Шпаргалка по "Возрастной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 22:39, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Возрастной психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

возр.психология шпоры.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

 

18.Формирование  “чувства взрослости” и Я-концепции  в подростковом возрасте. Кризис подросткового возраста.

В подростковом возрасте последовательно  появляются  две  особые  формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».    Когда говорят, что ребенок взрослеет,  имеют  в  виду  становление  его готовности к жизни в обществе  взрослых  людей,  причем  как  равноправного участника этой жизни.     Подражание взрослым не ограничивается манерами  и  одеждой.  Подражание идет  и  по  линии  развлечений,  романтических  отношений

             Прежде  всего,  чувство взрослости проявляется в желании, чтобы все — и взрослые, и сверстники — относились к нему не как  к маленькому, а как к взрослому, а также в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни  от  вмешательства  родителей, Это касается вопросов внешности, отношений с  ровесниками,  иногда  учебы.  Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.  Чувство  взрослости  становится  центральным  новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу  периода,  примерно  в  15  лет,подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» —  системавнутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».  Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны  —они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», т.е. представления  о собственной  внешней  привлекательности,   представления   о   своем уме,способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте  и других качествах, соединяясь,  образует  «Я-концепцию»  —  так  называемое реальное «Я». В  конце  подросткового  возраста,  на  границе с   ранней   юностью,представления о себе стабилизируются и образуют  целостную  систему  —  «Я-концепцию».

Подростковый возраст  относится к так называемым критическим  периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов. Существуют два основных пути протекания данного кризиса: 
1. Кризис независимости. Его симптомы - строптивость, упрямство, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт.

2. Кризис зависимости.  Его симптомы - чрезмерное послушание, зависимость от старших или  сильных, Одновременно ждет от  взрослых помощи, поддержки и  защиты, ждет (конечно, неосознанно),что  взрослые обеспечат относительную безопасность этой борьбы, оградят его от слишком рискованных шагов. 

 

19.Своеобразие  развития одаренных детей и  подростков. Основные подходы к обучению и воспитанию одаренных детей и подростков.

Одаренный ребенок –  это особенный ребенок, и ему не всегда походят требования стандартной  образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная  любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню  интеллектуального и творческого развития. Одаренным  и  талантливым  детям свойственны следующие черты.     

1. Сильно развитое  чувство справедливости, проявляющееся  ещё в раннем возрасте.2. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки. Они остро  воспринимают  общественную  несправедливость,  устанавливают  высокие требования  к  себе   и   окружающим   и   живо   откликаются   на   правду, справедливость, гармонию и природу.

3. Для  одаренных   детей,  как  правило,  характерны  преувеличенные  страхи,   поскольку   они способны вообразить множество опасных  последствий 4. Одарённые дети очень любопытны

5. Одарённые дети обладают  большим словарным запасом, позволяющим  им достаточно чётко излагать  свои мысли. 6. Они с удовольствием  занимаются сложными задачами и сопротивляются предоставлению готового ответа, стремятся сделать то, что им пока не по силам. 7. Способность к прогнозированию проявляется в умении представить возможные последствия действий 8. Одарённым детям часто свойственна оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от принятых стандартов.

В этой связи необходимо разрабатывать педагогические технологии, позволяющие одаренным учащимся самостоятельно искать и находить ответы

на интересующие вопросы. Для этих целей могут использоваться новые информационные технологии: интернет, дистанционное и интерактивное обучение.В обучении одаренных учащихся применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ:

Ускорение.Это могут  быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы

Углубление.Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности.

Обогащение.Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.

Проблематизация.Специфика  обучения в этом случае состоит в  использовании оригинальных объяснений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию личностного подхода к изучению различных областей знаний учащихся, а также рефлексивного плана сознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20.Общая характеристика  психического развития в старшем школьном возрасте. Особенности учебно-профессиональной деятельности в старшем школьном возрасте.

Старший школьный возраст, или, как его называют, ранняя юность, охватывает период развития детей от 15 до 17 лет, что соответствует возрасту учеников IX—X классов средней школы. К концу старшего школьного возраста юноши и девушки обычно достигают известной степени физической зрелости. Завершается характерный для подросткового возраста период бурного роста и развития организма, наступает относительно спокойный период физического развития, окончательно завершается половое созревание, выравнивается характерное для подросткового возраста несоответствие в росте сердца и кровеносных сосудов, уравновешивается кровяное давление.

учебная деятельность старшеклассников предъявляет гораздо более высокие требования к их умственной активности и самостоятельности. Для того чтобы глубоко усваивать программный материал, необходим достаточно высокий уровень развития обобщающего, понятийного мышления. Следует отметить избирательное отношение старших школьников к учебным предметам. Характеризуя интересы старших школьников, прежде всего надо сказать, что именно в этом возрасте юноши и девушка обычно определяют свой специфический устойчивый интерес к той или ивой науке, отрасли знания, области деятельности. Такой интерес в стершем школьном возрасте приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности, определяет выбор профессии.  
Все большее и большее значение приобретают уроки типа лекций, самостоятельное выполнение лабораторных и других практических работ, все чаще и чаще старшим школьникам приходится самостоятельно разбираться в изучаемом материале. В связи с этим их мышление приобретает все более активный, самостоятельный и творческий характер. Развивается критичность мышления.  
Чувство взрослости в старшем школьном возрасте, с одной стороны, становится глубже и острее. Старшие школьники еще менее, чем подростки, склонны мириться с принижением их взрослости, с отношением к ним как к «маленьким». С другой стороны к концу этого возраста, по мере приближения к объективной взрослости, оно трансформируется в своеобразное чувство самоутверждения, самовыражения, проявляющееся в стремлении выразить свою индивидуальность. Если раньше, в подростковом возрасте, школьник стремился, чтобы его признали взрослым, стремился встать рядом со взрослыми, ничем не отличаться от них, то теперь он хочет, чтобы признали его индивидуальность, своеобразие, самобытность, оригинальность, его право чем-то выделяться из общей массы взрослых.

 

21.Особенности  профессионального и личностного  самоопределения в старшем школьном возрасте. 
В выпускном классе дети сосредоточиваются на профессиональном самоопределении. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт — сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности — уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности. 
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. 
Устремленность в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. При благоприятных условиях развития старшеклассник стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди будет еще лучше. 
Осознание временной перспективы и построение жизненных планов требуют уверенности в себе, в своих силах и возможностях. В своем поведении старшеклассник все более ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину.Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения. Как известно, в подростковом возрасте ребенок открывает для себя свой внутренний мир. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды. Картина мира при этом может быть материалистической или идеалистической, создаваться на базе религиозных представлений и т.д. Еще один момент, связанный с самоопределением, — изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем. Если они решили продолжить образование, их снова начинает волновать успеваемость. Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков. Именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.

 

22.Развитие  познавательных процессов в старшем  школьном возрасте.

Учебная деятельность старших  школьников значительно отличается по своему характеру и содержанию от учебной деятельности подростков. Основное отличие в том, что учебная деятельность старшеклассников предъявляет гораздо более высокие требования к их активности и самостоятельности.Несмотря на общее повышение требований к самостоятельности их мышления, многие подростки во время уроков слушают учителя иногда весьма пассивно, рассчитывая на то, что учитель им все объяснит. Своей основной задачей учащиеся считают понимание и запоминание того, о чем говорится в учебнике и что им объясняет учитель, чтобы потом ответить на уроке — воспроизвести написанное в учебнике и рассказанное учителем, иногда — с некоторыми практическими действиями (демонстрация опытов или решение задач). 
Отношение старших школьников к учению тоже изменяется. Ученики взрослеют, обогащается их опыт; они понимают, что стоят на пороге самостоятельной жизни. В числе некоторых других особенностей отношения к учению старших школьников следует отметить избирательное отношение к учебным предметам. Значительно реже встречается общее, одинаково равное положительное отношение ко всем учебным предметам. Избирательное отношение к учебным предметам подростков почти целиком определяется качеством, уровнем преподавания. У старших школьников существует и другая важная причина избирательного отношения к учебным предметам — наличие у многих юношей и девушек сложившихся интересов, связанных с их профессиональной направленностью. 
При определении своего отношения к учебному предмету старшие школьники, исходят из следующих соображений: 1) мировоззренческое значение предмета; 2) общественное значение предмета, его роль в научной, общественной, культурной и хозяйственной жизни страны; 3) познавательное значение; 4) практическое значение предмета для данного ученика (связь с намеченной профессией, возможность овладеть полезными умениями и навыками); 5) легкость усвоения данного предмета, к которому ученик чувствует себя более способным; 6) хорошее преподавание данного предмета.  
О широких и разносторонних интересах старших школьников свидетельствует большое количество научных и технических кружков всевозможного типа. Этот возраст благоприятен для развития не только художественно-изобразительных, музыкальных способностей, но и математических, литературных, конструктивно-технических. Именно в 15—17 лет может ярко проявляться талантливость в той или иной области. Старшие школьники много читают. Художественная литература привлекает старшеклассников как источник духовного развития; многие школьники любят перечитывать понравившиеся произведения.  

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной психологии"