Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 20:56, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1. Предмет и задачи психологии и педагогики. Методология и методы психологии педагогики.
1. Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание (т. е. со стороны педагога, воспитателя).

Вложенные файлы: 1 файл

Психология Дима.doc

— 661.50 Кб (Скачать файл)

3. Воспитание – субъективный  процесс, что выражается в неоднозначной оценке его результатов. Это объясняется тем, что результаты воспитания не имеют четкого количественного выражения, поэтому нельзя точно сказать, какой ученик воспитан отлично, а какой – неудовлетворительно. В силу этого трудно определить, какой воспитательный процесс можно считать качественным, эффективно воздействующим на личность воспитанника, а какой является «показухой», ведется «для галочки» и не приносит желаемого результата. Субъективный характер воспитания во многом определяется личностью педагога, его педагогическими умениями, чертами характера, личностными качествами, ценностными ориентирами, наличием или отсутствием талантов, способностей, увлечений.

4. Воспитание – процесс, характеризующийся отдаленностью  результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Это происходит в силу того, что воспитание призвано оказать глубинное, комплексное воздействие на личность (сознание, поведение, эмоции и чувства). Чтобы воспитанник осознал, чего именно добивается педагог, адекватно прореагировал на воспитательное воздействие и сделал для себя правильные выводы, необходимо время. Иногда на это уходят целые годы.

5. Воспитание – непрерывный  процесс, поскольку личность нельзя  воспитывать «от случая к случаю». Отдельные воспитательные мероприятия, какими бы яркими они ни были, не способны сильно повлиять на поведение личности. Для этого необходима система регулярных педагогических воздействий, включающих постоянный контакт педагога и воспитанников. Если же процесс воспитания нерегулярен, то воспитателю постоянно приходится заново закреплять то, что уже осваивалось учеником, а затем забылось. При этом педагог не может углублять и развивать свое влияние, вырабатывать у воспитанника новые устойчивые привычки.

6. Воспитание – комплексный процесс, что выражается в единстве его целей, задач, содержания, форм и методов, в подчинении всего воспитательного процесса идее целостного формирования личности, в которой гармонично представлено высокое развитие сознания, поведения и чувств. Это означает, что личность нельзя формировать «по частям», либо уделяя внимание только формированию сознания, либо делая упор на развитие норм и правил поведения, либо формируя эмоции и чувства.

7. Воспитание – двусторонний  процесс, поскольку он идет в  двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает к педагогу от воспитанников. Чем больше информации об особенностях, способностях, склонностях, достоинствах и недостатках воспитанника имеется в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее и эффективнее он осуществляет воспитательный процесс.

Личность воспитателя играет важнейшую роль в воспитании. Эффективность воспитания достигается тогда, когда воспитатель внимательно относится к воспитательному процессу, постоянно анализируя его и делая правильные выводы. Авторитарная педагогика стала главной причиной отчуждения воспитанников от воспитателей. Лишь на возрождении простых человеческих чувств – любви и милосердии – должен строиться процесс воспитания. Знаменитый швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци, по словам его биографа, «был добр до самозабвения». Задачей воспитания, по мнению Песталоцци, должно быть развитие способностей человека в соответствии с законами природы, т. е. когда «сердце хочет верить и любить, а ум – мыслить». Манеру работы настоящего педагога отличает внешняя простота при большой внутренней глубине; мудрое, очень разборчивое отношение к средствам воспитания, умелое сочетание старых методов с новыми. Подлинный мастер все время думает над тем, чтобы система отношений способствовала развитию задатков и способностей детей, творческих, созидательных сил в детском коллективе. Воспитательная позиция должна быть деликатной, незаметной, возможно даже скрытой от воспитанника. Воспитательный процесс можно назвать искусством, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам. Существует мнение, что подлинным мастером-учителем может стать лишь талантливый человек, педагог от рождения. Есть и другие утверждения: массовая профессия не может стать привилегией особо одаренных. Почти все люди наделены самой природой качествами воспитателей. Задача состоит в том, чтобы научить педагогическому ремеслу. В данном случае необходимо говорить только о воспитательном умении, о знании воспитательного процесса. А. С. Макаренко считал, что «воспитатель должен себя вести так, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?» Личность учителя формирует и эстетический вкус ученика. Внешний вид учителя, спокойная, уверенная речь, плавные неторопливые движения формируют у детей правильный вкус и норму поведения в обществе. Грамотная речь также является своеобразным вкладом в эстетическое воспитание. Подлинный учитель всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет зажечь, взволновать ученика, повысить его мотивацию. Настоящий учитель добивается такого эффекта, когда воспитание перерастает в самовоспитание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 29. Понятие общения. Виды общения. Барьеры общения. Межличностные отношения в производственных коллективах. Восприятие и понимание человека человеком.

Говоря об общении, обычно имеют в виду процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, включающий обратную связь, в результате чего осуществляются обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие по достижении изменений в деятельности.

Схематично общение можно представить следующим образом:

1) передатчик, отправитель;

2) получатель, приемник, адресат;

3) канал связи;

4) шум, сигнал;

5) код, декодер.

К структуре общения относятся: -коммуникативно-информационный компонент, означающий прием и передачу сообщений и предполагающий обратную связь,в основе которого лежит психологический контакт;

- познавательный аспект, основанный на процессе восприятия  и понимания людьми друг друга;

- интерактивная (контактная) сторона, связанная с процессом  воздействия, поведения.

Выделяют такие виды общения, как межличностное, групповое и межгрупповое, массовое, доверительное и конфликтное, интимное и криминогенное, деловое и личное, прямое и опосредованное, терапевтическое и ненасильственное.

Барьеры общения — это факторы, служащие причиной неэффективного взаимодействия, конфликтов или способствующие им.

Причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста. Например, огромное значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью.

Психологические барьеры в общении возникают незаметно и субъективно, нередко они не ощущаются самим человеком, но незамедлительно воспринимаются окружающими. Человек перестает ощущать неверность своего поведения и уверен, что общается нормально. Если он обнаруживает несоответствия, начинают развиваться комплексы.

Каждый производственный коллектив – это, сложный живой социальный организм, обладающий многими, только ему присущими свойствами. Он имеет свою биографию. Свой стиль деятельности, свои традиции, а также свои конвенциальные нормы, свою социально-демографическую, профессионально-квалификационную, организационную и психологическую структуры, свой психологический статус, «характер», потребности, социально-психологический климат и т.п., то есть все то, что составляет его, и только его, общественную психологию.

 В процессе совместной  трудовой деятельности членам  первичного коллектива необходимо  вступать в контакты друг с  другом с целью координации  своей деятельности. При этом  важная роль отводится психологической совместимости.

 Психологическая совместимость  определяется как способность  членов группы (коллектива) к совместной  деятельности, основанная на их  оптимальном сочетании, что при  комплектовании групп для целей  той или иной деятельности  необходимо учитывать не только индивидуальные психологические качества каждого человека, но и возможные эффекты, вызванные соединением данных людей. Психологическая совместимость может быть обусловлена как сходством каких-либо характеристик членов группы, так и различием их. В итоге это приводит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельности, так что данная группа представляет собой определенную целостность.

 Роль психологически  совместимых коллективов важна  во всех без исключения сферах  совместной человеческой деятельности. Наличие психологической совместимости членов группы способствует их лучшей срабатываемости и в итоге – большей эффективности труда.

Можно выделить два основных вида психологической совместимости: психофизиологическую и социально-психологическую совместимости.

 Психофизиологическая  совместимость подразумевает определенное  сходство психофизиологических  характеристик людей и на этой  основе согласованность их сенсомоторных  реакций, синхронизацию темпа совместной  деятельности.

 Социально-психологическая совместимость является следствием оптимального сочетания типов поведения людей в группах, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентации. Высокий уровень психологической совместимости является также одним из факторов, оказывающих благоприятное влияние на социально-психологический климат коллектива.

Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. От того, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека пребыванием в данной общности. От них зависит сплоченность группы, коллектива, способность решать поставленные задачи. Межличностные отношения в группе, общий эмоционально-динамический настрой, единство коллективных и личных целей, степень сближения официальных и неофициальных взаимоотношений на принципиальной и деловой основе, определяют господствующее умонастроение, привлекательность удовлетворенность работой.

Точность восприятия и понимания данным человеком социального поведения других людей в социальной психологии определяется термином социальная перцепция.

Восприятие человека человеком, как и любое другое восприятие, характеризуется предметностью, которая заключается в том, что свойства облика человека отражаются в образе как принадлежащие человеку, т.е. как свойства этого человека. Восприятию человеком человека присущи и такие особенности, характеризующие отражение индивидуумом действительности, как объективированность и субъективность, как целостность и структурность.

Восприятие человека человеком характеризуется осмысленностью. Посредством слов, которыми обозначают воспринимаемого, в образ его включается обобщенное знание о данной категории людей, сложившееся в результате общественной практики и более или менее усвоенное воспринимающим субъектом.

Восприятие и познание людьми друг друга является обязательной стороной их взаимодействия и условием регулирования каждым из них своего поведения в соответствии с обстоятельствами и решаемыми в этом взаимодействии задачами.

 Восприятие человека  человеком - это непосредственное  наглядно-образное отражение одним  человеком другого. Понятие, складывающееся  у индивида о конкретной личности, - это форма его мышления о  ней, в которой обобщенно фиксируются признаки данного человека, характеризующие его как субъекта труда, познания и общения.

 В образе, который у  индивида возникает в процессе  общения с другим человеком, в  характере понимания им других  людей всегда находит выражение сформированность самого познающего человека как субъекта труда, познания и общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 30. Понятие групп и коллективов. Виды групп. Стадии и уровни развития малой группы. Особенности групповых процессов в коллективе.

Понятие группы — одно из основных в социальной психологии.

На определенных этапах развития личности одной из ведущих была потребность в принадлежности к группе. В то же время в процессе развития групповой сплоченности группа вступает в конфликт с индивидуальностью, выступая для нее как тормозящий момент в развитии.

Группа представляет собой относительно устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами.

Обязательными элементами любой группы являются цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, вещная среда.

Высшей формой организованной группы считается коллектив. Коллектив — это группа людей, представляющая собой часть общества, объединенную совместной деятельностью, подчиненную целям этого общества. С этой точки зрения можно рассматривать и коллектив туристской фирмы.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"