Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 19:33, шпаргалка
1 Семья как объект психологического изучения.
Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения.
Молодая семья отличается
от остальных типов семьи тем,
что в ней основная ось
Ф.А. Мустаева[2]выделяет три типа молодой семьи:
Первый тип – традиционный,
в котором семьи
Во втором типе супруги ориентированы преимущественно на развитие личности, имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие (иногда используется помощь родителей супругов). Семья может быть открытой и закрытой. Тип лидерства – демократический: совместный или раздельный по сферам жизнедеятельности семьи.
Третий тип – молодые
супруги ориентированы
13 Стадии родительства. Семья с меленьким ребёнком. Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появление нового члена семьи.
Можно выделить пять семейных событий (заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение родителей от взрослых детей или, точнее, рождение первого внука, смерть одного и другого супругов-прародителей), которые образуют следующие четыре стадии реализации родительства:
– стадия предродительства, когда супруги только готовятся стать родителями;
– стадия репродуктивного родительства, на которой появляется первый ребенок и возможно рождение второго и последующих детей. Эта стадия может быть короче или длиннее в связи с числом детей;
– стадия социализированного родительства, она связана с воспитанием детей;
– стадия прародительства, которая наступает с появлением первого внука, что превращает родителей в прародителей, в дедушку и бабушку. Это не означает прекращение стадии «социализированного родительства», и, по большому счету, она может завершиться только со смертью родителя.
12 Взаимоотношения
молодых супругов с
Взаимоотношения молодых супругов с родительскими семьями Психологический климат молодой семьи во многом зависит от того, как складываются отношения между представителями различных поколений взрослых людей в семье, между молодоженами и их родителями (между зятем и тещей, невесткой и свекровью и т. п.). Правильно построенные отношения с родителями могут стать источником взаимной поддержки, дать возможность перераспределять семейные ресурсы — материальные, физические, эмоциональные в соответствии с требованиями обстоятельств жизни семьи. Связь поколений, взаимная помощь, оказываемая родителями детям и детьми родителям, является одной из важнейших сторон семейной жизни.
Неоценимую роль играет родительская помощь и поддержка в период становления молодой семьи. В свою очередь и старшее поколение испытывает острую потребность в заботе, чуткости, внимании, физической и эмоциональной опоре своих детей.
Взаимосвязь поколений проявляется во взаимопомощи семейной группы, организованной по типу «семья детей — семья родителей». На каждой стадии наряду с проявлением эмоциональной и Психологической близости поколений большое значение имеет потребность в хозяйственно-бытовой помощи, степень которой может быть различной.
Молодые люди при создании семьи зачастую убеждены в том, что роль родителей в их жизни заметно уменьшается, они по-настоящему становятся самостоятельными. При этом они не планируют для себя никаких кардинальных изменений в семейной жизни.
Однако свою семью чаще всего собираются создавать по образцу родительскому и прародительскому, но без их участия и отдельно от них.
Желание молодой семьи иметь собственное жилье и строить свой дом вполне естественно, однако, согласно статистике, только две из десяти молодых семей сразу же после регистрации брака могут жить отдельно от родителей, у остальных же такая возможность появляется значительно позже.
14 Феномены материнства
и отцовства. Мотивация беременности.
Этапы формирования
Этапы формирования материнства Этапы формирования образа материнства Содержание этапа
Первый этап: взаимодействие с собственной матерью - начинается с внутриутробного периода развития и продолжается практически всю жизнь женщины. Наиболее значимым является младенческий и ранний возраст (Э. Эриксон)
Второй этап: игровой - С 4 до 7 лет (весь период «иг-рания») Углубление образа собственной матери, формирование образа идеальной матери, образа себя как будущей матери, образа материнства в целом. Попытка воплощения образа материнств в роли матери
Третий - этап няньчания: - Начинается с 4,5 лет, когда хорошо развита сюжетно-ролевая игра, и заканчивается к началу полового созревания. Наиболее сензитивным является возраст от 6 до 9 лет. Формирование образа себя как будущей матери, образа материнства в целом. Действия и переживания, освоенные в сюжетно-ролевой игре, закрепляют сформированные ранее компоненты материнской сферы на живом младенце.
Этап дифференциации мотивационных основ половой и родительских сфер поведения: - подростковый период и период юности (12-17 лет) Формирование образа себя как будущей матери, качеств образа идеальной матери, уточнение образа материнства «Примеривание» образа матери на себя в условиях реального осознавания себя как будущей матери. Этапа реального взаимодействия с собственным ребенком: - период юности и зрелости Воплощение образа материнства в роли матери Уход за младенцем
Завершающий этап: период воспитания ребенка до установления устойчивой детско-родительской связи Коррекция материнского аспекта обра-за-Я Воспитание ребенка, забота о нем.
Мотивация беременности
При этом необходимо различать конструктивные мотивы, способствующие укреплению семьи, личностному росту супругов, благополучному рождению и развитию ребенка, и деструктивные, приводящие к обратным результатам (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003).
Конструктивные мотивы беременности:
1.Стремление дать жизнь
другому человеку со всей его
уникальностью и
2 Беременность как способ
принадлежать семейной системе («в
нашей семье все женщины
3. Беременность как выражение
обоюдного желания супругов
4. Стремление быть матерью
как результат
Деструктивные мотивы беременности:
1. Стремление иметь существо,
которое воплотит нереализованные планы,
мечты и стремления матери.
Стремление женщины избежать одиночества
(«чтобы был хоть один близкий человек»,
«чтобы чувствовать себя кому-то нужной»).
Способ восполнения дефицита любви к самой
себе («хоть кто-то будет меня любить»
2. Беременность как соответствие социальным ожиданиям («быть как все», «возраст вынуждает», «родители хотят иметь внуков», «у всех подруг уже есть дети», «муж очень хотел ребенка» и др.)
3 Беременность как способ
сохранения отношений и
4. Беременность как способ
достижения
5. Беременность ради сохранения
собственного здоровья («аборт вреден
для здоровья», «боюсь, что после
аборта не смогу иметь детей»,
«беременность омолаживает
6. Беременность как отказ
от прошлого, как символ нового
этапа в жизни женщины или
как способ перечеркнуть «
23 Процессы распада
дестабилизации семейных
Изучением нарушений отношений в семье и их причин занимались: Бурова С.Н., В.Вайкуле, С.С.Седельников, Д.М.Чечет, Л.В. Чуйко.
Наиболее частыми причинами дестабилизации семейных отношений являются: отсутствие общих интересов, добрачная беременность, психологическая неготовность к браку, неоправданные ожидания относительно брака, распределение семейных обязанностей и т.д..
К факторам, которые нарушают семейные отношения и увеличивают риск разводов относят: довольно ранний или поздний возраст вступления в брак, высокая личностная конфликтность одного или обоих брачных партнеров, измены, сексуальная неудовлетворенность в браке, отсутствие доверия в семейных отношениях; употребление алкоголя или наркотических веществ; смежное проживание с родителями одного из супругов.
Довольно часто непонимание и семейные конфликты приводят к разводам.
Развод – расторжение брака, его юридическое прекращение при жизни супругов. Это результат кризисных отношений семейной пары.
Так, Е.Тийт выделяет 3 группы факторов риска разводов: перволичностные факторы риска (индивидуально-типологические особенности брачных партнеров, опыт семейной жизни прародительской семьи, состояние соматического и нервно-психического здоровья).
Вторая группа определяется историей создания семьи условиями знакомства, особенностями добрачного периода, мотивацией брака.
И третья группа отражает неблагоприятные условия функционирования семьи (жилищные, материальные, девиантное поведение супруга, сексуальная дисгармония и др.)..
Существуют следующие стадии развода: стадия отрицания; стадия озлобленности; стадия переговоров, стадия депрессии; стадия адаптации.
24 Феномен прощения
в психологии семейных
Прощая, человек принимает решение:
— отказаться от негативных мыслей, эмоций, поведенческих проявлений в отношении обидчика,
— поощрять положительные мысли, эмоции и проявления поведения в отношении этого обидчика.
В этом смысле прощение и принятие его представляет собой положительный психологический опыт, способствует гармонизации супружества.
25 Психологические особенности повторных браков
Иногда в новой семье супруги ведут себя совершенно противоположным образом. Раньше ссорились по пустякам, сейчас – уступают и в принципиальных вопросах; если прежде в доме не было порядка, в новой семье чистоту доводят до абсурда; если раньше дом был открыт для друзей, то теперь живут замкнуто. Ошибка здесь заключается в крайностях. Супругам не следует бояться полезных навыков, которые они обрели в прежней семье.
Одной из особенностей повторного брака является также то, что партнеры постоянно сравнивают свою новую жизнь с прошлым супружеством и находят, что раньше они были счастливы в большей степени, чем сейчас (особенно это характерно для овдовевших супругов). Это может вызвать трудности психологической адаптации супругов в новом браке. Поэтому использование прежнего позитивного семейного опыта должно быть очень деликатным. Надо предоставить менее опытному супругу возможность проявить свои способности, выразить свои запросы, желания. Следует помочь ему приобрести уверенность в себе.
Как ни многообразны возможные мотивы повторного брака, их все, на наш взгляд, можно свести к трем большим группам:
1) удовлетворение потребности
в любви и эмоциональном
2) стремление обрести душевный комфорт;
3) улучшение материальной стороны жизни, бытовых условий.
Что касается мотива поиска человека, который мог бы заменить ребенку отца (мать), то его роль в повторных браках исследователями несколько преувеличена. Нередко обстоятельства таковы, что при вступлении в новый брак удовлетворение одних потребностей сопровождается ухудшением каких-то иных аспектов жизни человека. Случается, что вообще не оправдываются ожидания, связанные с этим браком.
С учетом ведущих мотивов и жизненно важных потребностей, определяющих стремление человека создать новую семью, в группе повторных браков можно условно выделить несколько разновидностей:
• брак разведенного мужчины среднего или пожилого возраста с более молодой, свободной и бездетной женщиной;
• женитьба разведенного мужчины, дети которого остались с матерью, на разведенной женщине с ребенком или несколькими детьми;
• браки вдовцов и вдов;
• «возвратные браки».
Выстраивание отношений в новой семье может быть сопряжено для супругов с рядом типичных трудностей, характерных для всех типов повторных браков:
1) стеснение и неловкость при знакомстве и на начальном этапе совместной жизни;
2) страх близости из-за травматичных отношений в прежнем супружестве;
3) опасения вновь пережить боль и разочарование;
4) чувство вины перед детьми за отношения с другим мужчиной (другой женщиной);
5) неприятие детьми новых
отношений родителя (родителей). Часто
такие отношения в глазах
В то же время в каждом из типов повторных браков могут возникать свои проблемы, что непременно сказывается на психологическом климате новой семьи. Поэтому рассмотрим эту сторону повторных супружеских союзов более подробно.
15 Хар-ка зрелой семьи. Её основные задачи. Психологические проблемы зрелого брака. Проблема включения детей в социальные структуры: дет сад, школа и пр.