Чувство одиночества в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследование особенностей переживания чувства одиночества в юношеском возрасте.
Объект исследовании: одиночество как психологическая категория.
Предмет исследования: специфика переживания одиночества в юности.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по дананной проблеме. Исследовать причины возникновения чувства одиночества у учащихся;
3. Сопоставить особенности переживания одиночества (позитивные и негативные аспекты) и наличествующие у ребят предпосылки субъектности.
4. Проанализировать данные, полученные в результате исследования.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по психологии Оля Серикова.docx

— 78.59 Кб (Скачать файл)

 Введение

Юность занимает важное место  в общем процессе онтогенеза. Данный возрастной период следует рассматривать как особую фазу в психическом развитии, эпоху перехода от детства к взрослости.По всем направлениям происходит становлении е качественно новых новообразований психики. Вступая в новый период жизни и деятельности, юноша занимает новую социальную позицию, именно в этой фазе развития формируетя отношение к собственного «Я»,отношение к сверстникам, окружающим людям и обществу.От того, как закладываются на этом этапе основы социальной ориентации,зависит становление социальных установок личности, вероятность возникновения и глубина переживания чувства одиночества.

Становление субъектности, т.е. обретение опыта осознанного саморегулирования своих действий и поведения, отрефлексированность, подключение к привычной активизации инструментария, позволяющее заново осваивать жизненные ситуации развитие самостоятельности занимает в юношеском возрасте ведущее место. Я считаю, что возрастающие возможности осознания регуляторного опыта обеспечивают развитие субъектного отношения к разным сферам личностного самоопределения юношества.

В данном работе попытаюсь проследить связь значимого для юноши переживания одиночества со сформированными у него предпосылками самостоятельности. Особенности переживания одиночества по-разному определяют перспективы развития юноши, и что эти особенности в свою очередь сами зависят от степени осознания и обращенности к своим ресурсам и возможностям. Переживание одиночества может стать ситуацией, способствующей развитию человека, стимулирующей появление рефлексии по поводу собственной жизни и перспектив своего развития. Но одиночество может переживаться и осознаваться как непродуктивное негативное эмоциональное состояние, которое даже может завести в тупик (суицид).

Цель исследования: исследование особенностей переживания чувства одиночества в юношеском возрасте.

Объект исследовании: одиночество как психологическая категория.

Предмет исследования: специфика переживания одиночества в юности.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу по дананной проблеме. Исследовать причины возникновения чувства одиночества у учащихся;

3. Сопоставить особенности  переживания одиночества (позитивные  и негативные аспекты) и наличествующие у ребят предпосылки субъектности.

4. Проанализировать данные, полученные в результате исследования.

Методы исследования.

1.Опросник : «Одиночество».

2.Опросник «Умеешь ли ты общаться?

3. Методика «Склонность к одиночеству».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА

1.1Понятие одиночества в психологии

Одиночество – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности1.

Наиболее остро выражена эта проблема в юности. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии  в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с  усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и  обособлении, с кризисом самооценки

Период обучения в старших  классах - юношество - особая пора.

Юность – важный период в развитии человека, в этот период происходит  вхождения человека во взрослую жизнь. Это в буквальном смысле "третий мир", существующий между миром  взрослых и детей.

Юность – период завершения физического  созревания, основными признаками которого являются скелетная зрелость, появление  вторичных половых признаков  и период скачка в росте.  Именно в ранней юности юноши догоняют и  опережают в своём физическом развитии девушек.

В юношеском возрасте человек  сталкивается с тайной своего изменчивого  Я, постоянно ускользающего от него же самого. Для сохранения Я необходима огромная работа по его построению, - выстраиванию. Без необходимого психологического материала этого не сделать2.

В это время юным людям  снятся космические сны - они видят  как бы со стороны свое собственное  тело, которое соотносится по размеру  или положению с планетами  или со светилами - Солнцем, Луной. Обращает на себя внимание общность сюжетов: во всех них есть переживание противоречивых чувств по отношению к планете  или светилу, в основном это чувства притяжения и отталкивания. В этих снах юные люди сталкиваются с проблемой конкретизации (воплощения) своей экзистенциальности, своей сущности, своего назначения.

В бытовой, дневной жизни  тело подсказывает формы такой конкретизации  в виде осуществимой половой роли. Женская роль в этом смысле очевиднее, - давно замечено, что девушки  испытывают меньшие колебания в  переживаниях, связанных с воплощением  собственного Я, они сравнительно быстро достигают устойчивости. Недаром 16-17-летняя девушка производит впечатление  взрослого человека, что далеко не всегда можно сказать о молодом  человеке ее же возраста. Известно, что  девушки в этом возрасте чувствуют  себя взрослее своих сверстников  и склонны их опекать и воспитывать, даже перевоспитывать.

У юношей диапазон колебаний  в переживаниях значительно шире и они дольше идут к обретению  устойчивого отношения к самому себе, то есть к ощущению границ своего Я и его динамической силы. Для  того чтобы это почувствовать, надо проделать огромную работу по построению своего мирового психологического пространства, ощутить в себе силы Я по возможному устройству жизни именно в таком  масштабе3.

Идеал как мечта о творчестве жизни, о создании жизни. Он как бы фиксирует саму возможность полной жизни, основанной на собственных усилиях  по ее построению. Это одно из оснований  для появления чувства взрослости и его укрепления по мере роста  физических и духовных сил юных людей. Идеал имеет огромное влияние  на выбор и осуществление профессиональной деятельности, выбор той сферы  приложения своих сил, которая будет  приносить переживание полноты  жизни, как бы отражать реализуемость, призвание человека - одно из важнейших  экзистенциальных переживаний, отражающих реалистичность усилий по организации  и осуществлению жизни.

Получается, что в отношениях юных людей со взрослым миром постоянно актуальной оказывается важнейшая экзистенциальная проблема - проблема свободы и ответственности Я за свое же собственное воплощение в конкретных, бытовых, ежедневных проявлениях жизни, где чувство реальности собственного Я дает человеку то достоинство, за которым другими людьми читается его уверенность в наличии у него своего места среди людей. Иначе это еще называют чувством социальной принадлежности, может быть это его формула: «Я не чужой на этом свете»4. Когда возникают проблемы в становлении этого переживания, юноши и девушки сталкиваются с невыносимой плотностью бытия, которое не поддается их попыткам найти в нем свое место. Давно уже был отмечен факт, что юность сравнительно легко идет на самоубийство. Даже сама мысль об этой возможности часто является сладостно-утешительной, снижающей как бы степень риска перед возможными жизненными трудностями. Да, юные люди живут большей экзальтированностью, невыраженными и неопределенными волнениями и думами, которые они не могут реализовать в соответствующей себе форме. Такую форму нельзя найти в один день или в один час, на ее поиски могут уйти годы, для наблюдателя это вообще может выглядеть как нечто ненормальное, например, уход в секту, приобщение к вегетарианству, увлечение каким-то видом коллекционирования и тому подобное.

Потребность в общении  со взрослыми обусловлена прежде всего проблемами перспективного жизненного самоопределения. Содержанием общения со взрослыми становятся вопросы взаимоотношения людей, отношения между полами, выбор профессии. Значительное большинство школьников испытывают острую потребность в нерегламентированном общении со взрослыми, которые составляют их ближайшее окружение5.

Юные люди, удовлетворенные  своим доверительным общением со взрослыми, характеризуются развитой способностью самостоятельно, без помощи других, не по готовому шаблону, глубоко и в соответствии со свойствами реальности человеческой жизни анализировать и оценивать качества своих сверстников и взрослых, составляющих их круг общения. Поведение воспринимают и оценивают как «взрослое»6.

Совершенно иная картина характерна юнощей с низкой удовлетворенностью общения со взрослыми. Они затрудняются самостоятельно анализировать и оценивать сверстников и взрослых, не умеют и не хотят это делать.

В период юности ребенок  открывает свой внутренний мир. Он обретает способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями.  Начинает ощущать свое тело, открывает для себя мир любви. Практически любое событие стимулирует его к размышлениям о себе и своих проблемах. Открытие внутреннего мира - важное, волнующее событие, но оно приносит с собой множество тревог и переживаний. Появляется чувство неповторимости и одиночества. Оно возникает как смутное беспокойство, может ощущаться как внутренняя пустота, которунеобходимо заполнить. Отсюда необъяснимые порывы к общению и уединению7.

Начинает казаться, что  не испытывал подобного чувства. В связи с этим меняется его поведение. То он уходит в свою комнату, закрывается и слушает музыку. То пропадает до ночи на улице. В его речи часто появляется местоимение «Я». А все события, которые происходят с юношей или девушкой, кажутся им значимыми и решающими. Но никто, по их мнению, не понимает всего происходящее8.

Почти все дети проходят через периоды страшного одиночества, которые просто невыносимы. Тогда  они чувствуют себя беззащитными, неуверенными в этом большом и  проблемном мире. Чтобы как-то пережить свое одиночество в юношеском  возрасте некоторые увлекаются дневниками, так как это удобный способ беседовать с самим собой, фиксировать  свои мысли и переживания. Дневник  хранят и прячут даже от самых близких  людей. В дневнике идет проверка самого себя, дается отчет о своих поступках  и намерениях - о чем не скажешь  никому. Чаще дневники ведут девушки, а у юношей редко бывает в этом потребность.

Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения  лежит выбор будущей сферы  деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с  задачами социального и личностного  самоопределения, с поиском ответа на вопросы: «кем быть?» и «каким быть?», с определением жизненных  перспектив, с проектированием будущего9.

Развитие человека в период юности может идти несколькими путями.

Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в  этом мире могут стать особенно напряжёнными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному  моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему  отношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей  степени ориентируются на оценку окружающих, авторитет взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, которые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии. При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми10.

Остается значимым и общение  со сверстниками, более значимым становится общение со взрослыми, родителями. Общение носит интимно-личностный, т.е. камерный характер. Важна не включенность в группу сверстников, а установление личностных, глубоких отношений с человеком, который юноше нравится, в котором он нуждается11.

Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной  программой, когда предметом размышлений  оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный  план- это план потенциально возможных  действий. В содержании планов, как  отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных  с будущей профессиональной деятельностью  и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального  благополучия их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень  притязаний не подкрепляется столь  же высоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей  желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей12.

Информация о работе Чувство одиночества в подростковом возрасте