Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 23:20, шпаргалка

Краткое описание

16.Развитие европейской психологии в IV-XI веках.
Теория римского ученого Августина Аврелия (354-430), который вошел в историю науки под именем Августина Блаженного, ознаменовала переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению.
Считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного впоследствии волюнтаризмом (от лат. voluntas - воля).

Вложенные файлы: 1 файл

история психологии.docx

— 95.64 Кб (Скачать файл)

2) описание этих фактов  и явлений;

3) установление количественных  отношений.

Поскольку психология не может  реализовать третью задачу, ей остается решать первые две, одна из которых  должна стать предметом рациональной психологии, другая – предметом  эмпирической психологии.

Основой всех психических  проявлений является, по Вольфу, душа. Суть ее состоит в способности  представления. Эта ведущая сила проявляется в виде познавательных и анетативных способностей. Анетативные способности, или способности желания, находятся в зависимости от познавательных. У Вольфа все сводится к коренной познавательной сущности, являющейся причиной различных проявлений, которыми и должна заниматься эмпирическая психология. Выступление Вольфа за эмпиризм в психологии, за создание психометрии как науки, подобной экспериментальной физике, является положительной стороной учения Вольфа в психологии. Но, решая психофизическую проблему в форме психофизиологического параллелизма, Вольф по-прежнему разделял, вместо того чтобы связать, психические и физиологические процессы на два независимых ряда явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

35. Теория познания  И.Канта.

Сильный крен немецкой психологии в сторону эмпиризма был осуществлен  И. Кантом  (1724–1804). Психологические  взгляды Канта вытекали из его  общей теории познания. Он допускал, что вне нас существуют реальные предметы – «вещи в себе». Однако о них ничего нельзя сказать, т. к. «вещи в себе» непознаваемы. Нам  даны лишь явления сознания, которые  производятся «вещами в себе», но не выражают их сущности. То, что нам  представлено в сознании, есть мир  явлений, совершенно не похожий на мир  вещей. Сам по себе чувственный опыт не несет никаких знаний о предметах. Рассудочные категории не выводимы из чувственных данных, они даны изначально. Поскольку сущность вещей  непостижима, а человеку мир может  быть дан только в явлениях («вещи  для нас»), то все науки имеют  дело лишь с явлениями, а поэтому  могут быть только науками эмпирическими. Исключение составляют математика и  механика.

Согласно этому положению  для психологии, объектом изучения которой является внутренний мир  человека, сущность души недоступна. Предмет  психологии могут составлять лишь явления  сознания, обнаруживаемые посредством  внутреннего чувства. Таким образом, психология есть наука о явлениях сознания, к которым он относил  познавательные, эмоциональные и  волевые акты. Кант заменил дихотомический принцип деления души на трехчленную  классификацию психических явлений. Основной метод, с помощью которого обнаруживаются названные виды явлений, – внутреннее наблюдение. Согласно Канту, явления, получаемые от внутреннего  чувства, протекают в одном измерении  – временной последовательности. Пространственное измерение явлениям сознания не свойственно. Поэтому психология лишена возможности применять математику, использование которой требует  минимум два измерения. К мыслящему  субъекту совершенно неприложимы экспериментальные  приемы. Отсюда делается вывод, что  психологии никогда не суждено стать  «экспериментальным учением».

Между тем, считают, что своим  критическим отношением к психологии И. Кант стимулировал поиск новых  подходов и средств в области  психологии на последующих этапах ее развития (Ярошевский, Боринг, Мэрфи и др.).

Среди прочих положений Канта, оказавших влияние на психологию, следует указать его учение о  трансцендентальной апперцепции как  особой способности разума обобщать, синтезировать и интегрировать  чувственные созерцания.

Общая доктрина Канта об априорных  условиях, или формах чувственного опыта, будет положена в основу теории специфической энергии чувств Мюллера, оказавшей значительное влияние  в зарубежной психофизиологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. И.Гербарт: учение о порогах сознания.

Наряду с идеями Канта  в начале XIX в. в Германии широкую известность и распространение приобретают взгляды И. Гербарта  (1776–1841).

Влияние его философских  и психолого-педагогических представлений  сказалось по разным направлениям.

Одно из них касается определения  психологии как особой объяснительной науки, в которой он видел основу для строительства научной педагогики.

Другое положение Гербарта связано с утверждением психологии как области эмпирического опытного знания.

Призыв за преобразование психологии в опытную науку не имел у Гербарта реальных предпосылок потому, что лишал психические процессы физиологического основания. Он не допускал, чтобы физиологический подход мог каким-либо образом способствовать получению научного знания о психическом.

Эксперимент, по Гербарту, не может иметь места в психологии в силу его аналитического характера.

Все богатство психической  жизни складывается из статики и  динамики представлений, наделенных спонтанной активностью. Все представления  имеют временные и силовые  характеристики.

Изменения представлений  по интенсивности составляют статику  души.

Смена представлений во времени  составляет динамику души. Любое представление, не изменяемое по качеству, может меняться по силе (или интенсивности), которая  переживается субъектом как ясность  представлений. Каждое представление  обладает стремлением к самосохранению. При наличии различия в интенсивности  слабые представления подавляются, а сильные остаются.

Сумма всех задержанных, или  заторможенных, представлений и  была у Гербарта предметом тщательных вычислений. Подавленные представления принимают характер побудительных сил.

Из этой борьбы различных  представлений за место в сознании вытекает гербартовское положение о порогах сознания. Сознательными считались те представления, которые по своей силе и тенденции к самосохранению находятся выше порога. Слабые представления, лежащие ниже порога, не дают субъективного переживания ясности.

Представления, попавшие в  сферу сознания, имеют возможность  ассимилироваться в общую массу  ясных представлений, названную  Гербартом «апперципирующей».

Из наиболее ценных положений, выдвинутых Гербартом, для судеб экспериментальной психологии являются:

1) идея использования математики  в психологии;

2) идея о порогах сознания.

Гербартовские законы представлений (слияния, компликации, апперцепции и т. д.) станут рабочими понятиями, которыми оперировали психологи на первых этапах развития экспериментальной психологии.

Что касается философской  методологии, то здесь им было отброшено  самое ценное и живое и взяты  на вооружение исходные принципы Лейбница и Вольфа.

 

 

37.Становление  психологии как самостоятельной  науки.

Выдвинутое философами-материалистами положение о возможности и  необходимости изучать психику  человека и животных, опираясь на методы естественных наук, не могло быть реализовано, прежде чем не достигли определенного  уровня развития производство, техника, а в связи с ними и естествознание.

Важнейшей естественнонаучной основой психологии является физиология. От ее состояния зависела судьба психологии.

На пороге XIX в. общая физиология в разработке своих проблем опиралась  на экспериментальные методы. Полученные с их помощью новые факты, касающиеся работы различных систем организма, ставили на повестку дня вопрос о функциях нервной системы, поскольку все в большей степени обнаруживалось ее участие в различных физиологических актах.

Разработка проблемы нервно-мышечных связей началась с критики представлений  о наличии в нервной системе  и мышцах «животных духов». Еще  в XVII столетии английский ученый Я. Сваммердам, занимающийся сравнительной анатомией и физиологией, опытным путем установил, что объем мышцы при ее сокращении не изменяется.

Этот факт ставил под сомнение существование «животных духов». С этого времени старое представление  о «животных духах» заменяется понятием нервной возбудимости.

Многие опыты Сваммердама касались изучения ряда жизненных функций организма в связи с удалением головного мозга. Им было установлено, что многие из органических функций, в том числе и двигательные, после удаления головного мозга остаются сохранными в течение определенного времени. Это давало основание считать, что органические функции и непроизвольные движения с деятельностью мозга не связаны. Подобный взгляд на природу непроизвольных движений означал зарождение рефлекторного атомизма. Ему противостояла другая точка зрения, согласно которой все произвольные и непроизвольные акты имеют единую анатомо-физиологическую основу. Голландский врач Г. Бургав на основе многочисленных опытов обнаружил, что произвольные и непроизвольные движения осуществляются одними и теми же мышцами и характер сокращения их также одинаковый. В связи с этим Бургав возражал против строгого разделения двигательных актов на произвольные и непроизвольные. Он впервые описал процесс перехода произвольных движений в непроизвольные.

Важным для развития рефлекторной теории явилось подтверждение Бургавом догадки александрийских врачей и Галена о чувствительных и двигательных нервах как анатомической основе движений, рефлекторного механизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38.Психофизика.  Г. Фехнер и Э. Вебер.

Во второй половине XIX в. отдельные  вопросы и проблемы, лежащие на границе физиологии и психологии, становятся предметом специальных  и систематических исследований, которые затем обособляются и  оформляются в относительно самостоятельные  научные направления. Одной из первых таких областей и явилась психофизика, созданная немецким физиологом Г. Фехнером (1801–1887).

Психофизика была задумана Фехнером как наука о всеобщей связи физического и духовного мира. Исследователь выступил с учением о тождестве психического и физического, выдвинул принцип всеобщей одушевленности природы. По мнению Фехнера, должна быть создана специальная наука, которая с помощью эксперимента и математики могла бы доказать выдвинутую им философскую концепцию. Такой наукой и явилась психофизика, которая определялась им как точное учение о функциональных отношениях между телом и душой.

Согласно Фехнеру, психофизика должна заниматься экспериментально-математическим изучением различных психических процессов в их отношении, с одной стороны, к физическим факторам, что должно составить предмет внешней психофизики, с другой – в отношении к анатомо-физиологическим основаниям, что должно было представить предмет внутренней психофизики.

Особую роль в изучении этого вопроса сыграли работы Э. Вебера по изучению осязания и порогов  чувствительности. Именно опыты Вебера показали, что существует определенная зависимость между физическим и  психическим, в частности, между  раздражением и ощущением, и что  обнаруженные отношения между ними поддаются экспериментальному измерению. Немалое значение для определения  специфики новой науки сыграли  идеи Гербарта, в частности, его учение о порогах сознания и обоснование возможности применения математики в психологии.

Психофизика становилась  наукой о связи раздражений и  ощущений. Установленные Фехнером положения об измеримости психофизических отношений и о возможности применения математического закона к ним ставили на передний план проблему разработки специальных методов психофизического измерения и способов математического анализа и описания психофизических отношений. Общая программа построения психофизики включила три главные задачи:

1) установить, какому закону  подчиняются отношения психического  и физического мира, на примере  связи раздражений и ощущений;

2) дать математическую  формулировку этому закону;

3) разработать психофизические  методы измерения.

 


Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"