Человек как субъект, личность, индивидуальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 09:23, курсовая работа

Краткое описание

Человек как объект исследований рассматривается многими науками. Например, как тело он исследуется физиологией, как душа – психологией, как социальное существо – социологией.
Психология очень тесно переплетается с другими науками, которые не замещают ее, но обеспечивают важной информацией, чтобы она могла успешно раскрывать свой собственный предмет. Таким образом, психология как наука развивается и в настоящее время.

Содержание

Введение ………………………………………………………..………...3
1. Человек как субъект, индивидуальность, личность ………….….….5
1.1. Человек как субъект…………………………………………….…...5
1.2. Человек как индивидуальность …………..…………………..…….7
1.3. Человек как личность………………………………………………14
2. Соотношение понятий «субъект», «индивидуальность»
и «личность»…………………………………………………………..…22
Заключение ...………………………………………………..….…...…..24
Список использованной литературы ………………………….……….25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Человек как субъект, индивидуальность, личность.docx

— 103.41 Кб (Скачать файл)

     Содержание 

     Введение ………………………………………………………..………...3

     1. Человек как субъект, индивидуальность, личность ………….….….5

     1.1. Человек как субъект…………………………………………….…...5

     1.2. Человек как индивидуальность …………..…………………..…….7

     1.3. Человек как личность………………………………………………14

     2. Соотношение понятий «субъект», «индивидуальность»

     и «личность»…………………………………………………………..…22

     Заключение ...………………………………………………..….…...…..24

     Список  использованной литературы ………………………….……….25

 

     Введение

     Человек как объект исследований рассматривается многими науками. Например, как тело он исследуется физиологией, как душа – психологией, как социальное существо – социологией.

     Психология  очень тесно переплетается с  другими науками, которые не замещают ее, но обеспечивают важной информацией, чтобы она могла успешно раскрывать свой собственный предмет. Таким образом, психология как наука развивается и в настоящее время.

     В психологии выделяется несколько понятий, характеризующих духовный мир человека, его самосознание и ценности, особенности стремлений и отношения к внешнему миру. Каждое из них имеет специфическое значение, подчеркивающее определенный аспект в сложной картине внутреннего мира людей.

     Проблема  личности – одна из центральных  в психологии. Но изучение личности и ее понимание тесно связано  с осмыслением таких категорий, как субъект и индивидуальность.

     Индивидуальность  определяется теми особыми чертами, которые присущи каждому конкретному человеку и отличают людей друг от друга. Индивидуальные особенности не наследуются от родителей, они связаны со спецификой работы нервной системы и потому проявляются с самого рождения. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей – личность человека неповторима в своей индивидуальности.

     Понятие «субъект» связано  прежде всего с пониманием того факта, что активность исходит именно от него, а не извне. Субъект как носитель активности сам выбирает направленность и объекты своей деятельности, так как источник энергии в нем самом, а не во внешнем мире. Окружающая ситуация, психологическое «поле предметов», может лишь актуализировать ту или иную потребность, расширять способы ее удовлетворения.

     Понятие «личность» подразумевает, прежде всего, те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни, под  влиянием общения с окружающими, воздействия социальной ситуации. В то же время существует еще один уровень в развитии личности, подразумевающий способность людей действовать под влиянием собственной мотивации даже в чрезвычайных обстоятельствах, способность сделать разумный и осознанный выбор и преодолеть давление «поля», ситуации. Как правило, это происходит в тех случаях, когда требования среды приходят в противоречие с ведущей мотивацией человека, с его потребностью оставаться верным себе, своему призванию, самореализоваться.

     На  сегодняшний день проблема личности, ее формирования и развития проработана многими авторами современной литературы. Менее рассматривается понимание человека как субъекта и индивидуальности.

     Приступая к написанию данной курсовой работы, мной были рассмотрены труды многих авторов. На мой взгляд, тема человека, его сущности в современной литературе вроде бы уже полностью раскрыта, но, все же, является актуальной и на сегодняшний день. Понятия «субъект», «индивидуальность» и «личность» тесно связаны друг с другом, в какой-то мере схожи и в тоже время сильно различимы.

     При написании данной курсовой работы мной были выделены основные задачи: определение понятий «субъект», «индивидуальность» и «личность»; рассмотрение их особенностей и выявление соотношение этих понятий.  
 
 

     1. Человек как субъект, индивидуальность, личность

     1.1. Человек как субъект

     Субъект – активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект.

     Категория «субъекта» является одной из важнейших  как на общефилософском, научном, так и на чисто практическом уровне. Она раскрывает качество активности человека, выявляет его роль в мире, способность к деятельности, самоопределению и развитию. Начиная с 20-х гг. XX в. отечественной психологией разрабатывается субъектный подход к изучению личности, раскрывается методологическая роль этой категории для определения предмета психологии, выявления специфики сознания, деятельности. Разработка такого подхода связана с именами СЛ. Рубинштейна, ДН. Узнадзе, Б.Г. Ананьева.

     Человек – существо социальное, его эволюция и социальное развитие возможны благодаря тому, что он способен выступать в качестве субъекта – носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. Наличие сознания – высшей формы психического развития, определяющей возможность познания объективной реальности и формирования целенаправленного поведения – является главной чертой человека как субъекта деятельности, отличающей его от остальных представителей животного мира.

     Человек – это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. По мере развития социума последовательно изменялся состав и виды деятельности: собирательство, охота, земледелие, производство, управление, политика, образование, военная служба и так далее. Эти виды деятельности распределены в структуре общества между людьми как единицами общества, образуя огромную взаимосвязанную систему.

     Таким образом, вид деятельности человека непосредственно связан с его  статусом в обществе и определяет характер отношений между людьми как носителями своего статуса. Поэтому  человек всегда является одновременно и субъектом предметной деятельности, и субъектом социальных отношений между людьми. Заняв определенную нишу в обществе (рабочий, врач, учитель и т.д.), человек не только является субъектом конкретной деятельности, но и выполняет одновременно целый комплекс ратей по отношению к другим членам социума.

     Статус  определяет качество и уровень социального  положения человека в обществе, соответствующего официально закрепленным за этим статусом обязанностям и полномочиям, либо место в неформальной иерархии отношений, признанной достаточно широким слоем общества.

     Как отмечал советский психолог Ананьев Б. Г. (1907-1972), все компоненты, характеризующие человека, тесно связаны друг с другом. Человек рождается биологическим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза путем усвоения общественно-исторического опыта человечества. Однако формирование личности является настолько сложным и неоднозначным процессом, что при изучении этой проблемы необходимо учитывать, что личность – это социальное качество индивида, в котором человек предстает как член общества, вне которого это качество не существует. Объективным основанием появления и развития личностных свойств индивида является система общественных отношений, в которой он живет и развивается. Кроме того, формирование и развитие личности необходимо рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на данной исторической ступени. При этом нужно иметь в виду, что этот процесс направляется обществом с помощью специальных институтов, в первую очередь – через систему воспитания и образования. 
 

     1.2. Человек как индивидуальность

     Индивидуальность  – это своеобразие отдельного человека, совокупность только ему принадлежащих особенностей.

     В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в многообразии его мыслей, чувств, проявлений воли, способностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, качеств персептивных процессов, интеллекта, склонностей, способностей и других особенностей.

     Вопрос  об индивидуальности рассматривается  с учетом анализа темперамента и характера человека, поиска оснований для выделения типов людей и ставится как проблема соотношения в человеке типологических черт и индивидуальных различий, поэтому индивидуальность описывается как набор признаков, присущих данному человеку. Предпосылки человеческой индивидуальности заложены в анатомо-физиологических задатках, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего социально обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности.

     Человек рождается как представитель определенного биологического вида - homo sapiens (человек разумный) с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов. В то же время человек после рождения оказывается в определенном социальном окружении и поэтому развивается не только как биологический объект, но и как представитель конкретного общества. Интерес к человеку как социальному субъекту постоянно возрастает. Социальное в человеке неразрывно связано с биологическим. Учеными разных направлений науки неоднократно предпринимались попытки сформулировать целостное представление о человеке. Одна из таких систем человекознания была предложена выдающимся российским психологом Б.Г. Ананьевым. Компонентами этой системы являются: индивидуальность, индивид, личность и субъект деятельности. Взаимодействие компонентов показано на рис. 1.1.

     

     Рис. 1.1. Человек как индивидуальность

     Понятие «индивид» рассматривает человека как представителя своего биологического класса homo sapiens. Индивидные свойства характеризуют то общее, что есть у всех людей, они врожденные, а некоторые из них передаются по наследству.

     Понятие «индивидуальности» в психологии представляет системную характеристику человека как интегральную целостность, включающую разнокачественные и вместе с тем связанные друг с другом свойства.

     Индивидуальность – это совокупность взаимосвязанных биологических, психических и социальных особенностей человека, характеризующих его неповторимость, уникальность. Изучение индивидуальности требует рассмотрения ее как многомерной системы, формирование и развитие которой подчиняется определенным закономерностям. Традиционно индивидуальность понимается как единичность, т.е. как неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем людям черт. Индивидуальность раскрывает такое сочетание индивидных и личностных свойств человека, которое отличает его от других людей.

     Таким образом, компонентами индивидуальности являются:

     1) индивид (совокупность природных  свойств);

     2) личность (совокупность социальных  отношений);

     3) субъект деятельности (совокупность  различных «деятельностей» человека).

     Индивидуальные  особенности не наследуются, то есть не передаются детям от родителей, но связаны со спецификой работы нервной системы и потому проявляются с самого рождения. Тесная связь индивидуальности с деятельностью мозга обусловливает и тот факт, что степень влияния социальной ситуации на формирование индивидуальных особенностей ограничена. Индивидуальные качества, конечно, развиваются в процессе жизни, становясь все более выраженными, яркими. Поэтому маленькие дети больше походят друг на друга, чем подростки или взрослые люди. В то же время какие-то черты, не востребованные ситуацией, наоборот, затухают, какие-то частично изменяются. Однако полностью изменить индивидуальность человека невозможно.

     Современная психология выделяет два уровня в  становлении индивидуальности. Первый, связанный с особенностями строения и динамики работы нервной системы, представлен отдельными чертами или качествами, например скоростью переключения или ориентировки. Поскольку эти черты связаны, как было сказано, с динамикой, они получили название психодинамических качеств. Латеральная организация мозга (т.е. доминирование правого или левого полушария) также влияет на развитие индивидуальности.

     Однако  важны не столько сами по себе эти  черты, сколько их связь между собой, та диспозиция индивидуальных особенностей, которая складывается в определенный тип личности, второй уровень индивидуальности. Именно это сочетание отдельных черт и обеспечивает своеобразие поведения, общения и познания человека, которая проявляется в индивидуальном стиле жизни, присущем ему.

Информация о работе Человек как субъект, личность, индивидуальность