Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 20:56, шпаргалка
Вопрос 1. Предмет и задачи психологии и педагогики. Методология и методы психологии педагогики.
1. Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание (т. е. со стороны педагога, воспитателя).
Конфликт может возникнуть и из-за чрезмерного вмешательства руководителя в работу исполнителя. Если это происходит постоянно, у исполнителя теряется интерес к работе. Кроме того, вторжение руководителя в сферу компетенции подчиненного ущемляет его профессиональную гордость. У подчиненного появляется раздражительность, он начинает избегать начальника, искать промахи в его работе, чтобы доказать свою способность выполнять работу не хуже, а то и лучше.
Изменяется отношение подчиненного к своей работе. Он перестает проявлять инициативу, делает не столь много, как раньше, а лишь в пределах минимума обязанностей, на работу приходит в последнюю минуту и уходит точно со звонком.
Все чаще он вымещает свое плохое настроение на коллегах, ухудшая отношения с ними. В конце концов работа становится для него неприятной обязанностью — и он стремится ее поменять.
В принципе, производственных конфликтов не всегда надо бояться и стремиться полностью их избегать. Бесконфликтность коллектива может означать его полную пассивность. Возникновение такого «болота», когда люди боятся высказать друг другу обоснованные претензии, чтобы не возник конфликт, тоже свидетельствует о неблагополучном социально-психологическом климате.
Во-первых, основная задача в разрешении конфликта состоит в том, чтоб придать ему положительный характер, свести к минимуму неизбежный вред от негативных последствий противоборства. Таковой итог достижим, если участники конфликта проявят честный и доброжелательный подход к улаживанию собственных разногласий, если они приложат совместные усилия к поиску положительного решения на базе консенсуса, т.е. устойчивого, стабильного согласия всех сторон, При консенсусе совсем не обязательно, чтоб общее согласие было единогласием - полным совпадением позиций всех участников процесса разрешения конфликта. Довольно того, чтоб отсутствовало возражение одного из оппонентов, ибо консенсус несовместим с отрицательной позицией хотя бы одной из сторон, участвующих в конфликте.
Во-вторых, возможен двоякий исход конкретного конфликта - его полное либо частичное разрешение. В первом случае достигается исчерпывающее устранение обстоятельств, вызвавших конфликтную ситуацию, а при втором варианте происходит поверхностное ослабление разногласий, которые со временем могут вновь найти себя
Сдерживающими факторами выступают или волевые, идущие от разума аргументы, или санкция посторонней силы, воздействующей на участников конфликта. Предпринимаемые меры направляются на то, чтоб убедить конфликтующие стороны прекратить враждебные деяния, исключить чье либо поражение, указать на средства, способствующие взаимопониманию.
В-третьих, отдельное лицо либо социальная группа, соотнося интересы конфликтующих сторон и характеристики их поведения, выбирают приоритетный для себя способ разрешения конфликта, более доступный и приемлемый в данных условиях. Нужно понимание того, что не всякий стиль, следовательно, и метод подходят к конкретной ситуации. Каждый из способов эффективен только при разрешении определенного типа конфликтов.
Третий способ конфронтации зачастую избирают участники коллективных трудовых споров, локальных и всеобщих социальных конфликтов. Часто они доводят свои разногласия с работодателями по социально-трудовым проблемам до крайней формы - забастовки, пуская в ход опасность нанесения ощутимого экономического вреда, а также психологическое давление посредством проведения митингов, демонстраций и голодовок, выдвижение требований к органам власти и т.п.
Сотрудничество - очень результативный способ разрешения конфликтов в организациях, позволяющий методом открытого коллективного обсуждения, взаимного согласования достигать ублажения интересов конфликтующих сторон.
Обширно распространённым способом разрешения конфликтов является сейчас компромисс. Компромисс удобен тем, что не противоборствует иным способам урегулирования конфликтов, не исключает их использования вровень либо в сочетании с собой.
В-четвертых, конфликтующая сторона может при определенных условиях пользоваться не одним, а двумя-тремя либо вообще всеми способами разрешения конфликта. Это событие также служит доказательством того факта, что ни один из пяти стилей поведения в конфликтах, способов их разрешения нельзя выделять, признать как лучший и соответственно как наихудший.
Вывод: основное заключается в том, что необходимо обрести умение с полезностью использовать хоть какой из способов, сознательно делать тот либо другой выбор, исходя из конкретной конфликтной ситуации.
В заключение можно сделать вывод о том, что существует один или больше источников конфликта, увеличивающих возможность возникновения конфликтной ситуации в процессе управления. Но даже и при большей возможности возникновения конфликта стороны могут не захотеть реагировать так, чтобы и дальше усугублять ситуацию. Люди не всегда реагируют на конфликтные ситуации, которые влекут за собой малые потери или которые они считают малоопасными. Другими словами, иногда люди понимают, что потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Их отношение к этой ситуации выражено следующим: «На этот раз я разрешу ему поступить по-своему».
Не всякое противоречие приводит к конфликту. Конфликт возникает, когда противоречия обостряются. Если всё же конфликт возник, то задача руководителя в том, чтобы «войти» в него и разрешить, используя разные способы.
Вопрос 36. Понятие системы «человек-техника» и ее основные характеристики. Инженерно-психологические требования к организации рабочего места оператора.
Инженерная психология - наука, изучающая системы «человек-техника» с целью достижения их высокой эффективности и разрабатывающая психологические основы: - конструирования техники и организации управления технологическим процессом; - подбора людей, обладающих необходимым уровнем индивидуально-психологических профессионально-важных качеств для работы с определенной техникой; профессиональной подготовки людей, использующих в своей трудовой деятельности сложные технические устройства. Это самостоятельная психологическая дисциплина, изучающая человека во всей полноте проявлений психики в трудовом процессе. С другой стороны, в инженерной психологии имеет место выраженный технический, инженерный аспект, касающийся конструирования техники. Рассматривая человека и техники как элементов единой системы, инженер психологически обосновывает и формулирует требования и рекомендации к конструированию техники, к организации управления технологическим процессом, подбору и подготовке специалистов, обслуживающих технику. К этим требованиям присоединяются требования других психологических дисциплин, а также физиологии, гигиены, анатомии, антропометрии, биомеханики. Инженерная психология широко взаимодействует с такими дисциплинами, как кибернетика, системотехника и общая теория систем, теория связи, теория автоматического управления и регулирования, теория надежности, техническая эстетика и художеств конструирование и др. Инженерная психология составляет также ядро обширной области научного знания, получившей название эргономики. Границы этой области очерчиваются в основном междисциплинарными связями инженерной психологии. Эргономика обычно рассматривает системы «человек - техника - среда», усиливая, таким образом, прежде всего физиолого-гигиенический аспект исследований и рекомендаций. Используемое в инженерной психологии понятие системы «человек-техника» основано на положении, что всякая система функционирует в условиях внешней среды, способных оказывать то или иное воздействие на систему. Инженерно-психологические исследования трудовой деятельности человека, деятельности, связанной с новейшей техникой, имеют высокую значимость в общем плане познания чела. Трудовая деятельность характеризуется установлением бесконечного многообразия отношений с окружающими физической, биологической и социальной средами. Именно в труд деятельности аккумулируются и наиболее ярко проявляются все индивидуально-психологические характеристики человека, как личности, как субъекта деятельности.
Система «человек-техника» (человек-машина-среда СЧМС) состоит из человека-оператора (группы операторов), машины (технич.устройств, орудий труда), посредством которых оператор осуществляет трудовую деятельность, и среды (внешних условий труда), в которой эта деятельность осуществляется. Человек-оператор, осуществляет трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой посредством информационных систем (моделей) и органов управления. Все многочисленные системы «человек-техника» имеют ряд общих черт: 1) сложными динамическими системами, состоящими из взаимодействующих элементов различной природы и характеризующихся измен во врем структуры и (или) взаимосвязей компонентов; 2) целеустремленными системами, т.е. преследующими заданную цель путем изменения своего поведения при изменении внешних условий, что обусловлено включением в систему человека; 3) адаптивными системами, способными приспосабливаться к изменяющимся условиям работы благодаря гибкости и пластичности поведения человека и адаптивности технических звеньев системы; 4) самоорганизующимися системами, способными к уменьшению неопределенности после вывода системы из устойчивого, равновесного состояния под действием различного рода возмущений, что определено целенаправленной деятельностью человека. Т.о, все рассмотренные особенности СЧМС определяются наличием в их составе человека, его возможностью правильно решать возникающие задачи в зависимости от конкретных условий и обстановки.
На основании экспериментальных исследований и опыта эксплуатации СЧМС формируются инженерно-психологические (эргономические) требования (ИПТ) к новым системам — требования к СЧМС (ее подсистемам, оборудованию, рабочей среде), определяемые характеристиками человека и устанавливаемые для обеспечения его эффективной и безопасной деятельности в системе ИПТ учитываются в процессе проектирования, создания (производства, испытания) и эксплуатации СЧМС и предъявляются как к различным ее элементам, так и к системе в целом При проектировании рабочего места должны быть соблюдены следующие общие ИПТ:1.обеспечены зрительные и слуховые связи оператора с оборудованием, а также связь между операторами в процессе выполнения общей трудовой задачи: 2. созданы средства защиты операторов от воздействия опасных и вредных производственных факторов; 3) создано рабочее пространство, позволяющее оператору осуществлять все необходимые движения и перемещения в процессе выполнения трудовой деятельности. Основные инженерно-психологические требования к рабочей среде в СЧМС заключаются в следующем:
1) факторы рабочей среды при их комплексном воздействии на оператора не должны оказывать отрицательного влияния на его здоровье при выполнении профессиональной деятельности;
2) факторы рабочей среды не должны в течение рабочего дня вызывать нарушения работоспособности оператора, которое сопровождается снижением эффективности и надежности его деятельности.
Для выполнения этих требований е необходимых случаях следует применять специальные средства индивидуальной и коллективной защиты операторов.
Человек-оператор должен пользоваться сигналами, поступающими по каналам связи технических устройств и несущими информацию о состоянии объекта управления. Работа человека-оператора с информационной моделью характеризуется особенностями: 1) соотнесение сведений, полученных с СОИ, с реальными параметрами; 2) реконструкция скрытой информации об управляемом объекте; Информационная модель — средство, которое дает представление человеку-оператору о реальных процессах в управляемом объекте. Материальной основой информационной модели являются средства отображения информации (СОИ). Информационная модель является основным средством, организующим деятельность человека-оператора. На основе оценки информации, воспринятой с информационной модели, знаний, опыта возникает комплекс взаимосвязанных сведений концент-ая модель.. Концепт модель дает человеку-оператору возможность предвидеть развитие обстановки, заранее выбрать нужную программу действий. Оператор-профессионал обычно не воспринимает приборные показания как новые, — он скорее сличает ожидаемые показания с полученными.
Конечной целью организации рабочего места является оптимизация условий трудовой деятельности, обеспечивающих максимальную надежность и эффективность работы оператора (группы операторов).