Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 01:16, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".
Ф. Герцберг предложил две группы факторов.
гигиенические (внешние по отношению к работе), которые снимают неудовлетворенность работой; факторы мотивации (внутренние, присущие работе). ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а МОТИВАЦИИ - с самим характером и сущностью работы.
К первой группе
относятся нормальные условия
труда, достаточная заработная
плата, уважение начальства. Вторая
группа факторов предполагает, что
каждый человек может
Закон результата (П. Лоуренс и Дж. Лорш) утверждает, что люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с результатом, удовлетворением потребностей (на примере прошлого).
Д. МакКлелланд выделал три потребности: власть, успех, причастность. Успех — не просто результат, а процесс доведения до успеха. Причастность — это чувство принадлежности к чему-либо, возможность социального общения, чувство социального взаимодействия. Он считал, что в настоящее время, когда уже удовлетворены все первичные потребности, решающую роль начинают играть перечисленные потребности высшего порядка.
Теория существования, связи и роста Клейтона Альдерфера
Потребность в существовании (безопасность, физиолог); потр в связи (социальные); потр роста (уважение). Потр могут удовлетворяться как снизу вверх, так и сверху вниз.
Врум, Адамс. Теория ожидания В.Врума: Т. предполагает, что люди мотивированы к работе когда они ожидают, что смогут получить от работы привлекательное для них вознаграждение, оценивая насколько это вознаграждение привлекательно для них. В практике УП необходимы: поощрения, значимые для каждого подчиненного; требуемый уровень эффективности от раб-ка дб достижим; необходимость связывать поощрение с рез-том.
Теория ожидания В. Врума. Ожидание — это вероятность наступления события по оценке данной личности. Вознаграждение — все, что человек считает ценным для себя. Внутреннее вознаграждение дает сама работа, внешнее — дает начальник.
Врум выделил три
взаимосвязи. Затраты труда —
результат. Результат —
Мотивация = (З — Р) х (Р — В) х Валентность Теория справедливости С. Адамса. Люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость при получении вознаграждения, то есть работник считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. Дисбаланс нужно снимать.
Люди могут восстановить
баланс или чувство
Основной вывод
теории справедливости для
Модель Портера — Лоулера. Пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение и степень удовлетворения. Эта теория объединяет предыдущие две.
Можно изменить
производственный процесс для
улучшения мотивации
Теория «X» и «Y» Д. МакГрегора
В качестве поведенческой характеристики руководителя Д. МакГрегор выделил степень его контроля над подчиненными. Крайними полюсами этой характеристики являются автократичное и демократичное руководство.
Автократичное руководство означает, что руководитель навязывает подчиненным свои решения и централизует полномочия. Прежде всего это касается формулирования задания подчиненным и регламента их работы. Предпосылки автократичного стиля поведения руководителя МакГрегор назвал теорией «X». Согласно ей:
• Человек по своей природе ленив, не любит работать и всячески избегает этого;
• У человека
отсутствует честолюбие, он избегает
ответственности, предпочитая,
• Труд для человека - естественный процесс;
• В благоприятных
условиях человек стремится к
ответственности и
• Он способен
к творческим решениям, но реализует
эти способности лишь частично.
Именно такие люди и такой
стиль руководства наиболее
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности
направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
С точки зрения психологии, процесс мотивации начинается с какой-либо (осознаваемой или неосознаваемой) нужды, неудовлетворенной потребности. Затем определяется цель, совершается действие, ведущее к удовлетворению, и, в силу цикличности потребностей, снова возникает нужда. Т.о., динамика поведения определяется следующей схемой: нужда - цель - действия - удовлетворение - нужда.
Наиболее распространенным методом изучения трудовых мотивов является исследование удовлетворенности работников своим трудом. В методиках изучения удовлетворенности, как правило, используются вопросы трех типов: вопросы для выявления степени удовлетворенности трудом индивида; вопросы о выявлении мнений по поводу удовлетворенности и неудовлетворенности трудом; вопросы о возможных последующих действиях индивида.
При формулировании вариантов ответов для вопросов первого типа применяют различные шкалы: двучленная (да - нет), трехчленная (удовлетворен - не вполне удовлетворен - не удовлетворен), пятичленная (совершенно неудовлетворен - скорее неудовлетворен - и удовлетворен, и не удовлетворен - скорее удовлетворен - полностью удовлетворен), семичленная и десятичленная.
Помимо опросников
удовлетворенности, также
Другой распространенный
трудовые факторы,
наиболее значимые для
характер зависимостей
между более ценимыми
методики, направленные
на изучение структуры
методики изучения
удовлетворенности трудом в
диагностика доминирующих
потребностей - тест, основанный на
мотивационной теории Ф.
изучение профессиональной
направленности личности как в плане
профессиональных интересов, так и в плане
установок, связанных с трудом - дифференциально-
изучение мотивов выбора профессии - опросник Е.П. Ильина; методика изучения мотивов выбора медицинской профессии А.П. Васильковой.
Стимулирование - это совокупность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний.
Стимулирование труда как способ управления трудовым поведением работника может быть признано тактикой решения проблем побуждения человека к высокопроизводительному труду, в то время как стратегия основывается на мотивировании труда.
Стимулирование труда предполагает создание такого механизма, при котором активная трудовая деятельность, дающая определенные, заранее заданные результаты, становится необходимым идостаточным условием удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей работников.
Установить взаимосвязь мотивов и стимулов трудовой деятельности в управлении персоналом организации, возможно следующим образом:
-Получение материальных благ (заработная плата, материальная помощь, кредитование, оказание помощи в предоставлении жилья, оплата проезда в общественном транспорте)
- Социальные гарантии, безопасность (больничное страхование, пенсионное обеспечение при утрате трудоспособности, стабильность трудоустройства и занятости, гибкие компенсационные схемы)
- Жизненное самоопределение, призвание (предоставление работы по призванию, по интересам; профессиональная ориентация, развитие карьеры, повышение творческого характера работы)
- Социальное взаимодействие (собрания, возможность неформального общения с коллегами, руководством; культмассовые мероприятия)
- Признание заслуг и развитие (возможности служебного роста, расширение сферы компетенции, награда за успехи в труде, за верность предприятию)
- Статус и самоутверждение (персональные блага, участие в решении важных проблем, в работе закрытых совещаний, членство в престижных клубах)
Мотивация трудовой деятельности выступает как высшая форма стимулирования труда, которая включает признак индивидуальности, стремление в процессе стимулирования максимально удовлетворить потребности личности.
Материальное(денежное) стимулирование – это поощрение работников денежными выплатами по результатам их трудовой деятельности.
Материальное (не денежное стимулирование)
К финансовым стимулирующим методам относятся:
· заработная плата;
· бонусы;
· участие в акционерном капитале;
· участие в прибылях;
· планирование дополнительных выплат;
· оплата транспортных расходов (или обслуживание собственным транспортом);
· сберегательные и накопительные фонды для работников;
· организация питания;
· продажа товаров, выпускаемых компанией;
· стипендиальные программы;