Характеристика интеллектуального поведения животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 10:17, доклад

Краткое описание

Первые признаки жизни на Земле появились 2-3 миллиарда лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению и передаче генетически закрепленных свойств по наследству. Первоначально живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложноорганизованных живых существ, к ним добавились чувствительность и готовность к научению.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 34.13 Кб (Скачать файл)

 

Психика −  общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией  как наукой.

 

В философском  знании издавна существуют два различных  подхода к пониманию природы  и проявлений психики: идеалистический  и материалистический.

 

В соответствии с идеалистическим пониманием психики  в мире существует не одно, а два  начала: материальное и идеальное. Они  независимы, вечны, не сводимы один к другому и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они, тем не менее, развиваются по своим  законам. С позиции идеалистов, психика  не является ни продуктом развития, ни свойством живой материи. Она, как и материя, существует вечно. Как и в преобразовании материального, в эволюции идеального (психического) можно выделить низшие (элементарные или простейшие), определить собственные  законы и движущие силы развития.

 

Согласно  материалистическому подходу, психические  явления представляют собой результат  функционирования высокоорганизованной живой материи, самоуправления развитием  и самопознания.

 

Психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи  и в настоящее время представляют собой высший итог ее развития. Это  произошло спустя весьма длительный период после зарождения жизни на Земле.

 

Первые признаки жизни на Земле появились 2-3 миллиарда  лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной  со свойственной живому способностью к развитию, размножению и передаче генетически закрепленных свойств  по наследству. Первоначально живое  вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы  обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложноорганизованных живых существ, к ним добавились чувствительность и готовность к  научению. В процессе эволюционного  самосовершенствования живых существ у них появился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством − нервная система. По мере ее усложнения и совершенствования шло развитие форм поведения и наслоение уровней психической регуляции жизнедеятельности, как-то: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, сознание, рефлексия.

 

Элементарные  проявления психики можно наблюдать  уже у одноклеточных живых  существ, относящихся к типу простейших. Уже им свойственны близкие к  психике явления, а именно: способность  к реагированию на изменения внутренних состояний и внешнюю активность на биологически значимые раздражители, а также память и способность  к элементарному научению через пластичные, приспособительные изменения поведения.

 

Также следует  отметить, что важным стимулом к  развитию психики явилось усложнение условий жизни живых организмов, требовавшее изменения строения организма, появления способности  отражать мир, лучше ориентироваться  в нем, что было возможно только при  наличии у животных сложной нервной  системы и высших уровней психического отражения. Таким образом, первопричиной  совершенствования психики явилась  сама действительность. Такова общая  точка зрения на происхождение и  развитие психики, разделяемая материалистами.

 

Проблема  возникновения и развития психики  является одной из базовых проблем  и психологического научного знания. Как отмечает К.Э.Фабри, решение проблемы зарождения психики возможно лишь на основе признания возникновения психики из раздражимости как свойства живой материи вообще, в которой, как отмечал известный отечественный психолог Л.С.Выготский, «заложены зачатки того, из чего впоследствии путем длительной эволюции должна развиваться человеческая психика». Перефразируя известное высказывание Гете о том, что «все растения произошли из одного», Л.С.Выготский подчеркивает мысль о том, что «все формы психических явлений произошли из раздражимости». Вместе с тем, Л.С.Выготский говорит и о различиях между психикой и поведением животных и человека, указывая на то обстоятельство, что развитие высших психических функций происходит без изменения биологического типа человека, в то время как изменение биологического является основой эволюционного типа развития. Главное отличие психической деятельности человека от таковой у животных состоит в том, что благодаря общественно-трудовой практике и связанной с ней членораздельной речи, человек способен к отражению объективной действительности в двух планах – чувственном и понятийном. Наряду с непосредственным чувственным отражением у него существует еще и план абстрактно-логического мышления, осуществляемого с помощью понятий. Именно этим и определяется сущность сознания.

 

Что же касается животных, то даже у наиболее высокоразвитых их представителей психическое отражение  окружающего мира совершается лишь в одном плане, а именно – в чувственном. Второй, абстрактно-логический план у них отсутствует. Поведение и психика животных полностью слиты. Вместе с тем, без логического мышления, без помощи абстрактных понятий невозможно постичь суть вещей и процессов, невозможно познать коренные причинно-следственные связи, сущностные закономерности. Вследствие этого, познание животными компонентов окружающей среды и отношений между ними ограничивается лишь непосредственно воспринимаемым. Причем в наибольшей мере это познание осуществляется в ходе направленной на эти компоненты двигательной активности. Дистантное восприятие, как правило, дает животному лишь поверхностную, сигнальную информацию. Отражение же собственных действий, собственного поведения, направленного на объекты окружающего мира, дает животному наиболее полноценную информацию о нем. Также необходимо отметить, что у животных имеет место и, в ограниченной степени, познавательная деятельность, проявляющаяся в форме подражания, когда имеет место научение через созерцание действий других животных.

 

Необходимо  отметить, что основательную разработку проблема зарождения и развития психики  получила и в исследованиях известного советского психолога А.Н.Леонтьева. Ученый исходит их того, что живая материя на допсихическом уровне своего развития характеризуется в функциональном отношении «простой раздражимостью», т.е. способностью отвечать избирательно и специфическим образом на жизненно значимые воздействия окружающей среды в соответствии с потребностями обмена веществ. Биологическая эволюция сопряжена с усложнением обмена веществ. Соответственно взаимоотношения организма со средой развиваются в сторону все большего разнообразия видов раздражимости, так как организмы ассимилируют из внешней среды все большее число веществ и форм энергии. Однако, как полагает А.Н.Леонтьев, развитие, совершенствование раздражимости как свойства живой материи не сводится лишь к количественному усложнению. В результате того, что в ходе эволюции меняется также и общий тип взаимодействия организмов со средой, возникает качественно новая форма раздражимости – чувствительность. Чувствительность – это способность к ощущению, т.е. элементарное психическое явление. Таким образом, психика появляется там, где появляется такая форма раздражимости, как чувствительность. Подтверждая свои выводы, А.Н.Леонтьев приводит следующий пример. Он говорит о том, что лягушка проявляет раздражимость по отношению к такому незначительному воздействию, как шорох, так как он вызывает у нее определенную ориентировочную реакцию (шорох может быть связан с появлением насекомого, а для лягушки – это пища, т.е. удовлетворение естественных органических потребностей).

 

В данной концепции  генезиса и сущности чувствительности как первичной формы психического отражения, разработанной А.Н.Леонтьевым, существенным является то, что психическое качество выводится непосредственно из жизнедеятельности организма.

 

Таким образом, эволюция психики живых организмов Земли осуществлялась на основе всех общих закономерностей этого  процесса. Повышение общего уровня жизнедеятельности организмов, усложнение их взаимоотношений с окружающим миром приводило в ходе эволюции к необходимости более интенсивных  контактов со всем многообразием  среды обитания, к совершенствованию  передвижения и к активному обращению  с окружающими предметами. Совершенствование  ориентации во времени и пространстве, способствующее выживанию наиболее приспособленных особей, могло обеспечить только усложнение поведения и психического отражения. При этом необходимо обратить внимание на взаимозависимость и  параллелизм развития психики и  двигательной активности. Как отмечает К.Э.Фабри, именно движение (первично локомоция, а впоследствии и манипулирование) являлось решающим фактором эволюции психики. С другой стороны, без прогрессивного развития психики не могла бы совершенствоваться двигательная активность животных, не могли бы осуществляться биологически адекватные двигательные реакции и, следовательно, не могло бы быть эволюционного развития.

 

На основе проведенных исследований ученые предполагают, что эволюционное развитие психики  теснейшим образом связано с  трансформацией элементарных форм проявления внешней активности в достаточно сложные формы поведения. Следовательно, появление вместе с животной формой жизни поведения знаменуется переходом от неопосредованной (допсихической) внешней активности к активности, опосредованной отражением предметной действительности (т.е. психическим отражением

 

Введение

 

 

Наличие у  высших животных элементов разума в  настоящее время не вызывает сомнения ни у кого из ученых. Интеллектуальное поведение представляет собой вершину  психического развития животных. Вместе с тем, как отмечает Л.В. Крушинский, оно является не чем-то из ряда вон  выходящим, а лишь одним из проявлений сложных форм поведения с их врожденными  и благоприобретенными аспектами. Интеллектуальное поведение не только теснейшим образом связано с  различными формами инстинктивного поведения и научения, но и само складывается из индивидуально изменчивых компонентов поведения. Оно дает наибольший приспособительный эффект и способствует выживанию особей и продолжению рода при резких, быстро протекающих изменениях в  среде обитания. В то же время  интеллект даже самых высших животных находится, несомненно, на более низкой ступени развития, чем интеллект  человека, поэтому более корректным будет называть его элементарным мышлением, или зачатками мышления. Биологическое изучение данной проблемы прошло длинный путь, к ней неизменно  возвращались все крупнейшие ученые.

 

I.   ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ  ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

 

1.1    Общая характеристика интеллектуального  поведения животных

 

 

Существует  два типа поведения животных: первый - тип сенсорной психики или  инстинктивного поведения, второй –  типом перцептивной психики или  индивидуально – изменчивого  поведения.

 

Для первых этапов развития поведения – этапов сенсорной  психики и инстинктивного поведения  – характерен тот факт, что животные приспосабливаются к окружающим условиям среды, проявляя известные  врожденные программы поведения  в ответ на отдельные сенсорные  стимулы. Одно какое – нибудь воспринимаемое свойство, например, блеск воды у комара, вибрация у паука вызывают сразу же целую сложную врожденную, закрепленную в видовом опыте программу поведения. Эта программа поведения может быть очень сложной и малоподвижной, она приспособлена к мало меняющим условиям. По этому типу построено поведения низших позвоночных и насекомых.

 

Второй тип  поведения формируется с изменением условий существования и с  развитием коры головного мозга. Он проявляется особенно отчетливо  у высших позвоночных, и в частности  у млекопитающих. Для этого типа поведения характерен тот факт, что  животное начинает воспринимать комплексные  раздражители, идущие из среды, отражать целые ситуации, регулировать свое поведение посредством субъективных образов объективного мира и приспосабливаться  к меняющимся условиям. У животного  на этом этапе развития комплексный  раздражитель уже не просто реализует  врожденные репертуары инстинктивного поведения, а вызывает акты, приспособленные  к предметному миру. Поэтому ведущим  на этом этапе начинает становиться  индивидуальное поведение; оно проявляется  в отсроченных реакциях, о которых  речь шла выше, в образовании условно  – рефлекторных актов, в тех навыках, которые, видно формируются на основании  анализа среды, совершаемого животными.

 

Высшие представители  животного мира (из живущих на суше — человекообразные обезьяны, из морских  животных — дельфины) выполняют  сложные действия, которые можно  назвать интеллектуальным поведением. Оно обусловлено более высокой формой психической деятельности, осуществляемой в таких жизненных условиях, когда врожденные инстинкты и выработанные навыки оказываются недостаточными.

 

Вот примеры  некоторых опытов над животными.

 

Около клетки с обезьяной лежит банан —  ее любимое лакомство. Животное пытается достать его, но это не удается. Обезьяна замечает лежащую недалеко палку, берет  ее и с помощью палки пододвигает  банан ближе и достает его. В другом опыте палка, взятая обезьяной, оказалась коротка. Рядом лежали другие палки. Обезьяна начала манипулировать (производить разные движения) с  ними. Палки были бамбуковые, полые  внутри. Случайно обезьяна вставила одну из них в другую. Получилась длинная  палка, которой обезьяна и подтолкнула  к себе плод.

 

К потолку  клетки подвесили банан. Обезьяна, подпрыгивая, пыталась достать его, но это оказалось  невозможным. Оглядевшись кругом, она  увидела ящик, подтащила его и  с него дотянулась до банана. В другой раз плод подвесили так, что и  с ящика обезьяна не могла его  достать. Рядом находились другие ящики. Обезьяна догадалась поставить их друг на друга и, встав на верхний ящик, достала банан.

 

Какими бы умными ни казались эти животные, нетрудно убедиться в большой ограниченности их мышления. Наблюдались такие случаи. На плоту помещали лакомство, но огонь  мешал обезьяне взять любимый  плод. Она видела, как люди тушили огонь водой, которую наливали из бачка. На соседнем плоту обезьяна увидела  этот сосуд. Чтобы перебраться туда, она составила из бамбуковых палок  длинные шесты и перешла на плот, налила воды в кружку и, вернувшись назад, залила огонь. Почему же обезьяна не воспользовалась водой, которая  была рядом? Дело в том, что обезьяна не умеет обобщать: всякая вода гасит  огонь, обезьяна же видела только, как  его гасят водой из бачка.

 

Все это говорят  о том, что, пытаясь решить интеллектуальную задачу, обезьяна не видит всех условий, необходимых для решения, а замечает только некоторые из них. В этом одна из причин ограниченности мышления высших животных.

 

В то время  как человек обычно решает задачу, логически рассуждая, делая необходимые  выводы, животные находят правильное решение случайно, часто действуя методом проб и ошибок.

 

 

1.2 Предпосылки  интеллектуального поведения животных

 

Предпосылкой  для инстинктивного поведения является отражение отдельных свойств  внешней среды, которое действует  на механизм, пускающий в ход врожденный инстинктивный акт.

Информация о работе Характеристика интеллектуального поведения животных