Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 14:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по курсу "Психологии труда".
Вопрос12
В целом можно условно выделить следующие этапы развита самосознания личности (по Ю. Б. Гиппенрейтер): 1) усвоени! норм, опосредствующих физическое развитие (формирование «фи| зического Я» личности); 2) формирование «социального слоя лич| ности»; 3) формирование «духовного центра личности» (ценнс стно-нравственное самоопределение). Для понимания специфик развития личности специалиста еще предстоит выделить особен! ности формирования его самосознания с учетом специфики даН| ной профессии и особенностей ситуации развития самого челов ка. Но центральной проблемой развития личности специалист остается развитие его ценностно-смысловой сферы, развитие его: товности поставить перед собой и дать ответ на вопрос: ради я живу и работаю, зачем я вообще являюсь таким-то и таким-то профессионалом?..
Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная Е. А. Климовым [8, 12].
Стадия предыгры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.
Стадия игры (от 3 до 6 — 8 лет), когда происходит овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя...). Заметим, что Д.Б.Эльконин вслед за Г. В. Плехановым писал о том, что «игра — это дитя труда», и само возникновение детской сюжетно-ролевой игры произошло тогда, когда ребенок уже не мог непосредственно осваивать труд взрослых, когда произошло историческое разделение и усложнение труда [29].
Стадия овладения учебной деятельностью (от 6—8 до 11—12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т. п. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планирует свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая желание погулять и расслабиться после школы.
Стадия «оптации» (от лат. орШю — желание, выбор) (от 11—12 до 14—18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения, называется оптантом. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации «оптанта» вполне может оказаться и взрослый человек, например безработный; как отмечает сам Е. А. Климов, «оптация — это не столько указание на возраст», сколько на ситуацию выбора профессии.
Стадия адепта — это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ.
Стадия адаптанта — это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2—3 лет.
Стадия интернала — это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне. Это стадия, о которой Е. А. Климов говорит, что Работника коллеги воспринимают как «своего среди своих», т. е. Работник уже вошел в профессиональное сообщество в качестве полноценного члена (от англ. 1п1егпа1 — внутренний).
Стадия мастера, когда о работнике можно сказать, что он луч-среди обычных и хороших, т. е. работник заметно выделяется
общем фоне.
Стадия авторитета означает, что работник стал лучшим н ди мастеров. Естественно, не каждый работник может достичь это уровня.
Стадия наставника — высший уровень работы любого специа листа. Эта стадия интересна тем, что работник становится не про сто великолепным специалистом в своей области, но и Учит лем, способным передать лучший свой опыт ученикам и вогаи тить в них часть своей души (лучшую часть души). Таким образо. высший уровень развития любого специалиста — это педагоги ческий уровень. Заметим, что именно педагогика и образован» являются стержнем человеческой культуры, поскольку обеспечи вают преемственность и сохранение лучшего опыта человечества Профессионал, ставший Наставником-Учителем, по-своему тож является носителем культуры в лучшем смысле этого слова.
Вопрос13
Непосредственно связана с проблемой удовлетворенности трудом проблема мотивов трудовой деятельности. А. И. Зеличенко и А. Г. Шмелев предлагают следующую систему внешних и внутренних мотивационных факторов труда, которые могут быть использованы не только для выявления готовности человека эффективно трудиться, но и в целях профессиональной ориентации самоопределяющихся клиентов [7, с. 33—43]:
Внешние мотивационные факторы:
факторы давления — рекомендации; советы; указания со стороны других людей, а также примеры героев кино, литературных персонажей и др.); требования объективного характера (служба в армии, материальное положение семьи); индивидуальные объективные обстоятельства (состояние здоровья, способности);
факторы притяжения-отталкивания — примеры со стороны непосредственного окружения человека, со стороны других людей; обыденные эталоны «социального преуспевания» (мода, престиж, предрассудки);
факторы инерции — стереотипы наличных социальных ролей (семейные, членство в неформальных группах); привычные занятия (возникшие под воздействием школьных предметов, увлечений).
Внутренние мотивационные факторы:
собственные
мотивационные факторы
профессии — предмет труда; процесс
труда (привлекательный—
условия
труда — физические (климатические,
динамические характеристики работы);
территориально-географические (близость
месторасположения, необходимость разъездов);
организационные условия (самостоятельность—
возможности для реализации внепрофессиональных целей — возможности для общественной работы; для достижения желаемого общественного положения; для создания материального благополучия; для отдыха и развлечений; для сохранения и укрепления здоровья; для психического самосохранения и развития; возможности, предоставляемые работой и профессией для общения.
Вопрос14
Вопрос15
Особый вклад в теорию мотивации внес Абрахам Маслоу, разработавший иерархию потребностей человека. Благодаря ему стало известно о сложности и структуре человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию. Работая над своей теорией мотивации в 40-е гг. XX в., Маслоу, проанализировав потребности, определил последовательность их возникновения (иерархию). Первое место занимают физиологические потребности, необходимые для выживания индивида. Они включают потребности в пище, воде, отдыхе, а также сексуальные потребности.
На втором месте
находятся потребности в
Третье место занимают социальные потребности, называемые иногда потребностями в причастности. Это понятие, которое включает чувство принадлежности к кому или чему-либо.
На четвертом месте
находятся потребности в
На пятом месте
находятся потребности
В соответствии с теорией Маслоу все потребности можно сгруппировать в строгой иерархической последовательности, т. е. физиологические потребности, потребности в безопасности и защищенности относятся к первичным потребностям, а все остальные принадлежат к вторичным.
Этим еще раз
подчеркивается, что потребности
нижних уровней требуют
В определенный период
времени человек будет
Данная теория внесла важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей осуществлять трудовую деятельность. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется довольно-таки широкой областью их потребностей. Для того чтобы мотивировать работника, менеджер должен предоставить ему возможность в удовлетворении его важнейшей потребности таким образом, чтобы достичь целей организации.
Вопрос16
В основе формирования индивидуального стиля труда часто лежит развитие психологической системы профессиональной деятельности субъекта труда. В.А. Шадриков, анилизирует формирование различных психологических систем профессиональной деятельности.
1. Формирование мотивов
профессиональной деятельности
предполагает: а) сдвиг мотива
на цель трудовой деятельности
(по А.Н. Леонтьеву), в результате
чего работник находит "свой"
предмет деятельности; б) "принятие"
человеком профессии и
2. Формирование цели
профессиональной деятельности
предполагает выделение и учет
следующих моментов: а) центральным
моментом деятельности
3. Формирование представления
о программе деятельности
4. Формирование информационной основы деятельности (ИОД) предполагает выделение и рассмотрение следующих моментов: а) уровни формирования ИОД включают: сенсорно-перцептивный уровень (восприятие информации); когнитивный уровень (оценка значимости информации); образно-оперативный уровень (переработка информации и построение информационных образов); б) особенности формирования ИОД: информация часто меняющаяся, что требует гибкости ИОД; многоплановость информации вызывает необходимость быстрого переключения с одного вида информации на другой; в) в целом формирование ИОД предполагает: формирование ИОД в материальном плане (способность воспринимать и обрабатывать реальные сигналы, несущие информацию); формирование ИОД в идеальном плане (способность строить информационные образы и значения по получаемым сигналам).
5. Формирование блока принятия решений основано на учете следующего: 1) Само решение рассматривается как выбор одной альтернативы из нескольких. 2) Создается общая схема принятия решений: а) осознание проблемы; б) разрешение проблемы; при само этом формирование блока принятия решения предполагает: освоение (выработка) решающего правила, способа решения; формирование критерия достижения цели и предпочтительности выбора способа решения; в) проверка решения; г) коррекция выбора (там, где это возможно). 3) Выделяются два основных типа решений: а) детерминированные (основанные на строгой логике); б) вероятностные (основанные на просчете наиболее благоприятной вероятности достижения цели).