Беседа – это получение сведений
о ребенке при непосредственном общении
с ним: ребенку задают целенаправленные
вопросы и ожидают ответов на них. Данный
метод относится к эмпирическим. Важным
условием эффективности беседы являются
располагающая обстановка, доброжелательность,
тактичность. Вопросы необходимо подготовить
заранее и фиксировать ответы, по возможности
не привлекая внимания испытуемого. Метод беседы можно использовать
в работе с детьми, начиная с 4 лет, когда
они уже достаточно хорошо владеют речь,
но в весьма ограниченных пределах. Дело
в том, что дети дошкольного возраста еще
не могут выразить в словах свои мысли
и переживания, поэтому их ответы обычно
бывают краткими, формальными и воспроизводящими
слова взрослого. Подбор вопросов для
беседы с детьми - большое искусство. Трудности
могут быть вызваны тем, что ребенок не
всегда правильно понимает адресованные
ему вопросы.. По этой причине в психологических
исследованиях, связанных с применением
опроса детей, рекомендуется, прежде всего,
убедится в правильности понимания
ребенком адресованных ему вопросов
и только после этого интерпретировать
и обсуждать даваемые им ответы. Вопросы
должны быть понятны и интересны ребенку
и ни в коем случае не должны содержать
подсказки. Беседа с ребенком также
может быть использована только как вспомогательный,
второстепенный метод.
Анкетирование и
опрос Анкетирование представляет
собой перечень вопросов, которые дают
изучаемым лицам для письменного ответа. Респондентами при анкетировании
в рамках исследований по детской психологии
являются родители и педагоги. Достоинство этого
метода в том, что он позволяет сравнительно
легко и быстро получить массовый материал.
Недостаток же этого метода в сравнении
с беседой- отсутствие личного контакта
с испытуемым, что не дает возможность
варьировать характер вопросов в зависимости
от ответов. Вопросы должны быть четкими,
ясными, понятными, не должны внушать тот
или иной ответ.
Материал бесед и анкет
представляет ценность тогда, когда он
подкрепляется и контролируется другими
методами, в частности наблюдением.
Опрос – это метод целенаправленного
получения информации об определенных
психологических явлениях в процессе
общения исследователя с респондентом
(опрашиваемым) .Применение опроса
в психодиагностических целях нередко
затруднено или вообще невозможно из-за
недостаточного уровня развития самосознания
детей. Так, например, большинство детей
вплоть до старшего школьного возраста
не в состоянии правильно оценивать мотивы
своих поступков. Дети дошкольного и младшего
школьного возраста не осознают у себя
многие черты характера и зачастую
бессмысленно напрямую спрашивать их
о том, какие качества личности им присущи.
Для изучения психологии свойств и особенностей,
недостаточно осознаваемых самими ми,
необходимо применять не опрос, а иные,
более надежные средства исследования:
тесты, анализ документов, изучение продуктов
деятельности, эксперимент.
Анализ продуктов
детского творчества — диагностический
метод оценки результатов детских видов
деятельности (продуктивных). Анализ производится
с целью выявления уровня и особенностей
детской компетентности в дошкольном
возрасте.
Психологический анализ
продуктов детского творчества, особенно
художественного, это эффективный способ
проникнуть в формирующееся сознание
детей, их бессознательное. Для психологов
давно не является секретом, что рисунки
детей многое могут сказать и если присмотреться
к их творчеству боле внимательно и профессионально,
можно многое увидеть и понять о внутреннем
мире ребенка, его чувствах, восприятии
окружающего мира, об отношении к людям
и вещам, способах познания. Рисунок - зеркало
детской души. Когда ребенок рисует, он
неконтролируемо изливает на бумагу все,
что "накопилось" у него внутри: свои
эмоциональные состояния, переживания,
отношения, понимание окружающего, трудности
в контактах с ними. . В детских рисунках
отражаются эмоциональное состояние ребенка,
особенности восприятия окружающих людей
и предметов, характер отношений с окружающими.
При интерпретации рисунков обязательно
надо учитывать изобразительный опыт
«художника», так как графическая деятельность
детей может быть плохо сформирована.
Наличие или отсутствие изобразительных
навыков, использование стереотипов, шаблонов,
возрастные особенности- все это существенно
влияет на диагностический портрет личности.
Интерпретация детских рисунков требует
высокой квалификации и большого опыта
работы с этим материалом. Кроме того,
она никогда не может быть определенной
и однозначной и всегда предполагает некоторый
субъективизм исследователя. Поэтому
в серьезных исследованиях этот метод
может использоваться только как вспомогательный.
12. Психокоррекция
и психопрофилактика отклонений и
нарушений в развитии ребенка дошкольного
возраста.
Психокоррекция рассматривается
как совокупность психологических средств
и методов по "созданию оптимальных
возможностей и условий для полноценного
и своевременного психического развития
Правила психокоррекционной
деятельности:
1. Психолог не должен
осуществлять специальные коррекционные
воздействия без твердой уверенности
в причинах и источниках отклонений
в развитии ребенка.
2. Пространство коррекционных
воздействий детского практического
психолога ограничено нормой
и пограничными состояниями развития
ребенка при отсутствии органических
и функциональных нарушений.
3. Детский практический
психолог не вправе определять
индивидуальный ход психического
развития ребенка путем радикального
коррекционного вмешательства.
4. В работе с детьми
до 7 лет не рекомендуется использование
гипнотических и суггестивных
средств воздействия, а также
методов психотерапии, неадаптированных
к дошкольному возрасту.
К вышеперечисленным правилам
добавляются требования профессиональной
этики: закрытость и адаптированность
информации, процедурная конфиденциальность
и позиционность взаимоотношений.
Предмет
коррекционной деятельности - характеризуется "симптомами
и причинами отклонений в развитии"
и поведении детей (Д.Б.Эльконин).
В целом содержание психокоррекции
в условиях дошкольного учреждения определяется:
направлением психологических воздействий
(дети, семья, педагогический коллектив),
контекстом отклонений (общие и парциальные
характеристики психического развития
и поведения), а также коррекционной задачей.
Так, психокоррекционные воздействия
могут быть направлены на познавательное,
личностно-эмоциональное, коммуникативное,
психомоторное развитие, поведенческие
реакции, возрастную компетентность, произвольную
регуляцию с задачами адаптации к образовательному
учреждению, готовности к школе, стабилизации
эмоционально-личностных состояний, структурирования
мышления, активизации памяти, речи, регуляции
психомоторных функций. Следует сказать
несколько слов о трудностях в психокоррекционной
деятельности содержательного и организационного
характера. Прежде всего это проблема
направленного психологического изменения,
обусловленная фактом тесной взаимосвязи
структурных компонентов психики. Именно
по этой причине сложно точно дифференцировать
область психокоррекционных воздействий.
Предположим, у ребенка старшего
дошкольного возраста трудности операционального
мышления (обобщение, классификация и
т.д.). Решать ли эту проблему в контексте
мышления либо более широком аспекте познавательного
развития? Что может служить "опорой"
в коррекции: структурирование мышления
либо познавательные способности ребенка?
Безусловно, ответ будет найден в процессе
анализа индивидуальных характеристик
психического развития данного ребенка.
Также будет определено пространство
для психокоррекционных воздействий и
психологические механизмы, их опосредствующие.
Но практик-психолог часто сталкивается
с этой трудностью и должен быть готов
к ее решению. Это может быть еще одним
доводом за единство диагностико-коррекционной
системы, ее концептуальную целостность.
Адаптивной
формы и средства психокоррекционных воздействий
на детей дошкольного возраста. Оптимальная
форма определяется возрастной спецификой
(типом ведущей деятельности) ребенка-дошкольника.
В условиях детского сада это игра, а также
игровые занятия с использованием развивающих
и обучающих приемов. Что касается коррекционных
средств, то перечень их в работе с детьми
достаточно широк: изобразительно-графические,
музыкально-ритмические, двигательно-экспрессивные,
предметно-манипуляционные, вербально-коммуникативные.
Следует отметить также, что психокоррекция
детей от 3 до 7 лет осуществляется с опорой
на определенные психологические механизмы:
проективный, рефлексивный, релаксационный,
регуляционный, идентификационный и др.
Это связано с возможностью относительно
легкой активизации у детей дошкольного
возраста психологических механизмов
данного ряда.
Особенности
организации и проведения психокоррекции в условиях дошкольного учреждения Формирования
коррекционных групп . Коррекционные
группы формируются в зависимости от результатов
предварительного диагностического обследования,
в процессе которого происходит отбор
детей, нуждающихся в психокоррекции по
тем или иным показателям. Состав групп
(количественный и качественный) соотносится
с характером и степенью нарушений в психическом
развитии детей (психологическим диагнозом).
Построения
коррекционных занятий При построении коррекционных
занятий необходимо следовать принципу
сериационности, т.е. наличию нескольких
модификаций основного "базового"
занятия. Это позволит варьировать задачи
в зависимости от возраста, состава коррекционных
групп, индивидуальных особенностей детей,
а также типов психических нарушений и
отклонений. Данный факт немаловажен для
обеспечения результативности психокоррекционной
работы.
Коррекционные занятия могут
проводиться в индивидуальной и групповой
форме. Индивидуальная форма обусловлена
специфической направленностью психокоррекционных
воздействий, а также наличием трудностей
межличностного общения. Цикл занятий
может быть закрытым (определенное количество
занятий и фиксированная дата окончания)
и открытым (без определения количества
встреч и даты окончания). Продолжительность
коррекционного цикла зависит от многих
факторов как организационного, так и
содержательного характера.
Таким образом, психокоррекционная
система в условиях дошкольного учреждения
представляет собой дифференцированные
циклы игр, специальных и комбинированных
занятий, направленных на стабилизацию
и структурирование психического развития
детей
Практическому психологу, работающему
с целью сохранения "психического здоровья"
детей, параллельно с диагностико-коррекционным
циклом рекомендуется организовать психопрофилактические
мероприятия с систематическим и целенаправленным
воздействием. Психопрофилактика обеспечивает
предотвращение нервно-психических и
психосоматических заболеваний.
Профилактика психических нарушений
должна охватывать все возрастные группы
дошкольного учреждения и осуществляться
коллективными усилиями педагогов и психолога
в форме совместной деятельности.
Мероприятия психопрофилактического
профиля на практике объединяются в системы
типа "Психогимнастика", состоящие
из нескольких блоков традиционной направленности:
1. Двигательно-расслабляющая (релаксационная)
деятельность.
2. Двигательно-организующая (регуляционная)
деятельность.
3. Имитационно-выразительная (идентификационная)
деятельность.
Каждый
блок специфичен по содержанию и средствам
психопрофилактических воздействий.
В настоящее время, в связи с высокой психофизической
ослабленностью и социальной уязвимостью
детей, наблюдается тенденция снижения
уровня их психосоматического здоровья.
В результате этого актуальным становится
психомышечное саморасслабление (ауторелаксация),
направленное на снятие психоэмоционального
напряжения и тренировку психомоторных
функций, что чаще всего является содержанием
основного блока психопрофилактических
систем. Расслабляющие упражнения рекомендуется
вводить в повседневную жизнь возрастных
групп дошкольного учреждения. Для снятия
психоэмоционального напряжения могут
быть использованы варианты психомышечной
тренировки, разработанные А.В. Алексеевым
и адаптированные для детей дошкольного
возраста М.И. Чистяковой [99]. Для оптимизации
обучения произвольному напряжению и
расслаблению мышц тела авторы рекомендуют
разделить их на пять групп: мышцы рук,
ног, туловища, шеи и лица. Внимание ребенка
привлекается к каждой группе мышц в определенной
последовательности. "Психофизический
покой, достигаемый в результате психомышечной
тренировки", восстанавливает психоэнергетический
тонус (стеничность), а также способствует
усвоению и закреплению информации о предмете,
данном в установке. Практический материал
данного блока состоит из релаксационных
комплексов на расслабление всех мышц
тела с фиксацией и без фиксации на дыхании,
а также из отдельных упражнений на снятие
напряжения в одной группе мышц.
Комплексы релаксационных упражнений
могут быть использованы в качестве заключительной
части физкультурного занятия, динамического
часа и т.д. Отдельные расслабляющие упражнения
с фиксацией на дыхании можно включать
в комплексе с организующими упражнениями,
при обучении плаванию в бассейне, а также
использовать в качестве подготовки к
дневному сну. Упражнения без фиксации
на дыхании могут служить практическим
материалов для расслабляющих пауз, разделяющих
один вид деятельности в случае однообразно
выполняемых действий либо два вида деятельности
с высокой познавательной и моторной (двигательной)
нагрузкой.
Содержанием следующего блока психопрофилактических
воздействий является психомоторная организация,
направленная на предупреждение психомоторных
расстройств (гиперактивность, гипоактивность,
двигательная расторможенность, двигательный
автоматизм), а также оптимизацию двигательной
нагрузки в повседневной жизни детей.
Практический материал психомоторной
организации состоит из подвижных игр.
Все игры подчиняют участников определенным
правилам, что способствует активизации
произвольной регуляции у детей старшего
дошкольного возраста. Кроме того, позитивное
воздействие подвижных игр отличается
высокой устойчивостью, что благоприятствует
удержанию психоэнергетического тонуса
(нормостеничности) ребенка. Практический
материал по двигательной организации
может выноситься на прогулки в качестве
свободных игр и упражнений, а также использоваться
на занятиях в качестве "пауз", разделяющих
различные виды деятельности.