Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 03:22, шпаргалка
Психологическое консультирование - особый вид псих помощи, направленный на поддержу клиента при решении им жизненно важных проблем.
Основная цель консультирования – предоставление клиенту возможности в процессе взаимодействия с психологом исследовать внутренние ресурсы возникших проблем.
ЕКЗАМЕНАЦІЙНИЙ БІЛЕТ № __1_.
1. Психологическое
Психологическое консультирование -
особый вид псих помощи, направленный
на поддержу клиента при решении им жизненно
важных проблем.
Основная цель консультирования – предоставление
клиенту возможности в процессе взаимодействия
с психологом исследовать внутренние
ресурсы возникших проблем.
Психологическое консультирование - Непосредств
Вопрос определения целей консультирования не является простым, поскольку зависит от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта. Однако, прежде чем ознакомиться с многообразием целей консультирования, сформулируем, следуя за George и Cristiani (1990), несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ:
R. May (1967) указывает, что при работе
с детьми консультант должен
добиваться изменения их
Разговор с психологом должен помочь человеку
в решении его проблем и налаживании взаимоотношений
с окружающими, осознать и изменить малоэффективные
модели поведения, для того, чтобы принимать
важные решения, разрешать возникающие
проблемы, достигать поставленные цели.
Жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Психологическое консультирование решает
следующие основные задачи:
1. Уточнение (прояснение) проблемы, с
которой столкнулся клиент.
2. Информирование клиента о сути возникшей
у него проблемы, о реальной степени ее
серьезности. (Проблемное информирование
клиента.)
3. Изучение психологом-консультантом
личности клиента с целью выяснения того,
сможет ли клиент самостоятельно справиться
с возникшей у него проблемой.
4. Четкое формулирование советов и рекомендаций
клиенту по поводу того, как наилучшим
образом решить его проблему.
5. Оказание текущей помощи клиенту в
виде дополнительных практических советов,
предлагаемых в то время, когда он уже
приступил к решению своей проблемы.
6. Обучение клиента тому, как лучше всего
предупредить возникновение в будущем
аналогичных проблем (задача психопрофилактики).
7. Передача психологом-консультантом
клиенту элементарных, жизненно необходимых
психологических знаний и умений, освоение
и правильное употребление которых возможно
самим клиентом без специальной психологической
подготовки. (Психолого-просветительское
информирование клиента.)
8. Изменение мешающих способов поведения
9. Развитие навыков преодоления трудностей
10. Формирование способностей принимать
эффективные жизненно важные решения.
11. Углубление самопонимания, самосознания
12. Повышение личностного потенциала
13. Стимулирование процесса самоактуализации.
2. Постановка вопросов как
Получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу невозможны без умелого опроса.
Как известно, вопросы обычно разделяются на закрытые и открытые. Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном-двух словах, подтверждение или отрицание ("да", "нет"). Например: "Сколько Вам лет?", "Можем ли мы встретиться через неделю в это же время?", "Сколько раз случались с вами припадки гнева?" и т.п.
Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни клиентов, сколько позволяют обсуждать чувства. Benjamin (1987) отмечает:
"Открытые вопросы расширяют
и углубляют контакт; закрытые
вопросы ограничивают его. Первые
широко распахивают двери
Примеры открытых вопросов: "С чего Вы хотели бы начать сегодня?", "Что Вы теперь чувствуете?", "Что Вас опечалило?" и т.п.
Открытые вопросы дают возможность делиться своими заботами с консультантом. Они передают клиенту ответственность за беседу и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, ценности, поведение, т. е. свой внутренний мир.
Ivey (1971) выделяет основные моменты консультирования, когда используются открытые вопросы:
Не следует забывать, что не всем клиентам нравятся открытые вопросы; у некоторых они повышают ощущение угрозы и увеличивают беспокойство. Это не значит, что от таких вопросов следует отказаться, но их надо тщательно формулировать и задавать в подходящее время, когда имеются шансы получить ответ.
В консультировании используются как закрытые, так и открытые вопросы, однако не следует вообще переоценивать важность опросов. Benjamin (1987) указывает:
"Я сильно сомневаюсь по поводу использования вопросов в беседе и чувствую, что задаю слишком много вопросов, часто бессмысленных. Мы задаем вопросы, которые расстраивают клиента, прерывают его, и вопросы, на которые он, возможно, не в состоянии ответить. Иногда мы даже задаем вопросы, заведомо не желая получать ответы, и в результате не слушаем ответов".
Хотя постановка вопросов является важной техникой консультирования, однако, как ни парадоксально, осмелюсь утверждать, что в консультировании следует избегать чрезмерного опрашивания. Любой вопрос должен быть обоснован — задавая его, надо знать, с какой целью он задается. Это весьма сложная проблема для начинающего консультанта, который нередко слишком беспокоится, о чем же еще спросить клиента, и забывает, что прежде всего клиента надо слушать. Если опрос превратить в основную технику консультирования, то и консультирование превратится в допрос или следствие. В такой ситуации клиент покинет кабинет консультанта с чувством, что был не столько понят и призван к эмоциональному участию в консультативном контакте, сколько допрошен.
Чересчур большая склонность расспрашивать во время консультирования создает много проблем (George, Cristiani, 1990):
По этим причинам начинающим консультантам вообще не рекомендуется задавать клиентам вопросы, исключая самое начало консультирования.
Можно упомянуть еще несколько правил, которые следует иметь в виду, задавая вопросы клиентам:
Нельзя вопросом опережать ответ клиента. Например, вопрос "Все ли хорошо ладится?" чаще всего побуждает клиента дать утвердительный ответ. В этом случае лучше задать открытый вопрос: "Как обстоят дела дома?" В подобных ситуациях клиенты нередко пользуются возможностью дать неопределенный ответ, например: "Неплохо". Консультанту нужно уточнить ответ другим вопросом такого типа: "Что для Вас значит "неплохо"?" Это очень важно, так как часто в одни и те же понятия мы вкладываем довольно разное содержание
3. Психологическое
Консультирование в образовании может осуществляться в различных сферах: консультирование детей по их проблемам (то есть в том, что они сами переживают как собственную проблему), родителей, учителей и воспитателей, когда они сталкиваются с проблемами обучения и воспитания детей или с проблемами взаимоотношений с детьми, администрацию по организационным вопросам.
Условия эффективной работы психолога - консультанта.
1. Первое в чем нуждается
психолог - консультант - это определение
своих предпочтений и границ
своей профессиональной
2. Определение консультантом
своей профессиональной
3. Правильное построение профессиональных отношений. Здесь есть две часто встречающихся проблемы:
Первая из них заключена в треугольнике отношений: психолог, администрация, консультируемые (учителя, дети или родители). Ожидания администрации к психологу по поводу результатов его работы, направления работы, обнародования результатов могут расходиться с требованиями профессиональной этики или с тем, что хочет получить от работы с психологом консультируемый. Эти расхождения должны быть урегулированы на предварительном этапе работы.
Вторая проблема - в часто встречающемся смешении ролей и функций. Взаимоотношения должны быть построены таким образом, чтобы роли не смешивались между собой. В противном случае могут быть осложнения в межличностных отношениях самого консультанта, и будет снижаться эффективность его работы. Например, ребенок консультанта не должен находиться или обучаться в том же учреждении, где работает консультант (смешение ролей родителя и сотрудника). Сотрудники учреждения не должны пользоваться услугами консультанта для решения личных проблем, не входящих в утвержденную программу работы психолога. Глубокая личностная работа, стимулирующая отношения переноса, не должна проводиться с теми сотрудниками, с которыми консультант имеет постоянные производственные отношения (смешение отношений коллега - коллега и родитель - ребенок). Если психолог консультирует одну из конфронтирующих сторон, то он не может быть одновременно консультантом и у второй стороны. Например, психолог, консультирующий родителя, имеющего конфликт с подростком, не может быть консультантом самого подростка, и наоборот - если он консультирует подростка, то не может консультировать родителя - в этих случаях необходим второй консультант. Если психолог консультирует администрацию по вопросам работы с коллективом, то коллектив будет воспринимать его, как примкнувшего к администрации, и эффективность работы его с членами коллектива будет низкой, если не сведется к нулю. Также психолог не должен внутри учреждения занимать некоторые общественные должности (например, профорга), так как функции этих двух ролей будут противоречить друг другу. Требования правильного построения взаимоотношений вводит ограничения, и иногда требуются определенные внутренние усилия для того, чтобы признать их необходимость и принять их.