Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 00:32, шпаргалка
1. Понятие личности в философии, социологии и психологии
4. Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность, субъект.
7. Теории темперамента и эволюция взглядов на темперамент
9. Соотношение темперамента и характера.
55. Теория личности К.К. Платонова
57. Теория личности С.Л. Рубинштейна
Созревание чел. – это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение зрелых субъектов, в отличие от субъектов невротичных, функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Зрелый чел. характеризуется такими чертами: 1) имеет широкие границы "Я"; 2) способен к теплым, сердечным социальным отношениям; 3) демонстрирует эмоц. неозабоченность и самопринятие; 4) имеет здоровое чувство реальности; 5) обладает способностью к самопознанию и чувством юмора; 6) имеет цельную жизн. философию.
Теория Оллпорта популярна среди практикующих клинич. психологов, психоаналитиков.
Вариант 2
В основе диспозиционных теорий личности лежат две основные идеи:
1. Люди обладают
широким набором
определенным образом в различных ситуациях. Люди обладают некими устойчивыми
внутренними качествами, сохраняющимися в течение времени и в различных ситуациях.
2. Нет двух людей в точности похожих друг на друга. Каждая личность имеет характерные
индивидуальные черты, отличающих индивидуумов друг от друга.
Из этих идей вытекают
1. Любой
человек ведет себя с
2. Любой человек ведет себя не так, как другие (из второй идеи).
Одним из ведущих
Олпорт.
Личность, по Олпорту, - это динамическая организация психофизических систем внутри
индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление и детерминируют его уникальное приспособление к окружающей среде.
Динамическая организация
Психофизическая
система – подчеркивается то, что
это есть ни исключительно ментальное,
и неисключительно нервное
Олпорт рассматривает личность как организованное и саморегулирующееся целое. В
отличие от теории научения – где оперируют дискретными единицами, и от психоанализа – гделичность поделена на конфликтующие части.
С точки зрения Олпорта личность подвержена как психологическим, так и биологическимвлияниям. Олпорт причислял врожденные физические данные, интеллект, и темпераментом, к«трем главным разновидностям сырья, из которого формируется личность». Он соглашался, что темперамент – врожденный биологический фундамент личности. Представляя собой один изаспектов генетической данности, темперамент ограничивает развитие индивидуальности. Темперамент, по Олпорту, является «первичным материалом» (наряду с интеллектом и конституцией), из которого строится личность. Представляя собой один из аспектов генетической данности, темперамент ограничивает развитие индивидуальности. По Олпорту «из свиного ухащелковый кошелек не сошьешь».
В личности Олпорт считал
особенность личности не свободна от наследственных влияний, нона всё влияет также и опыт. Личность = f (Наследственность) Ч(Среда).
6.1.2. Концепция черты личности.
Центральное место в его
как «единицу анализа» для изучения личности и её поведения, которое отличается от поведения других людей.
Черта – это определенная
диапазоне ситуаций.
Человек спокоен в различных ситуациях, или замкнут, или приветлив и общителен. По
Олпорту поведение относительно стабильно в различных ситуациях.
Черты личности формируются и
проявляются на основе
воспринимаемые человеком как равнозначные дают толчок к развитию определенной черты.
Данная черта затем инициирует и выстраивает различные виды поведения, которые эквивалентны в своих проявлениях этой черте. Черта преобразует множество стимулов и обуславливает множество эквивалентных ответных реакций.
Главная составляющая теории личности Олпорта – это эквивалентность стимула и
реакции, объединенных и опосредованных чертой.
Черты личности являются:
1) генерализованными - они связаны с большим числом стимулов, а не со специфическим
небольшим числом;
2) устойчивыми.
Черта личности – это то, что обусловливает постоянные, типичные для разнообразных
равнозначных ситуаций особенности нашего поведения.
Например, можно назвать такие личностные черты (примеры): доминирование,
предрасположенность к общению, предрасположенность к замкнутости, агрессивность,
искренность, непорядочность, интроверсия, экстраверсия и т.д.
Олпорт указывает, что черты
личности не пребывают в
Основные характеристики «черт личности»:
1. Личные характеристики реальны, это не только номинальные образования. Черты
личности действительно
измышлением.
2. Черта
личности является более
Например, ребенок может дважды в день чистить зубы и продолжать делать это, так как
это поощряют родители. Это привычка. С течением времени он приучается расчесывать волосы,стирать свою одежду, убирать комнате. Все привычки соединяются вместе и образуют черту личности – опрятность.
1. Черты
личности являются движущим
поведения. Черты не дремлют в ожидании внешних стимулов, способных их побудить.
Они скорее побуждают людей к такому поведению, в котором данные черты личности
наиболее полно проявляются.
2. Существование
черт личности можно
возможность подтверждения их существования посредством наблюдений за человеческим поведением на протяжении длительного времени, изучение историй болезни или биографий.
3. Черта
личности лишь относительно
определенной степени связаны.
Если у человека развита
вероятно, что он может подмечать
абсурдные аспекты
4. Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки. Несмотря на
тот факт, что многие черты (искренность, верность, жадность) подвергаются социальному оцениванию, они всё же представляют истинные особенности индивидуума. В идеале исследователь должен сначала обнаружить наличие определенных черт у испытуемых, а затем подыскать нейтральные, а не оценочные слова для их обозначения.
5. Черту личности можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по её распространенности в обществе.
Основываясь на работах германских философов Виндельбана и Штерна Олпорт выделял
виды черт:
1. индивидуальные черты – черты, которыми обладает одно лицо.
Он рассматривал их как
2. общие черты – черты, которыми
обладают многие люди в
Политические или социальные
установки, ценностные
индивидуальные диспозиции, а общие как черты личности.
И выделял следующие типы
1. Кардинальные – все поступки личности можно свести к её влиянию.
Кого-то мы определяем
2. Центральные диспозиции – такие тенденции в поведении человека, которые легко
могут обнаружить окружающие (пунктуальность, внимательность, ответственность). Олпорт
обнаружил, что количество центральных диспозиций, с помощью которых может быть описан человек, мало в пределах от 5 до 10.
3. Вторичные диспозиции – образ действия, в котором человек постоянен, но которые
влияют на его поступки и поведение не так значительно, как центральные черты. Предпочтения в еде, одежде, личные предпочтения во вкусе. Любимый, цвет, любимые сладости, любимые фильмы.
Разложив человека на черты и диспозиции, Олпорт становится перед задачей как собрать
их воедино
целостное образование –
Для описания природы личности
Олпорт вводит понятие
объединяющий черты личности и дающий направление жизни человека. Это позитивное,
творческое, стремящееся
к росту и развивающееся
охватывает все аспекты личности и способствует формированию чувства внутреннего единства.
Это самость человека. Проприум выполняет функции, которые другие теоретики описывают как принадлежащие нашему «Я». Это часть нашего существа, которая задает нам направление и цели.
По Олпорту поведение личности
детерминирует система
46. Факторная теория личности Х. Айзенка
Теория Г.Ю.Айзенка . Построена по иерархическому типу и включает описание трехфакторной модели психодинамич. свойств (экстраверсия – интроверсия, нейротизм и психотизм). Эти свойства Айзенк относит к типам общего уровня иерархич. организации структуры личн. На следующем уровне находятся черты, ниже – уровень привычных реакций, реально наблюдаемое поведение.
Факторы II порядка Кэттелла соответствуют первым двум факторам Айзенка, который при исследовании личн. также использовал методы оценки, опросники, ситуационные тесты, физиол. измерения, а также учитывал роль наследственности.
Существенным вкладом Айзенка в область факторного анализа была разработка техники критериального анализа, позволившая максимально выделять конкретные критериальные группы признаков, напр. дифференцировать контингента по нейротизму. Не менее важным концептуальным положением Айзенка явл. идея о том, что наследственный фактор обусловливает различия людей по параметрам реактивности автономной нервной системы, скорости и прочности условных реакций, т, е. по генотипич. и фенотипич. показателям, как основе индивидуальных различий в проявлениях нейротизма, психотизма и экстраверсии – интроверсии. Реактивный индивид склонен при соответствующих условиях к возникновению невротич. нарушений, а индивиды, легко формирующие условные реакции, демонстрируют интровертность в поведении. Люди с недостаточной способностью к формированию условных реакций и автономной реактивности, чаще других склонны к страхам, фобиям, навязчивостям и др. невротич. симптомам. В целом невротич. поведение явл. результатом научения, в основе которого лежат реакции страха и тревоги.