Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 03:22, шпаргалка
Психологическое консультирование - особый вид псих помощи, направленный на поддержу клиента при решении им жизненно важных проблем.
Основная цель консультирования – предоставление клиенту возможности в процессе взаимодействия с психологом исследовать внутренние ресурсы возникших проблем.
Гораздо чаще в консультировании встречается скрытая враждебность, которую консультант невольно чувствует. Справиться с ней сложнее, чем с откровенной агрессивностью. Большинство клиентов бывают не готовы к идентификации затаенной враждебности, да и консультанту небезопасно превращать скрытую враждебность в открытую. Тем не менее, если в беседе с клиентом мы почувствуем что-то недоброе, следует помочь ему вербализовать свои переживания, открыто выразить их, потому что любые невыраженные сильные эмоции, особенно отрицательные, дезорганизуют логическое мышление и поведение, способствуют возникновению психосоматических симптомов и затрудняют процесс консультирования.
ЕКЗАМЕНАЦІЙНИЙ БІЛЕТ № __6__.
1. Цель психологического
Как известно, концепция бессознательного
- основной пункт теории 3. Фрейда. Понятие
бессознательного позволяет описать сложность
и неоднозначность жизни человека. Главной
задачей психоанализа являетс
Психолог, работающий с клиентом, должен
выделить содержание кризисов, способствующих
возникновению проблем. Осознание истоков
проблем самим клиентом ставится в центр
всей работы, а ключевым моментом в этом
процессе выступает инсайт как момент
для начала личностного изменения. Кроме
этого, консультант выделяет преобладающие
эмоциональные и поведенческие стереотипы,
характеризующие адаптивную активность
человека к социальному окружению, устанавливает
их связь друг с другом и с прошлым опытом
человека. Распознавание эмоциональных
и поведенческих стереотипов можно осуществить
через изучение защитных механизмов личности.
2. Консультирование при чувстве вины у клиента.
В психологическом консультировании важно решить, когда "греховность" помогает клиенту осознать личную ответственность за свои поступки и изменить поведение в позитивном направлении, а когда, наоборот, препятствует успешному решению жизненных проблем. Стало быть, не всегда консультант должен поспешно освобождать клиента от чувства вины. Иногда надо помочь пережить неизбежную греховность, которая самой природой предназначена человеку. В случае истинной виновности важно обсуждение вопроса об искуплении. Освобождение от невротической вины предполагает осознание ее "мнимости". Только таким путем возможно очищение. Во всех случаях консультанту необходимо глубокое знание различных аспектов переживания вины.
3. Психологическое
ЕКЗАМЕНАЦІЙНИЙ БІЛЕТ № __7__.
1. Цель психологического
Исходная методологическая позиция психологов этого направления
состоит в том, чтобы дать клиенту контроль
над своими действиями, сформировать у
него оптимальные поведенческие навыки.
Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться
в жизненные условия клиента с целью их изменения. Это строится на следующих
основных составляющих бихевиоральной
психологии:
1) отношение психолога и клиента (психолог-бихевиорист
делится своими планами с клиентом, надеясь
на активность клиента во взаимодействии
с собой);
2) определение проблемы через операционализацию
поведения. Цель операционализации поведения
- перевести неясные слова в объективные,
наблюдаемые действия. При этом психолог-бихевиорист
задает себе и решает вопрос: “Могу ли
я видеть, чувствовать, осязать понятия,
которые употребляет мой клиент?”;
3) понимание контекста проблемы через
функциональный анализ. Функциональный
анализ предполагает исследование событий,
предшествующих поступку, сам поступок
и его последствия, то есть результат.
Так выясняются причинно-следственные
связи в последовательности событий, определяющих
внешнее поведение клиента;
4) установление социально важных целей
для клиента. Психолог совместно с клиентом
выбирает и вырабатывает достижение для
него целей, предполагающих конкретный
план действий на будущее.
Психолог-бихевиорист делает упор на действиях
человека, а не на его размышлениях по
поводу действий.
2. Конфронтация как техника
Каждый консультант время от времени вынужден в терапевтических целях вступать в конфронтацию с клиентами. Egan (1986) определяет конфронтацию как всякую реакцию консультанта, противоречащую поведению клиента. Чаще всего противостояние бывает направлено на двойственное поведение клиента: увертки, "игры", хитрости, извинения, "пускание пыли в глаза", т.е. на все то, что мешает клиенту увидеть и решать свои насущные проблемы. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической защиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, но которые угнетают, ограничивают становление личности. В центре конфронтации обычно оказывается стиль межличностного общения клиента, отражающийся в консультативном контакте. Консультант обращает внимание на приемы, с помощью которых клиент старается избежать обсуждения важных в консультировании тем, искажает злободневность своих жизненных ситуаций и т.п.
George и Cristiani (1990) выделяют три основных
случая конфронтации в
Использование конфронтации в консультировании должно быть обосновано определенными простыми правилами (Egan, 1986):
Дополняя перечисленные правила, хотелось бы подчеркнуть, что конфронтация с клиентом ни в коем случае не должна быть агрессивной и категоричной. Желательно чаще использовать фразы: "мне кажется", "пожалуйста, попробуйте объяснить", "если я не ошибаюсь", которые выражают определенные сомнения консультанта и смягчают тон конфронтации.
Как отдельный вариант конфронтации заслуживает внимания прерывание повествования клиента. Позволив клиенту свободно рассказывать, консультант не должен забывать, что не все сведения одинаково важны, что некоторые темы или вопросы следует углубить. Прерывание клиента возможно, когда он "перескакивает" на другие проблемы, не исчерпав предыдущих.
3. Консультирование немотивированных клиентов.
Казалось бы, самое простое решение, которое напрашивается, — отказаться работать с лицами, не имеющими достаточной мотивации к совершенствованию и переменам своей жизни. Однако это не всегда возможно. Консультант помимо занятия частной практикой обычно трудится в какой-либо организации (школа, клиника, консультативный центр). Своей работой он не только удовлетворяет индивидуальные цели, но и служит реализации целей учреждения. Консультант вынужден оказывать помощь лицам, которые не сами обратились за ней, а направлены учителем, врачом или приведены родителями. Обязанность помогать человеку, который того не желает, вызывает стресс, а нередко противоречит мировоззрению консультанта. В таких случаях Kennedy (1977) предлагает воспользоваться терапией реальностью (основоположник — W. Glasser), т.е. при невозможности изменить обстоятельства следует отказаться от своих установок. Применительно к "немотивированным" клиентам данный принцип означает, что им следует помочь хоть чем-то. Реальная, пусть даже небольшая помощь в действительности может оказаться очень эффективной.
Встретившись с "немотивированным" клиентом, консультант должен принять его таким, каков он есть, т.е. как не заинтересованного в консультировании человека. В этом и состоит путь к успешному консультативному контакту. Если консультант пытается одолеть клиента, заставить его сотрудничать, значит, он не понимает его. Нежелание следует трактовать столь же серьезно, как любую другую установку: надо отнестись с пониманием, но одновременно показать, что и консультант не заинтересован насильно работать на благо клиента. Можно обстоятельно и серьезно объяснить клиенту суть и возможности консультирования. Если не стремиться помогать клиенту любой ценой и особенно против его воли, возможно, начнет изменяться мотивация клиента и найдутся предпосылки для возникновения продуктивного консультативного контакта. Однако консультант должен спокойно и без ненужного самообвинения допускать и то, что "немотивированный" клиент останется лишь формальным клиентом или вообще прекратит посещения.