Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 23:20, шпаргалка
16.Развитие европейской психологии в IV-XI веках.
Теория римского ученого Августина Аврелия (354-430), который вошел в историю науки под именем Августина Блаженного, ознаменовала переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению.
Считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного впоследствии волюнтаризмом (от лат. voluntas - воля).
С волей, побудительными и познавательными процессами Гоббс связывал генезис произвольных движений и регуляцию человеком своего поведения в целом. Произвольными считал он только те действия, которым предшествуют образы или призраки движения. Произвольные движения могут содержать в себе как одно, так и несколько представлений, предваряющих действие. В своей практической жизни человек строит свое поведение, опираясь на разные уровни размышления. Поведение, основанное на здравом смысле, как правило, ограничено пределами личного благоразумия и опыта. Но для высших достижений человеку нужна мудрость, предполагающая регуляцию своих поступков и поведения не только на основе личного опыта, но еще и на основе данных науки. Научные знания всегда есть сила, увеличивающая потенциальные возможности человека в его практической жизни.
Нельзя не признать того огромного влияния, которое оказали взгляды Гоббса на дальнейшее развитие философии и психологии. Начатая Бэконом эмпирическая линия получила в учении Гоббса свое новое материалистическое обоснование. Его идеи ускорили преобразование психологии из науки о душе в науку о психических явлениях.
Рассматривая психику в терминах галилеевской механики, Гоббс даже в большей степени, чем Декарт, способствовал утверждению естественнонаучного и экспериментального подхода в изучении психических явлений. Гоббсом был сделан первый набросок ассоциативного механизма, которому в трудах Гартли и Юма будет придано универсальное значение.
18. Материалистическая теория Т. Гоббса
В мире нет ничего, считал
Гоббс (1588–1679), кроме материальных
тел, которые движутся по законам
механики. Соответственно, и все
психические явления
Для Гоббса в устройстве человека
действует только один закон –
механического сцепления
Свои взгляды в области философии и психологии Гоббс изложил в ряде произведений, наиболее значительными из которых являются «О гражданине», «Левиафан», «О теле» и «О человеке».
Психическое, по Гоббсу, –
это особое внутреннее состояние
движущейся материи. Оно заключается
в специфической форме
После прямого воздействия внешних предметов в мозге остаются следы, ослабленные внутренние движения. Эти остаточные движения, по Гоббсу, есть представления. Они подразделяются на два больших класса: простые и сложные. Простыми являются те, в которых сохраняются образы одного какого-либо предмета. Сложные включают в себя либо собирательные образы, либо обобщенные представления.
19. Учение Б. Спинозы о психике.
Критику декартовского дуализма Гоббса поддержал великий голландский мыслитель Барух (Бенедикт) Спиноза. Однако, в отличие от Гоббса, Спиноза пошел по пути материалистической интерпретации рационализма. В качестве идеала и образца для построения и изложения своего учения Спинозой была взята дедуктивно-геометрическая схема Эвклида. Спиноза имел представление о материи как о субстанции, не сводимой к своим конкретным состояниям и свойствам.
Новая точка зрения Спинозы
была инспирирована учением о
двух субстанциях. Спиноза выдвигает
учение о единой субстанции, ее атрибутах
и модусах, которое является стержнем
всей его философско-психо-
Сущность единой субстанции выражается и раскрывается в своих коренных и фундаментальных свойствах, которые были названы Спинозой атрибутами. Атрибуты – это такие существенные и всеобщие аспекты субстанции, которые ей не тождественны и по отношению к которой они являются производными и вторичными. Человеку доступны только два вида атрибутов – мышления и протяжения.
Все окружающее многообразие мира, различные явления и события представляют собой частные состояния и видоизменения субстанции или ее атрибутов. По отношению к атрибуту протяжения каждый отдельный модус выражает определенные конкретные протяжения, длительности существования и движения тел.
Особо сложной модификацией единства атрибутов мышления и протяжения, модусов души и тела является человек. Сущность человека может быть раскрыта в двух измерениях, модусах. В одном случае человек выступает как модус тела, в другом – как модус мышления.
Каждый из атрибутов не может определять друг друга не потому, что они разной субстанциональной природы, а потому, что оба они имеют в своем основании единый источник и начало, единые законы и причины.
Путь преобразования внешней
необходимости во внутреннюю необходимость
или свободу представлен у
Спинозы в учении о страстях и
аффектах, анализ которых занимает
почти 2/3 его основного произведения
«Этика». Исходным в теории аффектов
является положение о самосохранении,
согласно которому все живые существа
стремятся сохранить и
20. Сенсуализм Д. Локка.
Д. Локк (1632–1704) – крупнейший английский мыслитель XVII в. Основная идея Локка состояла в том, что знания сами по себе возникнуть не могут. Врожденных идей и принципов нет. Все идеи и понятия проистекают из опыта. Опираясь на данные детской психологии и этнографии, философ указывает, что если бы идеи были врожденными, то они были бы доступны детям, идиотам и дикарям. Имеющиеся наблюдения за детьми и душевнобольными свидетельствуют о том, что в действительности такие идеи, как понятие о Боге и душе, добре, зле и справедливости, ими не осознаются, а следовательно, от рождения человеку не даны.
Под опытом Локк понимал все
то, чем наполняется душа человека
в течение всей его индивидуальной
жизни. Содержание опыта и его
структура складываются из элементарных
составляющих, обозначенных философом
общим термином «идеи». Идеями Локк
называл и ощущения, и образы восприятия
и памяти, общие понятия и аффективно-
Важный раздел эмпирической концепции Локка связан с учением о простых и сложных идеях. Простыми идеями он называл неразложимые элементы сознания. Как только душа приобрела простые идеи, она переходит от пассивного созерцания к активному преобразованию и переработке простых идей в сложные. Образование сложных идей Локк представлял как простое комбинирование исходных элементов опыта посредством ассоциаций, соединения, отношения и обособления.
В отличие от ассоциаций,
более надежными способами
21. Критика теории врожденных идей.
Основная идея Локка состояла в том, что знания сами по себе возникнуть не могут. Врожденных идей и принципов нет. Все идеи и понятия проистекают из опыта. Опираясь на данные медицины, детской психологии, этнографии, философ указывает, что если бы идеи были врожденны, то они были бы доступны детям, идиотам и дикарям. Имеющиеся факты и наблюдения за детьми, душевнобольными людьми свидетельствуют о том, что в действительности такие идеи, как понятие о Боге и душе, идеи добра, зла и справедливости, ими не осознаются, а следовательно, от рождения человеку не даны. Особенно показательно Локк иллюстрирует несостоятельность теории врожденных идей на примере сновидений. Сновидения, по Локку, составлены из идей бодрствующего человека, соединенных между собой причудливым образом. Сами же идеи не могут возникнуть раньше, чем органы чувств не снабдят их ими.
Под опытом Локк понимал все
то, чем наполняется душа человека
в течение всей его индивидуальной
жизни. Содержание опыта и его
структура складываются из элементарных
составляющих, обозначенных философом
общим термином «идеи». Идеями Локк
называл и ощущения, и образы восприятия
и памяти, общие понятия и аффективно-
Приобретенные во внешнем
опыте чувственные идеи выступают
в качестве исходного материала
для особой внутренней деятельности
души, благодаря которой рождаются
идеи другого рода, существенно отличающиеся
от чувственных идей. Эта особая
деятельность души, названная Локком
рефлексией, представляет собой способность
души обращать свой взор на собственные
состояния, порождая при этом новые
психические продукты в виде идей
об идеях. Хотя рефлексия и не отнесена
к внешнему миру, она по своей
функции сходна с внешними чувствами
и поэтому может быть названа
«внутренним чувством» или
Согласно Локку рефлексия и опыт внешний между собой связаны. Рефлексия является производным образованием, возникающим на основе внешнего опыта. Рефлексия представляет собой как бы опыт об опыте. Но поскольку рефлексивная деятельность порождает собственные идеи, она рассматривалась Локком в качестве другого относительно самостоятельного источника знания.
Учение Локка о внешнем
и внутреннем опыте имело своим
следствием два важных момента. Утверждением
связи между внешним и
22.Роль речи в формировании идей. Д.Локка.
Особую роль в формировании
идей внешнего и внутреннего опыта,
и в преобразовании простых идей
в сложные, Локк отводил речи. Философ
приписывает речи две функции: функцию
выражения и функцию