Чувство одиночества в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследование особенностей переживания чувства одиночества в юношеском возрасте.
Объект исследовании: одиночество как психологическая категория.
Предмет исследования: специфика переживания одиночества в юности.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по дананной проблеме. Исследовать причины возникновения чувства одиночества у учащихся;
3. Сопоставить особенности переживания одиночества (позитивные и негативные аспекты) и наличествующие у ребят предпосылки субъектности.
4. Проанализировать данные, полученные в результате исследования.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по психологии Оля Серикова.docx

— 78.59 Кб (Скачать файл)

- любит ли находиться  в кругу друзей или предпочитает  одиночество; 

- быстро привыкает к  новым людям, к новому коллективу;

- насколько быстро реагирует  на просьбы друзей, знакомых; любит  ли общественную работу;

- легко ли устанавливает  контакты с незнакомыми людьми, другие 20 - включены в программу изучения организаторских способностей быстрота ориентации в сложных ситуациях;

- находчивость, инициативность, настойчивость, требовательность; склонность  к организаторской деятельности, самостоятельность, самокритичность,  выдержка, отношение к общественной  работе21.

 В результате подсчёта  баллов по тесту определяется  один из пяти уровней развития  коммуникативных и организаторских  склонностей: очень низкий (1), низкий (2), средний (3), высокий (4) и высший (5);

3) Личностный опросник «НЭП» предназначен для диагностики основных параметров личности. Содержит в себе четыре шкалы: шкала лжи, экстраверсии-интроверсии, нейротизма, психотизма. Тест разработан Г.Айзенком в 1969 году совместно с С.Айзенком и получил название «Личностный опросник Айзенка» (EPQ). Существует взрослая и детская форма. Они содержат 90 и 81 вопросов соответственно.

4) Методика исследования  самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн) предназначена для определения уровня самооценки учащегося, ее адекватности. Испытуемым предлагается нарисовать лестницы, обозначающие умственное развитие, здоровье, характер и счастье, причём им сообщается, что если условно на этих лестницах расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся «самые умные», а на нижней - «самые глупые», по аналогичному принципу расположатся люди на остальных лестницах22.

Существует множество  и иных методик, часть из них - адаптированные.

Для анализа данных, полученных эмпирическим путем в ходе исследования применяются методы математической статистики (например, t - критерий Стьюдента, коэффициент ранговой корреляции по Спирмену).

Опросник «Шкала одиночества»

Инструкция: Вам предлагается ряд  утверждений. Рассмотрите последовательно  каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно  к вашей жизни при помощи четырех  вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный ответ  отметьте знаком «+».

Текст опросника

Утверждения: часто иногда редко никогда

1.Я несчастлив, занимаясь  столькими вещами в одиночку

2.Мне не с кем поговорить

3.Для меня невыносимо  быть таким одиноким

4.Мне не хватает общения

5.Я чувствую, будто никто  действительно не понимает меня

6.Я застаю себя в  ожидании, что люди позвонят или  напишут мне

7.Нет никого, к кому  я мог бы обратиться

8.Я сейчас больше ни  с кем не близок

9.Те, кто меня окружают, не разделяют мои интересы  и идеи

10.Я чувствую себя покинутым

11.Я не способен раскрепощаться  и общаться с теми, кто меня  окружает

12.Я чувствую себя совершенно  одиноким

13.Мои социальные связи  и отношения поверхностны

14.Я умираю по компании

15.В действительности  никто как следует не знает меня

16.Я чувствую себя изолированным  от других

17.Я несчастен, будучи  таким отверженным

18.Мне трудно заводить  друзей

19.Я чувствую себя исключенным  и изолированным другими

20.Люди вокруг меня, но  не со мной

Обработка результатов и  интерпретация:

Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов.

Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» - на два, «редко» - на один, «никогда» - на ноль.

Полученные результаты складываются.

Максимально возможный показатель одиночества – 60 баллов.

Высокую степень одиночества  показывают от 40 до 60 баллов,

от 20 до 40 баллов – средний уровень одиночества,

от 0 до 20 баллов – низкий уровень одиночества.

Методика «Склонность  к одиночеству»

Данная методика позволяет  изучать склонность к одиночеству, степень ее выраженности23.

Инструкция.

При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением на бланке для ответа ставится знак «плюс» («да»), при несогласии — знак «минус» («нет»).

  1. Я считаю, что всякий человек не должен отрываться от коллектива.
  2. В одиночестве я чувствую себя спокойнее.
  3. Я не переношу одиночества и всегда стремлюсь быть среди людей.
  4. Временами мне лучше среди людей, временами предпочитаю одиночество.
  5. В одиночестве я скучаю по людям.
  6. В большинстве случаев я хочу быть на людях, но иногда хочется побыть одному.
  7. Я не боюсь одиночества.
  8. Я боюсь одиночества, и, тем не менее, получается так, что нередко я оказываюсь в одиночестве.
  9. Я люблю одиночество.

10.Одиночество я переношу легко, если только оно не связано с не 
приятностями.

Обработка результатов.

За положительные ответы по позициям 2, 7, 9 и за отрицательные по позициям 1, 3, 8 проставляется по (+3) балла; за положительные ответы по позициям 4, 5, 6, 10 - по (+1) баллу; за положительные ответы по позициям 1, 3, 8 и за отрицательные по позициям 2,7,9 - по (-3) балла. Подсчитывается сумма баллов с учетом знака.

Интерпретация.

Чем больше сумма положительных  баллов, тем больше выражено у обследуемого стремление к одиночеству. При отрицательной сумме баллов такое стремление отсутствует.

На основе исследования материала, можно прийти к следующим выводам:

1)существует множество  методик для изучения одиночества; 

2)самыми популярными среди  психологов для изучения одиночества  подростков являются методы тестирования;

3)в нашей стране, в основном, пользуются адаптированными методиками.

Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста.

 

 

2.2 Рекомендации, разработки по преодолению чувства одиночества

«ЕСЛИ ТЕБЕ СТАЛО ОДИНОКО...»

РЕКОМЕНДАЦИИ

1.Изучай самого себя. Ищи  причины твоей не индивидуальности.

2.Найди информацию по  данной теме.

3.Ищи человека, который  сможет тебя понять и, с которым ты будешь откровенен.

4.Не бойся говорить  о своей проблеме. Проблемы есть  у каждого, и все они решаемы.

5.Найли новое увлечение.

6.Познакомся с новыми  людьми.

7.Необязательно иметь  много друзей,, некоторым достаточно одного- двух.

8.Для того чтобы иметь  друзей , надо быть другом.

9.Помни, что каждый  человек уникален и интересен посвоему.

10.Чтобы на тебя обратили  внимание, стань интересным человеком.

11.Необходимо понять, что для некоторых одиночество - активное творческое состояние благоприятная возможность для общения с самим собой и источник силы.

12.Человек – большая  тайна. Не жалей времени на  изучение самого себя.

13.Помни о том, что  у одиночества есть две стороны.

14.Если ты одинок, не  ищи одиночества в других, ищи  их в себе.

15.Если ты чувствуешь, что одинок, найди в этом плюсы и максимально используй их для себя.

Уважаемые взрослые! Рядом  с Вами находятся те, кому так  необходимо ваше понимание, ваша мудрость и поддержка.

Помните об этом!

.Существует и такой  прием выхода из одиночества  как игра. Во дворе или на летних каникул приобретается новое количество друзей – вот тогда нет страданий для одиночества! Каждый человек имеет право на игру. Тот, кто отказывает себе в игре, в конечном итоге проигрывает самому себя, проигрывает  свою жизнь.

Игра – это, по – сути попытка побыть разным собой , испытать себя в разных качествах, примерить к себе разные  роли24.

Игра: "Выбери себя"  

Вы когда-нибудь задумывались, сколь малым количеством из всего  данного вам арсенала возможностей вы пользуетесь? Ну, например, интонации, с которыми вы говорите, - насколько  они разнообразны? Не очень-то? Ну сколько существует для вас вариантов произнесения слова 'да'? С утвердительной интонацией, с вопросительной, с восклицательной... И все? Сейчас вы увидите, какое множество разнообразных возможностей самопроявления и самовыражения таит для вас это простое слово.

Оставшись наедине с собой, настройтесь на то, что вы сейчас будете играть, то есть делать что-то абсолютно несерьезное. Произнесите слово 'да' сначала с привычными для вас интонациями: утвердительно, вопросительно, восклицательно. Теперь скажите тихо, потом громко, кратко, отрывисто, затем - растянуто, протяжно. Придайте ему удивленную интонацию. Теперь скажите 'да' так, как будто вы от чего-то в восторге. Произнесите 'да' разочарованным тоном, как будто вы сожалеете о чем-то. Теперь злорадно, потом - иронично. Наконец, придайте вашему голосу торжествующую интонацию: скажите 'да' так, как будто вы только что одержали победу! Придумайте еще свои варианты произнесения слова 'да'. Вы увидите, что ваши возможности практически безграничны. Вы можете выбирать не только интонации, но и свое состояние по своей воле!

А теперь вспомните первую строчку любого стихотворения, которое  вам больше нравится, ну, к примеру, 'Осенняя пора! Очей очарованье...', и попробуйте поэкспериментировать: произнесите ее громко, шепотом, потом быстро, медленно, затем так, как будто у вас набит рот, потом так, как прочитал бы эту строчку маленький ребенок, потом, как произнес бы инопланетянин, потом - как говорящая кошка25.

Игра? Игра!

Теперь давайте поэкспериментируем с осанкой и походкой. Как вы думаете, как сидит на экзамене председатель экзаменационной комиссии? Попробуйте сесть на стуле точно так же. Почувствуйте, сколько в этой позе важности, серьезности, какое приятное чувство вершителя судеб... А теперь сядьте так, как сидит студент, не знающий ответа на вопросы билета. Что, менее приятное состояние? Теперь сядьте, как невеста на свадьбе. Гораздо  приятнее, правда? Запомните -и в жизни вы сами всегда можете выбрать свое состояние. Для этого нужно только войти в нужный образ.

Экспериментируйте с разными  походками, выражениями лица, внутренними состояниями и настроениями. Вы увидите, насколько легче вам будет в общении, как изменится ваша жизнь. Вы обогатите себя множеством новых граней, которые начнут проявляться в вашей повседневной жизни. Вы станете поистине многогранной личностью - и увидите, что это не осталось незамеченным.

Вывод: социальная направленность ребят оказывает влияние на особенности связей разных составляющих одиночества с личностными характеристиками: у асоциальных ребят одиночество проявляется в тесной связи с замкнутостью, повышенной возбудимостью; тогда как у социальной направленности чувство одиночество связано со склонностью к чувству вины и внутренней напряженность. Все способы и рекомендации эффективны по своему, для каждого они индивидуальны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1 Обобщение результатов исследования чувства одиночества

В данном исследовании приняли участие 7 юношей и 9 девушек в возрасте 15-17 лет (учащиеся 10-11 классов).

Исследование проводилось  в несколько этапов:

1. поисково-теоретический состоял в изучении научного знания по проблеме, уточнение предмета исследования;

2. опытно-экспериментальный - в исследовании причин возникновения чувства одиночества у подростков:

3. описательно-итоговый – в анализе и обобщении результатов, уточнении выводов.

Был использован следующий  блок психодиагностических методик:

1. Опросник «Одиночество» (модифицированная шкала измерения одиночества UCLA).

2. Методика «Склонность  к одиночеству».

3. Опросник «Умеешь ли ты общаться?».

Модифицированная шкала  измерения одиночества UCLA - наиболее употребительная шкала для измерения одиночества была разработана (в рамках одномерного подхода) Даниелем Расселом с сотрудниками. Она включает 10 позитивно и 10 негативно сформулированных пунктов.

Цель исследования: выявить степень выраженности состояния одиночества у юношей и девушек МОУ СОШ №8

Средний балл по шкале измерения одиночества UCLA составляет 4,32 балла.

Результаты ответов на шкале оценки одиночества расположились следующим образом:

42,3 % опрошенных не испытывают состояния одиночества,

4 % опрошенных нейтральны в оценке состояния одиночества,

32,3 % (3 чел.) опрошенных испытывают  состояние одиночества в той  или иной степени.

Информация о работе Чувство одиночества в подростковом возрасте