Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 10:17, доклад
Первые признаки жизни на Земле появились 2-3 миллиарда лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению и передаче генетически закрепленных свойств по наследству. Первоначально живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложноорганизованных живых существ, к ним добавились чувствительность и готовность к научению.
Психика − общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой.
В философском знании издавна существуют два различных подхода к пониманию природы и проявлений психики: идеалистический и материалистический.
В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы один к другому и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они, тем не менее, развиваются по своим законам. С позиции идеалистов, психика не является ни продуктом развития, ни свойством живой материи. Она, как и материя, существует вечно. Как и в преобразовании материального, в эволюции идеального (психического) можно выделить низшие (элементарные или простейшие), определить собственные законы и движущие силы развития.
Согласно материалистическому подходу, психические явления представляют собой результат функционирования высокоорганизованной живой материи, самоуправления развитием и самопознания.
Психические
явления возникли в результате длительной
биологической эволюции живой материи
и в настоящее время
Первые признаки
жизни на Земле появились 2-3 миллиарда
лет назад, сначала в виде постепенно
усложняющихся химических, органических
соединений, а затем и простейших
живых клеток. Они положили начало
биологической эволюции, связанной
со свойственной живому способностью
к развитию, размножению и передаче
генетически закрепленных свойств
по наследству. Первоначально живое
вещество обладало лишь биологическими
свойствами раздражимости и
Элементарные проявления психики можно наблюдать уже у одноклеточных живых существ, относящихся к типу простейших. Уже им свойственны близкие к психике явления, а именно: способность к реагированию на изменения внутренних состояний и внешнюю активность на биологически значимые раздражители, а также память и способность к элементарному научению через пластичные, приспособительные изменения поведения.
Также следует
отметить, что важным стимулом к
развитию психики явилось усложнение
условий жизни живых
Проблема возникновения и развития психики является одной из базовых проблем и психологического научного знания. Как отмечает К.Э.Фабри, решение проблемы зарождения психики возможно лишь на основе признания возникновения психики из раздражимости как свойства живой материи вообще, в которой, как отмечал известный отечественный психолог Л.С.Выготский, «заложены зачатки того, из чего впоследствии путем длительной эволюции должна развиваться человеческая психика». Перефразируя известное высказывание Гете о том, что «все растения произошли из одного», Л.С.Выготский подчеркивает мысль о том, что «все формы психических явлений произошли из раздражимости». Вместе с тем, Л.С.Выготский говорит и о различиях между психикой и поведением животных и человека, указывая на то обстоятельство, что развитие высших психических функций происходит без изменения биологического типа человека, в то время как изменение биологического является основой эволюционного типа развития. Главное отличие психической деятельности человека от таковой у животных состоит в том, что благодаря общественно-трудовой практике и связанной с ней членораздельной речи, человек способен к отражению объективной действительности в двух планах – чувственном и понятийном. Наряду с непосредственным чувственным отражением у него существует еще и план абстрактно-логического мышления, осуществляемого с помощью понятий. Именно этим и определяется сущность сознания.
Что же касается животных, то даже у наиболее высокоразвитых их представителей психическое отражение окружающего мира совершается лишь в одном плане, а именно – в чувственном. Второй, абстрактно-логический план у них отсутствует. Поведение и психика животных полностью слиты. Вместе с тем, без логического мышления, без помощи абстрактных понятий невозможно постичь суть вещей и процессов, невозможно познать коренные причинно-следственные связи, сущностные закономерности. Вследствие этого, познание животными компонентов окружающей среды и отношений между ними ограничивается лишь непосредственно воспринимаемым. Причем в наибольшей мере это познание осуществляется в ходе направленной на эти компоненты двигательной активности. Дистантное восприятие, как правило, дает животному лишь поверхностную, сигнальную информацию. Отражение же собственных действий, собственного поведения, направленного на объекты окружающего мира, дает животному наиболее полноценную информацию о нем. Также необходимо отметить, что у животных имеет место и, в ограниченной степени, познавательная деятельность, проявляющаяся в форме подражания, когда имеет место научение через созерцание действий других животных.
Необходимо отметить, что основательную разработку проблема зарождения и развития психики получила и в исследованиях известного советского психолога А.Н.Леонтьева. Ученый исходит их того, что живая материя на допсихическом уровне своего развития характеризуется в функциональном отношении «простой раздражимостью», т.е. способностью отвечать избирательно и специфическим образом на жизненно значимые воздействия окружающей среды в соответствии с потребностями обмена веществ. Биологическая эволюция сопряжена с усложнением обмена веществ. Соответственно взаимоотношения организма со средой развиваются в сторону все большего разнообразия видов раздражимости, так как организмы ассимилируют из внешней среды все большее число веществ и форм энергии. Однако, как полагает А.Н.Леонтьев, развитие, совершенствование раздражимости как свойства живой материи не сводится лишь к количественному усложнению. В результате того, что в ходе эволюции меняется также и общий тип взаимодействия организмов со средой, возникает качественно новая форма раздражимости – чувствительность. Чувствительность – это способность к ощущению, т.е. элементарное психическое явление. Таким образом, психика появляется там, где появляется такая форма раздражимости, как чувствительность. Подтверждая свои выводы, А.Н.Леонтьев приводит следующий пример. Он говорит о том, что лягушка проявляет раздражимость по отношению к такому незначительному воздействию, как шорох, так как он вызывает у нее определенную ориентировочную реакцию (шорох может быть связан с появлением насекомого, а для лягушки – это пища, т.е. удовлетворение естественных органических потребностей).
В данной концепции
генезиса и сущности чувствительности
как первичной формы
Таким образом,
эволюция психики живых организмов
Земли осуществлялась на основе всех
общих закономерностей этого
процесса. Повышение общего уровня
жизнедеятельности организмов, усложнение
их взаимоотношений с окружающим
миром приводило в ходе эволюции
к необходимости более
На основе проведенных исследований ученые предполагают, что эволюционное развитие психики теснейшим образом связано с трансформацией элементарных форм проявления внешней активности в достаточно сложные формы поведения. Следовательно, появление вместе с животной формой жизни поведения знаменуется переходом от неопосредованной (допсихической) внешней активности к активности, опосредованной отражением предметной действительности (т.е. психическим отражением
Введение
Наличие у
высших животных элементов разума в
настоящее время не вызывает сомнения
ни у кого из ученых. Интеллектуальное
поведение представляет собой вершину
психического развития животных. Вместе
с тем, как отмечает Л.В. Крушинский,
оно является не чем-то из ряда вон
выходящим, а лишь одним из проявлений
сложных форм поведения с их врожденными
и благоприобретенными
I. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ
1.1
Общая характеристика
Существует два типа поведения животных: первый - тип сенсорной психики или инстинктивного поведения, второй – типом перцептивной психики или индивидуально – изменчивого поведения.
Для первых этапов развития поведения – этапов сенсорной психики и инстинктивного поведения – характерен тот факт, что животные приспосабливаются к окружающим условиям среды, проявляя известные врожденные программы поведения в ответ на отдельные сенсорные стимулы. Одно какое – нибудь воспринимаемое свойство, например, блеск воды у комара, вибрация у паука вызывают сразу же целую сложную врожденную, закрепленную в видовом опыте программу поведения. Эта программа поведения может быть очень сложной и малоподвижной, она приспособлена к мало меняющим условиям. По этому типу построено поведения низших позвоночных и насекомых.
Второй тип
поведения формируется с
Высшие представители животного мира (из живущих на суше — человекообразные обезьяны, из морских животных — дельфины) выполняют сложные действия, которые можно назвать интеллектуальным поведением. Оно обусловлено более высокой формой психической деятельности, осуществляемой в таких жизненных условиях, когда врожденные инстинкты и выработанные навыки оказываются недостаточными.
Вот примеры некоторых опытов над животными.
Около клетки с обезьяной лежит банан — ее любимое лакомство. Животное пытается достать его, но это не удается. Обезьяна замечает лежащую недалеко палку, берет ее и с помощью палки пододвигает банан ближе и достает его. В другом опыте палка, взятая обезьяной, оказалась коротка. Рядом лежали другие палки. Обезьяна начала манипулировать (производить разные движения) с ними. Палки были бамбуковые, полые внутри. Случайно обезьяна вставила одну из них в другую. Получилась длинная палка, которой обезьяна и подтолкнула к себе плод.
К потолку клетки подвесили банан. Обезьяна, подпрыгивая, пыталась достать его, но это оказалось невозможным. Оглядевшись кругом, она увидела ящик, подтащила его и с него дотянулась до банана. В другой раз плод подвесили так, что и с ящика обезьяна не могла его достать. Рядом находились другие ящики. Обезьяна догадалась поставить их друг на друга и, встав на верхний ящик, достала банан.
Какими бы
умными ни казались эти животные, нетрудно
убедиться в большой
Все это говорят о том, что, пытаясь решить интеллектуальную задачу, обезьяна не видит всех условий, необходимых для решения, а замечает только некоторые из них. В этом одна из причин ограниченности мышления высших животных.
В то время как человек обычно решает задачу, логически рассуждая, делая необходимые выводы, животные находят правильное решение случайно, часто действуя методом проб и ошибок.
1.2 Предпосылки
интеллектуального поведения
Предпосылкой для инстинктивного поведения является отражение отдельных свойств внешней среды, которое действует на механизм, пускающий в ход врожденный инстинктивный акт.
Информация о работе Характеристика интеллектуального поведения животных