Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 21:22, курсовая работа
Цель исследования: исследование особенностей переживания чувства одиночества в юношеском возрасте.
Объект исследовании: одиночество как психологическая категория.
Предмет исследования: специфика переживания одиночества в юности.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по дананной проблеме. Исследовать причины возникновения чувства одиночества у учащихся;
3. Сопоставить особенности переживания одиночества (позитивные и негативные аспекты) и наличествующие у ребят предпосылки субъектности.
4. Проанализировать данные, полученные в результате исследования.
У испытывающих состояние одиночества, можно выделить 3 уровня интенсивности переживания этого состояния:
1 уровень (от – 9 баллов до – 12 баллов),
2 уровень (от – 5 баллов до – 8 баллов),
3 уровень (от – 1 балла до – 4 баллов).
К первому уровню (назовем его критическим) относится 2,3 % , испытывающих постоянное и остро переживание состояния одиночества.
Ко второму уровню, среднему, относится 7,7 %, испытывают часто возникающие состояние одиночества.
К третьему уровню, адаптивному, относятся 25,5; они испытывают состояние одиночества, которое возникает периодически.
Итак, результаты анализа ответов исследуемой выборки по опроснику «Одиночество» позволяют говорить о том, что каждый третий юноши и девушки испытывает состояние одиночества различной интенсивности, причем, 2,3 % опрошенных переживают одиночество в достаточно сильной степени.
С точки зрения юного дарования, основной причиной одиночества является социальное отторжение: около 25% опрошенных ребят ответили, что одинокими становятся из-за других людей (в том числе и родителей), так как другие не поняли, отвергли или забыли этого человека.
На втором месте оказались черты характера (эгоизм, самовлюбленность и т.п.). Как причина одиночества они были названы 20 % опрошенных. Около 13 % видят причину одиночества в поведении и манере общения человека. 10 % тестируемых считают, что причинами одиночества являются застенчивость, неуверенность в себе, страх общения и неумение общаться.
Отсутствие круга общения,
близких людей и любимых как
причину одиночества
В основном юноши и девушки считают пребывание в одиночестве нормальным, а не противоестественным и пугающим состоянием.
73,3% считают себя вполне коммуникабельными, приятными для общения и популярными в среде одноклассников, а также имеют достаточное количество дружеских связей.
Для большинства людей в юности не характерны негативное отношение к себе, страх лишиться общения или быть отвергнутым сверстниками.
Портрет одинокого человека выглядит так: замкнутый, погруженный в себя, мало общающийся, не любящий шумные компании (26 %). Еще часть (20 %) описывала одинокого сверстника как грустного, печального, несчастного и обиженного. Достаточно часто встречалось описание одинокого юноши как тихого, незаметного, домоседа, не умеющего общаться, заводить знакомства. Некоторые ребята (13 %) одинокий полагают, что одинокий человек – это тот, у кого нет друзей, которого никто не любит, и от которого все отвернулись.
Вывод: для возраста 15-17 лет пребывание в одиночестве по собственному желанию представляется вполне естественным и не вызывает тревожных мыслей или страха. В то же время одиночество у них ассоциируется с несчастьем, печалью и обидой.
3.2 Преодоление одиночества
Рассмотрев вопросы
Поскольку одиночество – переживание субъективное , то нельзя придумать единый способ его преодоления , подходящий всем и каждому в любом случае. Поэтому при оказании юношам и девушкам помощи нужно придерживаться « золотой середины», т. е . уделять им достаточно внимания и понимания , демонстрировать готовность оказания помощи в трудной ситуации, но в то же время поощрять самостоятельность, активность в поиске преодоления негативного переживания одиночества.
Таким видом помощи может
стать психологическая
Таким образом, психологическая поддержка помогает разделить переживания старшеклассников и путем совместной деятельности трансформировать одиночество из ощущений собственной никчемности в позитивное переживание своей уникальности.
Разделить одиночество:
1.выслушать человека, когда он захочет рассказать о своей боли;
2. понять и принять его чувства.
3.отвлечение при помощи умственной деятельности ( просмотр ТВ , книги, прослушивание музыки);
4.выполнение домашних дел.
5.занятие спортом , творчеством с целью избавления от негативных эмоций.
6.прогулка на свежем воздухе.
7.анализ своего одиночества.
Следует сделать вывод: независимо от пола и вида одиночества, ребята страдающие от одиночества, принимают самые различные способы его преодоления. Преобразовать в позитивное переживание, значит, быть готовым изменить ситуацию, проанализировав альтернативные возможности, как, пример, повышение своей коммуникативной компетентности, изменение своего поведения и отношение к себе и людям, развитие рефлексии и навыков общения.
Заключение
Проведенное нами исследование позволило установить, что основной причиной одиночества, является социальное отторжение. Взгляд ребят на одиночество существует та же полярность, что и в философских и психологических исследованиях. Юноши и девушки считают нормальным состояние одиночества в том случае, если это выбор человека, сделанный не под влиянием окружающих, а по внутренним причинам. То есть если их сверстник выбирает одиночество не из-за собственной неуверенности и неумения общаться, не из страха перед общением и другими людьми, а по внутреннему желанию и потребности побыть одному, то это нормально и естественно. Если же он одинок, потому что от него отвернулись другие люди, тогда это – несчастный и обиженный человек, тихий, грустный и незаметный.
Кроме того, причины одиночества кроются как в близком окружении человека, так и в нем самом: в его характере, особенностях поведения, манеры общения, и в том числе в его неумении общаться. Взгляды в юности на одиночество несколько отличается от точки зрения психологов-исследователей.
Исследователи выделяют ряд личностных, социальных и ситуативных факторов, способствующих закреплению тенденции самоустранения и возникновению чувства одиночества. Приоритет отдается личностным факторам таким, как низкая самооценка, застенчивость, излишняя самокритичность, негативное самовосприятие и коммуникативная некомпетентность, а также некоторые характерологические особенности, например эгоизм, агрессивность.
К социальным факторам исследователи относят социальное отторжение, то есть неприятие юноши или девушкой группой сверстников, и отсутствие «своего» круга общения. Последнее может быть связано с переездом на новое место жительства, сменой школы, потерей близкого друга и т.п.
Психология общения в юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособление (приватизации) и аффилиации, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Для человека в возрасте 15-17 лет пребывание в одиночестве по собственному желанию представляется вполне естественным и не вызывает тревожных мыслей или страха. В то же время одиночество у них ассоциируется с несчастьем, печалью и обидой. Юноши и девушки считают нормальным состояние одиночества в том случае, если это выбор человека, сделанный не под влиянием окружающих, а по внутренним причинам. То есть если их сверстник выбирает одиночество не из-за собственной неуверенности и неумения общаться, не из страха перед общением и другими людьми, а по внутреннему желанию и потребности побыть одному, то это нормально и естественно. Если же он одинок, потому что от него отвернулись другие люди, тогда это – несчастный и обиженный человек, тихий, грустный и незаметный.
Можно сделать еще один вывод. Когда юноша или девушка проявляет свою самостоятельность, а так же имеет цель в жизни, т. е. быть целенаправленнее, это доказывает, что у подростка выражена потребность быть одному. И чем сильнее выражена у него самостоятельность и целенаправленность, тем у него сильнее выражена потребность быть одному. Это доказывается тем, что если подросток самостоятельный и целенаправленный, то он может справляться с чем-либо один, чем человек , у которого плохо развиты эти два качества.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: негативные аспекты переживания одиночества в юности связаны с недостаточным развитием регуляторного опыта и, прежде всего, его ценностного компонента. Основная причина возникновения чувства одиночества - это недостаток общения со сверстниками.
Список литературы
1.Л. И. Белозерова. Психологическая изоляция в коллективе, пути класса: причины коррекции и предупреждения. ЛГПИ 1983, - 19с.
2.А.А. Бодалев. Общая психодиагностика.- М.: МГУ, 1987.- 304.
3.Л.С. Выготский. Педология . Собр. Соч.: М, 1984.
4.У.Джеймс. Психология.- М.: ЮНИТИ, 1991.- 61с.
5.А.Л. Карпенко. Психология. Словарь 2-е издание,испр. И доп. – М.: Политиздат, 1990.
6.А.Р. Карпиков. Позитивные аспекты переживания одиночества. – М., 2002г.
7.В. Киселева. Школьный психолог, №8. 2002.
8.И.С. Кон. Психология ранней юности. Кн. Для учителя.-М.: Просвещение. 1989.
9.С.Г Корчагина. «
10.С.В Кривцова. На перекрестке эпох.- М.: Генезис, 1997.
11.Бен. Миюскович. Одиночество.- М , 1990.
12.В.С Мухина. Возрастная психология: феменология развития, детство, отрочество. – М. Академия 2003, - 45с.
13.Н.Н.Нарицын. Избавление от одиночества.: - М. 2003.
14.А.К.Осицкий. Проблемы исследования субъективной активности. Вопросы психологии. №1.1996.
15.В.Н. Панферов. Психология общения . Вопросы философии – 1972.- №7.
16.М.М Прихожан. Проблема подросткового кризиса. – 1997.- №1.с. 82-87.
17.Д.Рассел.Измерение одиночества. –М 1990
18.А.А. Реана. Психология человека от рождения до смерти. Прайм.- Еврознак. 2002.
19.Е.И.Рогов. Настольная книга практического психолога в образовании.- М: ВДАДОС, 1995.-529с.
20.А.С.Семенова. Психология личности.
21.В. И. Слободчиков. Психология развития человека субъективной реальности в онтогенезе.- М.: Школьная пресса, 2000.
22.Л.Д.Столяренко. Основы психологии : учебн. Пособие. Феникс, 2005.
23.Д.И. Снайдер. Практическая психология или Как найти свое место в жизн.-М.: АСТ – ПРЕСС, 2003.
24.А.У Хараш. Психология одиночества. Педология.- Новый век, №4,2000.
25.Н.И.Шевандрин. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.- М.: ВЛАДОС, 1998.
26.Э.Эриксон. Детство и общество: пер. с анг.СПб.:Ленато, АСТ,1996.
27.И. Ялом. Одиночество существует только в одиночестве. Уч. пособие.- М, 1987.
1 . Карпенко Л. А. Психология. Словарь 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.
2 Бен. Миюскович. Одиночество.- М , 1990
3 Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин и др. – М.: МГУ, 1987. – 304 с.
4 .Р. Карпиков. Позитивные аспекты переживания одиночества
5 В. Киселева. Школьный психолог, №8. 2002.
6 Панферов В.Н. Психология общения // Вопросы философии. – 1972. -№ 7.
7 А.А. Реана. Психология человека от рождения до смерти. Прайм.- Еврознак. 2002.
8 Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2003. – 456с
9 .Л.Д.Столяренко. Основы психологии : учебн. Пособие. Феникс, 2005.
10 Джеймс У. Психология. – М.: ЮНИТИ, 1991. – 61с
11 Д.И. Снайдер. Практическая психология или Как найти свое место в жизн.-М.: АСТ – ПРЕСС, 2003.
12 Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
14 .У Хараш. Психология одиночества. Педология.- Новый век, №4,2000.
15 Н.И.Шевандрин.
16 .В. И. Слободчиков. Психология развития человека субъективной реальности в онтогенезе.- М.: Школьная пресса, 2000.
17 Эриксон. Детство и общество: пер. с анг.СПб.:Ленато, АСТ,1996.
18 М.М Прихожан. Проблема юношеского кризиса. – 1997.- №1.с. 82-87.
19 А.К.Осицкий. Проблемы исследования субъективной активности. Вопросы психологии. №1.1996.
20 Рассел Д. Измерение одиночества. - М.., 1990.
21 Белозерова Л.И. Психологическая изоляция в коллективе класса: причины, пути коррекции и предупреждения. Автореф. дисс. канд. психол.наук. Л.: ЛГПИ, 1983. -19 с.
22 Выготский Л.С. Педология .// Собр. Соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
23 С. Г. Корчагина Психология одиночества: учебное пособие. : М АМПСИ, 2008
24 А. С Семенова. Психология личности.
25 Н. Н. Нарицын. Избавление от одиночества. : М – Феникс , 2003
26 И. Ялом. Одиночество существует только в одиночестве. Уч. пособие. - М , 1987
Информация о работе Чувство одиночества в подростковом возрасте