Ценности человека в контексте консультативных теорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:21, контрольная работа

Краткое описание

Цель изучения: в настоящей работе, изучив теоретические основы ценности человека и ценности человека в контексте консультативных теорий, я планирую в своей консультативной практике взять за основу ту модель консультирования, которая более всего соответствует моим внутренним ценностям, моим внутренним убеждениям.
Задачи изучения:
Рассмотреть содержание понятия «ценность», дать ее общую характеристику.
Изучить систему ценностей личности, классификацию ценностей, рассмотреть высшие ценности личности.
Сделать анализ ценностей человека в контексте классического психоанализа.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….
4
Глава 1. Теоретические ОСНОВЫ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА….
6
1.1. Содержание определения «ценность», ее общая характеристика ….
6
1.2. Система ценностей человека, классификация ценностей, высшие ценности личности ………………………………………………………….

10
Вывод по 1 главе …………………………………………………………….
18
Глава 2. Ценности человека в контексте консультативных теорий ……………………………………........

19
2.1. Ценности человека в контексте классического психоанализа …….
19
2.2. Ценности человека в контексте экзистенциально-гуманистического направления ………………………………………………………………….

24
Вывод по 2 главе …………………………………………………………….
28
Заключение ……………………………………………………………..
29
Список используемой литературы …………………………………………
32

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. ценности человека.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ЦЕННОСТИ человека в контексте консультативных теорий

 

 

    1. Ценности человека в контексте классического психоанализа

 

Психоанализ является одним из важных направлений для развития современной психологии и, прежде всего, связан с именем австрийского ученого Зигмунда Фрейда (1856-1939). Следует так же отметить, что психоанализ разнообразен, данного направления придерживались и такие ученые как В. Райх, К. Хорни, Э. Эриксон, Э. Фромм.  Все они, отталкиваясь от фундаментального учения Фрейда, внесли в психоанализ свое видение проблем, опираясь на следующие классические положения, которые присутствуют практически в любой психоаналитической концепции: роль бессознательных компонентов в психической жизни личности, роль детского опыта взаимоотношений со взрослыми, проблема внутреннего конфликта, формирование психологических защит. 

Понимание ценности человека в контексте данной теории при глубоком ее изучении мне видится в особой организации психики и в организации структуры личности.

Так, изначально  в психоанализе предметом изучения стала динамика отношений между бессознательным и сознанием. Концепция, разработанная Фрейдом, постулирует существование бессознательного как в высшей степени важного компонента человеческого сознания.

Бессознательные психические  процессы рассматриваются как основные детерминанты личностного развития, как основные факторы, движущие силы, определяющие и регулирующие поведение и функционирование человеческой личности. В целом, психическая жизнь человека рассматривается как выражение бессознательных психических процессов.

З. Фрейд отмечал, что  согласно первому коробящему утверждению психоанализа, психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни. …Признание существования бессознательных психических процессов ведет к совершенно новой ориентации в мире и науке13.

Содержание бессознательного составляют инстинктивные побуждения, первичные, врожденные, биологические влечения и потребности, которые угрожают сознанию и вытесняются в область бессознательного.

Инстинкты, с точки зрения Фрейда, это не врожденные рефлексы, а побудительные, мотивационные силы личности, это – психическое выражение импульсов и стимулов, идущих от организма (и, в этом смысле, биологических), психическое выражение состояния организма или потребности, вызвавшей это состояние. Целью инстинкта является ослабление или устранение возбуждения, устранение стимулов, связанных с потребностью организма, иными словами, удовлетворение потребности за счет определенного соответствующего поведения (например, голод или жажда побуждают человека искать питье или еду, есть и пить). Именно эта внутренняя стимуляция, внутреннее возбуждение, связанное с состоянием и потребностями организма, с точки зрения Фрейда, является источником психической энергии, которая обеспечивает психическую активность человека (в частности, поведенческую активность). Поэтому инстинктивные побуждения рассматриваются как мотивационные силы, следовательно, мотивация человека направлена на удовлетворение потребностей организма, на редукцию напряжения и возбуждения, вызванного этими потребностями. Инстинкты же представляют собой психические образы этого возбуждения, представленные как желания.

Первоначально Фрейд выделял инстинкты  жизни (Эрос), направленные на самосохранение, на поддержание жизненно важных процессов (голод, жажда, секс). В 1918 г. в прежний вариант психоанализа З. Фрейдом были внесены изменения, которые заключались в том, что к прежнему сведению всех влечение к сексуальному (либидо) присоединялся особый инстинкт, названный «инстинктом смерти» - Танатосом. Под ним понималось стремление организма к тому, чтобы возвратиться в безжизненное состояние, стать неодушевленной материей. Инстинкт смерти (Танатос), разрушительные силы, направленные либо вовнутрь, на самого себя, либо вовне (агрессия, садизм, мазохизм, ненависть, суициды).

Энергия инстинктов жизни  получила название либидо, энергия  инстинктов смерти специального названия не имеет. Фрейд считал, что из всех инстинктов жизни наиболее значимыми  для развития личности являются сексуальные инстинкты. В связи с этим довольно часто термином «либидо» обозначают именно энергию сексуальных инстинктов. Однако нужно иметь в виду, что энергия либидо обозначает энергию всех жизненных инстинктов.

Существование индивида – это компромисс между двумя главными инстинктами  – Эросом и Танатосом, причем превалирует второй, получающий выражение в актах агрессии, которая может быть направлена как на других, так и на самого субъекта. Этот  взгляд Фрейда был использован сторонниками версии о неизбежности войн, о том, что их причины кроются в самой биологической природе человека.

З. Фрейд отмечал, что  стремление к созиданию и стремление к разрушению – два самых мощных стремления человека. Любовь, благородство, щедрость, страстное желание производить потомство и вдохновение к творчеству  возникает из стремления к созиданию. Напряжение, стимулирующее человека к этим конструктивным целям, и есть либидо. Стремление к уничтожению вызывает в человеке низменные чувства – вражду и ненависть, неконтролируемый гнев и садистские наслаждения жестокостью и  распадом живой плоти.… Разумеется, эти два стремления вступают часто в конфликт друг с другом, побуждая человека совершать противоположные поступки по отношению к людям и окружающей среде14.

Следовательно, можно предположить, что одна из ценностей человека заключаются в реализации данных инстинктов. 

Другая «сторона» классического  психоанализа – в понимании структуры личности. Организация личности в психоанализе выступила в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначаемыми терминами: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-эго (Сверх-Я). При этом человек, его ценности  рассматривались через призму данной структуры, где в Ид содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Инстанция Ид (Оно) не признает никаких конфликтов и противоречий. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям вынуждена служить другая инстанция - Я (или Эго). Эго  следует принципу реальности и вырабатывает ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к требованиям среды. Эго - посредник между стимулами, идущими как из этой среды, так и из глубин организма, - с одной стороны, ответными двигательными реакциями - с другой. К функциям Эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от Ид). 

«По отношению к Оно Я подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади, с той только разницей, что всадник пытается совершить это собственными силами, Я же силами заимствованными …..Я, (являясь частью Оно), прежде всего, телесно, оно не только поверхностное существо, но даже является проекцией некоторой поверхности»1516.

Супер-эго, служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если Ид вырастает из наследственного опыта, а Эго - индивидуального, то Супер-эго - продукт влияний, исходящих от других людей (родителей и окружающей социальной среды). Оно возникает в раннем детстве (связанно, согласно Фрейду, с Эдиповым комплексом) и остается практически неизменным в последующие годы. Оно образуется благодаря механизму идентификации с отцом, который служит моделью для ребенка. «Сверх-Я является наследников Эдипова комплекса и, следовательно, выражением самых мощных движений Оно и самых важных судеб его либидо»1718.

Ценность человека как  личности в контексте данной теории находится  в понимании внутренних причин конфликта, поскольку как подчеркивал З. Фрейд, между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в Ид, стремятся к удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически невыполнимы ни в одном обществе. Супер-Эго, в содержание, которого входят совесть, самонаблюдение и идеалы, предупреждает человека о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в обществе.

Таким образом, анализ ценностей человека  в контексте классического психоанализа показал, что в целом речь о ценностях как таковых в контексте данной теории не ведется. Можно только предположить, что ценности человека  в рамках данной теории рассматриваются через понимание, осознание и реализацию человеком преобладающих  бессознательных инстинктов (особенно сексуальных), через понимание конфликтных взаимодействий  Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-эго (Сверх-Я) в структуре личности. На мой взгляд, важным моментом изучении ценности человека в контексте данной теории является понимание содержание одной из структуры личности, а именно Супре-эго, в которую входят совесть, самонаблюдение и идеалы, и которая предупреждает человека о невозможности осуществления желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в обществе.

 

 

    1. Ценности человека в контексте экзистенциально-гуманистического направления

 

 

В 1960-х гг. сформировалось новое течение психологической  мысли – гуманистическая психология.  Возникновение названия и формулирование основных принципов связанно с именем  американского психолога А. Маслоу (1908-1970). Гуманистическая психология является одним из ведущих направлений современней зарубежной психологии. Данное направление обозначает себя еще и как «Третья сила», после бихевиоризма и психоанализа, противопоставляя себя эти направлениям.

Гуманистическая психология подчеркивает роль сознания  и самосознания в детерминации поведении человека, ответственность за решение проблем  и достижение личностью смысла существования19.

Следовательно, одна из ценностей человека в контексте данной теории определение смысла своей жизни. Один из ее ярких представителей, Виктор Франкл вводит понятие «ценность». Через данное понятие он подходит к вопросу о смысле жизни. Так, реализация ценностей по В. Франкул подводит к постижению человека смысла жизни. Ценности, которые реализуются в продуктивных творческих действиях, он называет «созидательными». Помимо созидательных, существуют ценности, реализуемые в переживаниях – это «ценности переживания». Они проявляются в нашей чувствительности к явлениям окружающего мира – например, в благоговении перед красотой природы или произведений искусства. Наивысший смысл каждого данного момента человеческого существования определяется просто интенсивностью его переживания, и  не зависит от какого бы то, ни было действия.

В. Франкл определяет и третью возможную категорию ценностей – поскольку жизнь остается в основе своей осмысленной, даже тогда, когда она бесплодна в созидательном смысле и небогата переживаниями. Эта третья группа ценностей заключается в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь. Именно реакция человека на ограничения его возможностей открывает для него принципиально новый тип ценностей, которые относятся к разряду высших ценностей. Таким образом, даже очевидно скудное существование – существование, бедное в отношении созидательных ценностей, и ценностей переживания, – все же оставляет человеку последнюю и в действительности высшую возможность реализации ценностей. 

Ценности подобного рода Франкл называет «ценности отношения». «Ибо действительно значимым  является отношение человека к судьбе, выпавшей на его долю. Другими словами, человек, сталкиваясь со своей судьбой и вынужденный ее принимать все же имеет возможность реализовывать ценности отношения. То, как он несет свой крест, то мужество, что он проявляет в страданиях, достоинство, которое он вызывает, будучи обречен, – все это является мерой того, насколько он состоялся как человек.  Как только список категорий ценностей пополняется ценностями отношения, становиться очевидным, что человеческое существование по сути своей никогда не может быть бесмыссленным. Жизнь человека полна смысла до конца – до самого последнего вздоха»20.

Ярчайшем выразителем  идей гуманистической психологии стал А. Маслоу (1908-1970). «Сердце» концепции А. Маслоу – его представление о человеческих потребностях. А. Маслоу полагал, что потребности человеку «заданы» и иерархически организованны по уровням. Общий принцип, предлагаемый А. Маслоу для трактовки развития личности: нижележащие потребности должны быть в какой-то мере удовлетворены, прежде чем человек может перейти к реализации высших потребностей. Без этого человек может и не подозревать о наличие потребностей более высокого уровня. А. Маслоу полагал, что чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет. На «вершине» пирамиды потребностей находится потребность в самоактуализации. Маслоу предположил, что в каждом человеке заложена потребность в самоактуализации, которая, как правило, начинает функционировать тогда, когда удовлетворены все потребности более низкого порядка.

Следовательно можно  сделать вывод, что одна из ценностей человека заключается в его самоактуализации. А. Маслоу называет следующие характеристики самоактуализрующихся людей: более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней; принятие (себя, других, природы); спонтанность, простота, естественность; центрированность на задаче; некоторая отединенность и потребность в уединении; автономия, независимость от культуры и среды; постоянная свежесть оценки; мистичность и опыт высших состояний; чувства сопричастия, единения с другими; более глубокие межличностные отношения; демократическая структура характера; различение средств и целей, добра и зла; философское, невраждебное чувство юмора; самоактуализирующееся творчество;  сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частной культуры.

Человек, вышедший на уровень самоактуализации («самоактуализирующаяся личность»), оказывается человеком особым, не отягощенным множеством мелких пороков типа зависти, злобы, дурного вкуса, цинизма: он не будет склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т.д. Такой человек отличается высокой самооценкой, он принимает других, не зависим от условностей.

Другим признанным представителем гуманистической психологии был  К. Роджерс (1902-1987) – автор концепции  «психотерапии, центрированной на клиенте». Центральная тема  работы Роджерса –   ценность отношений21. Он полагает, что взаимодействие друг с другом дает индивидууму возможность непосредственно обнаружить, открыть, пережить или встретить свою действительную самость.

Наша личность становиться  видимой для нас посредством  отношений с другими. К. Роджерс полагал, что отношения создают наилучшую возможность для того, чтобы «полно функционировать», чтобы быть в гармонии с собой, другими и средой. В отношениях могут быть удовлетворены фундаментальные организмические потребности индивидуума. Создавая теорию личности, К. Роджерс, исходил из того, что каждый человек стремиться к самоусовершенствованию. Он полагает, что в каждом из нас есть стремление становиться компетентным и способным настолько, насколько это возможно для нас биологически, в этом и заключается высшая ценность человека.

Информация о работе Ценности человека в контексте консультативных теорий