Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 22:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Возрастной психологии"
23.Межличностные отношения в старшем школьном возрасте.
Отличительная особенность
детей подросткового и раннего
юношеского возраста это их тяга к общению
со сверстниками и, как следствие этого,
некоторая социально-психологическая
изолированность от взрослых, сопровождающаяся
образованием небольших, замкнутых групп
друзей, живущих автономной, обособленной
жизнью.
Замкнутые возрастные группировки, психологически
изолированные от взрослых, подростки
и юноши образуют потому, что их очень
волнуют вопросы, которые ни с кем, кроме
сверстников, они не могут обсудить открыто.
У детей этого возраста имеется, кроме
того, много специфических интересов,
удовлетворить которые они в состоянии
в основном только в непосредственном
общении друг с другом, так как для взрослых
их дела могут оказаться неинтересными
и не заслуживающими внимания. Общение
в этом возрасте является важнейшей школой
самовоспитания, которому подростки и
юноши уделяют большое внимание.
Для того чтобы имеющиеся в общении возможности
были максимально реализованы детьми,
необходимо, чтобы они как можно больше
взаимодействовали не только между собой,
но и со взрослыми в самых разных делах
и ситуациях. Желательно, чтобы такие естественно
образующиеся группировки детей были
на виду у взрослых людей, однако не для
того, чтобы вмешиваться в их дела, а с
той целью, чтобы педагогически и психологически
умело руководить ими, усиливая их положительное
воспитательное влияние на детей.
Взрослые, время от времени включающиеся
в общение подростков и юношей, могут принести
им ощутимую пользу. Дети данного возраста
на самом деле очень нуждаются в помощи
взрослых, хотя сами могут этого и не осознавать,
более того— не стремиться и не искать
такой помощи. Дети часто не в состоянии
найти правильные ответы на те вопросы,
которые их волнуют и которые они между
собой активно обсуждают.
Особенно благоприятные возможности для
межвозрастного общения детей и взрослых
создает их совместный труд. Участие в
труде вместе со взрослыми формирует у
подростка чувство ответственности. В
целом подростки положительно относятся
к руководству их деятельностью со стороны
взрослых, если это руководство основано
на равноправном, уважительном отношении
или на разумной опеке. Деспотическое
управление со стороны взрослого, базирующееся
на произволе и желании взрослого показать
свою власть, дети отвергают. Такие действия
со стороны взрослого нередко вызывают
у них решительный протест, а если этот
протест не имеет положительного результата,
то и состояние депрессии.
24.Этапы психического развития в зрелом возрасте.
Выделяются следующие
этапы: - ранняя зрелость (молодость); -
нормальная зрелость (взрослость); - поздняя зрелость
(старость). Ранняя зрелость наступает
в начале зрелого периода жизни. Это время
завоевания независимости от родителей
и от школы, период установления дружбы
и близких взаимоотношений. Это возможно
только после того, как у человека сформировалось
чувство идентичности. Человек готов смешать
свою добытую столькими усилиями идентичность
с партнером, с которым он будет разделять
цикл: «работа-рождение детей-отдых». Кризисом
этой стадии становится обычно происходящая
в этот период подлинная взаимность с
любовным партнером. Это стадия развития
новой добродетели возраста - любви.Нормальная
зрелость. Зрелая личность стоит перед
выбором: генеративность(
25.Общая характеристика
психического развития в
Зрелость — самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Обычно ее связывают со временем ухода на пенсию. Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. В зрелости, как и в молодости, главными сторонами жизни обычно являются профессиональная деятельность и семейные отношения. Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.
Как и в период кризиса 30 лет, человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией.
Помимо проблем, связанных с профессиональной деятельностью, кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. В это время обычно начинают жить самостоятельной жизнью дети, умирают некоторые близкие родственники и другие близкие люди старшего поколения.
Развитие человека в зрелости тесно связано с динамикой его психологического возраста.
Выделяют три взаимосвязанных, но не совпадающих друг с другом возраста: хронологический (паспортный), физический (или биологический) и психологический. Общеизвестно, что физический возраст человека нередко сильно отличается от паспортного. Психологический возраст характеризует то, каким человек себя чувствует и осознает. Он во многом влияет на физический возраст, хотя тоже далеко не всегда и во всем с ним совпадает.
Психологический возраст — это возрастная идентификация, которая может быть разной степени осознанности. Человек, относя себя к определенному возрасту (чувствуя или осознавая себя молодым, зрелым или старым), ориентируется не столько на возрастные рамки, сколько на содержание периода — специфическую для него область социальных отношений, образ жизни (характер деятельности, интересов, жизненный ритм и др.), приобретаемые личностные новообразования.
В зрелости возможны все три варианта соотношения психологического возраста с хронологическим: адекватность, отставание и опережение. Однако содержание каждого из этих понятий применительно к зрелости сильно отличается от их содержания в предыдущих возрастах.
26.Общая характеристика
психического развития в
Старость - это длительный период, полноценный этап развития, такой же, как молодость или зрелость, имеющий свои возрастные задачи и возможности самоактуализации. Основная часть умственных навыков остается относительно сохранными. Одно из главных изменений познавательных способностей в поздней взрослости - снижение скорости выполнения физических и умственных операций. Отчасти это может объясниться тем, что пожилые больше молодых ценят точность.
В позднем возрасте немного ухудшаются функции сенсорной памяти, которая удерживает поступающую на вход сенсорную информацию в течение нескольких секунд до начала ее обработки. Их объем восприятия несколько меньше, особенно, когда два события происходят одновременно. Возможно, это происходит, потому что у пожилых людей хуже работают зрительная и слуховая системы.
Снижение познавательной деятельности может вызываться как прямыми, так и косвенными причинами. К прямым причинам относятся болезнь Альцгеймера и сосудистые поражения мозга. К косвенным причинам снижения интеллектуального уровня относятся психологические ожидания, психическое здоровье, физическая форма, пищевая недостаточность.
Хотя в использовании
Неизменно значимыми остались непреходящие ценности: семья, дети и здоровье.
Что касается, эмоциональной сферы, к старости, как правило, человек становится более ранимым, требует более чуткого внимательного отношения. В пожилом возрасте человек возникают новые задачи развития, при этом наиболее важными психологическими задачами являются: сохранение согласованности с собственной идентичностью и нахождение смысла жизни. Решение этих и других возрастных задач может быть облегчено при использовании пожилым человеком внутренних ресурсов, таких как: мудрость, нереализованные потребности духовно-познавательного, творческого плана, способность и желание к изменению, способность к социальным контактам и необходимость в них.