Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 14:49, шпаргалка
1.Предмет и задачи детской практической пихологии
Предметом детской практической психологии является индивидуальное развитие человека, или онтогенез, который всегда происходит в определенной историко-культурной ситуации, на определенном этапе филогенеза.
Учитывать историко-культурный фон, на котором происходит детское развитие, совершенно необходимо детскому психологу.
Психодиагностика - это разработка методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности (научно-исследовательская деятельность), а также их использование с прикладными целями (научно-практическая деятельность).
Применительно к дошкольному возрасту психодиагностика определяется как деятельность по психологическому изучению ребёнка на протяжении дошкольного детства, в контексте семьи и образовательно-развивающей среды детского образовательного учреждения.
Предметом психологической диагностики в условиях ДОУ являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.
Задачи выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребёнка-дошкольника;
дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям и родителям.
Условия проведения:
наличие специально оборудованного помещения: лишено ярких красок, необычных предметов; комната тихая, светлая;
детали обстановки: мало предметов, которые могут отвлекать внимание ребёнка, усадить его лицом от окна, демонстрируемый материал должен предъявляться горизонтально;
необходимо использовать приёмы установления контакта, например, предварительное совместное рисование с ребёнком, побуждение ребёнка к самостоятельной деятельности;
при наличии установленных дефектов необходимо использовать специальный стимульный материал (нарушение зрения, косоглазие - используются картинки с крупным изображением, имеющим чёткую структуру);
время проведения обследования: младший возраст - до 15 минут, старший возраст - до 30 - 35 минут.
Психодиагностические данные
используются для:
- составления психолого-педагогической
характеристики ребенка,
- определения путей и форм оказания помощи
детям, испытывающим трудности в обучении,
общении, психологическом самочувствии,
- для выбора средств и форм сопровождения
психического развития детей в соответствии
с их индивидуальными особенностями.
Принципы построения и организации
психодиагностики
в образовательном учреждении:
--- Соответствие выбранного диагностического подхода и методик целям психологической службы образования
-- Результаты диагностики формулируются на педагогическом языке.
--- Прогностичность диагностического исследования. Желательно на основе полученных результатов построить прогноз (однако это не всегда возможно).
-- Учет развивающего потенциала метода.
-- Экономичность процедуры.
Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста состоит из пяти этапов:
1. Подготовительный этап:
-- составление медицинского анамнеза на основе анализа специальной документации и беседы с медицинскими работниками;
-- тсоставление социально-бытовой характеристики жизнедеятельности ребёнка на основе анкетирования родителей;
-- составление педагогического анамнеза на основе анкетирования и бесед с воспитателями и педагогами, взаимодействующих с ребёнком;
-- составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями и значимыми взрослыми в жизни ребёнка.
2. Адаптационный этап:
-- знакомство с ребёнком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества.
3. Основной этап:
-- тестирование. Существуют традиционные правила тестирования детей дошкольного возраста. Они заключаются в следующем:
-- удержание единой пространственной позиции психолога и ребёнка («глаза в глаза»). Она обеспечивается отсутствием доминанты роста взрослого и организуется в детском пространстве (детский стол и стульчик и т. д.);
- предоставление первоначального свободного выбора сферы деятельности («игра», «рисунок», «общение»). Он обеспечивается созданием поля возможностей для ребёнка;
-- чередование сфер деятельности. Оно обеспечивается сменой видов деятельности, на основе которых построены тесты (общение - конструирование - движение - рисование);
--регламентирование временное. Общее время тестирования может длиться от 30 минут до 1 часа в зависимости от возраста ребёнка;
-- регламентация интеллектуальной нагрузки. Она обеспечивается пропорциональным соотношением (заданным количеством) интеллектуальных тестов в диагностическом комплексе (не более трёх в одной процедуре с чередованием средств: вербальных и невербальных);
-- регламентация личностно-эмоциональной нагрузки. Она обеспечивается пропорциональным соотношением (заданным количеством) проективных тестов в диагностическом комплексе (не более трёх в одной процедуре с чередованием средств: ассоциативных и экспрессивных); дублирование тестов (методик) общей диагностической направленности.
-- Оно обеспечивается использованием различных методических средств для подтверждения результатов. Может осуществляться и дублированием диагностических методов (наблюдения, беседы);
-- варьирование процедуры тестирования. Оно обеспечивается недирективными инструкциями и сменой структурных этапов тестирования, использованием всех видов помощи при решении тестовых заданий. Данное правило осуществляется по мере необходимости при осложнениях адаптации к процедуре обследования, определённых личностно-эмоциональных особенностях ребёнка (тревожность, аутичность и т. п.)
4. Интерпретационный этап:
-- составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу).
5. Заключительный:
-- констатация результатов обследования в процессе беседы с родителями (воспитателями);
-- рекомендации родителям (воспитателям) в устной или письменной форме.
В практике психодиагностической
работы обычно используются 3 схемы:
1. Диагностический минимум. Подбирается
ряд портативных методик, с помощью которых
диагностируются все дети группы. Это
обследование определяет особенности
развития когнитивной, эмоциональной,
личностной сферы, нормативы развития.
Выделяется группа детей с трудностями
в развитии.
2. Первичная дифференциация нормы
и патологии умственного развития ребенка.
3. Углубленное психологическое обследование
ребенка.
Особенности психодиагностики
детей дошкольного возраста
1. Низкий уровень развития сознания
и самосознания. Произвольность, внутренний
волевой контроль, опосредованность речью
познавательных процессов развиты очень
слабо, поэтому осуществляя психодиагностику
детей младшего дошкольного возраста
следует иметь в виду то, что тестовые
задания не должны требовать от ребенка
высокоразвитого произвольного управления
своими познавательными процессами. У
детей 4-х лет и более появляются элементы
произвольности, но доминирует непроизвольность.
Диагностика может быть двоякой:
- изучение природных непроизвольных познавательных
психических процессов,
- обнаружение и описание произвольных.
2. Низкое самосознание. Дети до 4-х лет
слабо осознают свои личностные качества,
не в состоянии дать оценку своего поведения.
Нет четкого представления о своих достоинствах
и недостатках. Методы поведенческой и
личностной диагностики не должны включать
в себя задания и вопросы, которые ориентированы
на самосознание и самооценку. В 4-6 лет
можно предлагать личностные и поведенческие
опросники, но дети оценивают себя в ограниченных
предметах, выделяя те свойства личности
и поведения, на которые неоднократно
обращали внимание взрослые. Опросники
должны оформляться с учетом экспертной
оценки со стороны взрослых, родственников.
3. Повышенная утомляемость. Серия заданий
не должна быть длинной и требовать много
времени. Чем меньше возраст, тем более
кратким должно быть время.
При работе с детьми дошкольного возраста
важно учитывать особенности их возрастного
развития. Для детей раннего возраста
психодиагностика должна быть только
объективной, основное средство сбора
информации - наблюдение, основной метод
- естественный эксперимент. Наилучшие
результаты достигаются во время наблюдения
за предметно-манипулятивной деятельностью
ребенка.
При работе с детьми младшего и среднего
дошкольного возраста следует иметь в
виду развитие межличностного общения
и изменение форм активности. Наблюдение
может проводиться в сюжетно-ролевой игре.
Можно опираться на данные самооценки.
Старший дошкольный возраст - возникают
первые рефлексивные способности, умение
играть в игры с правилами (произвольность).
Можно применять методики более старших
возрастов, но при этом делается определенная
скидка на недоразвитие некоторых процессов,
качеств и форм поведения