Характеристика деловых и личностных качеств государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 17:57, реферат

Краткое описание

Цель работы состоит в исследовании личностных и деловых характеристик госслужащего для разработки рекомендаций, способствующих повышению эффективности его профессиональной деятельности.
Объект исследования: деловые и личностные характеристики государственного служащего.
Предмет исследования: социально-психологические характеристики личности государственного служащего как фактор, препятствующий его успешной профессиональной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ……………………………..………………………………. 5
1.1.Понятие государственного служащего……………………… 5
1.2. Законодательные и нормативные основы, определяющие правовой статус государственного служащего……………………….. 9
ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО.......................................................... 12
2.1 Профессиональные и этические требования к личности государственного служащего………………………….……………………… 12
2.2. Социально-психологические характеристики личности государственного служащего ………………………………………………… 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………... 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….. 25

Вложенные файлы: 1 файл

реферат психология 3.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Правовой статус государственного гражданского служащего характеризует место, занимаемое служащим в системе органа управления. Правовой статус государственного гражданского служащего определяет границы деятельности государственного гражданского служащего по отношению к иным субъектам права. Так, исследуемый правовой институт относит к числу специальных статусов, с регламентацией которых законодатель связывает возложение на лицо дополнительных (специальных) полномочий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО.

2.1.Профессиональные  и этические требования к личности государственного служащего.

Все лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и выборные муниципальные должности, должны придерживаться принципов, в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц.[7]

Общие принципы представляют собой основы поведения гражданских служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей. Требования к служебному поведению призваны обеспечивать добросовестное исполнение должностных обязанностей и соблюдение установленных запретов и ограничений на основе соответствия служебного поведения правовым предписаниям и общепринятым этическим нормам. [11]

Требования к служебному поведению гражданского служащего можно классифицировать по трем видам норм:

1) предписывающие (как требуется  поступать с точки зрения профессиональной  морали гражданского служащего);

2) запретительные (что недопустимо  в рамках служебного поведения);

3) рекомендательные (как  следует вести себя в той  или иной ситуации в служебное  и неслужебное время).

К первой группе можно отнести следующие требования:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что  признание, соблюдение и защита  прав и свобод человека и  гражданина определяют смысл  и содержание его профессиональной  служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством РФ компетенции государственного органа;

4) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния  на свою профессиональную служебную  деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций; проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

5) учитывать культурные  и иные особенности различных  этнических и социальных групп, а также конфессий;

6) способствовать межнациональному  и межконфессиональному согласию.

Ко второй группе относятся требования:

1) не оказывать предпочтения  каким-либо общественным или религиозным  объединениям, профессиональным или  социальным группам, организациям и гражданам;

2) не совершать действий, связанные с влиянием каких-либо  личных, имущественных (финансовых) и  иных интересов, препятствующих  добросовестному исполнению должностных  обязанностей;

3) соблюдать ограничения, установленные настоящим Законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

4) не совершать поступков, порочащих его честь и достоинство;

5) не допускать конфликтных  ситуаций, способных нанести ущерб  его репутации или авторитету  государственного органа.

К третьей группе требований относятся:

1) проявлять корректность  в обращении с гражданами;

2) соблюдать установленные  правила публичных выступлений  и предоставления служебной информации.[6]

Необходимость разработки и закрепления в законе требований к служебному поведению гражданских служащих связана с рядом причин:

1) в Законе в сжатом виде и в прикладной форме отражены сущность и специфика деятельности гражданских служащих как социальной профессиональной группы;

2) нравственная направленность  кадровой политики нашла отражение в законе, руководствуясь которым, можно судить об основных моральных принципах и нормах этой политики;

3) закон является инструментом  самой кадровой политики в  органах государственной власти, на его основе происходит формирование  кадрового состава гражданских служащих и регулируется их деятельность.[4]

Требования к служебному поведению должны определять систему нравственных стандартов, конкретных норм поведения гражданских служащих при реализации полномочий государственных органов. Требования определяют в том числе и этические нормы служебного поведения. Мораль гражданского служащего на может основываться только на собственном представлении о нравственности, она определяется и общественными потребностями. Законодатель при закреплении требований к служебному поведению опирался на реальные нравы и традиции, сообразовывал требования с системой ценностей, существующих в обществе, исторически сложившимися представлениями о морали.[10]

Требования к служебному поведению должны соответствовать утвердившейся политической и правовой системе, то есть не должны в первую очередь противоречить нормам права, представленным в Конституции РФ, концепции прав человека. Нравственная составляющая поведения гражданского служащего не может складываться по формуле "все, что не запрещено законом, разрешено"; формальная процедура и нормативные положения не отменяют моральных оценок и суждений, основанных на общечеловеческих нормах нравственности.[8]

В Законе нельзя предусмотреть все нравственные коллизии, возникающие в практической деятельности гражданского служащего. Статьи Закона не заменяют и личного морального выбора, позиции и убеждений человека, его совести.[8]

Следует подчеркнуть, что для оценки этического поведения государственного служащего требуется более высокий стандарт, чем тот, который применяется для оценки нравственности других граждан. Требования к поведению гражданского служащего должны быть более строгими, чем обычные моральные нормы.

Повышенные требования вполне обоснованно предъявляются руководителям. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", обязан не допускать случаев принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных и религиозных объединений, призван принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; не допускать принуждения гражданских служащих к участию в деятельности организаций, если такое действие ставит под сомнение политическую нейтральность, не исключает возможности какого-либо влияния на служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений.[9]

Необходимо учесть, что, хотя перечень требований к служебному поведения гражданского служащего и не является исчерпывающим, смысл требований определяет главное - закон позволяет не дожидаться последствий злоупотреблений гражданских служащих (например, возникновения ненадлежащей выгоды и оснований для привлечения лица к административной или уголовной ответственности), а устранять причины, предпосылки коррупции и иных злоупотреблений на ранних стадиях на уровне дисциплинарной ответственности.[9]

Современный государственный служащий должен обладать соответствующими знаниями, опытом и навыками работы, необходимыми для успешного осуществления служебных функций, высокими моральными качествами. Повышению ответственности работников государственного аппарата в немалой степени призваны способствовать новые критерии, согласно которым должны оцениваться социально-политические, моральные качества государственных служащих. Ряд таких критериев нашел свое закрепление в современном законодательстве, регламентирующем государственную службу. Важные требования нравственно-этического характера заложены и в проекте кодекса этики и служебного поведения государственных служащих. По мере продвижения общества к правовому государству удельный вес нравственно-этических элементов в содержании законодательства, регламентирующего вопросы государственной службы, будет неуклонно возрастать. [7]

Понимание моральной ответственности связывается со свободой поведения личности и рассматривается в философском аспекте как сознательное (добровольное, намеренное) отношение человека к совершаемым им поступкам, соблюдение норм морали в своем поведении, как ответственное отношение к выполнению своего нравственного долга [12].

Исходя из имеющейся практики, моральную ответственность в современный период можно рассматривать, применительно к государственным служащим, в более узком понимании и отнести ее к одному из видов ответственности, влекущих за собой государственное принуждение.

Определение моральной ответственности в узком понимании предлагается сформулировать следующим образом:

"Под моральной ответственностью  понимаются правоотношения, возникающие  между государством в лице управомоченных должностных лиц или органов и государственным служащим по поводу нарушения установленных законодательно моральных и этических норм, выражающиеся в обязанности государственного служащего ответить за совершенный им поступок и понести меры воздействия, предусмотренные законодательством".[10]

Содержанием моральной ответственности государственных служащих является применение к государственному служащему на основании и в порядке, установленном законом, мер воздействия за виновное нарушение норм этического и морального характера.

Нормы нравственности и моральные принципы не только вплотную примыкают к юридическим нормам, но становятся неотъемлемой частью нормативной основы механизма правового регулирования. Они направлены не только на формирование поведения лица в будущем, но одновременно и на применение к нему санкций за их нарушение, что свойственно для юридической ответственности. Юридическая же ответственность всегда наступает как следствие правонарушения, т.е. нарушения правовых норм.[10]

Ряд требований, предъявляемых к государственным служащим, содержащихся в нормативных актах Российской Федерации о государственной службе, носит не правовой, а моральный, нравственный характер. Например: исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне; проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов; запрещение получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.[14]

Большинство требований морально-этического характера носят рекомендательный характер, но как свидетельствует мировая практика и наблюдающаяся тенденция в российском законодательстве, за несоблюдение правил служебной этики может последовать и государственное принуждение. Сознательное, добросовестное выполнение служащим требований служебного долга является одновременно его юридической и моральной обязанностью, условием эффективной работы всего государственного аппарата. Однако "ни самой морали, ни морального чувства, ни здравого человеческого разума еще недостаточно для того, чтобы достичь моральной "правильности". Сегодня же это возможно лишь на основе готовности к ответственности за последствия своего действия".[8]

Мораль представляет собой одну из форм общественного сознания, которой можно управлять, целенаправленно формировать исходя из конкретных исторических условий, общественных потребностей и возможностей. В целях формирования надлежащей нравственности государственной службы, повышения ее авторитета среди граждан и эффективности государственного управления, с учетом сложившейся морально-нравственной атмосферы в органах власти, деформации профессионального сознания отдельных государственных служащих, было бы правильным установление мер государственного принуждения за нарушение этических норм. Это может стать достаточно действенным механизмом в современный период и будет способствовать повышению эффективности реализации проводимых в государстве административных реформ, достижению целей антикоррупционной политики.[11]

В качестве мер воздействия за нарушение этических норм в мировой практике предусматриваются санкции, аналогичные установленным за дисциплинарные проступки, что представляется вполне справедливым и оправданным. В качестве основной меры воздействия за нарушение требований морально-этических норм, неоднократность совершения безнравственных, аморальных проступков видится дисквалификация государственного служащего - лишение права занимать должности в органах государственной власти. Менее серьезные нарушения норм этики и морали должны повлечь такое специфичное последствие, как препятствие к дальнейшему карьерному росту.[10]

При этом принцип неотвратимости ответственности, применяемый без учета занимаемого положения и иммунитетов, должен лечь в основу проводимой реформы государственной службы. Именно неизбежное наступление ответственности за неисполнение требований закона, норм нравственно-этического характера является, на наш взгляд, основным условием качественной работы государственного аппарата, эффективного функционирования государственной службы, создания корпуса профессиональных служащих, честно и добросовестно исполняющих свой служебный долг, ставящих интересы общества выше собственных выгод. Ни один закон, как бы хорошо разработан он ни был, не будет действовать без четко отлаженного механизма его реализации и применения ответственности за неисполнение установленных в нем правил.

Информация о работе Характеристика деловых и личностных качеств государственных служащих