Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 20:27, курсовая работа
нужно выделить Б.А.Базыма, П.В.Яньшина.
Объект исследования: цвет как психологическое и психофизиологическое явление.
Предмет исследования: возрастная динамика восприятия цвета и взаимосвязь цвета с психосоциальными характеристиками личности.
Цель исследования: описать цвет как психофизиологическое явление.
Введение...............................................................................................
Глава 1. Механизмы восприятия цвета и их развитие........................
1.1. Цвет как психофизиологическое явление........................................
1.2. Восприятие цвета в процессе индивидуального развития человека........................
Глава 2. Прикладное значение цвета...................................................
2.1. Влияние цвета на центральную нервную систему и вегетативную нервную систему
и его использование в психодиагностике...................................................
2.2. Связь цвета с психосоциальными характеристиками личности........
2.3. Цвет в различных областях, смежных с психологией..............................
Выводы...................................................................................
Заключение...................................................
Библиографический список.........................
Курсовая работа.
Цвет как психологическое и
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Автор: Administrator
18.01.2011 10:31
Оглавление
Введение......................
Глава 1. Механизмы
восприятия цвета и их
1.1. Цвет как
психофизиологическое явление..
1.2. Восприятие
цвета в процессе
Глава 2. Прикладное
значение цвета................
2.1. Влияние цвета
на центральную нервную
и его использование
в психодиагностике............
2.2. Связь цвета
с психосоциальными
2.3. Цвет в
различных областях, смежных с
психологией...................
Выводы.......................
Заключение...................
Библиографический
список........................
Введение
Актуальность темы. Зрение является основным источником информации о внешнем мире, и цвет является неотъемлемым свойством всех предметов: мы постоянно испытываем на себе его влияние. Можно сказать, что окружающий нас мир – это комбинация световых пятен разной яркости и цвета.
Цвет, как совокупность оттенков, представляет собой устойчивую семантическую структуру, соотнесенную с эмоционально-личностными особенностями человека. Цвет является самостоятельной системой ориентации в действительности, независимой от предметной. Таким образом, предметы с помощью цвета связаны с нашим душевным и функциональным состоянием. И наиболее интересно то, что эта связь минует на своем пути сознание.
Действительно,
цвет – мощное средство
У истоков
культуры цвет был равноценен
слову. Цветовой образ
Далее, одним из важнейших положений этой темы является то, что цвет способен закономерно выражать эмоциональное (личностно-смысловое) отношение субъекта к чему-то значимому и самому себе. В цвете происходит визуализация эмоционального отношения. Свойство цвета преобразовывать наше душевное состояние и сигнализировать об этом изменении имеет оборотную сторону. Если мы обозначаем кого-то (или себя) с помощью цвета, мы сообщаем этим, какое душевное состояние вызывает у нас этот объект.
Цвет используется
в профессиональной
На этом возможности применения цвета не заканчиваются, однако, несмотря на это, существует множество аспектов, которые на сегодняшний день недостаточно изучены, хотя обладают огромным потенциалом.
При написании этой работы мы опирались на труды различных ученых. Физиологией восприятия цвета занимались, например, С.В.Кравков, Ч.А.Измайлов, Е.Н.Соколов, А.М. Черноризов. Еще в работах И.В. Гете была раскрыта связь цвета и эмоций, в дальнейшем фундаментальный вклад в этой области был сделан М.Люшером. Также последний ученый одним из первых начал разрабатывать цветовую психодиагностику. При описании возрастного развития восприятия цвета мы использовали работы В.С.Мухиной. Широкий спектр вопросов, связанных с применением цвета в искусстве и рекламе представлен Л.Н.Мироновой, Е.С.Пономаревой. Кроме того, из современных исследователей в психологии цвета нужно выделить Б.А.Базыма, П.В.Яньшина.
Объект исследования:
цвет как психологическое и
Предмет исследования:
возрастная динамика восприятия цвета
и взаимосвязь цвета с
Цель исследования: описать цвет как психофизиологическое явление.
Задачи исследования:
Выявить психофизиологические механизмы восприятия цвета.
Определить возрастную динамику восприятия цвета.
Раскрыть многоуровневые связи цвета с эмоциями, характером, мышлением, возрастом, состоянием здоровья.
Показать каким
образом цвет находит применение
в психодиагностике, психотерапии,
искусстве (дизайн интерьера, живопись),
рекламе.
Теоретическая
значимость. Работа важна для понимания
закономерностей цветового
Практическая
значимость. Проведенный анализ литературы
позволяет продуктивно
Работа состоит
из: введения, двух глав, выводов,
заключения и библиографии. Во
введении дана общая
Глава 1. Механизмы
восприятия цвета и их развитие
1.1. Цвет как
психофизиологическое явление
Проблемы
в психологии цвета.
Также существует проблема, связанная с тем, что ответ на вопрос о природе цвета, полученный в психофизиологических исследованиях, оказывается в радикальном противоречии с житейским опытом человека. Остановимся на ней подробнее. Представления о свете и цвете формируются на основе многолетнего зрительного опыта. Мы определяем цвет как свойство, как физическую характеристику внешнего объекта, аналогичную весу, плотности (мы говорим: «Яблоко – красное»). Свет также видится как характеристика источника излучения. Причина этого – «объектность» нашего восприятия, суть которого заключается в том, что субъективные (психические, феноменальные) образы нашего восприятия представлены сознанию как объекты среды, они отождествляются с предметами внешнего мира. Для обыденного опыта цвет и свет не порождаются зрением, а только передаются с помощью зрения. Далее, существует терминологическое смешение между физикой и психофизиологией с применением терминов «свет» и «цвет». С точки зрения физики, свет – это электромагнитное излучение в диапазоне от 400 до 700 нм, т.е. видимая часть спектра, а также некоторые другие участки спектра, невидимые глазом. Термин «цвет» в физике обычно используется для обозначения монохроматического или узкополосного излучения. Например, выражение: «Призма разлагает белый свет на цветные лучи» является очень распространенным в физической литературе [14]. Таким образом, физика рассматривает свойства электромагнитного излучения.
Нужно отметить,
на протяжении этой работы
мы будем использовать не
Обратимся теперь к истории развития представлений о цвете.
Развитие теорий
цветового зрения. Как уже отмечалось,
фундаментальный вклад в
Затем, эти
представления были развиты М.
В 1704 г.
выходит знаменитый труд
В самом начале XIX века Томас Юнг выявил, что в общем случае достаточно иметь всего три составляющие из спектра, чтобы получить с их помощью все остальные цвета. Его идеи были продолжены Германом фон Гельмгольцем. Но он утверждал, что важнейшая характеристика, которой должны обладать эти элементы – это широкополосная чувствительность к различным излучениям. Гельмгольц предположил, что, перебирая разные тройки составляющих по определенным принципам, можно найти ту единственную, которая и будет раскрывать специфику этих элементов, т.е. определить максимум чувствительности каждого из этих элементов. При этом ряд феноменов цветового зрения оставался без объяснения. Один из них касался «чистого» цвета, т.е. такого, в котором наблюдатель не может обнаружить его составленности из других цветов. Теория Юнга-Гельмгольца объясняла это тем, что при некотором излучении максимально возбуждается один из фоторецепторов, и минимально – два других.
По-другому
этот вопрос решал Эвальд
Информация о работе Цвет как психологическое и психофизиологическое явление