Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 19:33, шпаргалка
1 Семья как объект психологического изучения.
Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения.
Для семьи гораздо труднее, чем для отдельного индивида, определить границы «зрелости». Зрелость семьи определяют по разным критериям. Социологи в качестве критерия зрелости часто выбирают длительность существования семьи — как правило, не менее 7—10 лет.
В некоторых психотерапевтических периодизациях зрелое супружество также определяется по длительности совместной жизни. Некоторые выделяет «супружество среднего возраста». В него включается период с 6-го по 14-й год либо с 10-го по 25-й год супружеской жизни. Возраст супругов — от 30 до 45—50 лет. В этом возрасте люди экономически активны, занимают стабильное общественное положение и в основном избавлены от необходимости серьезных материальных трат, направленных на обеспечение жизнедеятельности семьи. Отношения и быт устоялись.
Зрелая стадия семейной жизни так же, как и зрелый возраст индивида, — одна из самых продолжительных в жизненном цикле. Она длится с момента, когда первый ребенок становится относительно самостоятельным и поступает в школу, до момента, когда выросшие дети начинают покидать семью.
Наиболее важные задачи, с которыми семье предстоит справиться в этот период, связаны с воспитанием детей. Поэтому некоторые исследователи делят эту стадию жизненного цикла на две подстадии: «семья с ребенком-школьником» и «семья подростка», выделяя для каждой из них свои собственные задачи развития.
Для семьи школьника они следующие:
•перераспределение обязанностей;
•проявление участия при наличии проблем с учебой;
•распределение обязанностей по помощи ребенку при подготовке домашних заданий.
Для семьи подростка:
•перераспределение автономии и контроля между родителями и подростками;
•изменение типа родительского поведения и ролей;
•подготовка к уходу подростка из дома.
Необходимость перестройки взаимоотношений между супругами в данном периоде вызывается, скорее всего, не изменениями структуры семьи, а тем, что супруги вступают в зрелый возраст и проходят через первый возрастной кризис зрелости, который приходится на возраст около 30 лет.
Изменение взаимодействия с прародителями также вызывается внесемейными факторами, а именно, их нарастающим физическим ослаблением в связи со старением.
Психологи структурного и системного подхода связывают начало этапа зрелой семьи с поступлением детей в школу. Этот момент считается очень важным в связи с тем, что семейная система начинает испытывать давление в виде обратной связи со стороны внешних систем — соседей и школы. Когда ребенок идет в школу, результат воспитательной деятельности родителей как бы выносится на широкое обозрение.
Перед семьей встает задача научиться общению с этими новыми для нее системами: внешние границы семьи должны быть снова пересмотрены, чтобы ребенок мог приобретать опыт внесемейных контактов. Влияние школы на семью психологи описывают примерно следующим образом. В российской действительности большинство дошкольников посещает детские дошкольные учреждения (детские сады), как правило, с 2—3 лет и проводит в них большую часть дня. В связи с этим, школа не является первой внешней системой, оценивающей уровень развития и воспитания ребенка. Чаще всего к моменту поступления в школу и сами первоклассники, и их родители оказываются знакомы между собой и имеют хотя бы минимальный опыт взаимодействия, так как школа, куда будет ходить ребенок, как и детский сад, обычно выбираются «по территориальному признаку», и первый класс может почти полностью состоять из бывшей группы детского сада.
Тем не менее, поступление ребенка в школу является важным этапом в жизни семьи, так как родителям приходится столкнуться с переструктурированием жизни семьи.Оно происходит по следующим направлениям:
•перераспределение обязанностей, или зон ответственности родителей;
•переопределение внешних границ семьи;
•переструктурирование времени;
•переструктурирование физического пространства.
Перераспределение обязанностей. Поступление ребенка в школу заставляет родителей вернуться к вопросам, связанным с распределением обязанностей: кто должен контактировать со школой, кто должен помогать ребенку в учении в случае возникновения трудностей и т. п
Переопределение границ семьи. Нередко работающие родители, которые не хотят прерывать свою карьеру, обращаются за помощью к бабушкам и дедушкам. Такая ситуация является потенциально конфликтной.
Перераспределение времени. Перераспределение времени в семье связано с необходимостью учитывать режим обучения ребенка.
Переструктурирование физического пространства. С поступлением ребенка в школу для него должно быть организовано рабочее место, где он будет выполнять уроки и хранить учебные принадлежности.
Все перечисленные трудности, с которыми сталкивается семья при поступлении ребенка в школу, являются, тем не менее, естественными и «обязательными» — через них проходит каждая семья.
Во многих случаях за озабоченностью успешностью ребенка стоит проблема собственной успешности родителей.
В дисфункциональных семьях поступление ребенка в школу может актуализировать проблему успешности у родителейРодитель, ощущающий собственную неуспешность в профессиональной области, бессознательно идентифицирует успехи ребенка со своими собственнымиПод ощущением неуспешности в социальной сфере в данном случае имеется в видунеуверенность в успешном исполнении родительской роли. В этом случае успехи или неуспехи ребенка — это показатель «воспитательного» мастерства родителей.
Объединение родителей. Если у мужа и жены практически не осталось общих сфер взаимодействия, кроме воспитания детей, то проблемы ребенка вынуждают родителей объединяться для их решения.
Эрзац-отношения. Если супруги не удовлетворены своими отношениями, у одного из них может возникнуть желание «посвятить себя детям» (как правило, в такой роли чаще выступает мать ребенка).
Второй вариант типичной «школьной» проблематики представлен боязнью школы, нежеланием ребенка посещать школу.
Когда дети достигают подросткового возраста, детско-родительские отношения вновь следует изменить. Семья сталкивается с конкурирующей группой — группой сверстников, которая имеет свои собственные взгляды на многие жизненно важные вопросы. Подросток может шокировать родителей непривычными ценностями или поведением.
Семья вновь сталкивается с необходимостью корректировки внешних границ. Родители должны предоставлять подростку больше автономии, так как они теперь не обладают всей полнотой власти и не являются единственной эмоциональной привязанностью подростка
22 Психология измены.
Виды мотивы последствия
Причины, в результате которых один из супругов изменяет:
Угасающая любовь. Скорее всего, что ваш партнер не полностью открывал правду о наболевшем. В некоторой степени виновны оба партнера за то, что не сумели вовремя обнаружить трещину в отношениях.
Внутренние проблемы. Измена с точки зрения психологии рассматривает как одну из внутренних проблем партнера его неготовность к началу серьезных отношений в его жизни. Возможно, какой-то внутренний страх является причиной такого поступка. Также не исключено, что он не уверен в себе и при помощи большого количества сексуальных связей стремится поднять самооценку, доказав самому себе, что он постельный герой.
Психология женской измены
Согласно статистическим данным, женских измен гораздо меньше, чем мужских.. Но психология женских измен значительно отличается от мужских. Рассмотрим это более подробно.
Почти никогда причиной измен не является зов природы, инстинкт к размножению. Некоторым женщинам не хватает мужское внимание, инициатива .
Женщинам всегда необходимо подтверждение любви партнера. Ей необходимо, как воздух, чтоб ее выделяли из серой толпы.
Психология измены женщины может носить в себя и другие причины. К примеру, супруга стремится удовлетворить свое самолюбие или стремиться отомстить мужу за его измену.
Психология мужской измены
Психология измены мужа может быть обусловлена тем, что т.к. одну вершину в лице жены он уже покорил, то стремиться одержать победу над другой персоной. Также причиной измены может быть власть инстинкта к продолжению рода, что взяло верх над логикой мужчины. Не исключена причина того, что супруга стали напрягать семейные отношения своей скучностью, рутинностью.
Ревность - антипод любви. Тот, кто любит, не ревнует, а заботится. Другое дело, что любить умеет мало кто, вместо любви чаще встречается роматическая увлеченность, любовь-страсть или любовь-привязанность, и тогда такая "любовь" проявляет себя в ревности.
Обычная ревность - показатель не любви, а эгоизма и глупости.
16 Хар-ка семейных взаимоотношений. Основные причины семейных разногласий и конфликтов. Психология семейных отношений в проблемных семьях
В.А. Сысенко (1981) причины всех супружеских конфликтов подразделяет на три большие категории:
1.конфликты на почве несправедливого распределения труда (разные понятия прав и обязанностей);
2.конфликты на почве
неудовлетворения каких-либо
3.ссоры из-за недостатков в воспитании.
По поводу первой причины следует отметить, что главным в распределении семейных обязанностей является именно их согласованность, вследствие чего и традиционная, и эгалитарная модели семьи могут оказаться вполне приемлемыми для семейного благополучия, если они удовлетворяют обоих супругов. Поиски этой согласованности могут быть сопряжены с конфликтами.
На конфликты в семье влияют также неадекватные и противоречивые семейно-брачные представления и ожидания.
основные причины супружеских конфликтов :
• психосексуальная несовместимость супругов;
• неудовлетворение потребности в значимости своего “Я”, неуважение чувства достоинства со стороны партнера;
• неудовлетворение потребности в положительных эмоциях:
отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания;
• пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворению своих потребностей (алкоголь, наркотики, финансовые расходы только на себя и т.д.);
• неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимопонимании по вопросам ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, в отношении к родителям и т.д.;
• различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях.
• Ухудшаются возможности профессионального роста супругов.
• У них становится меньше возможностей для свободной реализации в лично-привлекательной деятельности (увлечения, хобби).
• Усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести к временному снижению сексуальной активности.
• Возможны столкновения взглядов супругов и их родителей по проблемам воспитания ребенка
«проблемной семьей» называются те семьи, которые не способны продуктивно решать задачи развития на той или иной стадии жизненного цикла семьи. Например, к проблемным семьям в этом случае можно отнести молодую семью, не решившую задачу дифференциации от родительской семьи, не разрешившую конфликты между личными и кооперативными потребностями. Сюда же можно отнести семью с маленьким ребенком, в которой супруги не способны освоить и согласовать новые роли отца и матери, и т. д.
В широком значении этого понятия в «проблемный тип» семей включаются еще и следующие типы семей.
Дисфункциональная семья — семья, плохо или вовсе не выполняющая основные семейные функции.
Неблагополучная семья — семья, характеризующаяся низким состоянием психологического комфорта внутри семейного пространства. Таким образом, к «проблемным» семьям можно отнести все семьи с нарушением функционирования, обладающие низким потенциалом для решения задач развития на той или иной стадии своего жизненного цикла, не обеспечивающие личностного роста каждого из своих членов.
По С. Минухину, особенности проблемных (дисфункциональных) семей могут быть описаны следующим образом:
.
Целесообразно выделить следующие типы проблемных семей:
21Детско-детские отношения детей в семье. Соперничество детей. Проблема детской ревности. Прародительские отношения в семье
Большинство психологов не разделяют понятие ревность и соперничество. Тогда как согласно толковому словарю: «Ревность — это мучительное сомнение в чьей-то любви . Родители часто заставляют детей соперничать в борьбе за их любовь. Способность бороться за нее определяет интенсивность духа соперничества. Можно сказать, что соперничество это по существу попытка найти замену родительской любви. Часто родительская любовь оказывается на первом месте в детской конкуренции. Наиболее частым спутником соперничества выступает зависть.
«Зависть — это чувство д2осады, вызванное успехом и благополучием другого»2. Существует несколько видов зависти:
1) Зависть таланту. Один ребенок более талантлив, чем другой. Его больше любят.
2) Зависть физической красоте. Она более красивая, чем ее сестра. Значит, ее больше любят.