Шпаргалка по "Психологии труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 14:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 40 вопросов по курсу "Психологии труда".

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА.docx

— 127.70 Кб (Скачать файл)

а) оперативно-гностические. Прием (наблюдение, поиск, обнаружение), переработка

(сравнение, оценка, запоминание, построение прогнозов)  информации, принятие

решений.

б) оперативно-практические. Организация предметной среды и средств

профессиональной  деятельности (рабочего места), организация  социальной среды,

оперативная самоорганизация  субъекта труда в конкретной ситуации, перемещение

предмета и средств труда транспортная функция, приложение физических усилий,

управление средством, предметом труда, обстановкой в  зоне работы, взаимодействие

средства и предмета труда.

Вопрос6

Определения профессии (Е.А.Климов):

1. Профессия как общность. Речь идет не об организации, а о мысленно представляемой

группе сходных  по направленности и опыту людей. К этой группе причислены

выдающиеся, «яркие»  личности, профессионалы. Это скорее «референтная» группа.

Это отношение может  доминировать собственно над деятельностными мотивами

личности: «продолжить  традицию врача». Примером может быть и негативное

отношение к профессии (стереотипы в отношении «непрестижных» профессий.

Главная особенность стихийность формирования общности (свободный приток

заинтересованных  людей). Пример престижная профессия увеличивается поток

людей «засорение» профессиональной общности «неподходящими» -

необходимость более  жесткого отбора, аттестации кадров. Много  людей идет в

педагогические науки (там легко защититься достичь  желаемого соц. положения).

2. Профессия как область приложения сил. Существует положение: область науки есть

нечто объективно заданное, существует конкретная область исследования. Вопрос

решается, когда мы говорим о смежных, междисциплинарных  проблемах и

«стыковых» научных  областях и дисциплинах. Например, психодиагностика,

психофизика, психогенетика. Такой непрерывный поток дифференциации и

интеграции знаний в конечном счете процесс создания новых предметных областей

(предметных микстов), соответственно, новых рабочих мест, специальностей.

3. Профессия как подготовленность, содержательный набор, сумма умений, знаний,

навыков.

4. Профессия как деятельность. Процессуальный момент.

Для предварительного различения профессий и ознакомления в рамках профориентации

Е.А.Климовым предложена 4-х ярусная классификация профессий. Классификации

профессии осуществляется экспертной оценкой.

1 ярус. Тип профессии  (разновидность предметных, объектных  систем):

· Человек живая природа (П);

· Человек техника и неживая природа (Т);

· Человек человек (Ч);

· Человек знаковая система (З);

· Человек художественный образ (Х).

Чистых предметных систем нет, границы размыты.

2 ярус. Классы профессий  по признаку целей деятельности:

· Гностические профессии (Г). Я распознаю уже известное. Диагност, контролер,

дегустатор, судмедэксперт, социолог, экономист, искусствовед в зависимости

от типа профессии.

· Преобразующие профессии. Я преобразую нечто в продукт. Ремонтник,

оператор, учитель, экскурсовод, цветовод, художник, психолог-практик,

оператор.

· Изыскательные профессии. Я распознаю что-то новое. Биолог-исследователь,

летчик-наблюдатель, программист, художник по проектированию интерьера,

организатор производства.

3 ярус. Отделы профессий.  По признаку основных орудий, средств труда. (в чистом виде

выделить сложно)

· Профессии ручного труда (Р). Лаборант бактериологического анализа.

· Профессии машинно-ручного труда (М). Машинист, водитель;

· Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических

средств труда (А). Оператор;

· Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф).

Дирижер, балерина, спортсмен.

Функциональные средства труда: внутренние (умственные действия) и внешние

(тело человека).

4 ярус. Группы профессий.  По условиям труда.

· Работа, в условиях микроклимата, бытовые условия (Б). Лаборант, оператор;

· Условия «открытого воздуха», «открытой территории» (О);

· Работа в необычных условиях (Н), на высоте, под водой, под землей, при

низких, максимальных температурах;

· Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье

людей, большие материальные ценности (М). Воспитатель, следователь.__

Вопрос7

Профессия общее понятие. Формально профессия зафиксирована в обществе в

форме трудового  поста. Трудовой пост социально-фиксированная область приложения

сил профессионала (нормативно, документально фиксированная). Трудовой пост, в свою

очередь, включает в  себя понятие рабочего места. Рабочее место трудовой пост в

конкретном пространстве и времени, качестве. Множество рабочих мест создают

трудовой пост.

Признаки трудового  поста:

1. трудовые посты распределены и нормативно закреплены в обществе.

2. описание трудового поста описание требований профессии.

3. трудовой пост не фиксирован относительно времени и пространства (но есть и

исключения).

Составляющие трудового  поста:

1. Цели (представление о продукте деятельности). Цели деятельности могут быть жестко

прописаны, или не фиксированы, пример творческие профессии; Цели: жестко-

фиксированные, заданы четким алгоритмом; не заданные (в профессиях, где продукт

не задан, а является искомым). Цели: объективно заданные (социально

фиксированные) и субъективно принятые.

2. Заданный предмет или исходный материал (ситуация, система знаковая,

биологическая, социальная и т.д.); предметом труда у водителя является не груз, а

энная группа эргатических функций: упорядочивание различных ситуаций в процессе

труда. Предмет труда «дорожные ситуации» (продукт труда водителя

своевременный и  безопасный рейс. Из чего сделал этот продукт, не из груза же?).

Предмет труда некая предметная область (свойства, качества, явления, состояния,

процессы, которые  я изменяю). Предмет труда не обязательно  внешний, может быть и

внутренний, может быть объективирован в меньшей или большей степени.

3. Система средств труда. Любая реальность, дающая возможность человеку

взаимодействовать с предметом труда. Внешние, внутренние. Внешние:

объективированные и функциональные.

Вопрос8

В качестве цели трудовой деятельности выступает её продукт, кото-рый может быть представлен: реальным физическим предметом, создавае-мым человеком (инструменты, машины, мебель, одежда); различного рода сырьем, подвергаемым обработке (уголь, нефть, руда, древесина, рыба, хло-пок); всевозможными действиями (приведение в рабочее состояние неис-правной техники, перемещение объектов); определенными знаниями, уме-ниями и навыками, приобретаемыми в процессе труда (по управлению людьми, производством), а также результатами творчества (мысли, гипо-тезы, теории, произведения искусства).

Являясь мысленным  представлением результата труда, цель не прив-носится извне, а ставится самим субъектом деятельности, поэтому зависит от его индивидуальных личностных свойств и качеств, включающих опыт, на-копленный человечеством, который усваивается индивидом в процессе обу-чения. Трудовые цели всегда обусловлены конкретным содержанием дея-тельности и требуют от человека определенных знаний, создающих реаль-ную возможность представить конечный продукт труда в виде мысленного образа. В первую очередь в него должны входить конкретные параметры результата деятельности, то есть количественные и качественные по-казатели продукта в определенных измерениях, обусловленных техноло-гией производства.

Результат труда - итог целенаправленной трудовой деятельности отдельного работника.

Нормальный результат  труда - результат работы, который  может быть достигнут сотрудником:

- пригодным к выполнению данной работы;

- прошедшим обучение  и имеющим достаточный опыт  выполнения данной работы;

- затрачивающим достаточные для ее выполнения трудовые усилия, не нанося в течение долгого времени вреда своему здоровью.

Вопрос9

Предмет труда некая предметная область (свойства, качества, явления, состояния,

процессы, которые  я изменяю). Предмет труда не обязательно  внешний, может быть и

внутренний, может быть объективирован в меньшей или большей степени.

Внешние объективированные (вещественные) средства труда:

- гнозис (средства для приема, получения информации):

1) дающие изображение (бинокль);

2) дающие знак (счетчик);

3) вычисляющие (калькулятор);

- праксис (средства для осуществления практических действий в биологических,

технических, знаковых, неживых природных, художественных) ручные,

автоматизированные, машинные.

Внешние функциональные средства труда:

- выразительные средства речи и поведения (интонация, мимика, позы, жесты);

- организм и его системы (опорно-двигательная система, мышечная система).

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии труда"