Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 14:56, шпаргалка
1. Психологический аспект заболевания (понятия здоровья и болезни)
Клиническая психология является не только фундаментальной наукой, но и областью профессио¬нальной деятельности психологов, направленной на повышение психических ресурсов человека и его адаптационных возможно¬стей, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, преодоление недугов и психологическую реабилитацию.
Кроме того, клинические психологи работают: 1) в системе наркологической помощи; 2) в психотерапевтических кабинетах; 3) в системе психологического консультирования.
6.Различные подходы к содержанию и определению медицинской психологии. Предмет медицинской психологии.
Содержание медицинской психологии, ее место, объем до сих пор по-разному понимаются специалистами. Общим является то, что медицинская психология рассматривает область, пограничную между медициной и психологией. При этом она изучает проблемы медицины в психологическом аспекте и методами психологии.
В большинстве стран распространено понятие клинической психологии, а не медицинской. В клиническую психологию в США включаются психотерапия, психодиагностика, консультативная психология, психогигиена и реабилитация, некоторые разделы дефектологии, психосоматика. В Польше медицинская психология также понимается достаточно широко, в число ее задач включаются диагностика, клинико-восстановительная деятельность, реабилитация инвалидов, психотерапия, психокоррекция, контроль эффективности психокоррекции и психотерапии.
В нашей стране К. К. Платонов рассматривал клиническую психологию как часть медицинской психологии. Клиническая психология, по его мнению, имеет прикладное значение, отвечая потребностям клиники: психиатрической, неврологической, соматической. В медицинскую психологию Платонов включил помимо клинической психологии психогигиену.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
По направленности психологических исследований (на выявление общих закономерностей либо на особенности конкретного больного) можно выделить общую и частную медицинскую психологию.
Общая медицинская психология изучает общие вопросы и включает в себя следующие разделы:
1. Основные закономерности психологии больного человека (критерии нормальной, временно измененной и болезненной психики), психологии врача (медицинского работника), психологии повседневного общения больного и врача, психологической атмосферы лечебно-профилактических учреждений.
2. Психосоматические и
3. Индивидуальность (темперамент, характер, личность), эволюцию и этапы ее постнатального онтогенеза (включая детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), аффективно-волевые процессы.
4. Медицинскую деонтологию, включающую вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны.
5. Психогигиену (психологию медицинских советов и консультаций, психологию семьи, психогигиену лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический). Психологию брака и половой жизни. Психогигиеническое обучение, психотренинг взаимоотношений врача и больного.
6. Общую психотерапию.
Частная медицинская психология изучает конкретного больного, а именно:
1) особенности психических
2) психику больных на этапах
подготовки, выполнения хирургических
вмешательств и в
3) особенности психики больных, страдающих различными заболевани-ями (сердечно-сосудистыми, инфекционными, онкологическими, гинекологическими, кожными и т.д.);
4) психику больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота и т.п.);
5) особенности психики больных при проведении трудовой, военной и судебной экспертизы;
6) психику больных алкоголизмом и наркоманией;
7) частную психотерапию.
Можно выделить конкретные
Патопсихология изучает, по определению Б. В. Зейгарник, структуру нарушений психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении с нормой. Патопсихология может рассматривать задачи как общей медицинской психологии (когда изучаются закономерности распада психики, изменения личности психических больных), так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).
Близка к патопсихологии нейроп
Психосоматика изучает влияние психики на возникновение соматических проявлений.
Из всего объема медицинской
психологии в данном пособии
основное внимание будет
7. Психогигиена и психопрофилактика как части медицинской психологии
Психогигиена и психопрофилактика – области медицинской психологии, задачей которых является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций (психогений).
Психогигиена и психопрофилактика тесно связаны между собой. Психогигиена главной своей целью имеет сохранение и укрепление психического здоровья путем организации надлежащей природной и социальной среды, соответствующего режима и образа жизни, т. е. рассматривает вопросы гигиены психической жизни здоровых людей. Психопрофилактика имеет объектом исследования субклинические и клинические психические нарушения и направлена на предупреждение расстройств психической деятельности. Она разрабатывает мероприятия как по предупреждению нервно-психического заболевания (первичная психопрофилактика), так и по предупреждению неблагоприятной его динамики, если оно уже имеется (вторичная и третичная психопрофилактика). Ряд задач у психопрофилактики и психогигиены общие. Например, задача нейтрализации или ослабления патогенного воздействия окружающей среды, вызывающего те или иные нарушения психики.
Психогигиена и психопрофилактика в настоящее время представляют собой заметно разветвленные области знаний, где рассматриваются не только общие закономерности, но и их преломление в различных сферах жизни и деятельности людей. Например, существует разнообразная систематика разделов психогигиены. В психогигиене обычно выделяют личную (индивидуальную) и общественную (социальную) психогигиену. В системе психогигиенических знаний чаще выделяют отдельно психогигиену детства, юношества, зрелого возраста, психогигиену пожилых людей. Кроме того, выделяют психогигиену умственного и физического труда, психогигиену быта и семейных отношений. Существует также много и специфических разделов психогигиены труда — психогигиена инженерная, спортивная, военная и т.д.
Предмет и задачи психогигиены
Психогигиена - область гигиены, разрабатывающая
и осуществляющая мероприятия, направленные
на сохранение и укрепление психического
здоровья человека.
Психогигиена ориентирует медицину на
учет наличных и потенциальных резервов
личности, участвующих в борьбе за здоровье
против болезней, на усиление творческих
сторон личности. Наибольшее значение
для психогигиены имеют вопросы взаимоотношений
отдельных людей и взаимодействия индивидуума
с коллективом.
Основные задачи психогигиены определены
тремя главными проблемами фундаментальной
психогигиены:
1) изучение природы психического
здоровья и саногенного
2) определение важнейших
направлений и правил
3) разработка основ профилактики
состояний риска, ситуаций риска
и поведения риска (зависимого поведения).
Предмет
и задачи психопрофилактики.
Психопрофилактика—это раздел общей профилактики, включающий совокупность мероприятий, которые обеспечивают психическое здоровье, включая профилактику личностных и профессиональных кризисов, предупреждение возникновения и распространения нервно-психических заболеваний.
Психопрофилактика разрабатывает и внедряет в практику меры по предупреждению психических заболеваний и их хронизации, а также способствует реабилитации психически больных.
Первичная психопрофилактика — это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику. На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний.
Вторичная психопрофилактика — это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное активное лечение. Она состоит в контроле за не утяжелением или в предупреждении негативных последствий уже начавшегося психического заболевания или психологического кризиса. Под вторичной профилактикой подразумевается именно лечение.
Третичная психопрофилактика — это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание. Направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания. Во многих случаях для предупреждения рецидива психического заболевания больному требуется применение поддерживающей психофармакотерапии.
8. Психосоматические корреляции
В ответ на неблагоприятные психические состояния (подавленность, ревность, скука, тоска, стыд, тревога, чувство вины и др.) у человека могут возникать разные физиологические изменения. Среди них различают психогенные реакции и психосоматические заболевания.
Психогенные реакции
Изменения, возникающие в организме под влиянием психических факторов, называют психогенными. Психогенные факторы могут вызывать следующие физиологические реакции:
а) в сердечно-сосудистой системе — учащение сердцебиения, изменение кровяного давления;
б) в системе дыхания - его задержку, замедление или учащение;
в) в пищеварительном тракте — рвоту, поносы, запоры, повышенное слюноотделение, сухость во рту;
г) в сексуальной сфере - усиленную эрекцию, слабость эрекции, набухание клитора и секрецию генитальной области, аноргазм;
д) в мышцах - реакции непроизвольного характера: мышечное напряжение, дрожание, тики, судороги;
е) в вегетативной системе -
потливость, гиперемию и т. д.
Психогенные реакции, как
правило, временны, преходящи,
адаптивны.
Психосоматические заболевания
Психосоматические заболевания — это физические заболевания или нарушения, причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты, недовольство, душевные страдания и др.).
Ярким примером психосоматического заболевания является нервная анорексия - одно из самых тяжелых заболеваний в психиатрии, приводящее иногда к летальному исходу. Психогенный компонент играет большую роль в возникновении таких органических заболеваний, как гипертоническая болезнь, язвенная болезнь, инфаркт миокарда, мигрень, бронхиальная астма и др.
До сих пор отношение к психосоматическим заболеваниям, их проявлениям и лечению неоднозначно. Представители психоанализа игнорируют органную патологию, исходя из психотравм детского возраста, и предлагают соответствующую терапию. Другие исследователи настаивают на комплексном подходе к происхождению и лечению этих заболеваний: групповая и индивидуальная психотерапия, трудотерапия, а также фармакологическое лечение.
Как бы то ни было, связь функциональных соматических нарушений с чувством подавленности, тревоги, тоски, то есть депрессивными и субдепрессивными состояниями не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому нельзя говорить отдельно о психическом и соматическом в медицине.
9. Понятие объективной тяжести и внутренней картины болезни.
В центре внимания клинического психолога, работающего в соматической (непсихиатрической) клинике, находятся психические реакции человека, страдающего тем или иным расстройством.
Считается, что тип реагирования на соматическое заболевание связан в первую очередь с оценкой пациентом его тяжести. При этом можно говорить о существовании феномена «объективной тяжести болезни» и «субъективной тяжести болезни». Термины «объективная» и «субъективная» в некоторой мере условны, поскольку нет и не может быть единого для всех и на все времена реестра тяжести болезней. Оценка тяжести заболевания зависит от социокультурных особенностей, уровня развития медицины. Только при учете равенства этих условий допустимо говорить о том, что некоторые заболевания тяжелее других.
С точки зрения психолога, работающего в соматической клинике, более значимой является субъективная оценка пациентом степени тяжести своей болезни. Это и есть главная сфера приложения его усилий.
Субъективное отношение к заболеванию называют также «внутренней картиной болезни», «концепцией болезни», «нозогнозией».
Отношение к болезни, обладая всеми характеристиками, присущими психологическим отношениям, содержит в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты (или паттерны):
Когнитивный включает знание о болезни, ее осознание, понимание ее роли и влияния на судьбу больного.
Эмоциональный — это ощущение и переживание болезни и всей ситуации с ней связанной.
Поведенческий включает связанные с болезнью реакции, способствующие адаптации или дезадаптации к ней и выработку определенной стратегии поведения в жизненных ситуациях в связи с болезнью.
На выработку субъективного отношения к той или иной болезни оказывают влияние многие факторы. В их числе: