Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 19:33, шпаргалка
1 Семья как объект психологического изучения.
Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения.
Воспитательная функция семьи — это осуществление первичной социализации ребенка и воспитание детей вплоть до достижения ими социальной зрелости. Под воспитанием подразумевается система целенаправленных воздействий на воспитуемого для привития ему определенных воззрений, норм и образцов поведения, а также определенных нравственно-психологических и физических качеств.
Социализация — явление более широкое, включающее также всю совокупность стихийно складывающихся обстоятельств и факторов, влияющих на становление и развитие личности. Поэтому воспитательная функция семьи фактически реализуется не только в форме сознательных и целенаправленных педагогических воздействий родителей на детей, но и посредством всей атмосферы семейной жизни.
Рекреативная функция включает в себя оказание физической, материальной, моральной и психологической взаимопомощи, укрепление здоровья друг друга, организацию досуга членов семьи.
Коммуникативная функция удовлетворяет потребность членов семьи в общении и взаимопонимании. Психолого-педагогические исследования подтверждают, что формирование различных социальных ориентации, установок, эмоциональной культуры, нравственное и психологическое здоровье человека находятся в прямой зависимости от характера внутрисемейного общения, проявления в общении психологических установок прежде всего взрослых членов семьи, от морально-психологической атмосферы в семье.
Регулятивная функция включает в себя систему регулирования отношений между членами семьи, в том числе первичный социальный контроль и реализацию власти и авторитета. В прошлом государство способствовало утверждению в семье власти и авторитета главы семьи, который в течение всей жизни нес ответственность за поведение своего потомства. Были предусмотрены наказания за непослушание родителям
гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном
6 Жизненый цикл семьи. Стадии жизненого цикла. Понятие о нормативных и ненормативных семейных кризисах
В социологической литературе
чаще рассматривают цикл семейной жизни
как процесс, организованный вокруг развития
ребенка и определяемый стадиями родительства.
В связи с этим отечественный социолог
А.И. Антонов выделяет 4 основные стадии
жизненного цикла [25, с.101]:
1) стадия предродительства - от заключения
брака до рождения первенца;
2) стадия репродуктивного родительства
- период между рождением первого и последнего
ребенка (он может пересекаться, а в случае
рождения одного ребенка совпадать со
следующим);
3) стадия социализированного родительства
(стадия воспитания) - период от рождения
первого до выделения из семьи последнего
ребенка;
4) стадия прародительства - период от рождения
первого внука и до смерти одного из прародителей
(прародители становятся бабушкой и дедушкой).
Картер и Мак Голдринг (1980) выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи:
В.А. Сысенко выделяет:
Кроме нормативных кризисов — трудностей, связанных с прохождением семьей основных этапов жизненного цикла, — семейная система может переживать и ненормативные кризисы.
Ненормативный кризис
— это кризис, возникновение которого
потенциально возможно на
1. Внешние затруднения (отсутствие собственного жилья, работы и т.д.)
2. Неожиданные события, стрессы
(семья или один из ее членов
становиться жертвой какого-
3. Внутренняя неспособность семьи адекватно оценить и пережить какое-либо семейное событие, рассматриваемое ею в качестве угрожающего, конфликтного или стрессового.
Таковы особенности
и различия нормативного и
ненормативного кризисов. Конечно,
каждая семья сама выбирает, идти
ей к психотерапевту или
8 Механизмы возникновения симпатий. Феномен любви и все типы.
В своем исследовании Л. Я. Гозман выделяет этапы развития эмоциональных отношений. Приведем их характеристику.
1 этап возникновениеи развитие симпатии. Вначале выступают как значимые такие свойства объекта: внешние данные, социально-демографические характеристики, поведенческие паттерны далее в процессе развития отношений и общения по мере узнавания значимыми становятся социально-психологические характеристики человека.
влияние на аттракцию оказывают достоинства человека, слишком высокий уровень положительных качеств снижает аттракцию, такой человек воспринимается как недоступный и недосягаемый. Его постоянная «правильность» угнетает. Повышает аттракцию улыбка, приветливые манеры. Аттракция зависит от самораскрытия, доверия партнеров друг к другу, удачливости другого человека, сходство установок.
На последующих этапах важное значение для развития аттракции начинают играть личностные свойства. К настоящему времени преобладающей точкой зрения выступает взаимодополнительность личностных свойств.
пространственная близость, частота контактов, соответствующую ожиданиям длительность и интенсивность взаимодействия, сотрудничество (но не переходящее в соперничество), положительные подкрепления в качестве факторов, способствуют возникновению и укреплению симпатии.
Аттракции направлена от симпатии к любви. Ощущения, сопровождающие любовь, более сильные, нежели при симпатии: эйфория, депрессия, склонность к фантазиям, нарушения сна, общее возбуждение, трудности в концентрации внимания.
Понятие «любовь» -одно из немногих слов, выражающих почти абсолютную абстракцию (наряду с «истиной», «богом» и др.).
в понятие «любовь» люди вкладывают разное значение.
В древнегреческом языке использовались следующие термины для определения разнообразных проявлений и форм любви:
Эрос - стихийная, страстная, иррациональная любовь-одержимость, стремящаяся к полному физическому обладанию; Филиа - любовь-дружба, обусловленная социальными связями и личным выбором, рассудочная и поддающаяся контролю сознания; сторге - спокойная, надежная любовь-нежность, особенно семейная. И, наконец, агапе - любовь бескорыстная, жертвенная, она связана с полной самоотдачей, растворением любящего в заботе о любимом.
Важным источником формирования образа любви у человека является опытПессимистическая модель предложена Л. Каслером.
Он выделяет три причины, которые заставляют человека влюбляться:
1) потребность в признании;
2) удовлетворение сексуальных потребностей;
3) конформистская реакция (так принято).
Любовь по Каслеру -это сплав совокупности эмоций, среди которых ведущую роль играет страх потери источника удовлетворения своих потребностей.
Оптимистическая модель любви предложена А. Маслоу. Согласно этой модели любовь характ-ся снятием тревожности, ощущением полной безопасности и психол-им комфортом, удовлетворенностью психол-ой и сексуальной стороной отношений, которая с годами растет, постоянно усиливается интерес любящих людей друг к другу. В течение совместной жизни партнеры хорошо узнают друг друга, реальная оценка супруга сочетается с его полным принятием. Конструктивную силу любви Маслоу связывает с соединением сексуальной сферы с эмоциональной, что способствует верности партнеров и поддержанию равноправных отношений.
Схема 1. Вариант детско-родительских отношений. Родитель (1) обладает большой властью, а ребенок (2) высоким статусом.
Схема 2. Вариант романтической любви. Индивиды обладают большой (равной) властью друг над другом и имеют высокий статус.
Оба партнера стремятся
идти навстречу друг другу, и,
вместе с тем, каждый из них
может лишить другого
Схема 3. Любовь — поклонение. Индивид (2) не обладает властью над другим (1), но статус другого (2) в глазах (1) недосягаем. Это вариант поклонения литературному или иному герою, с которым нет никакого реального соприкосновения и у которого нет власти, но высок статус, а у его поклонника нет ни власти, ни статуса.
И. С. Кон приводит типологию любви Д. А. Ли, экспер ментальное обоснование которой выполнено К. Хендриком:
1. эрос — страстную любовь-увлечение;
2. людус — гедонистическую любовь-игру с изменами;
(Эти два типа любви, по мнению автора, наиболее присущи мужчинам.)
3. сторге — любовь-дружбу;
4. мания — любовь-одержимость
с неуверенностью и
5. прагма — любовь по расчету;
(Авторы полагают, что сторге, мания и прагма более свойственны женщинам.)
6. агапе — бескорыстную любовь-самоотдачу.
Э. Фромм выделяет 5 типов любви: братскую, материнскую, эротическую, любовь к самому себе и любовь к Богу. Он выделяет в любви: заботу, ответственность, уважение друг к другу, знание особенностей другого, непременное для любви ощущение удовольствия и радости.
По 3. Рубину, любовь содержит привязанность, заботу и интимность.
9 Модели выбора супруга. Мотивация на брак. Причины вступления в брак. Проблема готовности молодых людей к семейной жизни.
"фактор близости" в В. с. отражает факт, что сегрегация по месту проживания и профессиональной принадлежности в значительной степени обусловливает наличие подходящих партнеров, к-рые будут встречаться в силу времени, расстояния, затрат и возможностей. Причины вступления в брак: Любовь расчёт беременность желание создать семейный очаг самостоятельность от родителей
установок, ориентаций на вступление в брак.
Итак, для чего нужна семья:
-чтобы было на кого опереться;
-чтобы было с кем посоветоваться;
-чтобы был кто-то рядом, чьим мнением дорожат;
-чтобы был кто-то, кто не оставит в беде;
-чтобы был кто-то, с кем по-настоящему хорошо;
-чтобы был рядом кто-то,
кто разделяет такие же
-чтобы был кто-то, кто не будет завидовать;
-чтобы был кто-то, с
кем можно совместно
-чтобы был кто-то рядом, кому можно доверять;
-чтобы был рядом кто-то,
кто в трудную минуту
-чтобы был кто-то, кто
смотрит на вещи сходным
-чтобы был рядом кто-то, кто уравновешивал бы слабости.
Все вышеперечисленное
и составляет в совокупности
образ семьи как надежного
убежища в мире бушующих
Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, Н.В.Малярова выделяет готовность молодежи к браку. Формирование определенного нравственного комплекса Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. эмпатийный комплекс. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.
Умение разрешать конфликты конструктивным способомГотовность к созданию семьи включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую, педагогическую готовность и сексуальную воспитанность.
В современной психологии различают три вида мотивации на брак:
* мотивация на сам факт брака.
* мотивация на определенный тип брака.
* мотивация на определенного человека.
11 Психологическая совместимость супругов. Проблема адаптации супругов в семейной жизни.
Другие авторы - Ю.Орлов, С. Гильд и С. Хрусталев - выделяют два подхода к пониманию совместимости.
1) Совместимость как два
набора качеств, которые соответствуют
друг другу (стремление лидировать
у одного подкрепляется
2) Совместимость на основе
стремления супругов к
1) в доверительно-дружеском общении;
2) в близких людях, в брачном партнере;
3) быть любимым; в психологической поддержке;
4) во взаимопомощи, поддержке и сотрудничестве;
5) сексуальную потребность/
10 Понятие молодой
семьи. Социальный портрет
Молодая семья – это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака), в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также семья, состоящая из одного из родителей в возрасте до 30 лет и несовершеннолетнего ребенка. Молодая семья является особым социальным субъектом, имеющим свои характерные отличия от семьи «более старшего возраста».
Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности отношений между ее членами, освоения ими социальных ролей, а также социализации семьи в обществе как самостоятельного социального субъекта и выполнения функций как социального института.