Характеристика интеллектуального поведения животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 10:17, доклад

Краткое описание

Первые признаки жизни на Земле появились 2-3 миллиарда лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению и передаче генетически закрепленных свойств по наследству. Первоначально живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложноорганизованных живых существ, к ним добавились чувствительность и готовность к научению.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 34.13 Кб (Скачать файл)

 

Предпосылкой  для сложных форм индивидуально  – изменчивого поведения является перцепция, то есть отражение целых  комплексных форм сложных ситуаций среды. На основе этого образа отражаемой действительности возникают индивидуально  – изменчивые формы поведения.

 

Интеллектуальное  поведение не только теснейшим образом  связано с разными формами  инстинктивного поведения и научения, но и само складывается (на врождённой основе) из индивидуально-изменчивых компонентов  поведения. Оно является высшим итогом и проявлением индивидуального  накопления опыта, особой категорией научения с присущими ей качественными  особенностями. Интеллектуальное поведение  даёт наибольший приспособительный  эффект при резких, быстро протекающих  изменениях в среде обитания.

 

1. Предпосылкой  и основой развития интеллекта  животных является манипулирование,  особенно с биологически «нейтральными»  предметами. В ходе манипулирования,  особенно при выполнении сложных  и деструктивных манипуляций,  происходит тренировка сенсорных  и эффекторных систем, обобщается опыт деятельности животного, формируются обобщённые знания о предметных компонентах окружающей среды. Этот обобщённый двигательно-сенсорный опыт составляет основу интеллекта высших позвоночных, особенно обезьян.

 

Для интеллектуального  поведения первостепенное значение имеют зрительные восприятия и особенно зрительные обобщения, сочетающиеся с  кожно-мышечной чувствительностью  передних конечностей.

 

2. Другим элементом  интеллектуального поведения являются  сложные многофазные навыки и  инструментальные действия. Эти  элементы относятся к двигательной  сфере. Они позволяют животному  решать сложные задачи, требующие  определённой последовательности  действий. Решение многофазовых  инструментальных задач легче  всего даётся человекообразным  обезьянам, остальные высшие млекопитающие  (крысы, еноты, низшие обезьяны  и так далее) легче справляются  с локомоторными задачами. Это  отражает разный характер исследовательской  деятельности у животных разного  уровня развития психики. У  большинства млекопитающих преобладает  познавание пространственных отношений  среды с помощью локомоторных  действий. У обезьян, особенно  человекообразных, по мере развития  манипулирования, локомоторное познавание  пространственных отношений теряет  свою доминирующую роль. Однако только человек может полностью освободиться от направляющего воздействия пространственных отношений, если этого требует познание временно-причинных связей.

 

3. Важной предпосылкой  интеллектуального поведения является  и способность к широкому переносу  навыков в новые ситуации. Эта  способность проявляется у разных  животных в разной степени,  но наибольшее развитие она  получила у высших позвоночных.  Например, собака, ранее обученная  двум разным навыкам (подтягивать  за верёвку кусок мяса и  открывать лапой щеколду) в  новой ситуации, когда щеколда  расположена высоко и открыть  её можно только потянув за  свисающую верёвку, сразу же  решает эту задачу на основании  переноса ранее полученного опыта  в новые условия. Если видеть  сразу результат и не знать  о ранее выработанных навыках,  то может сложиться впечатление  о разумном решении предложенной  задачи. Подобные наблюдения могут  стать одной из причин антропоморфического  объяснения поведения животных, как в естественных условиях  обитания, так и в неволе.

 

Таким образом, важнейшими элементами и предпосылками  интеллекта животных являются способности  к разнообразному манипулированию, широкому чувственному (зрительному) обобщению, к решению сложных задач и  переносу сложных навыков в новые  ситуации, к полноценной ориентации и адекватному реагированию в  новой обстановке на основе прежнего опыта.

 

Основу интеллектуального  поведения, по-видимому, составляет восприятие сложных отношений между предметами внешнего мира. Это и есть дальнейшее усложнение форм отражения, которое  ведет к появлению более интересующих нас форм поведения. Сначала животное отражало отдельные свойства и эти свойства пускали вход заложенные от природы врожденные видовые механизмы. Затем животное начинало воспринимать целые образы предметов действительности и приспосабливаться к ним; возникли индивидуально – изменчивые формы предметного поведения, которые могут быть проиллюстрированы в навыках. Но есть третья, очень существенная форма отражения, которая очень слабо выявлена у низших животных и выявляется все больше и больше у высших животных. Это – отражение не отдельных слов, не отдельных предметов и ситуаций, а сложных отношений между отдельными предметами. Она составляет основу интеллектуального поведения.

 

ІІ. ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО  ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ

 

2.1 Изучение  поведения животных зарубежными  авторами

 

 

С середины XIX в. начинается систематическое экспериментальное  изучение поведения животных. Автором  одного из первых экспериментальных  исследований был директор Парижского зоопарка Ф. Кювье. На основе наблюдений за животными в Парижском зоопарке он провел сравнительное изучение поведения  млекопитающих нескольких отрядов (грызунов, жвачных, лошадей, слонов, приматов, хищных), причем многие из них стали  объектом научного исследования впервые.

 

Ф. Кювье собрал многочисленные факты, свидетельствовавшие  об «уме» животных. При этом его  особенно интересовали различия между  «умом» и инстинктом, а также между  умом человека и «умом» животных. Кювье  отметил наличие разной степени  «ума» у животных разных видов.

 

Решающее  значение для возникновения и  развития сравнительных и экспериментальных  исследований поведения и психики  животных имели труды Ч. Дарвина.

 

Многочисленные  наблюдения за поведением животных, проведенные  Дарвином в естественных условиях и  в неволе, позволили ему четко  выделить три основные категории  поведения – инстинкт, способность  к обучению и элементарную «способность к рассуждению». В настоящее время  такой классификации поведенческих  актов придерживается большинство  исследователей.

 

Теория эволюции Чарльза Дарвина анатомически сблизила человека и животных, показав общность их телесного устройства.

 

В числе первых ученых, обратившихся к проблеме сходства психики животных и человека, был  друг и единомышленник Дарвина Дж. Роменс. Наибольшую известность получила его книга «Ум животных» (1888), где он выступил как натуралист, стремившийся доказать единство и непрерывность развития психики на всех уровнях эволюционного процесса.

 

Ч.Уитмен занимался сравнительным изучением поведения животных. Ему принадлежит описание поведения многих видов птиц и некоторых межвидовых гибридов. Он подчеркивал, что поведение животных можно изучать с эволюционных позиций подобно тому, как изучают строение тела.

 

Один из основоположников современной психофизиологии У. Джеймс дал определение инстинкта  как «способности действовать целесообразно, но без сознательного предвидения  цели, и без предварительной выучки производить данное целесообразное действие». Интересно отметить, что  Джеймс не соглашался с распространенной в его время точкой зрения, что  ввиду высокого уровня развития интеллекта человек обладает малым числом инстинктов. Он, напротив, утверждал, что у человека больше различных инстинктов, чем  у животных.

 

Огромное  значение для развития науки о  поведении сыграли работы английского  ученого Э. Торндайка. Наряду с И.П. Павловым, он считается основателем научного метода исследования процесса обучения в контролируемых лабораторных условиях. По Торндайку, исходным моментом поведенческого акта является наличие так называемой проблемной ситуации, т.е. таких внешних условий, для выхода из которых у животного нет готового двигательного ответа. Разрешение проблемной ситуации определяется взаимодействием организма и среды как единого целого. Животное осуществляет активный выбор действий, а формирование данных действий происходит путем упражнений.

 

Важнейший вклад  в изучение поведения животных внесли австрийский ученый Конрад Лоренц и  нидерландский ученый Нико Тинберген, которых считают основателями современной этологии. Научный подход этих ученых был подготовлен исследованиями Уитмена, Крейга в Америке и Хейнрота в Германии, однако именно их работы обеспечили основу для будущего развития этологии, а их подход оказался альтернативным для господствовавшего тогда в Америке бихевиоризма.

 

 

2.2 Исследование  интеллектуального поведения животных  в трудах отечественных ученых

 

Наука о поведении  животных весьма плодотворно развивалась  и в России.

 

В середине XIX в., в противовес распространенным тогда  идеалистическим и метафизическим теориям, последовательно отстаивал  исторический подход к изучению живой  природы выдающийся ученый, один из первых эволюционистов, профессор Московского  университета Карл Рулье. Он утверждал, что наряду с анатомией, физиологией и экологией, необходимо изучать и инстинкты животных. Первопричиной происхождения психических способностей Рулье считал взаимодействие организма со средой, в которой обитает данное животное.

 

Большой вклад  в сравнительное изучение природы  инстинктов и разработку самой методологии  «биопсихологических», по его терминологии, исследований внес талантливый русский  биолог и зоопсихолог В. А. Вагнер. Он занимался систематическим изучением  поведения животных разного уровня развития, и многие из его исследований носили сравнительно-психологический  характер.

 

В докторской диссертации «Биологический метод  в зоопсихологии» (1902) Вагнер сделал первую сводку своих работ по психологии животных. Он подчеркивал огромное значение зоопсихологии в поиске путей эволюции психических способностей в животном мире – эволюции, которая  ведет в конечном счете к пониманию генезиса нашего собственного «Я».

 

Большое внимание уделял В.А. Вагнер проблеме индивидуально-приобретенного поведения, а также его роли в  жизнедеятельности животных. Согласно традициям своего времени, он называл  подобное поведение «разумом», включая  в это понятие результаты научения, накопление опыта в форме ассоциаций и подражаний.

 

Вагнер отмечал, что, поскольку индивидуально-приобретенное  поведение всегда связано с биологически важными ситуациями, провести границу  между ним и врожденным поведением трудно.

 

В. А. Вагнер полностью  отрицал способность животных к каким бы то ни было проявлениям зачатков разума в прямом смысле этого слова. Он считал, что эти явления можно вполне объяснить формированием навыков.

 

Работы Вагнера  оказали существенное влияние на развитие отечественной науки о  поведении. Введенный им «объективный биологический метод» был воспринят  и получил широкое применение в работах отечественных зоопсихологов.

 

Особый вклад  в исследование поведения и психики  животных внесла Н.Н. Ладыгина-Котс. Она занималась тщательным изучением развития в онтогенезе ряда видов птиц, а также проявлением и вариациями основных инстинктов различных млекопитающих.

 

Тщательно проанализировав  движения, игры и сложные действия шимпанзе и ребенка, Н.Н. Ладыгина-Котс пришла к выводу, что психика ребенка качественно отличается от психики обезьян. Отмечая многочисленные черты сходства поведения шимпанзе и человека на ранних стадиях онтогенеза, она указывает на те критические точки, с которых развитие психики ребенка идет принципиально иными темпами и на качественно другом уровне, чем у шимпанзе. Несмотря на большую степень сходства психики шимпанзе с человеческой, по уровню развития интеллекта, понимания речи человека и овладения его языком, шимпанзе все же не превышают уровня двухлетнего ребенка.

 

В процессе работы с обезьянами, Н.Н Ладыгиной-Котс была разработана экспериментальная методика «Выбор по образцу», пользуясь которой, она детально изучила зрительные восприятия шимпанзе и установила, что они различают все цвета спектра и тонкие оттенки цветов.

 

Центральное место в трудах Н.Н. Ладыгиной-Котс занимала проблема элементарного мышления животных как предпосылки человеческого мышления, позволяющего выявить и восстановить предысторию его возникновения в процессе эволюции. Особое внимание уделялось особенностям восприятия, манипуляционной, орудийной и конструктивной деятельности приматов.

 

Большой вклад в развитие науки о поведении  животных в России внесли ученые-физиологи. Среди них необходимо прежде всего отметить таких корифеев, как И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов и целый ряд его учеников.

 

И.М. Сеченов  занимался изучением физиологии нервных процессов. Среди главных  заслуг этого ученого было открытие процесса торможения, существующего  в нервной системе наряду с  возбуждением, без которого невозможно представить осуществление центральной  нервной системой интегративных  функций.

 

В центре научных  интересов знаменитого русского ученого В.М. Бехтерева стояла проблема человека. Крупнейший вклад в науку  составили его труды по анатомии мозга и невропатологии. Он ввел понятие сочетательного, т.е. фактически условного рефлекса как приобретенного свойства нервной системы, а также  представление о сложных органических рефлексах, т.е. инстинктах, механизм которых  он также считал чисто рефлекторным.

 

Одним из главных  основоположников экспериментального изучения поведения животных в России был И.П. Павлов. Поведение животных осуществляется под ведущим влиянием раздражителей, несущих информацию о среде обитания, непосредственно  окружающей их. Система, воспринимающая такую информацию, была названа И.П. Павловым первой сигнальной системой действительности.

Информация о работе Характеристика интеллектуального поведения животных