Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:21, контрольная работа
Цель изучения: в настоящей работе, изучив теоретические основы ценности человека и ценности человека в контексте консультативных теорий, я планирую в своей консультативной практике взять за основу ту модель консультирования, которая более всего соответствует моим внутренним ценностям, моим внутренним убеждениям.
Задачи изучения:
Рассмотреть содержание понятия «ценность», дать ее общую характеристику.
Изучить систему ценностей личности, классификацию ценностей, рассмотреть высшие ценности личности.
Сделать анализ ценностей человека в контексте классического психоанализа.
Введение ………………………………………………………………….
4
Глава 1. Теоретические ОСНОВЫ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА….
6
1.1. Содержание определения «ценность», ее общая характеристика ….
6
1.2. Система ценностей человека, классификация ценностей, высшие ценности личности ………………………………………………………….
10
Вывод по 1 главе …………………………………………………………….
18
Глава 2. Ценности человека в контексте консультативных теорий ……………………………………........
19
2.1. Ценности человека в контексте классического психоанализа …….
19
2.2. Ценности человека в контексте экзистенциально-гуманистического направления ………………………………………………………………….
24
Вывод по 2 главе …………………………………………………………….
28
Заключение ……………………………………………………………..
29
Список используемой литературы …………………………………………
32
Психолог: Какие перспективы с ним? У вас детей нет по чьей «вине»?
Клиент: Детей нет по его вине, он болен. Это у него второй брак, с первой женой он прожил 8 лет. А детей так и не было, поэтому перспектив с ним никаких, он меня подавляет, и делает из меня «дуру», еще винит во всем. Копил деньги, я даже не знала, что он копит, анулировал счет в банке и купил себе машину дорогую…
Психолог: Почему не квартиру, ведь вы же живете в съемной?
Клиент: он сказал, что я виновата, что мы не купили квартиру, вела бы себя хорошо, была бы квартира…
Психолог: Что вам мешает от него уйти?
Клиент: Мне нужно деньги подкопить, что бы снять комнату….
Психолог: Т.е. цель у вас уже есть, вам нужно только планомерно к ней идти….До Нового года сможете подкопить денег?
Клиент: (уверенно) Да, смогу….
Психолог: и найти комнату….
Клиент: да смогу….
Психолог: вам еще нужно паспорт у мужа забрать….
Клиент: (показывает на сумку и выдыхая) … паспорт у меня с собой, он мне отдал…. (видимо носит его с собой всегда и везде)..
Психолог: вам наверное нужно регистрацию потом сделать?
Клиент: у меня все-таки есть ангелы хранители, мне пообещали друзья, что зарегистрируют в своей квартире…..
Психолог (я подумала, что она уже готовиться к уходу, заручается поддержкой, и что на «внешнем» уровне уже все решено): А в чем вы тогда сомневаетесь?
Клиент (думает, потом облегченно): Оказывается ни в чем…
Психолог: вы любите этого человека?
Клиент: (задумчиво) скорее боюсь……
Психолог: Давайте перейдем к вашему внутреннему состоянию…. Вы сказали, что чувствуете неуверенность, а вы когда-то были уверенны, может быть в детстве, может быть до встречи с мужем….
Клиент: Да я была уверенная раньше….
Психолог: На что это было похоже, какой можно подобрать образ….
Клиент: (задумывается) …как птица….
Психолог: какая птица?
Клиент: (задумывается)…. голубь, белый голубь, он летает, он свободно парит в небе…
Психолог: что сейчас происходит с голубем?
Клиент: (задумывается) ….он сидит в углу, нахохлился и растрепанный….
Психолог: кто загнал голубя внутрь?
Клиент: (пауза, задумчиво, глаза вниз)…. Наверное я, ….я с самого начала, когда мы с ним жили…. Он меня первый раз избил….. мне тетя сказала, уходи от него….. я подумала, что он исправится….. что все будет хорошо, что это я сама виновата, что он меня побил, где-то не смолчала, где-то не сдержалась…..
Психолог: закройте глаза, сейчас мы проведем эффективную работу, со мной можно разговаривать не открывая глаз, откроете только тогда, когда я вам скажу. Вдохните и выдохните глубоко 3 раза, расслабьтесь. Проводит полную релаксацию.
Далее вхождение клиента в образ: Вы белый голубь…… партите свободно в небе. Что сейчас происходит с белым голубем…. он сидит в углу, нахохлился и растрепанный….
Психолог: его устраивает такое состояние?
Клиент: нет…..
Психолог: что он хочет сделать?
Клиент: Вылететь из угла, стать свободным….
Психолог: что ему мешает это сделать?
Клиент: (отвечает напряженно) ….страх…..
Психолог: страх внутри или снаружи?
Клиент: (пауза)….снаружи
Психолог: на что похож этот страх?
Клиент: (пауза) ..он как черный ворон….
Психолог: что можно сделать с вороном?
Клиент: (задумывается)……. Не знаю….
Психолог: попробуйте уменьшить его в размере и превратить…..
Клиент: (пауза) … в червяка
Психолог: что может сделать голубь с червяком?
Клиент: (облегченно) склевать или растоптать…
Психолог: делайте…. Со всей силой…..
Клиент: (длительная пауза)
Психолог (через время, немного насторожено): вы сейчас где?
Клиент: я летаю……, я белый голубь, парю в облаках…..
Психолог (пауза): подышите воздухом, почувствуйте, как в каждую клеточку вашего организма входят ощущения: уверенности, свободы, внутренней силы. Затем медленно посчитайте до 10 и откройте глаза. Как вы себя сейчас чувствуете?
Клиент: (лицо посветлело) спокойно…. Уверенно…
Психолог: данную работу: релаксацию и полет можете проводить каждый вечер перед сном, при этом говоря себе позитивные утверждения: «Я уверена в себе», «Все что я делаю правильно», «Я сильная». И день за днем идите к своей цели Удачи вам! Если будет нужна моя помощь, звоните.
Клиент: (улыбается): спасибо вам, удача мне нужна!
Самоанализ: в качестве базовой основы консультирования – я обозначила клиентцентрированное направление К. Роджерса, а именно положения о том, что каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения, каждая личность в состоянии быть ответственной за себя, каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения. В качестве основного метода или если так можно выразиться «инструмента» я взяла упражнение из нейро-лингвистического программирования, включив в него в самом начале по собственному желанию релаксацию, для того чтобы снять мышечные зажимы и напряжение клиентки.
За основу структуры консультирования мной была взята пяти шаговая модель интервью. На первой стадии консультирования, которая, как мне кажется, произошла еще до самого консультирования у нас состоялся контакт с клиенткой. Т.е. еще до консультирования у нас возникло доверие и понимание. И потом если бы клиентка мне не доверяла, она бы не пришла в назначенный день и время…. Раз пришла и тем более вовремя, значит доверят и заинтересована. Более того, в течение дня она позвонила и уточнила день и время. Хотя как мне кажется, она помнила, только волновалась, и боялась, что с моей стороны что-то не заладится.
Консультирование
В процессе консультирования основные темы, которые развивала клиентка были: тема насилия, давления и контроля мужа над ней, тема измены мужа, его сравнивания ее с другой женщиной.
Для выделения проблемы клиентки было достаточно информации, клиентка была открыта и откровенна, что также облегчало процесс консультирования. Важную информацию о фактах, эмоциональном отношении к этим фактам, об особенностях суждений клиентки, ее поведенческих реакциях я получала с помощью открытых и закрытых вопросов, так же когда задавала «итоговый» вопрос, как например про то что муж контролирует всю жизнь, а клиентка не может с ним обсудить его жизнь. Так же я получала много информации из невербальных появлений клиентки, посредством наблюдения за ее реакциями, как говорит, куда смотрит, дрожит ли голос, был ли вдох облегчения и т.д. В процессе консультирования использовала принцип обратной связи, принцип повторения, эмпатическое слушание.
Проблема клиентки как мне кажется, в том, что она достаточно мягкая личность, хотя это не проблема, а особенность, а проблема в том, что муж ее подавлял, контролировал, т.е. она позволяла это делать с собой и не оказывала сопротивления, очень скоро видя ее «покладистость» он перестал видеть в ней личность, уважать ее… и стал еще больше ее подавлять, при этом засматриваться на других женщин.
Желаемый результат клиента - обретение былой свободы и независимости. Думаю, что для нашей клиентки это самый экологичный выход. Ей уже 34 года, через время детородный возраст закончится, а она с этим мужчиной так и не испытает радость материнства. Причем в системе ценностей клиентки один из пунктов посвящен детям. И как мне кажется, ее муж как глава семьи не нацелен на семью и вместо того чтобы дом обосновать, детей заводить он в 40 лет тратит деньги на дорогую машину, для того чтобы пустить пыль в глаза очередному «солнышку». А в системе ценностей клиент есть и пункт обоснования своего дома. Можно сказать, что системы ценностей этих людей достаточно различны.
Внешне клиентка уже приняла решение, она даже позаботилась о регистрации и паспорт с собой носит всегда. Но внутренне ей не хватало уверенности, ее одолевали сомнения… как потом она сама сказала о том, что сомневаться было не в чем. Мы поработали с внутренними образами, избавили клиентку от страха, создали ощущение уверенности и свободы. Для продвижения клиентки к ее желаемому результату на уровне сознания, или внешнем уровне мы поставили цель, проработали сроки и этапы ее реализации.
В процессе консультирования мне было затруднительно подбирать правильные вопросы, и мне еще было трудно не высказать свою негативную оценку ее мужу, быть беспристрастной и безоценочной. Хотя я ее несколько раз подбадривала, говорила что она молодец, не каждая бы женщина смогла уйти. И потом в конце консультирования я сказала, что ее муж у меня вызывает антипатию. Это моя ошибка, нельзя было так говорить, но я не сдержалась. Еще сейчас, когда я все это вспоминаю и описываю, я вижу, что одной из моих ошибок было то, что я не уточнила, а что значит для моей клиентки свобода…. Какой смысл она вкладывает в это слово? И еще у меня не было «привязки» к будущему клиентки, т.е. как бы работа осталась не завершена, я не спросила ее «вот вы уйдете, что вы будете делать, как вы будете себя чувствовать, как изменится ваша жизнь?». Не было в моем консультировании и 5-ого завершающего этапа, когда нужно было обобщить работу с клиенткой.
Удачным в консультировании был «выход» на образы клиентки…. И правильная их проработка. Вот только не знаю, наверное я зря ей навязала то, что нужно было сделать с вороном, ведь клиентка должна была сама прийти к какому-то выходу… А так я ей дала готовый рецепт дала…. Еще меня удивлю, как она быстро справилась со страхом…..Почему удивило? Я не доверяла ее внутренним ресурсам? Или ожидала более тяжелое сопротивление? На эти вопросы я пока не нашла ответа.
Но то, что клиентка ушла от меня ободренная это конечно радует, в целом у меня осталось удовлетворение от проведенного консультирования. Я искренне желаю, что бы у моей клиентки все получилось и все было хорошо.
1 Шевцова Т.С. Психотерапевтические методы и подходы к решению задач психологического консультирования. Тюмень, Издательство ТГУ, 2006. С. 6
2 Барский И.С. Ценности в контексте общественной жизни. М., 1996. С. 45.
3 Бурбо Л. Большая энциклопедия сущности. / Перев. с фр.- М., ООО Издательство «София», 2007. С. 380
4 Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С. 79.
5 Барский И.С. Ценности в контексте общественной жизни. М., 1996. С. 63.
6 Кравченко А.И., Социология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Екатеринбург: Деловая книга, 2004. С. 66.
7 Битуева А.В, Особенности структурного строения ценностных ориентаций. -М., 2005. С. 87.
8 Там же С. 88-92.
9 Мухамеджанова Н.М. Ценностные ориентации личности как результат приобщения к культуре. -М.,2001. С. 108
10 Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С. 117.
11 Спиркин А.Г. Философия: учебник.-2-е изд.-М., Гардарики, 2003. С. 502.
12 Там же С. 503.
13 Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции / Авторы очерка о Фрейде Ф.В. Бассин и М.Г. Ярошевский. М., Наука. 1995. С. 11-12.
14 Э. Берн. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Симферополь, Реноме, 1998. С. 66.
15 Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции/Авторы очерка о Фрейде Ф.В. Бассин и М.Г. Ярошевский, 1995. С. 432 -433.
17 Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции/Авторы очерка о Фрейде Ф.В. Бассин и М.Г. Ярошевский, 1995. С. 435.
19 Шевцова Т.С. Психотерапевтические методы и подходы к решению задач психологического консультирования. Тюмень, Издательство ТГУ, 2006. С. 6
4
20 Ярошевский М.Г.История психологии. М., 1996. С. 321.
21 Ярошевский М.Г.История психологии. М., 1996. С. 317.
Информация о работе Ценности человека в контексте консультативных теорий