Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 20:27, курсовая работа
нужно выделить Б.А.Базыма, П.В.Яньшина.
Объект исследования: цвет как психологическое и психофизиологическое явление.
Предмет исследования: возрастная динамика восприятия цвета и взаимосвязь цвета с психосоциальными характеристиками личности.
Цель исследования: описать цвет как психофизиологическое явление.
Введение...............................................................................................
Глава 1. Механизмы восприятия цвета и их развитие........................
1.1. Цвет как психофизиологическое явление........................................
1.2. Восприятие цвета в процессе индивидуального развития человека........................
Глава 2. Прикладное значение цвета...................................................
2.1. Влияние цвета на центральную нервную систему и вегетативную нервную систему
и его использование в психодиагностике...................................................
2.2. Связь цвета с психосоциальными характеристиками личности........
2.3. Цвет в различных областях, смежных с психологией..............................
Выводы...................................................................................
Заключение...................................................
Библиографический список.........................
Рассмотренные
аспекты цветового воздействия
на нервную систему и психику
человека наглядно
2.3. Цвет в
различных областях, смежных с психологией
Основываясь на описанных выше свойствах цвета, нужно сказать, что цвет является мощным средством воздействия на человека, именно поэтому он используется столь огромным множеством дисциплин.
Цвет и оформление производственных объектов, школ и выставок. Создание цветовой среды, обладающей признаком цельности и законченности, требует комплексного подхода к определению границ и целей использования цвета в интерьере. То есть, группа композиционных задач, в процессе решения которых архитектор способен выявить и подчеркнуть с помощью цвета логику объемно-пространственной структуры, неотделима от задач по созданию психофизиологического комфорта в помещении, и пренебрежение любой из сторон цветового воздействия опасно и чревато последствиями [26].
Благоприятный цветовой климат – одно из важнейших условий хорошего самочувствия людей, а значит, одно из условий повышения производительности труда и качества продукции [24]. Это проблема эстетизации производства.
При проектировании цветовой отделки помещения осуществляется анализ различных факторов, в том числе и таких как цветовые предпочтения работников (в зависимости от возраста, пола, культурного уровня, национальности, рода занятий), цветовой климат места постройки, освещение и т.д.
Задачу проектирования цветового климата производственной среды можно вкратце сформулировать следующим образом: обеспечение хорошей различимости всех объектов в поле зрения и комфортного самочувствия человека на рабочем месте.
В процессе анализа факторов, влияющих на выбор гаммы, может оказаться, что требования к цветовому решению противоречат друг другу. Так, например, для обеспечения зрительного комфорта окраску механического цеха следует решать в теплой гамме, на если этот цех ориентирован на юго-запад и находится в районе 45° северной широты, то во второй половине дня он будет подвергаться активной инсоляции и, значит, желательна холодная гамма. Какому же фактору отдать предпочтение? Тому, который имеет наибольшее значение в данных условиях. Такой решающий фактор называется критерием оптимальности цветового решения.
С производственными
вредностями можно бороться и
другими путями. Так, в нашем
примере целесообразнее всего
будет ограничить инсоляцию
Нередки случаи,
когда решающим критерием при
выборе цветовой гаммы следует
считать эстетический, даже если
он вступает в противоречие
с функционально-
Можно выделить принципы гармонизации цвета в производственном интерьере.
Например, количество
основных цветов должно быть
минимальным (2-3 цвета). На основных
поверхностях неприемлемы
Всякий производственный комплекс состоит из помещений различного назначения. Помимо цехов, в него входят административные, бытовые и прочие помещения. Их цветовое решение обычно строится по контрасту с цветовой схемой производственного помещения. Это служит эмоциональной зарядкой: насыщенные цвета помогают снять утомление от монотонности труда.
Целый ряд
объектов в производственной
среде окрашивается в строгом
соответствии и установленными
нормами. В окраске этих
1) красный – «стоп», запрещение, явная опасность, противопожарные средства;
2) желтый – внимание, предупреждение о возможной опасности;
3) зеленый – безопасность, путь свободен.
При проектировании
цветовой схемы
В оформлении выставок цвет может выполнять следующие функции: выделение экспонатов, организация пространства, зонирование, а также внесение оживляющих акцентов для снятия утомления.
Можно выделить
наиболее общие закономерности
при подборе колористического
решения в интерьерах [26, 9, 28]. При
необходимости активизировать
Как уже отмечалось выше, цветом можно организовать пространство: глубину комнаты можно оптически изменить путем цветового выделения торцевой стены, красный и оранжевый укорачивают помещение, голубой удлиняет. В целом, холодные цвета увеличивают пространство, а теплые создают ощущение защищенности и тепла. Так, белый цвет добавляет в интерьер свежести, голубой и синий зрительно удаляют предметы, в свою очередь коричнево-бежевая гамма несет в себе уют и покой, а зеленый цвет, кроме своего успокоительного эффекта, вызывает устойчивый подъем работоспособности.
Также цвет способен усилить пластическую выразительность предметов, теплые и темные цвета оптически сообщают мебели дополнительную массивность.
К особенно
хорошим результатам приводит
целенаправленное
Рассмотрим
это положение на примерах. В
рекламах кофе преобладают
Цвета воздействуют
не только на глаза, но и
на другие органы чувств: розовый
цвет нам кажется сладким, а
«свежая зелень» вызывает
Повышенное внимание может быть достигнуто и при помощи постоянного повторения определенного цвета в рекламном изображении или ролике. В этом случае, при повторении цвета должны быть идентичными, так как большинство людей запоминает цвет с большой точностью. Не исключено возникновение различных финансовых неудач, если связанный уже с одним предметом цвет изменяется хотя бы в незначительной степени. Это может вызвать совершенно другие ассоциации, чем ожидалось.
Создатели
рекламы и психологи,
Использование цвета в живописи. Образ в искусстве создается по тому принципу, что общая цветовая гамма подчеркивает центральное цветовое пятно и отражает цветовое взаимоотношение в природе [11, 4].
Цветовое
решение в композиции играет
роль при выделении смыслового
центра и подчеркивании
Построение цветовых планов лучше всего делать вокруг линии горизонта, используя разные цветовые гаммы земли и неба. Также через чередование цветовых пятен и контрастов можно «иллюстрировать» содержание сказки – начало, борьбу добра и зла, кульминацию событий, развязку.
Цветотерапия. Сенсорная комната – это окружение, которое состоит из различного рода стимуляторов. К ним относятся проекторы спецэффектов, световые трубки, фиброоптические волокна, сухие бассейны, мягкие покрытия, разгрузочные сиденья, генераторы запахов, специальная музыка. Мозг активизируется через стимуляцию базовых чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и развивает саморегулирование процессов возбуждения и торможения. В условиях сенсорной комнаты специалистами проводятся направленные занятия, или она просто используется для релаксации [17]. Сенсорная комната представляет собой помещение, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при сопровождении специалиста исследует окружающее.
Основа сенсорной комнаты – свет, так как более 90% информации человек получает через глаза. Именно состав и местоположение световых приборов в помещении задаст расположение и остальных элементов сенсорной комнаты.
Оптические
эффекты сенсорной комнаты
Светотерапия
может помочь тем, кто
- осуществляют
передачу информации из
- улучшают состояние иммунной системы; ;
- регулируют функции многих гормонов; ;
- задают и
поддерживают ритм суточных
Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние человека.
Все сказанное
позволяет сделать вывод о
первостепенных функциях цвета.
Выводы
1. Исторический
обзор развития представлений
о цвете показал, что
2. Собственно
цвет не является свойством
света как такового, а скорее
представляет собой результат
его взаимодействия со
Информация о работе Цвет как психологическое и психофизиологическое явление