Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 20:27, курсовая работа
нужно выделить Б.А.Базыма, П.В.Яньшина.
Объект исследования: цвет как психологическое и психофизиологическое явление.
Предмет исследования: возрастная динамика восприятия цвета и взаимосвязь цвета с психосоциальными характеристиками личности.
Цель исследования: описать цвет как психофизиологическое явление.
Введение...............................................................................................
Глава 1. Механизмы восприятия цвета и их развитие........................
1.1. Цвет как психофизиологическое явление........................................
1.2. Восприятие цвета в процессе индивидуального развития человека........................
Глава 2. Прикладное значение цвета...................................................
2.1. Влияние цвета на центральную нервную систему и вегетативную нервную систему
и его использование в психодиагностике...................................................
2.2. Связь цвета с психосоциальными характеристиками личности........
2.3. Цвет в различных областях, смежных с психологией..............................
Выводы...................................................................................
Заключение...................................................
Библиографический список.........................
Точно так же, начиная рисовать, ребенок вовсе не учитывает цвет изображаемых предметов. Он может использовать любую попавшуюся краску, или только свою любимую; а чаще всего в этом возрасте цвет используется ребенком в его выразительной функции. В этом случае красивое изображается яркими, чистыми цветами; преимущество отдается желтой, оранжевой, красной, голубой краскам. Соответственно, рисуя некрасивое, ребенок выбирает темные цвета: черный, темно-коричневый, темно-синий, т.е. он использует «неподражательный» цвет [25].
Исследования
показывают, что ребенок третьего
года жизни вполне может
В дошкольном возрасте происходит усвоение сенсорных эталонов, под которыми подразумеваются выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений. В четыре-пять лет ребенок овладевает сравнительно полным набором эталонов цвета, в пять-шесть лет происходит усвоение связей и отношений между цветами, совершенствование представлений о цвете приводит к усвоению цветовых тонов спектра. Ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности, о том, что цвета делятся на теплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными и резкими, контрастными, сочетаниями цветов.
Возвращаясь
к художественной деятельности,
в четыре-пять лет изображение
красивого и некрасивого
В младшем
школьном возрасте он не
В отрочестве
происходит преодоление
Все сказанное
позволяет сделать вывод, что
до двух лет у ребенка
Обратимся
теперь к цветовым ассоциациям,
Цветовые ассоциации. Восприятие цвета и эстетическое переживание его существенно зависит от ассоциаций, вызываемых цветом. Явление цветовых ассоциаций заключается в том, что данный цвет возбуждает те или иные эмоции, представления, ощущения неадекватного характера, то есть воздействием цвета возбуждаются другие органы чувств, а также воображение, память о виденном или пережитом [24]. Можно классифицировать цветовые ассоциации следующим образом:
1) весовые (легкие,
тяжелые, воздушные, невесомые)
2) температурные (горячие, теплые, холодные, пламенеющие, леденящие);
3) осязательные (мягкие, жесткие, колючие, нежные);
4) пространственные
(выступающие, отступающие,
5) акустические
(тихие, громкие, звонкие,
6) вкусовые (сладкие,
вкусные, горькие, сухие,
7) возрастные (детские, молодежные, стариковские);
8) сезонные (весенние, летние, зимние, осенние);
9) этические (мужественные, сентиментальные, смелые);
10) эмоциональные (веселые, грустные, скучные, спокойные, драматические, трагические);
11) культурные (напоминающие колорит всевозможных явлений культуры — от живописи знаменитых художников до изделий кулинарного искусства).
Этот список
можно продолжить. Нетрудно увидеть,
что почти любое
Глава 2. Прикладное
значение цвета
2.1. Влияние цвета на центральную нервную систему
и вегетативную нервную систему
и его использование
в психодиагностике
Влияние цвета
на вегетативную нервную
Особые заслуги
в данном направлении
Симпатикотропные
раздражители повышают
Подобный
характер взаимосвязей
Так синий, и в какой-то мере зеленый, оправдывают свои характеристики, как релаксирующих, успокаивающих, и поэтому особо предпочитаются людьми, испытывающими нужду в расслаблении и отдыхе. Однако длительное воздействие этих цветов приводит к торможению и даже депрессии, вызывает впечатление чего-то печального и скучного. Красный и желтый как стимулирующие так же оправдывают свои традиционные характеристики цветов «активной стороны». В этих цветах «заинтересована» нервная система человека, хорошо отдохнувшего, восстановившего силы, испытывающего потребность в интенсивной деятельности, проявлении своей энергии. Длительное воздействие этих цветов может привести к перевозбуждению, а затем и к защитному торможению нервной системы. .
Характер взаимосвязи белого и черного с деятельностью ВНС является аналогичным: белый стимулирует эрготропную систему организма, а черный — трофотропную; активация ПНС увеличивает «нужду» в белом цвете, а СНС — в черном. Если с утра пасмурно и в природе преобладают свинцово-синие тона, то настроиться на активную работу бывает очень трудно, человек может впасть в пассивное, дремотное состояние. И наоборот, яркое, солнечное утро способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию. .
Цветовое
воздействие может усиливать
вегетативные проявления
Влияние цвета на центральную нервную систему (ЦНС). То, что цвет оказывает воздействие на деятельность ЦНС, в свете вышеизложенных экспериментальных данных является несомненным. Однако в отличие от ВНС, на которую цвет оказывает безусловное воздействие, взаимосвязь между цветом и ЦНС человека представляет более сложную картину. Если для ВНС цвет — это, прежде всего, кванты энергии, поступающие в организм из внешнего мира, то для ЦНС, цвет, если можно так выразиться, — и квант информации об окружающем мире. .
Благодаря
определенным отделам ЦНС, у
человека формируются цветовые
ощущения, а интегративная деятельность
ЦНС обеспечивает
Цвет необходим
для поддержания тонуса ЦНС.
Известны случаи так
Красный цвет всегда обладает возбуждающим, согревающим эффектом, он активизирует все функции организма, используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и ряда кожных заболеваний; он на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Желтый цвет тонизирует, бодрит, стимулирует деятельность ЦНС, оказывает лечебное воздействие при заболеваниях пищеварительного тракта, печени, почек, ревматизме и др. . Зеленый уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает, снимает напряжение, облегчает невралгии и мигрени, используется при лечении астмы, ларингита и т.д. . Синий цвет замедляет сердечную активность, действует успокаивающе и может перейти в тормозящее влияние, вызвать депрессию. Синие лучи используют при лечении воспалительных заболеваний глаз, ветрянке, скарлатине. . Предпочтение коричневого цвета сопровождается ослаблением сознательного контроля, планирования и последовательности в поведении, снижением. Коричневому цвету часто отдают предпочтение люди, которым кажется, что конфликтная ситуация, в которой они находятся, неразрешима. . Красно-оранжевый цвет повышает субъективное ощущение температуры окружающей среды на 5-7°, стимулирует кровообращение. Его предпочтение сочетается с актуализацией потребности и склонности к общению, с инициативностью, повышением энергетического потенциала, со снижением чувствительности к отрицательным воздействиям среды, с высоким темпом моторики и счета. . Если обобщить вышесказанное, то можно сказать, что влияние красно-желтой и сине-зеленой частей спектра на ВНС и ЦНС распределяется таким образом: первая оказывает активирующее воздействие на человека, а вторая – успокаивающее. Однако, этот эффект индивидуально может меняться. . Основываясь на этих фундаментальных свойствах цвета создавалась цветовая психодиагностика. Ее историю следует начинать не со знаменитых тестов Роршаха и Люшера, а с трудов Роже де Пиля и И.В.Гете. В трудах этих мыслителей, особенно в монографии Гете «Трактат о цвете» [7], достаточно четко обнаруживаются ряд основ цветовой психодиагностики, на которых базируются и упомянутые цветовые тесты:
Цвета имеют
устойчивые значения, общие для всех
людей.
2. Определенные цвета оказывают определенное «нравственное» (психологическое) воздействие на человека.
3. Люди по-разному относятся к цветам, что объясняется их индивидуальными различиями как на биологическом (пол, возраст), так и на социально-психологическом уровне (принадлежность к определенной нации, различия в темпераментах т.д.).
После Гете, вплоть до конца XIX века цветовая психодиагностика практически не развивается, пока В.Вундт не рассматривает взаимосвязь цвета и эмоций. Экспериментальные доказательства воздействия света и цвета на психику были приведены в работах многих российских ученых: Н.Е.Введенского, И.В.Годнева, П.П.Лазарева и других.
Возвращаясь
к теме, первым методом собственно
цветовой психодиагностики
Самая известная
и популярная на сегодняшний
день цветодиагностическая
С момента появления ЦТЛ прошло почти полвека. За всю свою историю тест получал самые разные оценки. В настоящее время преобладает осторожное отношение к нему. Основным объектом критики является теоретическая часть методики: не достает «строгой научности». В ряде работ, наоборот, указывается на то, что с помощью Цветового теста Люшера возможен достоверный анализ личности человека, его эмоционально-мотивационной сферы. Большинство замечаний в адрес цветового теста Люшера со стороны практических психодиагностов связаны с тем, что он «слабо коррелирует» с имеющими «стойкую репутацию» методами. Но дело в том, что он создан на основе других теоретических позиций. Кроме того, любой тест ими изначально ограничен и глобальная экстраполяция получаемых результатов на смежные области ничего, кроме недоразумений и снижения эффективности психодиагностики, не приносит. В основном, с теоретическими основами ЦТЛ не согласны представители ортодоксального бихевиоризма, ставящие во главу своих концепций фактор научения. Для них уже неприемлемо первое и главное положение Люшера о независимости психологического значения цвета от научения. Признать это, означало бы перечеркнуть собственные теоретические положения. Более объективной критикой может быть то, что «цветовая типология» личностей нуждается в дополнительной проверке через полевые наблюдения, экспертную оценку, самоотчеты испытуемых. Таким образом, при надлежащем уровне понимания теоретических основ данной методики, ЦТЛ является мощным и уникальным средством изучения личности человека [1].
Информация о работе Цвет как психологическое и психофизиологическое явление