Человек как субъект, личность, индивидуальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 09:23, курсовая работа

Краткое описание

Человек как объект исследований рассматривается многими науками. Например, как тело он исследуется физиологией, как душа – психологией, как социальное существо – социологией.
Психология очень тесно переплетается с другими науками, которые не замещают ее, но обеспечивают важной информацией, чтобы она могла успешно раскрывать свой собственный предмет. Таким образом, психология как наука развивается и в настоящее время.

Содержание

Введение ………………………………………………………..………...3
1. Человек как субъект, индивидуальность, личность ………….….….5
1.1. Человек как субъект…………………………………………….…...5
1.2. Человек как индивидуальность …………..…………………..…….7
1.3. Человек как личность………………………………………………14
2. Соотношение понятий «субъект», «индивидуальность»
и «личность»…………………………………………………………..…22
Заключение ...………………………………………………..….…...…..24
Список использованной литературы ………………………….……….25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Человек как субъект, индивидуальность, личность.docx

— 103.41 Кб (Скачать файл)

     Основными чертами, характеризующими личность, являются социальность и индивидуальность, т.е. личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования. Индивидуальность при этом понимается как самобытный, своеобразный способ бытия конкретной личности. Она детерминирована особым жизненным путем индивида, его природными задатками, предстает как результат взаимодействия уникальных и универсальных свойств человека.

     Рассмотрение  человека как личности связано, прежде всего, с взглядом на человека как на единицу общества. Фундаментальным признаком, отличающим человека от животного как биологической особи, является социальность, принадлежность к социуму, обществу.

     Психологическая структура личности представляет собой  целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность. Психологическую структуру личности составляют:

     – темперамент;

     – способности;

     – мотивация;

     – характер;

     – воля;

     – чувства.

     Темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо; это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих ее поведение, деятельность и общение.

     Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа: сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический (классификация  Гиппократа).

     Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный человек, быстро и легко приспосабливающийся к меняющимся условиям жизни и успешно сопротивляющийся ее трудностям. Основные черты – общительный, разговорчивый, отзывчивый, открытый, жизнерадостный, не склонный к беспокойству, склонный к лидерству.

     Меланхолик  – слабый, малоподвижный человек, часто пассивный и заторможенный. Сильные раздражители могут вызвать различные нарушения его поведения, вплоть до полного прекращения всякой деятельности. Основные черты – тихий, замкнутый, необщительный, пессимистичный, тревожный, склонный к рассуждениям, легко расстраивающийся.

     Холерик – сильный, неуравновешенный, легко возбуждающийся человек, обладающий большой жизненной энергией, часто вспыльчивый и несдержанный. Основные черты - обидчивый, беспокойный, активный, импульсивный, эмоционально неустойчивый.

     Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный человек, реагирующий на внешние воздействия спокойно и медленно, не склонный к каким-либо изменениям, хорошо справляющийся с внешними раздражителями. Основные черты – надежный, доброжелательный, миролюбивый, рассудительный, осмотрительный, эмоционально устойчивый.

     Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, позволяющие ему с той или иной степенью успешности овладевать какой-либо деятельностью и совершенствоваться в ней. Они являются продуктом общественно-исторической практики человека, результатом взаимодействия его биологических и психических особенностей. Проблема способностей - одна из центральных в психологии.

     Различают несколько уровней развития способностей людей:

     – одаренность – совокупность нескольких разносторонних способностей, обусловливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц;

     – талант – совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью; особенность таланта - высокий уровень творчества при осуществлении деятельности;

     – гениальность – высшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности. Творчество гениального человека имеет историческое и, как правило, положительное значение.

     Выделяют  общие и специальные способности:

     – общие способности прямо не связаны с успешностью выполнения конкретной работы, они сами представляют собой показатель возможности приобретения субъектом какой-то частной, специфической способности, умения научиться чему-либо. Обычно под общими способностями понимают интеллектуальные, умственные способности;

     – специальные способности проявляются в какой-либо конкретной области деятельности. Поэтому говорят о музыкальных, художественных, педагогических и т.п. способностях. К ним относятся способности, связанные с осуществлением необычных функций, например артистов цирка, спортсменов и т. д.

     Мотивация – это совокупность побуждений (мотивов), вызывающих активность индивида, система факторов, детерминирующая поведение человека. Мотивация представляется как непрерывный процесс, в котором субъект действия (человек) и ситуация взаимно влияют друг на друга, в результате чего можно наблюдать поведение человека.

     Мотив – это то, что принадлежит самому человеку, является его личным свойством, побуждением к деятельности, причиной его действий и поступков. Мотивы формируются из потребностей человека и бывают осознанными и неосознаваемыми. Примеры мотивов: мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи, мотив власти, мотив аффилиации (стремления к общению).

     Характер – совокупность существенных, устойчивых черт личности, проявляющихся в различных видах ее деятельности, общения и взаимодействия с окружающими людьми, обусловливая типичные для нее способы поведения. Характер человека не является врожденным, он формируется в процессе его жизни и деятельности. В целом характер человека и предпосылка, и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях. Обусловливая поведение, он в поведении и формируется. В описанном механизме формирования характера отчетливо выступают две его неразрывные составляющие: отношение субъекта к целям и условиям своей жизни, выражающееся в мотивах и побуждениях, и способы действия, стиль поведения, проявляющиеся в типичных для человека жизненных ситуациях. Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксируются в характере.

     Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

     Воля  обладает рядом признаков:

     – наличие усилий и продуманного плана для выполнения того или иного волевого акта;

     – усиленное внимание к такому поведенческому действию;

     – отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

     – состояние оптимальной мобилизованности личности, концентрации в нужном направлении.

     Проявление  воли находит свое отражение в  следующих свойствах (качествах):

     – сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели;

     – настойчивость – умение человека мобилизоваться для длительного преодоления трудностей;

     – выдержка – умение сдерживать чувства, мысли, действия;

     – решительность – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;

     – смелость – умение побороть страх и идти на оправданный риск, несмотря на наличие опасности;

     – самообладание – умение контролировать себя, подчинять свое поведение решению поставленных задач;

     – дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;

     – обязательность – умение вовремя выполнять возложенные обязанности;

     – организованность – рациональное планирование и упорядочение своего труда и др.

     Волевые действия подразделяются на простые и сложные. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествуют осознание его мотивов, возникновение намерения осуществить этот волевой акт, составление плана, учет последствий и т. д.

     Чувства отражают устойчивое отношение человека к какому-либо конкретному объекту (реальному или воображаемому). Они возникли и формировались в процессе культурно-исторического развития человека, менялись только способы выражения чувств в зависимости от той или иной исторической эпохи. Чувства всегда сугубо индивидуальны. То, что у одного человека вызывает одну гамму чувств, у другого может вызвать совершенно другие эмоции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Соотношение понятий «субъект», «индивидуальность» и «личность»

     Понятия «субъект», «индивидуальность» и «личность» имеют специфические значения, подчеркивающие определенный аспект в сложной картине внутреннего мира людей.

     Понятия близки между собой, но они существенно различаются. Следовательно, нельзя сводить понятие «личности» к понятиям «субъект» и «индивидуальность», хотя, с другой стороны, личность – это и субъект, и индивидуальность, но лишь в той мере, с той стороны, которая характеризует все эти понятия с точки зрения включенности человека в общественные отношения.

     Соотношение понятий «индивид», «субъект», «личность» и «индивидуальность» показано в таблице 2.1.

     Таблица 2.1

Понятие Определение Характерные признаки
1 2 3
Индивид Человек как  типичный представитель своего вида, носитель природного обусловленных свойств Пол, биохимические  и физиологические особенности, возраст, тип конституции, нейродинамика, биологические потребности, эмоции,

задатки

Субъект Человек как  типичный носитель видов человеческой активности Темперамент, сознание, воля, мышление, восприятие, чувства, способности, действия, речь
Личность Человек как  типичный

представитель сформировавшего его общества

Направленность, ценности, социальные потребности, социальный статус, сознательные цели

     Продолжение табл. 2.1

1 2 3
Индивидуальность Человек, охарактеризованный в аспекте его неповторимости, непохожести на других людей Индивидуальные  особенности, характер, социально обусловленная деятельность, самооценка, жизненный опыт, «Я-концепция», потребность в самореализации

     Процесс перехода (превращения) одной формы  развития личности в следующую стадию закономерно происходит по мере взросления человека, но сроки этих превращений отличаются в зависимости от сопутствующих социальных условий.

     Человек рождается как индивид. После  формирования сознания человек становится субъектом, активно преобразующим мир. В процессе включения в систему общественных отношений формируется личность. Наступление последующей стадии не уничтожает предыдущую: человек, ставший субъектом в связи с формированием сознания и речи, не перестает быть индивидом, но может рассматриваться и как индивид, и как субъект. Таким образом, каждая последующая стадия включает в себя все предыдущие. Соотношение понятий индивид – субъект – личность – индивидуальность показано на рис. 2.1.

Информация о работе Человек как субъект, личность, индивидуальность