Ценности человека в контексте консультативных теорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:21, контрольная работа

Краткое описание

Цель изучения: в настоящей работе, изучив теоретические основы ценности человека и ценности человека в контексте консультативных теорий, я планирую в своей консультативной практике взять за основу ту модель консультирования, которая более всего соответствует моим внутренним ценностям, моим внутренним убеждениям.
Задачи изучения:
Рассмотреть содержание понятия «ценность», дать ее общую характеристику.
Изучить систему ценностей личности, классификацию ценностей, рассмотреть высшие ценности личности.
Сделать анализ ценностей человека в контексте классического психоанализа.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….
4
Глава 1. Теоретические ОСНОВЫ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА….
6
1.1. Содержание определения «ценность», ее общая характеристика ….
6
1.2. Система ценностей человека, классификация ценностей, высшие ценности личности ………………………………………………………….

10
Вывод по 1 главе …………………………………………………………….
18
Глава 2. Ценности человека в контексте консультативных теорий ……………………………………........

19
2.1. Ценности человека в контексте классического психоанализа …….
19
2.2. Ценности человека в контексте экзистенциально-гуманистического направления ………………………………………………………………….

24
Вывод по 2 главе …………………………………………………………….
28
Заключение ……………………………………………………………..
29
Список используемой литературы …………………………………………
32

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. ценности человека.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, изучив представителей экзистенциально-гуманистического направления  можно отметить, что  ценности человека в контексте данной теории это: ценность определения смысла жизни, созидательные ценности, ценности переживания и ценности отношения человека к факторам, ограничивающим его жизнь (В. Франкл);   ценность самоактуализации (А. Маслоу); ценность отношений и ценность самосовершенствования (К. Роджерс).

 

 

Вывод по главе 2

 

 

В данной главе был  изучены ценности человека в контексте двух основных теорий психологического консультирования: классического психоанализа и экзистенциально-гуманистического направления.

Анализ ценностей человека  в контексте классического психоанализа показал, что в целом речь о ценностях как таковых в контексте данной теории не ведется. Можно только предположить, что ценности человека  в рамках данной теории рассматриваются через понимание,  осознание и реализацию человеком преобладающих  бессознательных инстинктов (особенно сексуальных), через понимание конфликтных взаимодействий  Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-эго (Сверх-Я) в структуре личности. На мой взгляд, важным моментом изучения ценности человека в контексте данной теории является понимание содержание одной из структуры личности, а именно Супре-эго, в которую входят совесть, самонаблюдение и идеалы, и которая предупреждает человека о невозможности осуществления желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в обществе.

Изучение содержания ценностей человека в контексте экзистенциально-гуманистического направления позволило определить, что представители экзистенциально-гуманистического направления определяют следующие ценности человека это: ценность определения смысла жизни, созидательные ценности, ценности переживания и ценности отношения человека к факторам, ограничивающим его жизнь (В. Франкл);    ценность самоактуализации (А. Маслоу); ценность отношений и ценность самосовершенствования (К. Роджерс).  

 

 

 

 

Заключение

 

Данная реферативная работа посвящена теме «Ценности человека в контексте консультативных теорий».

Объектом моего изучения были теоретические основы ценности  человека и основные консультативные теории, а именно:  классический психоанализ и экзистенциально-гуманистическое направление. Предметом изучения: ценности человека в контексте вышеобозначенных теорий.

Цель настоящей работы: изучив  теоретические основы ценности человека и ценности человека в контексте консультативных теорий, я планирую в своей консультативной практике взять за основу ту модель консультирования, которая более всего соответствует моим внутренним ценностям, моим внутренним убеждениям.

Исходя из поставленных задач в  первой главе изучив теоретические  основы ценностей, пришли к выводу, что ценность – это объективная положительная значимость, она социальна по своей природе и возникает в ходе практической деятельности человека. Любая ценность характеризуется двумя свойствами: функциональным значением и личностным смыслом и имеет три формы существования: общественный идеал, мотивационную структуру личности, побуждающую к предметному воплощению этих идеалов. 

Изучив систему ценностей человека, классификацию ценностей, и высшие ценности личности пришли к выводу, что система ценностей человека предполагает индивидуальное ранжирование ценностей, которые можно классифицировать по следующим основаниям: по сферам общественной жизни; по субъектам, или носителям ценностей; по роли ценностей в жизни общества. В   соответствии с основными сферами общественной жизни ценности делятся на три группы: материальные, социально-политические и духовные. По субъектам ценности подразделяют на индивидуальные, групповые и общечеловеческие. По роли ценностей в жизни общества классифицируются на ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества; на ценности повседневного спроса и повседневного обихода и высшие ценности. К высшим ценностям относят: жизнь как ценность (ценности жизни), человека как ценность, здоровье как ценность и свободу личности как ценность. Мы так же отметили, что классификации ценностей по разным основаниям диалектична, т. е. она не является жесткой и неподвижной.

Во второй главе, изучив ценности человека в контексте двух основных теорий психологического консультирования: классического психоанализа и экзистенциально-гуманистического направления, пришли к выводу, что в контексте  классического психоанализа в целом речь о ценностях как таковых не ведется. Можно только предположить, что ценности человека  в рамках данной теории рассматриваются через понимание,  осознание и реализацию человеком преобладающих  бессознательных инстинктов (особенно сексуальных), через понимание конфликтных взаимодействий  Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-эго (Сверх-Я) в структуре личности. На мой взгляд, важным моментом изучения ценности человека в контексте данной теории является понимание содержание одной из структуры личности, а именно Супре-эго, в которую входят совесть, самонаблюдение и идеалы, и которая предупреждает человека о невозможности осуществления желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в обществе.

Изучение содержания ценностей человека в контексте  экзистенциально-гуманистического направления  позволило определить, что представители  экзистенциально-гуманистического направления  определяют следующие ценности человека это: ценность определения смысла жизни, созидательные ценности, ценности переживания и ценности отношения человека к факторам, ограничивающим его жизнь (В. Франкл);    ценность самоактуализации (А. Маслоу); ценность отношений и ценность самосовершенствования (К. Роджерс).  

Поскольку данная работа была  направлена на решение моей проблемы, а именно найти ответ на вопрос, какую модель консультирования взять за основу в своей работе. То могу с уверенностью сказать, что изучение основных направлений консультирования показало, что ценности человека и смысл его жизнедеятельности по-разному трактуются разными направлениями и разными школами. Каждый психолог-консультант выбирает близкую «по-духу» свою школу и строит процесс консультирования в соответствии с теоретическими догматами данной теории.

Мне ближе «по-духу» экзистенциально-гуманистическое направление. Приятно понимать, что человек это личность, а не кладезь инстинктов, смысл жизни которой в самоактуализации и самосовершенствовании, при этом высшая ценность человека это уметь быть самим собой. По К. Рождерсу быть собой – значит скорее раскрыть единство и гармонию, которая существует в собственных чувствах и реакциях человека,  чем стараться использовать маски для сокрытия опыта или стараться придать ему такую структуру, которой он не обладает. Это значит, что реальное «Я» – это что-то, что может быть спокойно открыто в собственном опыте, а не что-то, что ему навязывается.

 Быть самим собой это,  прежде всего, становиться более открытым своему опыту, своим чувствам: страху, боли, обиде, восхищению, зависти, радости, счастья и т.д. Это значит более полно переживать опыт организма, а не включать его фрагменты из сознавания. Это значит более адекватно, непредвзято осознавать реальность так, как она существует вне нас, не втискивая ее в заранее принятые схемы. При этом возникает доверие к миру и к собственной способности принимать решения.

Цели своей работы через анализ различных теоретических источников я достигла, польза от моей работы в первую очередь мне как консультанту  в том что я определилась со своей системой ценностей в отношении консультативных теорий и во второю очередь для клиентов, для проведения более эффективных консультаций.  

Список  литературы

 

  1. Барский И.С. Ценности  в контексте общественной жизни. / И.С. Барский., -М., 1996. -207с.  
  2. Битуева А.В. Особенности структурного строения ценностных ориентаций. / А.В. Битуева., -М., 2005.-273 с.
  3. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. / Э. Берн., СП-б, «Реноме», 991. -496с.
  4. Бурбо Л. Большая энциклопедия сущности. Перев. с фр. / Л. Бурбо.,- М., ООО Издательство «София», 2007. -416с.
  5. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. -228с.
  6. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. Пер. с лит. / Р. Кочюнас.,  -М.: Академический проект, 1999. -240с.
  7. Кравченко А.И. Социология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / А.И. Кравченко., -Екатеринбург: Деловая книга, 2004. -420с.
  8. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции поведения. / Д.А. Леоньтев., -М.: 2004. -408 с.
  9. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени. /Д.А. Леонтьев., -М.: 2004. -521 с.
  10. Мухамеджанова Н.М. Ценностные ориентации личности как результат приобщения к культуре. / Н.М. Мухамеджанов., -М.: 2001. -217 с.
  11. Немов Р.С. основы психологического консультирования: Учеб. для студ. Педвузов.-/ Р.С. Немов., М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1999.-528с.
  12. Психология личности // под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, Издательский Дом «Бахрах –М», 2002.-412с.
  13. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. Издание 3-тье, дополненное. / Д.Я. Райгородский., -Самара, «БАХРАХ-М», 2004.-512с.
  14. Спиркин А.Г. Философия: учебник. -2-е изд./ А.Г. Спиркин.,-М.: Гардарики, 2003. -736с.
  15. Справочник по психологии и психиатрии  детского и подросткового возраста. СП-б,  Москва-Харьков – Минск, 1999.-752с.
  16. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции / Авторы очерка о Фрейде Ф.В. Бассин и М.Г. Ярошевский, 1995. -608с.
  17. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., научн. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. М., Просвещение, 1989.-470с.
  18. Шевцова Т.С. Психотерапевтические методы и подходы к решению задач психологического консультирования: Учебное пособие./ Т.С. Шевцова.,Тюмень: Издательство Тюменского Государственного Университета, 2006.-264с.
  19. Ярошевский М.Г. История психологии. М., Мысль, 1985.-575с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 2 выполнение  Практикума

 

Протокол консультирования

До консультативный  этап: клиентка сама обратилась за помощью, зная, что я учусь на психолога и провожу консультирование. Она отметила, что ей нужна помощь, а  к психиатру идти не хочет. Я согласилась, обозначив плату за проведенное консультирование. Мы назначили день и время. Я оставила свой номер мобильного телефона, для того, что бы клиентка меня предупредила заранее, если у нее что-то измениться и консультация не состоится. Консультирование проводилось в отдельном звукоизолированном помещении, в помещении был диван, стол, кресло.  Дата консультирования: 12.12.11г., время 17-00.

Общие данные о клиенте: Ольга, 34 года, в браке 12 лет, детей нет, образование среднее, работает продавцом на рынке, приехала в г. Нижневартовск с мужем 6 лет назад из Белоруссии. Потеряла родителей, когда ей было 12 лет, она и ее два брата воспитывались в разных семьях у родственников, в настоящее время поддерживает с братьями связь, помогает им материально (тайком от мужа, поскольку он против помощи, считает, что ничем им не обязан) и каждый год ездит к ним в гости.

Психолог: здравствуйте, как вас зовут?

Клиент (немного  нервничает, голос дрожит): здравствуйте, меня зовут Ольга, называет фамилию…..

История клиента (голос дрожит): я начинаю во всем сомневаться, сделала- не сделала, сказала -не сказала, правильно -не правильно…. Чувствую какую-то не уверенность…..

Психолог: как давно это у вас началось?

Клиент: где-то в июле, пол года назад….

Психолог: что произошло полгода назад?

Клиент: я стала подозревать мужа в измене, все деньги я отдаю ему, ну…. за исключением тех которые припрячу…. И тут я увидела, что он купил новый телефон…. Когда он спал, я посмотрела в телефон, и увидела там СМС-ки от человека которого он называл «солнышко». Позже я спросила у мужа, что все это значит, он рассердился, стал кричать, он вообще всегда берет горлом, а я не могу когда на меня кричат….Ну, он стал кричать, что какое я имею право смотреть в его телефон, потом ударил меня и еще ударил….(пауза) …. мне было очень обидно и больно…..

Психолог: какую вы ждете от меня помощь?

Клиент: я хочу перестать сомневаться…..

Психолог: в ком сомневаться?

Клиент: в себе….

Психолог: хорошо, скажите ваш муж контролирует деньги, он оплачивает счета?

Клиент: да…

Психолог: вас он тоже контролирует?

Клиент: да я не могу никуда выйти, работа и дом, на пять минут не могу забежать к подруге…

Психолог: он может смотреть и ваш телефон, и контролировать вашу жизнь?

Клиент: да…

Психолог: а вы не можете с ним обсудить его жизнь?

Клиент: получается нет….

Психолог: он старше вас?

Клиент: да, на 9 лет….

Психолог: похожи ли ваши супружеские отношения на партнерские?

Клиент: нет, я ему как раба, обстирываю его, готовлю… а он еще и мне изменяет…. все время сравнивает меня с моей подругой, вот Танюшка то, вот Танюшка это, вон какая худенькая…., давай заедем за Танюшкой. Я ему говорю «Я с тобой хочу побыть», а он мне… «Ну что мы будем вдвоем делать? Нам будет скучно». Как-то я пришла домой с работы, он злой, ты спрашивает меня, зачем изменила мой статус в компьютере, я отвечаю, что ничего не меняла, он сказал, собирайся и уходи из дома…..

Психолог: и вы ушли?

Клиент: да

Психолог: чей дом?

Клиент: мы снимаем квартиру… я ушла к подруге, вот к этой Тане, а она уже знала, что у него статус изменен, странно откуда…. У меня подозрения еще больше укрепились….. потом я нашла в его телефоне ее фотографию…. Ну а позже эти СМС-ки… Когда он меня побил… я ушла из дома, две недели жила сначала в гостинице, потом у подруги другой…

Психолог: как вы себя чувствовали, когда ушли и жили эти две недели самостоятельно, без мужа.

Клиент: я себя чувствовала очень хорошо, свободно….

Психолог: что для вас самое главное в жизни, что бы вы поставили на 1-ое место?

Клиент  (не задумываясь): свою свободу…..

Психолог: в потом, что для вас важно после свободы?

Клиент: дети, я очень хочу детей, еще мне важно, чтобы меня уважали в семье, и не унижали, и дом свой хочу, надоели съемные квартиры…..

Психолог: что побудило вас вернуться?

Клиентка: мне пришлось вернуться, потому что он мой паспорт забрал…. Когда я пришла, он прощения просил, а позже когда напился, стал говорить, что я все придумала, что не было никаких СМС, что мне это все почудилось, что я в Интернете начиталась. Я ему «Как я могла такое из Интернета взять, что ты написал «я тебя люблю, и буду у твоих ног, и муж мне твой не помеха….».

Психолог: да, так можно и до психиатрической клиники дойти….когда очевидные вещи выворачивают наизнанку….

Клиент: и он мне тоже сказал, что я тебя в психиатрическую клику сдам….

Психолог: давайте определимся сначала с внешними событиями, а потом с вашим внутренним миром. Что бы вы хотели изменить во вне?

Клиент: Я хочу уйти от него…..

Информация о работе Ценности человека в контексте консультативных теорий