Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 00:32, шпаргалка
1. Понятие личности в философии, социологии и психологии
4. Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность, субъект.
7. Теории темперамента и эволюция взглядов на темперамент
9. Соотношение темперамента и характера.
55. Теория личности К.К. Платонова
57. Теория личности С.Л. Рубинштейна
♦ неблагоприятные социальные условия, блокирующие удовлетворение низших и высших потребностей;
♦ незнание человеком своего потенциала, сомнение в своих способностях, страх успеха, который мешает человеку стремиться к самосовершенствованию (комплекс Ионы);
♦ чрезмерное воздействие потребностей в безопасности, которые блокируют стремление человека к росту, самосовершенствованию, изменению, поскольку это может сопровождаться риском, ошибками, тревогой.
Маслоу выделяет четырнадцать высших духовных метапотребностей.
Это стремления к:
♦ целостности личности;
♦ совершенствованию;
♦ завершению;
♦ справедливости, порядку и закону;
♦ активности функционирования;
♦ дифференциации и сложности;
♦ красоте;
♦ честности, открытости и простоте;
♦ доброте;
♦ уникальности и новизне;
♦ игре и юмору;
♦ истине и чести;
♦ независимости и автономии;
♦ свободе.
Неудовлетворение высших метапотребностей может не осознаваться человеком и не переживаться как осознанное желание, тем не менее оно подавляет рост и функционирование здоровой личности и даже вызывает специфические психические заболевания — метапатологии (к ним относятся апатия, депрессия, отчуждение, цинизм, неспособность глубоко любить кого-либо, стремление жить только сегодняшним днем; отсутствие интереса к тому, что происходит в мире, к новой информации; ненависть, отвращение; тотальный эгоизм; нежелание чего-либо добиваться; ощущение бессмысленности, отчаяния, утраты смысла жизни; прием наркотиков, алкоголизм).
Среди патогенных механизмов, которые мешают развитию личности, можно отметить пассивную позицию по отношению к действительности; вытеснение и другие способы защиты Я — проекцию, замещение, искажение истинного положения вещей в угоду внутреннему равновесию и спокойствию. Деградации личности способствуют психологические и социальные факторы.
Этапы такой деградации:
1. Формирование психологии «пешки», глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен «выученной беспомощности»).
2. Создание дефицита благ, в результате ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости.
3. Создание «чистоты» социального окружения: разделение людей на «хороших» и «плохих», «своих» и «чужих»; вина и стыд за себя.
4. Сложение культа «самокритики», признание в совершении даже тех неодоб-ряемых поступков, которых человек никогда не совершал.
5. Сохранение «священных основ» (человек запрещает себе даже задумываться над основополагающими предпосылками идеологии, а тем более сомневаться в них).
6. Формирование специализированного языка (сложные задачи спрессовываются до коротких, очень простых, легко запоминающихся выражений).
В результате всех этих факторов человеку становится привычным «нереальное существование», поскольку из сложного, противоречивого, неопределенного реального мира он переходит в «нереальный мир ясности, упрощенности», формируется несколько Я, функционально изолированных друг от друга. Образуется «экзистенциальный вакуум»: человек потерял «животные» инстинкты, утратил социальные нормы, традиции, определяющие, что ему нужно делать, и в результате сам не ведает, чего он хочет (а может, уже и ничего), И тогда он делает то, что хотят другие, становясь «пешкой» в чужих руках («воскресный невроз»). Такому человеку требуется «логотерапия» — борьба за смысл жизни. Не мы задаем себе вопрос, в чем смысл жизни, а жизнь вопрошает нас, и мы отвечаем своей жизнью. Если человек уверен, что смысл жизни существует, то может возвыситься над самыми неблагоприятными условиями. («Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как», — говорил Ницше.)
Многим людям присущи так называемые «неврозы существования», когда человек не понимает, зачем живет, и страдает от этого.
Смысл жизни во внешнем мире можно найти, пожалуй, тремя способами:
♦ совершая поступки;
♦ переживая ценности, единство с другими людьми, любовь;
♦ переживая страдания.
Самоактуализация происходит в том случае, если у человека есть высшие ме-тапотребности к развитию, жизненные цели: истины, красоты, доброты, справедливости.
Маслоу описывает девять моментов самоактуализации:
1. Полное переживание настоящего с осознанием того, что происходит в нас и вокруг нас.
2. При каждом выборе решать в пользу развития нового неожиданного опыта, а не оставаться при известном и знакомом.
3. Формировать свое отношение к ситуациям, принимать решения независимо
от мнений и точек зрения других. 4. Честность и принятие ответственности на себя.
5. Научиться верить своим инстинктам и суждениям и действовать в соответствии с ними (при выборе профессии, спутника жизни, режима питания и пр.), а не полагаться на то, что принято в обществе.
6. Постоянное развитие своих способностей, их задействование с тем, чтобы хорошо делать то, что человек хочет делать.
7. Переходные моменты в самоактуализации («пик переживания») — в ситуациях, когда человек глубоко вовлечен, взволнован и связан с миром и в такие моменты думает, действует, чувствует более ясно и четко, усиленно осознает мир и себя, у него появляются новые точки зрения, изменяется отношения к миру, он чувствует экстаз, восторг.
8. Дальнейший шаг в самоактуализации — выявление у себя «психологических защит» (проекции, рационализации, вытеснения, идентификация и т. п.) и разрушение их.
9. Удовлетворение потребностей в самоактуализации, в понимании смысла своей жизни и реализации своего назначения, в самосовершенствовании.
Если человек не может удовлетворить высшие духовные потребности, пусть даже удовлетворены потребности первых четырех уровней, выясняется, что хорошее питание, шикарная квартира, благополучная семья и дети, хорошая должность все равно не приносят человеку счастья. Психологический рост личности Маслоу рассматривает как последовательное удовлетворение все более высоких потребностей.
Маслоу можно считать создателем не только гуманистической, но и трансперсональной психологии: он обнаружил наличие духовного измерения в людях, добивающихся самореализации, и показал, что пиковые мистические переживания, подталкивающие ее, «выше нормы», они сопровождаются измененными состояниями сознания и доступом к общемировому духовному информационному полю.
49. Феноменологическая теория личности К. Роджерса
Как мы видели, теория Роджерса иллюстрирует феноменологический подход к личности. Феноменологическое направление считает реальным для индивидуума (то есть реальным для его мыслей, понятий, чувств) то, что существует в пределах внутренней системы координат человека или субъективного мира, включающего все, осознаваемое в любой данный момент времени. Из этого следует, что субъективное восприятие и переживания не только представляют собой личную реальность человека, но также образуют основу для его действий. Говоря феноменологически, каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем, как мы субъективно воспринимаем их. Например, человек, изнывающий от жажды в пустыне, бросится к луже воды, являющейся миражом, так, как если бы это была настоящая вода. Еще пример: два человека, оказавшиеся в одних и тех же обстоятельствах, могут впоследствии описывать две совершенно разные ситуации, это часто бывает с рассказами «очевидцев» появления неопознанных летающих объектов, дорожно-транспортных происшествий и других неожиданных событий.
Феноменологическая психология отстаивает в качестве своей основной доктрины положение, что психологическая реальность феноменов является исключительно функцией того, как они воспринимаются людьми. Чувства человека не есть прямое отражение мира реальности; действительная реальность - это реальность, которую наблюдает и интерпретирует реагирующий организм. Следовательно, по Роджерсу, каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием, и его внутренний мир в полной мере доступен только ему самому. В заключение можно добавить, что Роджерс, в отличие от Келли, избегал делать какие-либо заявления о природе «объективной» реальности. Его интересовала только психологическая реальность (т.е. то, как человек воспринимает и интерпретирует любую информацию, получаемую посредством чувств), а объективную реальность он оставлял философам.
Большое значение для феноменологического направления теории личности имеет то, что понимание поведения человека зависит от изучения его субъективного восприятия реальности. Если мы хотим объяснить, почему человек думает, чувствует и ведет себя данным образом, нам необходимо постичь его внутренний мир. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения. Поэтому наиболее важным аспектом психологического исследования является изучение субъективных переживаний человека - ведь в конечном счете только эти переживания ответственны за поведение. Это и есть феноменологическая реальность, которую исследователь психологии личности, по Роджерсу, должен попытаться проанализировать и понять.
Вариант 2
Феноменологическое
Феноменологический подход к личности
наиболее прямо выражен в работах
Карла Роджерса, американского ученого,
профессора психологии.
В своих исследованиях Роджерс пришел
к заключению, что самая сокровенная сущность
природы человека ориентирована на движение
вперед к определенным целям, конструктивна,
реалистична и весьма заслуживает доверия.
Он считал человека активным существом,
ориентированным на отдаленные цели и
способным вести себя к ним, а не созданием,
раздираемым силами, находящимися вне
его контроля.
Все поведение человека, согласно Роджерсу,
вдохновляется и регулируется неким объединяющим
мотивом, который он назвал тенденцией
актуализации. Этот мотив представляет
собой свойственную организму тенденцию
развивать все свои способности, чтобы
сохранять и развивать личность. Таким
образом, важнейший мотив жизни человека
– это актуализировать, то есть сохранить
и развить себя, максимально выявить лучшие
качества своей личности, заложенные в
ней от природы.
Роджерс полагал, что при отсутствии значительных
внешних ограничений или антагонистических
воздействий тенденция актуализации естественно
выразится посредством разнообразных
форм поведения. Тенденция актуализации
является единым центральным источником
энергии в организме, отвечающим за то,
что организм всегда стремится к какой-то
цели, будь то исследование, перемены в
окружении, творчество или решение какой-то
производственной задачи.
Тенденция актуализации не просто нацелена
на снижение напряжения (сохранение жизненных
процессов и поиски комфорта и покоя).
Она также подразумевает повышение напряжения.
Вместо того, чтобы считать конечной целью
любого поведения уменьшение напряжения,
Роджерс полагал, что поведение мотивировано
потребностью человека развиваться и
улучшаться. Человеком управляет процесс
роста, в котором его личностный потенциал
приводится к реализации.
Для Роджерса весь жизненный опыт оценивается
с позиции того, насколько хорошо он служит
тенденции актуализации. Люди ищут и оценивают
позитивно переживания, которые они воспринимают
как содействующие их личности или развивающие
ее. И напротив, они избегают и оценивают
негативно те переживания, которые воспринимают
как противоречащие или препятствующие
их актуализации.
Основной идеей феноменологического направления
изучения личности является то, что понимание
поведения человека зависит от изучения
его субъективного восприятия реальности.
Для объяснения того, почему человек думает,
чувствует и ведет себя определенным образом,
необходимо постичь его внутренний мир.
Только субъективный опыт дает ключ к
пониманию поведения. Человек действует
в соответствии со своим восприятием событий,
происходящих в данный момент.
По Роджерсу, для любого человека важно,
чтобы его любили и принимали другие. Эта
потребность в позитивном внимании развивается
как осознание возникновения «Я», она
всепроникающая и устойчива. Роджерс также
предположил, что людям необходимо позитивно
рассматривать себя. Потребность в позитивном
внимании к себе – это приобретенная потребность,
которая появляется при сравнении своих
переживаний с удовлетворением или неудовлетворением
потребности к позитивному вниманию. Развитие
позитивного внимания гарантирует, что
человек будет стремиться действовать
так, чтобы и другие, и он сам одобрительно
отзывались о его поступках.
50. Гуманистическая теория личности Э. Фромма
Фромм стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Его интерпретация личности начинается с анализа условий существования человека и их изменений в период с конца Средневековья (конец XV в.) до нашего времени. По завершении своего исторического анализа Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность. В то же время он был уверен, что для каждого исторического периода было характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы в развитии всех своих потенциальных возможностей. Однако значительная степень автономии и свободы выбора, которыми наслаждаются люди, живущие в современном западном обществе, были достигнуты ценой утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личной незначимости.
С точки зрения Фромма, перед сегодняшними мужчинами и женщинами стоит болезненная дилемма. Невиданная свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений (как это имеет место сегодня в американской культуре) потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Фромм полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной беспримерных трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми. Согласно Фромму интенсивность этого конфликта и способы его разрешения зависят от экономических и политических систем общества.
51. Теории личности в экзистенциальной психологии
Когда человек впервые сталкивается с экзистенциальной психологией, его, вероятнее всего, отпугнет прямой и не завуалированный взгляд на природу человека. Данное направление, подобно Дзен-буддизму, лаконично и без прикрас указывает прямой путь к себе. Исходя из того, что экзистенциальная психология не похожа по своей сути и глубине на другие направления, ей все же приписывают принадлежность с ними, и проводят, на мой взгляд, не вполне удачные параллели: ': это одно из направлений 'гуманистической психологии'. В то время как сами представители экзистенциального подхода имеют другую точку зрения: 'отношения экзистенциальной психотерапии с гуманистической психологией весьма неоднозначны. Однако многие ключевые идеи у них общие, и ряд гуманистических психологов придерживается экзистенциальных взглядов', что совсем не укладывается в идею 'одного из направлений'.