Чувство одиночества в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследование особенностей переживания чувства одиночества в юношеском возрасте.
Объект исследовании: одиночество как психологическая категория.
Предмет исследования: специфика переживания одиночества в юности.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по дананной проблеме. Исследовать причины возникновения чувства одиночества у учащихся;
3. Сопоставить особенности переживания одиночества (позитивные и негативные аспекты) и наличествующие у ребят предпосылки субъектности.
4. Проанализировать данные, полученные в результате исследования.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по психологии Оля Серикова.docx

— 78.59 Кб (Скачать файл)

У испытывающих состояние одиночества, можно выделить 3 уровня интенсивности переживания этого состояния:

1 уровень (от – 9 баллов  до – 12 баллов),

2 уровень (от – 5 баллов  до – 8 баллов),

3 уровень (от – 1 балла  до – 4 баллов).

К первому уровню (назовем его критическим) относится 2,3 % , испытывающих постоянное и остро переживание состояния одиночества.

Ко второму уровню, среднему, относится 7,7 %, испытывают часто возникающие состояние одиночества.

К третьему уровню, адаптивному, относятся 25,5; они испытывают состояние одиночества, которое возникает периодически.

Итак, результаты анализа ответов исследуемой выборки по опроснику «Одиночество» позволяют говорить о том, что каждый третий юноши и девушки испытывает состояние одиночества различной интенсивности, причем, 2,3 % опрошенных переживают одиночество в достаточно сильной степени.

С точки зрения юного дарования, основной причиной одиночества является социальное отторжение: около 25% опрошенных ребят ответили, что одинокими становятся из-за других людей (в том числе и родителей), так как другие не поняли, отвергли или забыли этого человека.

На втором месте оказались  черты характера (эгоизм, самовлюбленность и т.п.). Как причина одиночества  они были названы 20 % опрошенных. Около 13 % видят причину одиночества в поведении и манере общения человека. 10 % тестируемых считают, что причинами одиночества являются застенчивость, неуверенность в себе, страх общения и неумение общаться.

Отсутствие круга общения, близких людей и любимых как  причину одиночества рассматривают только 13 %  юных людей. На усталость от общения – 17%, 56,7 % чувствовали себя одинокими и покинутыми, но большая часть подростков (80 %) не испытывали страха, находясь в таком состоянии.

В основном юноши и девушки считают пребывание в одиночестве нормальным, а не противоестественным и пугающим состоянием.

73,3% считают себя вполне коммуникабельными, приятными для общения и популярными в среде одноклассников, а также имеют достаточное количество дружеских связей.

Для большинства людей  в юности не характерны негативное отношение к себе, страх лишиться общения или быть отвергнутым сверстниками.

Портрет одинокого человека выглядит так: замкнутый, погруженный в себя, мало общающийся, не любящий шумные компании (26 %). Еще часть (20 %) описывала одинокого сверстника как грустного, печального, несчастного и обиженного. Достаточно часто встречалось описание одинокого юноши как тихого, незаметного, домоседа, не умеющего общаться, заводить знакомства. Некоторые ребята (13 %) одинокий полагают, что одинокий человек – это тот, у кого нет друзей, которого никто не любит, и от которого все отвернулись.

Вывод: для возраста 15-17 лет пребывание в одиночестве по собственному желанию представляется вполне естественным и не вызывает тревожных мыслей или страха. В то же время одиночество у них ассоциируется с несчастьем, печалью и обидой.

 

 

 

3.2 Преодоление одиночества

Рассмотрев вопросы одиночества  и его влияния на юношество, обратимся  к тому, каким образом можно помочь тем, кто его испытывает.

Поскольку одиночество –  переживание субъективное , то нельзя придумать единый способ его преодоления , подходящий всем и каждому в любом случае. Поэтому при оказании юношам и девушкам помощи нужно придерживаться « золотой середины», т. е . уделять им достаточно внимания и понимания , демонстрировать готовность оказания помощи в трудной ситуации, но в то же время поощрять самостоятельность, активность в поиске преодоления негативного переживания одиночества.

Таким видом помощи может  стать психологическая поддержка  юного поколения. « Одиночество  существует только в одиночестве. Разделенное  одиночество умирает», - как справедливо  заметил И. Ялом26.

Таким образом, психологическая  поддержка помогает разделить переживания  старшеклассников и путем совместной деятельности трансформировать одиночество  из ощущений собственной никчемности  в позитивное переживание своей  уникальности.

Разделить одиночество:

1.выслушать человека, когда  он захочет рассказать о своей  боли;

2. понять и принять  его чувства.

3.отвлечение при помощи умственной деятельности ( просмотр ТВ , книги, прослушивание музыки);

4.выполнение домашних дел.

5.занятие спортом , творчеством с целью избавления от негативных эмоций.

6.прогулка на свежем воздухе.

7.анализ своего одиночества.

Следует сделать вывод: независимо от пола и вида  одиночества, ребята страдающие от одиночества, принимают самые различные способы его преодоления. Преобразовать в позитивное переживание, значит, быть готовым изменить ситуацию, проанализировав альтернативные возможности, как, пример, повышение своей коммуникативной компетентности, изменение своего поведения и отношение к себе и людям, развитие рефлексии и навыков общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проведенное нами исследование позволило установить, что основной причиной одиночества, является социальное отторжение. Взгляд ребят на одиночество существует та же полярность, что и в философских и психологических исследованиях. Юноши и девушки считают нормальным состояние одиночества в том случае, если это выбор человека, сделанный не под влиянием окружающих, а по внутренним причинам. То есть если их сверстник выбирает одиночество не из-за собственной неуверенности и неумения общаться, не из страха перед общением и другими людьми, а по внутреннему желанию и потребности побыть одному, то это нормально и естественно. Если же он одинок, потому что от него отвернулись другие люди, тогда это – несчастный и обиженный человек, тихий, грустный и незаметный.

Кроме того, причины одиночества кроются как в близком окружении человека, так и в нем самом: в его характере, особенностях поведения, манеры общения, и в том числе в его неумении общаться. Взгляды в юности на одиночество несколько отличается от точки зрения психологов-исследователей.

Исследователи выделяют ряд  личностных, социальных и ситуативных  факторов, способствующих закреплению  тенденции самоустранения и возникновению  чувства одиночества. Приоритет  отдается личностным факторам таким, как  низкая самооценка, застенчивость, излишняя самокритичность, негативное самовосприятие и коммуникативная некомпетентность, а также некоторые характерологические особенности, например эгоизм, агрессивность.

К социальным факторам исследователи  относят социальное отторжение, то есть неприятие юноши или девушкой группой сверстников, и отсутствие «своего» круга общения. Последнее может быть связано с переездом на новое место жительства, сменой школы, потерей близкого друга и т.п.

Психология общения в юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособление (приватизации) и аффилиации, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Для человека в возрасте 15-17 лет пребывание в одиночестве по собственному желанию представляется вполне естественным и не вызывает тревожных мыслей или страха. В то же время одиночество у них ассоциируется с несчастьем, печалью и обидой. Юноши и девушки считают нормальным состояние одиночества в том случае, если это выбор человека, сделанный не под влиянием окружающих, а по внутренним причинам. То есть если их сверстник выбирает одиночество не из-за собственной неуверенности и неумения общаться, не из страха перед общением и другими людьми, а по внутреннему желанию и потребности побыть одному, то это нормально и естественно. Если же он одинок, потому что от него отвернулись другие люди, тогда это – несчастный и обиженный человек, тихий, грустный и незаметный.

Можно сделать еще один вывод. Когда юноша или девушка проявляет свою самостоятельность, а так же имеет цель в жизни, т. е. быть целенаправленнее, это доказывает, что у подростка выражена потребность быть одному. И чем сильнее выражена у него самостоятельность и целенаправленность, тем у него сильнее выражена потребность быть одному. Это доказывается тем, что если подросток самостоятельный и целенаправленный, то он может справляться с чем-либо один, чем человек , у которого плохо развиты эти два качества.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: негативные аспекты переживания одиночества в юности связаны с недостаточным развитием регуляторного опыта и, прежде всего, его ценностного компонента. Основная причина возникновения чувства одиночества - это недостаток общения со сверстниками.

 

 

Список литературы

1.Л. И. Белозерова. Психологическая изоляция в коллективе, пути класса: причины коррекции и предупреждения. ЛГПИ 1983, - 19с.

2.А.А. Бодалев. Общая психодиагностика.- М.: МГУ, 1987.- 304.

3.Л.С. Выготский. Педология . Собр. Соч.: М, 1984.

4.У.Джеймс. Психология.- М.: ЮНИТИ, 1991.- 61с.

5.А.Л. Карпенко. Психология. Словарь 2-е издание,испр. И доп. – М.: Политиздат, 1990.

6.А.Р. Карпиков. Позитивные аспекты переживания одиночества. – М., 2002г.

7.В. Киселева. Школьный психолог, №8. 2002.

8.И.С. Кон. Психология ранней юности. Кн. Для учителя.-М.: Просвещение. 1989.

9.С.Г Корчагина. « Одиночество»  Диагн.опросник.

10.С.В Кривцова.  На перекрестке эпох.- М.: Генезис, 1997.

11.Бен. Миюскович. Одиночество.- М , 1990.

12.В.С Мухина. Возрастная  психология: феменология развития, детство, отрочество. – М. Академия 2003, - 45с.

13.Н.Н.Нарицын. Избавление  от одиночества.: - М. 2003.

14.А.К.Осицкий. Проблемы исследования субъективной активности. Вопросы психологии. №1.1996.

15.В.Н. Панферов. Психология общения . Вопросы философии – 1972.- №7.

16.М.М Прихожан. Проблема подросткового кризиса. – 1997.- №1.с. 82-87.

17.Д.Рассел.Измерение одиночества. –М 1990

18.А.А. Реана. Психология человека от рождения до смерти. Прайм.- Еврознак. 2002.

19.Е.И.Рогов. Настольная книга практического психолога в образовании.- М: ВДАДОС, 1995.-529с.

20.А.С.Семенова. Психология личности.

21.В. И. Слободчиков. Психология развития человека субъективной реальности в онтогенезе.- М.: Школьная пресса, 2000.

22.Л.Д.Столяренко. Основы психологии : учебн. Пособие.  Феникс, 2005.

23.Д.И. Снайдер. Практическая психология или Как найти свое место в жизн.-М.: АСТ – ПРЕСС, 2003.

24.А.У Хараш. Психология одиночества. Педология.- Новый век, №4,2000.

25.Н.И.Шевандрин. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.- М.: ВЛАДОС, 1998.

26.Э.Эриксон. Детство и общество: пер. с анг.СПб.:Ленато, АСТ,1996.

27.И. Ялом. Одиночество существует только в одиночестве. Уч. пособие.- М, 1987.

 

1 . Карпенко Л. А. Психология. Словарь 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.

2   Бен. Миюскович. Одиночество.- М , 1990

3  Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин и др. – М.: МГУ, 1987. – 304 с.

4 .Р. Карпиков. Позитивные аспекты переживания одиночества

5  В. Киселева. Школьный психолог, №8. 2002.

6  Панферов В.Н. Психология общения // Вопросы философии. – 1972. -№ 7.

7 А.А. Реана. Психология человека от рождения до смерти. Прайм.- Еврознак. 2002.

 

8  Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2003. – 456с

9 .Л.Д.Столяренко. Основы психологии : учебн. Пособие.  Феникс, 2005.

10  Джеймс У. Психология. – М.: ЮНИТИ, 1991. – 61с

11 Д.И. Снайдер. Практическая психология  или Как найти свое место в жизн.-М.: АСТ – ПРЕСС, 2003.

12  Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989.

 

14 .У Хараш. Психология одиночества. Педология.- Новый век, №4,2000.

15 Н.И.Шевандрин.Психодиагностика, коррекция и развитие личности.- М.: ВЛАДОС, 1998.

16 .В. И. Слободчиков. Психология развития человека субъективной реальности в онтогенезе.- М.: Школьная пресса, 2000.

17 Эриксон. Детство и общество: пер. с анг.СПб.:Ленато, АСТ,1996.

18 М.М Прихожан. Проблема юношеского кризиса. – 1997.- №1.с. 82-87.

19 А.К.Осицкий. Проблемы исследования субъективной активности. Вопросы психологии. №1.1996.

20 Рассел Д. Измерение одиночества. - М.., 1990.

21  Белозерова Л.И. Психологическая изоляция в коллективе класса: причины, пути коррекции и предупреждения. Автореф. дисс. канд. психол.наук. Л.: ЛГПИ, 1983. -19 с.

22  Выготский Л.С. Педология .// Собр. Соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.

23  С. Г. Корчагина Психология одиночества: учебное пособие. : М АМПСИ, 2008

24  А. С Семенова. Психология личности.

25  Н. Н. Нарицын. Избавление от одиночества. : М – Феникс , 2003

26  И. Ялом. Одиночество существует только в одиночестве. Уч. пособие. - М , 1987

 


Информация о работе Чувство одиночества в подростковом возрасте