Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 23:20, шпаргалка

Краткое описание

16.Развитие европейской психологии в IV-XI веках.
Теория римского ученого Августина Аврелия (354-430), который вошел в историю науки под именем Августина Блаженного, ознаменовала переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению.
Считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного впоследствии волюнтаризмом (от лат. voluntas - воля).

Вложенные файлы: 1 файл

история психологии.docx

— 95.64 Кб (Скачать файл)

С волей, побудительными и  познавательными процессами Гоббс связывал генезис произвольных движений и регуляцию человеком своего поведения в целом. Произвольными считал он только те действия, которым предшествуют образы или призраки движения. Произвольные движения могут содержать в себе как одно, так и несколько представлений, предваряющих действие. В своей практической жизни человек строит свое поведение, опираясь на разные уровни размышления. Поведение, основанное на здравом смысле, как правило, ограничено пределами личного благоразумия и опыта. Но для высших достижений человеку нужна мудрость, предполагающая регуляцию своих поступков и поведения не только на основе личного опыта, но еще и на основе данных науки. Научные знания всегда есть сила, увеличивающая потенциальные возможности человека в его практической жизни.

Нельзя не признать того огромного  влияния, которое оказали взгляды  Гоббса на дальнейшее развитие философии  и психологии. Начатая Бэконом  эмпирическая линия получила в учении Гоббса свое новое материалистическое обоснование. Его идеи ускорили преобразование психологии из науки о душе в науку о психических явлениях.

Рассматривая психику  в терминах галилеевской механики, Гоббс даже в большей степени, чем Декарт, способствовал утверждению естественнонаучного и экспериментального подхода в изучении психических явлений. Гоббсом был сделан первый набросок ассоциативного механизма, которому в трудах Гартли и Юма будет придано универсальное значение.

 

18. Материалистическая  теория Т. Гоббса

В мире нет ничего, считал Гоббс (1588–1679),  кроме материальных тел, которые движутся по законам  механики. Соответственно, и все  психические явления подводились  под эти глобальные законы. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений в виде их ослабленного следа появляются представления. Они образуют цепи мыслей, следующих друг за другом в том  же порядке, в каком сменялись  ощущения.

Для Гоббса в устройстве человека действует только один закон –  механического сцепления психических  элементов по смежности. Гоббс первым придал ассоциации силу универсального закона психологии, где подчинены  как абстрактное рациональное познание, так и произвольное действие. Произвольность – это иллюзия, которая порождена  незнанием причин поступка. Во всем царит строжайшая причинность. У  Гобб-самеханодетерминизм получил применительно к объяснению психики предельно завершенное выражение.

Свои взгляды в области  философии и психологии Гоббс  изложил в ряде произведений, наиболее значительными из которых являются «О гражданине», «Левиафан», «О теле»  и «О человеке».

Психическое, по Гоббсу, –  это особое внутреннее состояние  движущейся материи. Оно заключается  в специфической форме движения, которая возникает в живом  теле в результате внешних воздействий. Психическое начинается с внешних давлений на органы чувств. Воздействия извне, распространяясь по нервной системе к мозгу и сердцу, вызывают в последнихпротиводви-жения. Чувственные эффекты внутренних противодвижений Гоббс называл «призраками», или «образами». Призраки бывают двух видов. К первому относятся те, которые происходят в мозге и с которыми связано возникновение образов вещей и представлений. Второй род призраков составляют те внутренние движения, которые, передаваясь на сердечную деятельность, усиливают ее или тормозят, вызывая тем самым состояния удовольствия или неудовольствия.

После прямого воздействия  внешних предметов в мозге  остаются следы, ослабленные внутренние движения. Эти остаточные движения, по Гоббсу, есть представления. Они  подразделяются на два больших класса: простые и сложные. Простыми являются те, в которых сохраняются образы одного какого-либо предмета. Сложные  включают в себя либо собирательные  образы, либо обобщенные представления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Учение Б.  Спинозы о психике.

Критику декартовского дуализма Гоббса поддержал великий голландский  мыслитель Барух (Бенедикт) Спиноза. Однако, в отличие от Гоббса, Спиноза  пошел по пути материалистической интерпретации  рационализма. В качестве идеала и  образца для построения и изложения  своего учения Спинозой была взята  дедуктивно-геометрическая схема Эвклида. Спиноза имел представление о  материи как о субстанции, не сводимой к своим конкретным состояниям и  свойствам.

Новая точка зрения Спинозы  была инспирирована учением о  двух субстанциях. Спиноза выдвигает  учение о единой субстанции, ее атрибутах  и модусах, которое является стержнем всей его философско-психо-логической системы. В основе ее лежит стремление объяснить природу из самой себя. Он утверждает, что первопричиной всего существующего и самой себя является субстанция, которая существует объективно, независимо от какого-либо внешнего побудителя и творца. Двух субстанций одной и той же природы быть не может.

Сущность единой субстанции выражается и раскрывается в своих  коренных и фундаментальных свойствах, которые были названы Спинозой атрибутами. Атрибуты  – это такие существенные и всеобщие аспекты субстанции, которые  ей не тождественны и по отношению к которой они являются производными и вторичными. Человеку доступны только два вида атрибутов – мышления и протяжения.

Все окружающее многообразие мира, различные явления и события  представляют собой частные состояния  и видоизменения субстанции или  ее атрибутов. По отношению к атрибуту протяжения каждый отдельный модус  выражает определенные конкретные протяжения, длительности существования и движения тел.

Особо сложной модификацией единства атрибутов мышления и протяжения, модусов души и тела является человек. Сущность человека может быть раскрыта в двух измерениях, модусах. В одном  случае человек выступает как  модус тела, в другом – как  модус мышления.

Каждый из атрибутов не может определять друг друга не потому, что они разной субстанциональной  природы, а потому, что оба они  имеют в своем основании единый источник и начало, единые законы и  причины.

Путь преобразования внешней  необходимости во внутреннюю необходимость  или свободу представлен у  Спинозы в учении о страстях и  аффектах, анализ которых занимает почти 2/3 его основного произведения «Этика». Исходным в теории аффектов является положение о самосохранении, согласно которому все живые существа стремятся сохранить и утвердить  свое существование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Сенсуализм Д.  Локка.

Д. Локк (1632–1704)  – крупнейший английский мыслитель XVII в. Основная идея Локка состояла в том, что знания сами по себе возникнуть не могут. Врожденных идей и принципов нет. Все идеи и понятия проистекают из опыта. Опираясь на данные детской психологии и этнографии, философ указывает, что если бы идеи были врожденными, то они были бы доступны детям, идиотам и дикарям. Имеющиеся наблюдения за детьми и душевнобольными свидетельствуют о том, что в действительности такие идеи, как понятие о Боге и душе, добре, зле и справедливости, ими не осознаются, а следовательно, от рождения человеку не даны.

Под опытом Локк понимал все  то, чем наполняется душа человека в течение всей его индивидуальной жизни. Содержание опыта и его  структура складываются из элементарных составляющих, обозначенных философом  общим термином «идеи». Идеями Локк называл и ощущения, и образы восприятия и памяти, общие понятия и аффективно-волевые  состояния. Человек появляется на свет с душой, подобной чистому листу  на котором только при жизни внешний  мир наносит свои узоры. Приобретенные  во внешнем опыте чувственные  идеи выступают в качестве материала  для внутренней деятельности души, благодаря которой рождаются  другой тип идеи. Эта особая деятельность души, названная Локком рефлексией, представляет собой способность  души обращать свой взор на собственные  состояния, порождая при этом новые  психические продукты в виде идей об идеях.

Важный раздел эмпирической концепции Локка связан с учением  о простых и сложных идеях. Простыми идеями он называл неразложимые элементы сознания. Как только душа приобрела простые идеи, она переходит  от пассивного созерцания к активному  преобразованию и переработке простых  идей в сложные. Образование сложных идей Локк представлял как простое комбинирование исходных элементов опыта посредством ассоциаций, соединения, отношения и обособления.

В отличие от ассоциаций, более надежными способами образования  сложных идей являются суммирование или соединение; сопоставление или  сравнение и обобщение или  обособление. Сложение, или суммирование, основано на непосредственном соединении идей по признакам сходства или смежности. Второй путь образования сложных  идей связан с установлением сходств  и различий через сопоставление  и сравнение идей, в результате которого возникают идеи отношений. Последним и высшим способом образования  сложных идей является абстрагирование (отвлечение, обособление), посредством  которого образуются самые общие  понятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Критика теории  врожденных идей.

Основная идея Локка состояла в том, что знания сами по себе возникнуть не могут. Врожденных идей и принципов  нет. Все идеи и понятия проистекают  из опыта. Опираясь на данные медицины, детской психологии, этнографии, философ  указывает, что если бы идеи были врожденны, то они были бы доступны детям, идиотам и дикарям. Имеющиеся факты и наблюдения за детьми, душевнобольными людьми свидетельствуют о том, что в действительности такие идеи, как понятие о Боге и душе, идеи добра, зла и справедливости, ими не осознаются, а следовательно, от рождения человеку не даны. Особенно показательно Локк иллюстрирует несостоятельность теории врожденных идей на примере сновидений. Сновидения, по Локку, составлены из идей бодрствующего человека, соединенных между собой причудливым образом. Сами же идеи не могут возникнуть раньше, чем органы чувств не снабдят их ими.

Под опытом Локк понимал все  то, чем наполняется душа человека в течение всей его индивидуальной жизни. Содержание опыта и его  структура складываются из элементарных составляющих, обозначенных философом  общим термином «идеи». Идеями Локк называл и ощущения, и образы восприятия и памяти, общие понятия и аффективно-волевые  состояния. Первоначально человек  появляется на свет с душой, подобной чистому листу бумаги на котором  только при жизни внешний мир  наносит своими воздействиями узоры. Именно внешний мир является первым источником идей. От внешнего опыта  человек может иметь только то, что навязывает ему природа.

Приобретенные во внешнем  опыте чувственные идеи выступают  в качестве исходного материала  для особой внутренней деятельности души, благодаря которой рождаются  идеи другого рода, существенно отличающиеся от чувственных идей. Эта особая деятельность души, названная Локком рефлексией, представляет собой способность  души обращать свой взор на собственные  состояния, порождая при этом новые  психические продукты в виде идей об идеях. Хотя рефлексия и не отнесена к внешнему миру, она по своей  функции сходна с внешними чувствами  и поэтому может быть названа  «внутренним чувством» или внутренним опытом.

Согласно Локку рефлексия  и опыт внешний между собой  связаны. Рефлексия является производным образованием, возникающим на основе внешнего опыта. Рефлексия представляет собой как бы опыт об опыте. Но поскольку рефлексивная деятельность порождает собственные идеи, она рассматривалась Локком в качестве другого относительно самостоятельного источника знания.

Учение Локка о внешнем  и внутреннем опыте имело своим  следствием два важных момента. Утверждением связи между внешним и внутренним опытом он пытался восстановить единство различных форм познания. Продуктами рефлексии являются общие понятия  и сложные идеи, а последние  могут быть результатом только мыслительной деятельности. С этой точки зрения рефлексия выступает как форма  рационального познания, которая  в свою очередь опирается на чувственный  опыт. Разделением же опыта навнешний и внутренний Локк стремился подчеркнуть очевидные различия в закономерностях рационального и чувственного познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.Роль речи  в формировании идей. Д.Локка. 

Особую роль в формировании идей внешнего и внутреннего опыта, и в преобразовании простых идей в сложные, Локк отводил речи. Философ  приписывает речи две функции: функцию  выражения и функцию обозначения. Но слова и речь – это не только орудия мышления, но и средство обмена идеями и мыслями. Главная цель всякого  сообщения – быть понятым. С помощью  слов обозначаются как конкретные, так и общие идеи, и поскольку  люди не всегда дают одинаковые обозначения  различным идеям, им часто не удается  достигнуть взаимопонимания. Локк указывает, что основные злоупотребления, допускаемые  людьми, выражаются в использовании  слов без всяких идей, в употреблении одного и того же слова для выражения  разных идей, в применении старых слов в новом значении, в обозначении  словами того, чего люди сами не понимают. Избавление от возможных недостатков  и злоупотреблений в речи, пробуждение  идей, адекватных их речевым формам, – вот те главные пути, с помощью  которых можно овладеть искусством общения.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"