Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 20:56, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1. Предмет и задачи психологии и педагогики. Методология и методы психологии педагогики.
1. Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание (т. е. со стороны педагога, воспитателя).

Вложенные файлы: 1 файл

Психология Дима.doc

— 661.50 Кб (Скачать файл)

К числу характеристик, определяющих уровень развития группы или коллектива, можно отнести следующие: совместимость, сплоченность, сработанность, направленность, самоорганизованность.

Существует множество видов групп, которые различаются по величине, форме организации, уровню развития и социальной направленности.

По величине различают большие и малые группы.

По характеру связей, существующих между личностями, группы могут быть первичные и вторичные. В первичных группах имеют место непосредственные, эмоционально окрашенные отношения. Вторичные группы характеризуются опосредстванными отношениями между членами объединения. Контакты между ними имеют официальный, сугубо деловой характер. Отношения друг к другу в этих группах складываются не на основе личных симпатий, а в результате проявления индивидом деловых качеств и умения выполнить возложенные на него функции.

По характеру отношения личности к группе она может быть для неё референтной и нереферентной. Референтная группа является для личности наиболее важной из всех групп, в которые она входит. В ней она видит образец для подражания. Нереферентная группа не имеет никакого значения для личности, хотя она может формально входить в ее состав. Все что происходит в этой группе является безразличным для индивида и не оказывает на него никакого влияния.

По наличию или отсутствию непосредственных связей между субъектами различают реальные и условные группы. Реальные группы - это объединения людей, существующие в действительности, между которыми имеют место непосредственные контакты и межличностные отношения. Условные группы - это искусственно создаваемые группы людей, между которыми нет непосредственных связей и контактов.

По форме организации группы бывают формальными и неформальными. Формальные группы создаются специально и имеют заранее заданную организацию. Между членами формальной группы взаимоотношения имеют чисто деловой, официальный характер. Неформальные группы возникают стихийно и не имеют никакой определенной организации. Взаимоотношения в них имеют сугубо личный характер и основаны на чувствах симпатии, дружбы и товарищества. Неформальные группы могут существовать самостоятельно, а могут также возникать внутри формальных групп, когда отношения между некоторыми членами являются не только деловыми, но и носят дружеский и интимный характер.

По уровню развития группы могут быть высокоразвитыми и слаборазвитыми. В высокоразвитых группах деловые отношения проявляются на высоком уровне и имеют стабильный характер. Межличностные отношения в этих группах имеют четко выраженный положительный или отрицательный характер. В слаборазвитых группах деловые и личные отношения являются расплывчатыми и слабо выраженными. В них нет четкого распределения функций, имеет место безответственное отношение к своим обязанностям, межличностные отношения являются поверхностными и нестабильными.

Малая группа — основная социальная среда человека.

Малые группы имеют в своем составе от двух до двух десятков человек. К малым группам относят: семью, производственную бригаду, учебную группу, воинское подразделение, экипаж самолета, спортивную команду, труппу артистов и т. д. Малые группы входят в состав более больших групп. В них в основном протекает жизнь, деятельность, общение и взаимодействие индивидов друг с другом. В малых группах возникают специфические социально-психологические явления и поэтому эти группы являются объектом изучения социальной психологии. В ней лично знают друг друга. Все наиболее существенные социальные группы в жизни человека — малые группы. Малую группу часто обозначают как первичную. Она в наибольшей степени влияет на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Значимость малой группы определяется ценностями индивида. Если он ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы, то она выступает как референтная, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, определяющим нормы. Группа при этом представляет собой источник социальных установок и ценностных ориентации субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Референтная группа имеет две основные функции: нормативную и сравнительную. Референтная группа может выступать лишь как воображаемая общность. Но она все равно способна определять особенности его поведения. Некоторые социальные группы могут обладать временной референтностью, которая затем проходит.

Групповой процесс - это совокупность последовательных спонтанных или целенаправленных действий членов группы, направленных на достижение определенного результата деятельности. Групповые процессы совершаются под влиянием внутренних и внешних условий. Они различаются по времени протекания и интенсивности воздействия на личности членов группы. Групповые процессы могут быть двух типов: процессы развития и процессы функционирования. Процессы развития обусловливают переход группы к качественно новому состоянию. Процессы функционирования обеспечивают стабильность достигнутого качественного состояния группы и постепенное накопление количественных изменений. Когда такое накопление происходит - осуществляется качественный скачок, т. е. процесс функционирования переходит в процесс развития.

В число основных групповых процессов входят: коммуникация, управление, адаптация, соревнование, консолидация, эмоциональная идентификация, принятие решения.

Групповое состояние- это относительно статический момент Динамики группы, характеризующийся устойчивостью, закрепленностью и повторяемостью действий и психических состояний членов группы, а также социально-психологических особенностей их взаимоотношений и взаимодействия.

Групповые состояния возникают под действием групповых процессов и в определенной степени фиксируют момент завершенности того или иного процесса. Они также различаются по длительности и интенсивности.

 Рассмотрим основные групповые процессы и состояния.

Первый процесс: общение - это взаимный обмен между членами группы информацией, действиями, состояниями, личностным содержанием и пр.

Второй процесс: консолидация - это согласование члена группы в ходе совместной деятельности целей, норм, средств и способов деятельности. Процесс консолидации строится на основе процесса общения, способствует подготовленности группы к деятельности и, в итоге, определяет направленность группы на решение задачи.

Третий процесс: лидерство - это управление группой в ходе решения групповой задачи.

Четвертый процесс: конкуренция - это развитие взаимоотношений людей по поводу успехов в деятельности. Конкуренция характеризуется стремлением членов группы выразить себя, самореализоваться в деятельности и в то же время превзойти других. Процесс конкуренции является источником индивидуальной групповой активности.

Пятый процесс: адаптация - это взаимное приспособление членов группы друг к другу и к социальной и производственной среде. Пятое состояние: сплоченность - характеризуется устойчивостью и единством межличностных взаимоотношений и взаимодействий, что обеспечивает стабильность и преемственность деятельности группы.

В теории групповой динамики, разработанной К. Левиным, сплоченность является ключевым понятием. К. Левин определял сплоченность как «тотальное поле сил, заставляющее участников состава в группе». В основе сплоченности, по его мнению, лежит возможность группы удовлетворять потребности людей в эмоционально насыщенных межличностных связях. Результатом групповой сплоченности является жесткий групповой контроль над взглядами и поступками ее членов, строгое соблюдение групповых норм, высокая пень принятия людьми групповых ценностей, устанавливается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, формирует чувство групповой принадлежности, что способствует стабильное и устойчивости взаимоотношений в группе в стрессовых ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос. 31. Психологические аспекты руководства производственным коллективом. Стиль руководства. Эффективность различных стилей руководства.

Реализация управленческих функций осуществляется субъектом управления по отношению к организации, социальной группе, коллективу как объектам управления.

Социальная психология рассматривает коллектив как особое качество группы, связанное с общей деятельностью. Это особое качество представляет собой продукт развития групп, существующих внутри определенной системы социальной деятельности. С этой точки зрения не каждая группа может быть рассмотрена как коллектив, а лишь такая, которая сформировала определенные психологические характеристики, возникающие как результат развития ее основной деятельности и представляющие особое значение для ее членов.

 Прежде всего, коллектив  — это объединение людей во  имя достижения определенной, социально  одобряемой цели (в этом смысле  коллективом не может быть  хотя и сплоченная, но антисоциальная  группа, например, группа преступников).

Во-вторых, это добровольный характер объединения, причем под «добровольностью» здесь понимается не стихийность образования коллектива, а такая характеристика группы, когда она не просто «задана» внешними обстоятельствами, но стала для индивидов, в нее входящих, системой активно построенных ими отношений, на базе общей деятельности. Существенным признаком коллектива является его целостность. Это выражается в том, что коллектив выступает как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления. Наконец, коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.

Для руководителя коллектив - главная опора в его работе. Ведь коллектив потенциально может добиться большего, чем каждый из его членов в сумме. Кроме того, в коллективе люди, как правило, меньше подвержены стрессам, зато вырабатывают больше идей и лучше решают крупные междисциплинарные проблемы. В коллективе всегда возникает особый дух соревнования, подтягивающий отстающих и повышающий общую эффективность работы.

Он является невероятным стимулом, фактором поддержки и воодушевления. Люди могут получать удовольствие от членства в коллективе, посвящать себя ему, ставить высокие цели, создавать стимулирующую и творческую среду. Умение добиться полного раскрытия творческого потенциала коллектива свидетельствует о высоких организационных способностях руководителя.

Основной задачей управления человеческими ресурсами является наиболее эффективное использование способностей сотрудников в соответствии с целями предприятия и общества. При этом должно быть обеспечено сохранение здоровья каждого человека и установлены отношения конструктивного сотрудничества между членами коллектива и различными социальными группами.

Управление человеческими ресурсами предприятия включает комплекс взаимосвязанных видов деятельности. Определение потребности в рабочих, инженерах, менеджерах различной квалификации, исходя из стратегии деятельности фирмы. Анализ рынка труда и управление занятостью. Отбор и адаптация персонала. Планирование карьеры сотрудников фирмы, их профессионального и административного роста. Обеспечение рациональных условий труда, в том числе благоприятной для каждого человека социально-психологической атмосферы. Организация производственных процессов, анализ затрат и результатов труда, установление оптимальных соотношений между количеством единиц оборудования и численностью персонала различных групп. Управление производительностью труда.

Разработка систем мотивации эффективной деятельности. Обоснование структуры доходов, степени их дифференциации, проектирование систем оплаты труда. Организация изобретательской и рационализаторской деятельности. Участие в проведении тарифных переговоров между представителями работодателей и работополучателей. Разработка и осуществление социальной политики предприятия.

Профилактика и ликвидация конфликтов.

Объем работ по каждой из этих функций зависит от размеров предприятия, характеристик производимой продукции, ситуации на рынке труда, квалификации персонала, степени автоматизации производства, социально-психологической обстановки на предприятии и за его пределами.

Исследователи выделяют три фактора, оказывающих воздействие на людей в организации.

Первый - иерархическая структура организации, где основное средство воздействия - это отношения власти -подчинения, давление на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

Второй - культура, т. е. вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.

Третий - рынок, т. е. сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.

Эти факторы воздействия - понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. Какому из них отдается приоритет, таков и облик экономической ситуации в организации.

Стиль руководства – это важнейший фактор в управлении предприятием, правильно определенный стиль позволит наиболее успешно использовать потенциал сотрудников организации. Поэтому, рассмотрев особенности авторитарного, демократического и либерального стилей, следует перейти к их достоинствам и недостаткам.

Авторитарный (директивный) стиль -  формальная сторона:  деловые, краткие распоряжения. Запреты без снисхождения, с угрозой. Четкий язык, неприветливый тон. Похвала и придирки субъективны. Эмоции в расчет не принимаются. Показ приемов - не система. Позиция руководителя - вне группы; содержательная сторона: Дела в группе планируются руководителем заранее и во всем их объеме. Определяются лишь непосредственные цели, дальние цели коллективу не известны. Голос руководителя - решительный.

Демократический или коллегиальный стиль управления. Организации, в которых преобладает данный стиль руководства, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений. Создается атмосфера, при которой выполнение служебных обязанностей становится делом привлекательным, а достижение при этом успеха служит вознаграждением. Руководитель ориентируется на возможности своих работников, на их стремление к творческой деятельности, осуществляет подготовку и принятие решений при активном участии персонала, создает необходимые условия для своевременного выполнения работы, осуществляет справедливую оценку результатов труда каждого работника, материальное и моральное стимулирование.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"