Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 09:23, курсовая работа
Человек как объект исследований рассматривается многими науками. Например, как тело он исследуется физиологией, как душа – психологией, как социальное существо – социологией.
Психология очень тесно переплетается с другими науками, которые не замещают ее, но обеспечивают важной информацией, чтобы она могла успешно раскрывать свой собственный предмет. Таким образом, психология как наука развивается и в настоящее время.
Введение ………………………………………………………..………...3
1. Человек как субъект, индивидуальность, личность ………….….….5
1.1. Человек как субъект…………………………………………….…...5
1.2. Человек как индивидуальность …………..…………………..…….7
1.3. Человек как личность………………………………………………14
2. Соотношение понятий «субъект», «индивидуальность»
и «личность»…………………………………………………………..…22
Заключение ...………………………………………………..….…...…..24
Список использованной литературы ………………………….……….25
Основными чертами, характеризующими личность, являются социальность и индивидуальность, т.е. личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования. Индивидуальность при этом понимается как самобытный, своеобразный способ бытия конкретной личности. Она детерминирована особым жизненным путем индивида, его природными задатками, предстает как результат взаимодействия уникальных и универсальных свойств человека.
Рассмотрение человека как личности связано, прежде всего, с взглядом на человека как на единицу общества. Фундаментальным признаком, отличающим человека от животного как биологической особи, является социальность, принадлежность к социуму, обществу.
Психологическая
структура личности представляет собой
целостное системное
– темперамент;
– способности;
– мотивация;
– характер;
– воля;
– чувства.
Темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо; это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих ее поведение, деятельность и общение.
Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа: сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический (классификация Гиппократа).
Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный человек, быстро и легко приспосабливающийся к меняющимся условиям жизни и успешно сопротивляющийся ее трудностям. Основные черты – общительный, разговорчивый, отзывчивый, открытый, жизнерадостный, не склонный к беспокойству, склонный к лидерству.
Меланхолик – слабый, малоподвижный человек, часто пассивный и заторможенный. Сильные раздражители могут вызвать различные нарушения его поведения, вплоть до полного прекращения всякой деятельности. Основные черты – тихий, замкнутый, необщительный, пессимистичный, тревожный, склонный к рассуждениям, легко расстраивающийся.
Холерик – сильный, неуравновешенный, легко возбуждающийся человек, обладающий большой жизненной энергией, часто вспыльчивый и несдержанный. Основные черты - обидчивый, беспокойный, активный, импульсивный, эмоционально неустойчивый.
Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный человек, реагирующий на внешние воздействия спокойно и медленно, не склонный к каким-либо изменениям, хорошо справляющийся с внешними раздражителями. Основные черты – надежный, доброжелательный, миролюбивый, рассудительный, осмотрительный, эмоционально устойчивый.
Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, позволяющие ему с той или иной степенью успешности овладевать какой-либо деятельностью и совершенствоваться в ней. Они являются продуктом общественно-исторической практики человека, результатом взаимодействия его биологических и психических особенностей. Проблема способностей - одна из центральных в психологии.
Различают несколько уровней развития способностей людей:
– одаренность – совокупность нескольких разносторонних способностей, обусловливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц;
– талант – совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью; особенность таланта - высокий уровень творчества при осуществлении деятельности;
– гениальность – высшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности. Творчество гениального человека имеет историческое и, как правило, положительное значение.
Выделяют
общие и специальные
– общие способности прямо не связаны с успешностью выполнения конкретной работы, они сами представляют собой показатель возможности приобретения субъектом какой-то частной, специфической способности, умения научиться чему-либо. Обычно под общими способностями понимают интеллектуальные, умственные способности;
– специальные способности проявляются в какой-либо конкретной области деятельности. Поэтому говорят о музыкальных, художественных, педагогических и т.п. способностях. К ним относятся способности, связанные с осуществлением необычных функций, например артистов цирка, спортсменов и т. д.
Мотивация – это совокупность побуждений (мотивов), вызывающих активность индивида, система факторов, детерминирующая поведение человека. Мотивация представляется как непрерывный процесс, в котором субъект действия (человек) и ситуация взаимно влияют друг на друга, в результате чего можно наблюдать поведение человека.
Мотив – это то, что принадлежит самому человеку, является его личным свойством, побуждением к деятельности, причиной его действий и поступков. Мотивы формируются из потребностей человека и бывают осознанными и неосознаваемыми. Примеры мотивов: мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи, мотив власти, мотив аффилиации (стремления к общению).
Характер – совокупность существенных, устойчивых черт личности, проявляющихся в различных видах ее деятельности, общения и взаимодействия с окружающими людьми, обусловливая типичные для нее способы поведения. Характер человека не является врожденным, он формируется в процессе его жизни и деятельности. В целом характер человека и предпосылка, и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях. Обусловливая поведение, он в поведении и формируется. В описанном механизме формирования характера отчетливо выступают две его неразрывные составляющие: отношение субъекта к целям и условиям своей жизни, выражающееся в мотивах и побуждениях, и способы действия, стиль поведения, проявляющиеся в типичных для человека жизненных ситуациях. Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксируются в характере.
Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Воля обладает рядом признаков:
– наличие усилий и продуманного плана для выполнения того или иного волевого акта;
– усиленное внимание к такому поведенческому действию;
– отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;
– состояние оптимальной мобилизованности личности, концентрации в нужном направлении.
Проявление воли находит свое отражение в следующих свойствах (качествах):
– сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели;
– настойчивость – умение человека мобилизоваться для длительного преодоления трудностей;
– выдержка – умение сдерживать чувства, мысли, действия;
– решительность – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;
– смелость – умение побороть страх и идти на оправданный риск, несмотря на наличие опасности;
– самообладание – умение контролировать себя, подчинять свое поведение решению поставленных задач;
– дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;
– обязательность – умение вовремя выполнять возложенные обязанности;
– организованность – рациональное планирование и упорядочение своего труда и др.
Волевые действия подразделяются на простые и сложные. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествуют осознание его мотивов, возникновение намерения осуществить этот волевой акт, составление плана, учет последствий и т. д.
Чувства
отражают устойчивое отношение человека
к какому-либо конкретному объекту
(реальному или воображаемому). Они возникли
и формировались в процессе культурно-исторического
развития человека, менялись только способы
выражения чувств в зависимости от той
или иной исторической эпохи. Чувства
всегда сугубо индивидуальны. То, что у
одного человека вызывает одну гамму чувств,
у другого может вызвать совершенно другие
эмоции.
2. Соотношение понятий «субъект», «индивидуальность» и «личность»
Понятия «субъект», «индивидуальность» и «личность» имеют специфические значения, подчеркивающие определенный аспект в сложной картине внутреннего мира людей.
Понятия близки между собой, но они существенно различаются. Следовательно, нельзя сводить понятие «личности» к понятиям «субъект» и «индивидуальность», хотя, с другой стороны, личность – это и субъект, и индивидуальность, но лишь в той мере, с той стороны, которая характеризует все эти понятия с точки зрения включенности человека в общественные отношения.
Соотношение понятий «индивид», «субъект», «личность» и «индивидуальность» показано в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Понятие | Определение | Характерные признаки |
1 | 2 | 3 |
Индивид | Человек как типичный представитель своего вида, носитель природного обусловленных свойств | Пол, биохимические
и физиологические особенности, возраст,
тип конституции, нейродинамика, биологические
потребности, эмоции,
задатки |
Субъект | Человек как типичный носитель видов человеческой активности | Темперамент, сознание, воля, мышление, восприятие, чувства, способности, действия, речь |
Личность | Человек как
типичный
представитель сформировавшего его общества |
Направленность, ценности, социальные потребности, социальный статус, сознательные цели |
Продолжение табл. 2.1
1 | 2 | 3 |
Индивидуальность | Человек, охарактеризованный в аспекте его неповторимости, непохожести на других людей | Индивидуальные особенности, характер, социально обусловленная деятельность, самооценка, жизненный опыт, «Я-концепция», потребность в самореализации |
Процесс перехода (превращения) одной формы развития личности в следующую стадию закономерно происходит по мере взросления человека, но сроки этих превращений отличаются в зависимости от сопутствующих социальных условий.
Человек рождается как индивид. После формирования сознания человек становится субъектом, активно преобразующим мир. В процессе включения в систему общественных отношений формируется личность. Наступление последующей стадии не уничтожает предыдущую: человек, ставший субъектом в связи с формированием сознания и речи, не перестает быть индивидом, но может рассматриваться и как индивид, и как субъект. Таким образом, каждая последующая стадия включает в себя все предыдущие. Соотношение понятий индивид – субъект – личность – индивидуальность показано на рис. 2.1.
Информация о работе Человек как субъект, личность, индивидуальность