС, ИНИОН, СЗАГС. Выпуск 5. Часть 2./ Под общ. ред. В.К.Егорова, А.С.Горшкова, В.М.Герасимова, М.А.Кашиной. - М.: Изд-во РАГС, 2009
  12.   Курбанов Р. Формирование нравственности и морали государственных служащих в Российской Федерации. // Власть., 2008, № 1, стр. 32
  13.   Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 2010. – 197 с.
  14. Лотова И.П. Профессиональная карьера госслужащих: вариативный подход // Человек и труд. 2010. №10. – С. 12-14
  15. Панькова А.Г. Проблема построения модели государственного, муниципального служащего // Чиновник. 2012. №1. – С. 5-7.

 

 


 



Информация о работе Характеристика деловых и личностных качеств государственных служащих