Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 22:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Возрастной психологии"
13.Характеристика
кризиса семи лет.
Семилетний возраст поступления в школу выбран не случайно. Именно этот период в развитии ребенка получил название "кризис семи лет". Именно в это время происходит "утрата детской непосредственности... - начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка"У ребенка возникает смысловое переживание, внутренняя борьба переживаний. Выделяются такие симптомы кризиса семи лет, как манерничание, кривляние ребенка и появление самолюбия, самооценки как центрального новообразования конца дошкольного детства.
Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости.
Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома
Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он выделил следующие параметры:
- умение детей сознательно
подчинять свои действия
- умение ориентироваться на заданную систему требований;
- умение внимательно
слушать говорящего и точно
выполнять задания, предлагаемы
- умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
14.Общая характеристика психического развития в младшем школьном возрасте. Структура учебной деятельности младшего школьника.
Начало младшего
школьного возраста
Прежде всего совершенствуется
работа головного мозга и нервной
системы. Начало школьного обучения
практически совпадает с
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.
На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми.Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.
Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из таких основных компонентов, как мотивация; учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий; учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку. Каждому из компонентов структуры этой деятельности присущи свои особенности. В то же время, являясь по природе интеллектуальной деятельностью, учебная деятельность характеризуется тем же строением, что и любой другой интеллектуальный акт, а именно: нали-чием мотива, плана (замысла, программы), исполнением (реализацией) и контролем.
15.Развитие
познавательных процессов в
Младший школьник обладает достаточным уровнем развития восприятия: у него высокий уровень остроты зрения, слуха, ориентировки на форму и цвет предмета. Сначала ребенка привлекает сам предмет, и в первую очередь его внешние яркие признаки. Сосредоточиться и тщательно рассмотреть все особенности предмета и выделить в нем главное, существенное дети еще не могут. Эта особенность проявляется и в процессе учебной деятельности. Необходимо учить сосредоточивать свое внимание на предметах учебной деятельности независимо от их внешней привлекательности. Уже к концу I класса ученик умеет воспринимать предметы в соответствии с потребностями и интересами, возникающими в процессе обучения, и своим прошлым опытом.Память младшего школьника — первостепенный психологический компонент учебной познавательной деятельности. В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят. Не владея мнемонической деятельностью, ребенок стремится к механическому запоминанию. Мнемоническая деятельность младшего школьника, как и его учение в целом, становится все более произвольной и осмысленной. Показателем осмысленности запоминания и является овладение учеником приемами, способами запоминания. В начале обучения проявляется и большая неустойчивость внимания. Несовершенно у младших школьников и Особенности мыслительной деятельности младшего школьника в первые два года обучения во многом сходны с особенностями мышления дошкольника. Процесс обучения стимулирует быстрое развитие абстрактного мышления, особенно на уроках математики, где от действия с конкретными предметами ученик переходит к умственным операциям с числом В младшем школьном возрасте происходит осознание детьми собственных мыслительных операций, что помогает им осуществлять самоконтроль в процессе познания. В процессе обучения развиваются и качества ума: самостоятельность, гибкость, критичность и др.Речь выполняет две основные функции: коммуникативную и сигнификативную, т.е. является средством общения и формой существования мысли. С помощью языка и речи формируется мышление ребенка, определяется структура его сознания. Важно учитывать различия устной и письменной речи. Письменная - принципиально новый вид речи, которым ребенок овладевает в процессе обучения. Овладение письменной речью с ее свойствами (развернутость и связность, структурная сложность) формирует умение преднамеренного изложения своей мысли, т.е. способствует произвольному и осознанному осуществлению устной речи. Письменная речь принципиально усложняет структуру общения, так как открывает возможность обращаться к отсутствующему собеседнику.
16.Развитие личности младшего школьника.
За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж. Пиаже и Л.С. Выготского, с доминированием дооперационального мышления, а конец – с преобладанием операционального мышления в понятиях. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одаренности.Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной и исполнительной.На подготовительной фазе решения задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а на исполнительной фазе этот план реализуется практически. Полученный результат затем соотносится с условиями и проблемой. Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать логически и пользоваться понятиями. Развитие в этом направлении идет успешно, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат.Второе направление в развитии успешно реализуется, если детям даются задачи, требующие для решения одновременно и развитых практических действий, и умения оперировать образами, и способности пользоваться понятиями, вести рассуждение на уровне логических абстракций. При доминировании практических действий преимущественно развивается наглядно-действенное мышление, но может отставать образное и словесно-логическое. Когда преобладает образное мышление, то можно обнаружить задержки в развитии практического и теоретического интеллекта. При особом внимании только к умению рассуждать вслух у детей нередко наблюдается отставание в практическом мышлении и бедность образного мира. Все это в конечном счете может сдерживать общий интеллектуальный прогресс ребенка. Важно, чтобы дети научились не только видеть, но и словесно формулировать эти различия. Установлено, что первоклассники могут понять и принять поставленную перед ними задачу, но ее практическое выполнение возможно для них только с опорой на наглядный образец. Учащиеся третьих классов уже сами в состоянии составить план работы над задачей и следовать ему, не опираясь на представленный наглядно образец
17.Общая характеристика
психического развития в
Подростковый возраст
охватывает период от 10-11 лет до 13-14
лет и является одним из самых
сложных и ответственных в жизни ребенка и его
родителей. Этот возраст считается кризисным,
поскольку происходят резкие качественные
изменения, затрагивающие все стороны
развития и жизни. Кризис подросткового
возраста связан с изменением социальной
ситуации развития и ведущей деятельности.
Социальная ситуация развития - это особое
положение ребенка в системе принятых
в данном обществе отношений. В подростковом
возрасте она представляет собой переход
от зависимого детства к самостоятельной
и ответственной взрослости. Подросток
занимает промежуточное положение между
детством и взрослостью.
Ведущая деятельность - эта та деятельность,
которая определяет возникновение основных
изменений в психическом развитии ребенка
на каждом отдельном этапе. Если у младших
школьников такой деятельностью является
учебная, то в подростковом возрасте она
сменяется на интимно-личностное общение.
Именно в процессе общения со сверстниками
происходит становление нового уровня
самосознания ребенка, формируются навыки
социального взаимодействия, умение подчиняться
и в тоже время отстаивать свои права.
Кроме того, общение является для подростков
очень важным информационным каналом.
У подростков возможность широкого общения
со сверстниками определяет привлекательность
занятий и интересов. Если подросток не
может занять удовлетворяющего его места
в системе общения в классе, он «уходит»
из школы и психологически, и даже буквально.
Динамика мотивов общения со сверстниками
на протяжении подросткового возраста:
желание быть в среде сверстников, что-то
делать вместе (10—11 лет); мотив занять
определенное место в коллективе сверстников
(12—13 лет); стремление к автономии и поиск
признания ценности собственной личности
(14—15 лет).
В результате такой резкой смены интересов
в подростковом возрасте часто страдает
учебная деятельность, снижается школьная
мотивация. Пытаясь вернуть прежние школьные
успехи, родители стараются ограничить
детей в общении со сверстниками. Однако
важно помнить, что именно общение со сверстниками
является наиболее важной для подростков
деятельностью и оно необходимо для полноценного
психического развития ребенка
Многие особенности поведения подростка
связаны не только с психологическими
изменениями, но и с изменениями, происходящими
в организме ребенка. Половое созревание
и неравномерное физиологическое развитие подростка
обуславливают многие его поведенческие
реакции в этот период. Подростковый возраст
характеризуется эмоциональной неустойчивостью
и резкими колебаниями настроения