Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:38, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие о предмете психологии
2. Развитие психики животных
3. Возникновение и историческое развитие сознания человека
4. Сознание человека
...
88. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка по общей психологии..doc

— 536.50 Кб (Скачать файл)

эти противоречия.

В процессе формулирования вопроса  осознается то, что должно быть найдено,

определено. Но при этом не менее  важно достаточно четко выделить в проблемной

ситуации исходные, известные данные, т. е. то, на что можно опереться,

преобразовать, так или иначе  использовать для нахождения неизвестного.

Выдвижение и анализ гипотез. Как  успех решения задачи, так и  создание благоприятных 

условий для развития мышления зависят  от многообразия выдвинутых гипотез. Именно

широкая вариативность гипотез  позволяет с различных сторон, в различных системах

связей рассмотреть один и тот  же объект, найти наиболее правильный и экономичный 

путь решения. Выдвижение гипотез  как бы предвосхищает будущую деятельность

человека, позволяет предвидеть пути решения и возможные результаты, и поэтому 

приобретаемый человеком опыт выдвижения гипотез имеет существенное значение для 

развития прогнозирующей функции  мышления.

Решение мыслительной задачи. Дальнейшая проверка оставшихся гипотез является

третьим этапом решения задачи. И  на этом этапе иногда возникает необходимость 

дополнительного уточнения условия  задачи, получения какой-то новой  информации,

дальнейшего уточнения, переформулирования вопроса.

Решение может быть основано на пассивном использовании алгоритма, т. е. как прямое

выполнение уже известного предписания. Более творческим подходом к решению  мыслительной

задачи будет активное использование  алгоритма, которое может найти  свое

выражение либо в приспособлении его к содержанию задачи, либо в трансформации

задачи.

Подлинно творческое решение задачи предполагает преодоление различной  степени 

инертности мышления и построение новой стратегии решения.

Проверка решения задачи. Здесь  важно еще раз соотнести условия задачи, ее вопрос

и полученные результаты. Процесс  проверки решения важен еще и  потому, что в ходе

ее человеку удается переосмыслить  задачу. Такое переосмысление оказывается 

возможным потому, что здесь главные  усилия человека могут быть направлены не на

то, как решать данную задачу, а  на значение ее решения, на те следствия, которые 

могут возникнуть в результате решения  задачи. В процессе проверки можно  увидеть 

ту же задачу в другой системе  связи, можно обнаружить новые, не решенные еще 

задачи.

 

 

50. Виды мышления

В зависимости от содержания решаемой задачи в психологии принято выделять три 

вида мышления: практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Практически-действенное мышление характеризуется тем, что здесь  мыслительная

задача решается непосредственно  в процессе деятельности. Практически-действенное 

мышление является и исторически, и онтогенетически наиболее ранним видом мышления

человека. Именно с этого вида начиналось развитие мышления у человека в процессе

зарождения его трудовой деятельности, когда умственная деятельность не выделилась

еще из предметно-практической деятельности. С этого вида начинается развитие

мышления и в онтогенезе. Первоначально  ребенок решает задачи, непосредственно 

действуя с предметом.

Этот вид мышления оказывается  необходимым и незаменимым во всех тех случаях,

когда наиболее целесообразным оказывается  решение мыслительной задачи

непосредственно в процессе практической деятельности.

Практически-действенное мышление применяется и оказывается наиболее целесообразным

и при решении несравнимо более  сложных задач.

Значение практически-действенного мышления определяется тем большим  весом,

который имеет практическая деятельность людей, тем, что многие задачи в процессе

этой деятельности могут быть решены продуктивнее и экономичнее в процессе практически-действенного

мышления.

Наглядно-образное мышление характеризуется  тем, что здесь содержание мыслительной

задачи основано на образном материале. Об этом виде мышления можно говорить в тех

случаях, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремится 

обобщить различные образы предметов, явлений, событий.

Значение наглядно-образного мышления в том, что оно позволяет человеку более 

многогранно и разнообразно отражать объективную действительность.

Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения должно включать в себя

задачи, требующие оперирования образами различной степени обобщенности, непосредственным

изображением предметов, схематическим  их изображением и символическими обозначениями.

Особенностью словесно-логического  мышления является то, что задача здесь 

решается в словесной (вербальной) форме. Используя словесную форму, человек 

оперирует наиболее отвлеченными понятиями. Именно этот вид мышления позволяет 

устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и

общества, самого человека. Благодаря  этому виду мышления человеку удается 

наиболее обобщенно решать мыслительные задачи. В этом главное достоинство, но и 

возможные недостатки данного вида мышления.

 

 

51. Интеллектуальные особенности  личности

Интеллектуальные особенности  личности проявляются достаточно отчетливо  уже в том,

как действует человек в проблемной ситуации. В зависимости от имеющегося опыта 

оказываются различными возможности людей увидеть задачу и сформулировать ее, по-разному

анализируются и используются исходные данные задачи.

Интеллектуальные особенности  личности существенно проявляются  при выдвижении и 

проверке гипотез, здесь весьма ярко сказывается степень симультанности мышления,

т. е. возможность в разных планах, с различных точек зрения подойти  к выдвижению

гипотез. В этом проявляется и  имеющийся опыт, и уровень развития самостоятельности,

и степень инициативности, и другие качества личности.

Различают четыре типа выдвижения и проверки гипотез человеком. Первый тип

характеризуется тем, что с самого начала человек формулирует все  возможные 

гипотезы, последовательно их проверяет  и исключает ложные. Второй тип  характеризуется 

тем, что формулируется лишь одна гипотеза и затем проверяется. Если она оказывается

ложной, то выдвигается вторая гипотеза и также до конца проверяется. Третий тип 

– это тот случай, когда гипотеза вообще не формулируется, а предпринимаются 

попытки случайно натолкнуться на верное решение. Четвертый тип – азартный поиск 

решения. Он характеризуется бессистемностью  действий: выдвинув одну гипотезу и 

не до конца ее проверив, человек  берется за проверку другой гипотезы или одновременно

начинает проверять различные, подчас взаимоисключающие гипотезы.

За всеми этими типами выдвижения и проверки гипотез стоят различные  эмоциональные,

половые и интеллектуальные свойства личности человека.

В процессе проверки гипотез сказывается  опыт человека в критическом отношении к

собственной деятельности, в умении всесторонней и обоснованной ее оценки, в 

возможности отойти от ранее намеченного, если предположения оказываются 

ошибочными.

В зависимости от тех или иных особенностей личности по-разному происходит

принятие решения. Здесь особенно заметно проявляются волевые  качества личности,

степень уверенности человека в  правильности избранной позиции. Выделяют три 

варианта принятия решения: импульсивное, уравновешенное, осторожное. За каждым

из них и стоят соответствующие свойства личности.

Правда, при одних и тех же свойствах личности в зависимости  от мотивов познавательной

деятельности человека, от их личной и общественной значимости также  может оказаться 

различным и характер принятия решения.

Процесс решения задачи представляет собой познавательную деятельность личности,

и поэтому в ходе ее проявляются  все качества, присущие данному человеку.

 

 

52. Речь и язык

Слово и речь являются важнейшими содержательными и структурными компонентами

психики. Слово связано со всеми проявлениями психики человека. На уровне ощущений

речь влияет на пороги чувствительности, т. е. определяет условия прохождения 

стимула. Структура языка оправдывает  отпечаток на структуру восприятия.

Выделение предмета из фона, образование целостного образа зависит от задачи восприятия,

поставленной словесно. Представление  вызывается словом и тесно с ним  связано.

Чувства человека вызываются не только объектами материального мира: слово  может 

ободрить человека и уязвить, унизить  и возвысить. Намерения как компонент личности

и воли выражаются в слове. Особенно тесная связь существует между мышлением  и 

речью. Мысль существует в слове  и выражается в слове.

Язык – объективно существующее явление в духовной жизни человеческого  общества.

Язык определяют как систему знаков, функционирующих в качестве средства общения

и орудия мысли.

Язык включает слова с их значениями и синтаксис. Средствами, из которых  строится

языковое сообщение, являются фонемы (устная речь) и графемы (письменная речь).

Из этих социально отработанных звуков и графических знаков строятся слова и

предложения, закрепляющие опыт человечества.

Грамматические категории языка  сочетаются с логическими. Логические категории 

являются общечеловеческими. Мысль  имеет трехчленное строение: субъект, предикат

и связка. Выражение логических категорий  через соответствующие грамматические построения

специфично для каждого языка. При переводе с одного языка на другой мысль остается

инвариантной, а языковые средства выражения изменяются. В отличие от понятия (логической

категории), которое имеет строго определенное содержание, слово, выражающее понятие,

ассоциируется в языке с различными значениями и свою определенность приобретает 

в контексте фразы.

В словарном запасе языка сохранены  знания о мире данной общности людей, которые

пользуются ими. Язык, который не употребляется для живого речевого общения, но

который сохранился в письменных источниках, называют мертвым.

Речь – процесс общения посредством  языка. Предметом психологического изучения

является речь, а не язык.

Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы.

Раздражителем этой сигнальной системы  выступают не предметы и их свойства, а 

слова. Как раздражитель слово существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое

слово.

Вторая сигнальная система работает в единстве с первой. Нарушение  взаимодействия

ведет к тому, что речь превращается в бессодержательный поток слов.

 

 

53. Виды речи

В психологии различают две формы  речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает

несколько психологических своеобразных видов речи: устную (диалогическую  и 

монологическую) и письменную.

Диалогическая речь. Диалог – это  непосредственное общение двух или  нескольких

человек. В ходе совместного труда  и жизни люди испытывали и испытывают

потребность согласовать совместные действия, обменяться мнениями друг с  другом

по поводу происходящих событий.

Диалог – речь поддерживаемая. Собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы,

может закончить мысль другого, дать свои реплики. Это облегчает говорящему возможность

выразить свою мысль, высказать  свое отношение и быть понятым  собеседником.

Диалог ведется при эмоционально-экспрессивном  контакте говорящих в условиях их

взаимного восприятия друг другом. Разговаривающие воздействуют друг на друга

жестами, мимикой, тембром и интонацией голоса, часто совместно наблюдают  за

обсуждаемым предметом.

Диалог ситуативен. Предмет, который  обсуждают, нередко дан в восприятии или 

существует в совместной деятельности. Речь возникает, поддерживается, изменяет свою

направленность и прекращается в зависимости от изменений предмета или мыслей о 

нем.

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение  системы 

мыслей, знаний одним лицом. Она  разворачивается в форме доклада, рассказа,

лекции, выступления. Монологическая речь развивалась на основе диалогической.

Увеличение количества материала, сообщаемого одним говорящим  в диалогической речи,

постепенно приводит к новому качественному  образованию – монологической речи.

Монологическая речь протекает  также в ситуации общения, но характер общения 

изменяется: монолог непрерывен, поэтому  активное экспрессивно-мимическое и 

жестовое воздействие осуществляется выступающим. По реакции слушателей он судит 

лишь о том, насколько понятна им речь и какое воздействие она оказывает.

Письменная речь не имеет никаких  дополнительных средств воздействия  на воспринимающего 

ее, кроме самого слова и организующих предложение знаков препинания.

Письменная речь обращена к самому широкому кругу читателей. Чувства и эмоции

автора должны быть переданы умелым подбором слов и поняты читателем  из контекста.

Восприятие письменной речи обязательно  предполагает работу воображения.

Внутренняя речь – разговор человека с самим собой. Во внутренней речи протекает

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"