Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 00:32, шпаргалка
1. Понятие личности в философии, социологии и психологии
4. Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность, субъект.
7. Теории темперамента и эволюция взглядов на темперамент
9. Соотношение темперамента и характера.
55. Теория личности К.К. Платонова
57. Теория личности С.Л. Рубинштейна
Так же можно встретить утверждение что: ':в практике современной экзистенциальной психологии используются многие достижения психоанализа'. Здесь тоже не понятно о чем идет речь, поскольку психоанализ акцентирует базисный конфликт между подавленными инстинктивными устремлениями с интернализованными значимыми взрослыми, в то время как экзистенциальная психология усматривает конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования, под которыми понимаются:
Эти
базовые, первичные проблемы далеки
от поля зрения психоанализа настолько,
насколько сам психоанализ
По
сути, экзистенциальная психология - это
направление современной психол
В общих
чертах экзистенциализм можно
Эта психология может быть названа экзистенциальной, потому что ее основная концепция состоит в том, что человек существует, выступает из реальности, активно и свободно действуя в мире. Этот термин подчеркивает противоположность тем теориям, которые воспринимают человека как высоко структурированный предмет или ящик, переполненный либидозными инстинктами, который бы реагировал на соответствующий стимул всегда одной и той же закономерной реакцией (Адриана ван Каам). Это идея о том, что существование (existence) предшествует сущности (essence). Где существование означает явление и становление, сущность же подразумевает статическую материю, не способную самостоятельно изменяться. Существование предполагает процесс, сущность относится к конечному продукту. Существование связано с ростом и переменами, сущность знаменует собой статичность и исчерпанность.
Таким образом, экзистенциализм постулирует первичность духовной субстанции, а личность для нее - субъект-объект. Такое глубокое понимание сущности подразумевает отсутствие общепринятого смысла понятий: внутри, снаружи, вокруг и т.д., переводя их в категорию разговорных терминов, не имеющих 'объективной' подоплеки. Единственное с чем можно сравнить такой подход это - психоанализ второй ступени, который говорит, что: 'Войти в состояние парапсихоанализа, можно только уже хорошо осознавая, что есть страх, боль, смерть и вечное. Оказывается, единственное знание, без которого мы точно никак не обойдемся, вознамерившись открыть двери в запредельное, и что прежде просто обязаны будем вспомнить, это то, что мы и Космос есть нечто единое. Исходную позицию парапсихоанализа следует трактовать как осознанный отказ личности, вознамерившейся искать любые мыслимые способы произвольного вхождения в ирреальное пространство Духа, от защиты, льгот и бремени эгрегора, намоленного человеками'.
В этой короткой формулировке скрыты основные данности экзистенциональной психологии, которых нет, а точнее, которых избегают, другие направления психологического толка. И если мы говорим о психологии, как науке о душе, то экзистенциальная психология и психоанализ второй ступени - это наука о Духе, не имеющая ничего общего с психоанализом З. Фрейда и бихевиоризмом, предназначенных для базового понимания природы человека в рамках механистической концепции. Исходя из этого, стоило бы перевести эти дисциплины из разряда психологии в разряд высшей психологии. Может быть, тогда на них обратят внимание, и они займут достойное место в науке.
Но
почему же экзистенциальная психология
не принимается академической псих
Если же и были, некоторые исследования то о них можно сказать, что 'Приведенные работы представляют огромный интерес с точки зрения определения научной валидности психоаналитических гипотез. Однако при внимательном рассмотрении этих исследований становится очевидным, что многие из них не обеспечивают прямого, недвусмысленного подтверждения валидности предположений Фрейда о поведении человека. По этой причине, вероятно, будет благоразумным сделать вывод о том, что большинство из них не получили убедительного эмпирического подтверждения', и все же заняли почетное место в психологической науке.
Человек в экзистенциальном понимании не разложим на сумму каких-либо частей (таких, например, как отдельно эмоции, воля, мышление). Человек больше всех своих составных частей. Отсюда, говоря о личности, следует сказать, что в экзистенциальной психологии ее нет и быть не может. Избегается само понятие 'личность', а используется, в основном, понятие 'человек'. Есть также понятие 'самости', которая в здесь понимается как открытость человека миру. Мир человека характеризуется в экзистенциальной психологии четырьмя измерениями, между которыми нет иерархии: физическое, социальное, психологическое и духовное. Экзистенциальная психология противостоит взглядам на человека как на вещь. Человек свободен и один ответственен за свое существование.
Как уже говорилось выше, в рамках экзистенциальной психологии выделяются четыре конечные данности, существования: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность. Также можно выделить такие экзистенциальные характеристики как тревога, вина, время, чувство бытия. На этих принципах и строится рассмотрение природы человека и его движущих сил. И действительно, если мы, исходя из свободы, каждое мгновение делаем выбор в направлении быть или не быть, то зачем инстинкты, объясняющие движущие механизмы? По сути, я бы выделил только две базовые данности - смерть и свобода, из которых вытекают все остальные. Смерть нас заставляет искать смысл жизни, а свобода, способна уничтожить его.
Не смотря на то, что экзистенциальная психология не рассматривает личность, как таковую, все же в ней есть место некоторым типам личности, из которых можно выделить индивидуалиста и конформиста. Индивидуалист определяет себя как идеального человека, живущего интеллектуальной жизнью, что помогает ему адекватно воспринимать происходящее и оказывать влияние на свое социальное окружение, обладает тонким вкусом, чувством интимности и любви. Этот тип личности представляет собой идеал личностного развития, полностью удовлетворяя биологические, социальные и собственно психологические потребности. В отличие от индивидуалиста - конформист мастерский игрок социальных ролей, удовлетворяющий, прежде всего свои биологические потребности. Это прагматик и материалист, неспособный к символизации и отрицающий значение воображения. Его взаимодействие с людьми достаточно формально, лишено интимности.
Не смотря на то, что эти типы и названы 'типами личности', я бы назвал их 'тип человека', исходя из терминологии экзистенциальной психологии. Здесь же следует сказать, что полный смысл экзистенциальной психологии и ее взгляд на природу человека, не был раскрыт, но лишь краткая характеристика данного направления и ее отношение к понятию личности. Это обусловлено тем, что внутри самого экзистенциализма нет единого мнения на данный вопрос. Да его (мнения) и не должно быть. А чем рассматривать все имеющиеся на сегодняшний день, проще и полезней иметь свое.
58. Учение Б.Г. Ананьева о человеке
Приступая к изложению этой темы этой темы, хотелось бы подчеркнуть, что выдающейся заслугой Бориса Герасимовича Ананьева (1907-1972) стала его идея о единстве естественного и общественного в структуре человеческого развития. Иными словами психология – это наука о человеке, где психика предстает как интеграция филогенеза, онтогенеза, социализации и истории человечества. Такое понимание предмета психологии позволяет максимально полно реализовать принцип единства биологического и социального в человеке, в ходе его индивидуального развития. Это означает, что в человеке имеются структуры относящиеся в большей мере либо к биологическому либо к социальному началу.
По мнению Б. Г. Ананьева единство биологического и социального в человека обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность.
Носителем биологического в человеке является главным образом индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Человека как индивида и его развитие в онтогенезе изучают – общая, дифференциальная, возрастная психологии, психофизиология, онтопсихофизиология.
Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального, хотя бы потому, что индивид в ходе индивидуальной жизни социализируется и приобретает новые свойства. С другой стороны, личностью и субъектом деятельности человек может стать лишь на основе некоторых индивидных структур.
Каждый человек как личность проходит свой жизненный путь, в рамках которого происходит социализация индивида и формируется его социальная зрелость.
Человек как личность представляет собой совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых. Человека как личность изучают – общая, дифференциальная, сравнительная психологии, психолингвистика, психология отношений, психологическое учение о мотивации.
Однако человек – это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальный и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основу предметной деятельности человека составляет труд и потому он выступает как субъект труда. Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания и потому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости. Человека как субъекта деятельности изучают– психология познания, творчества, труда, общая и генетическая психологии.
Таким образом, каждый человек предстает в виде некоей целостности – как индивид, личность и субъект, обусловленной единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.
Однако для каждого из нас очевидно и то, что все мы отличаемся друг от друга своим темпераментом, характером, стилем деятельности, поведения и т. д. Поэтому кроме понятий индивида, личности и субъекта используется и понятие индивидуальности. Индивидуальность – это неповторимое сочетание в человеке его черт из всех трех названных выше подструктур психики. Человек как индивид, личность и субъект деятельности может быть отнесен к определенным классам, группам и типам. Но как индивидуальность он существует в единственном числе и неповторим в истории человечества. Понять индивидуальность можно, лишь объединив все факты и данные о человеке во всех аспектах его бытия. С этой точки зрения индивидуальность – это функциональная характеристика человека, проявляющая себя на всех уровнях его структурной организации – индивида, личности, субъекта деятельности.