Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 14:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по курсу "Психологии труда".
5. "Человек-социум"
(как совокупность
Вопрос19
Профессиональная пригодность — совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний , умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности также входит удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.
Профессиональная
пригодность — не врожденное качество
человека. Она формируется в ходе
длительного профессионального
труда, протекающего в определенных
социально-экономических
Компоненты системы профпригодности.
Гражданские качества — моральный облик человека как члена общества.
Отношение к труду, профессии, интересы и склонности.
Дееспособность: физическая (состояние здоровья, сила, выносливость и т.д.) и умственная (интеллектуальные способности, гибкость психики, самоконтроль, инициативность и пр.).
Единичные, частные, специальные способности. Это такие личные качества, которые важны для данной работы, профессии.
Навыки, привычки, знания, опыт.
Из сказанного ясно, что у человека не может быть полностью готовой профпригодности до того, как он включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность.
Степени профпригодности (по Е.А. Климову).
Непригодность (к
данной профессии). Она может быть
временной или практически
Годность (к той или иной профессии или группе таковых). Эта степень характеризуется тем, что для человека нет противопоказаний к профессии, то есть у него имеется реальный шанс стать хорошим специалистом в этой области.
Соответствие (данного человека данной области деятельности). Характеризуется не только отсутствием противопоказаний, но и наличием личных качеств, которые годны для выбора данной профессии или группы профессий.
Призвание (данного человека данной области деятельности). Эта степень профпригодности характеризуется тем, что во всех основных элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям деятельности. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди равных себе по обучению и развитию.
Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. То есть, в принципе, все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, чтобы назвать качества, которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить.
Вопрос20
Известный зарубежный психолог Г. Шихи выделяет основные кризисы взрослого человека (Шихи, 1999):
1. Кризис "вырывания
корней" (18-22 лет) характеризуется
следующим. Позиция молодого
2. "Искания в
двадцать лет" (23 года). Повзрослевший
молодой человек все больше
стремится делать то, что "должно".
Но это "должно" сильно зависит
от модели семьи, влияния
3. Попытка "осознать
свои тридцать" (30 лет). Здесь нередко
происходит осознание того, что
выбор (выборы) в двадцатые годы
оказался неудачным - стремление
обвинить в этом "всех и вся".
Основная критика прежних
4. Кризис "середины жизни" (35-37 лет), по мнению Г. Шихи, - наиболее тяжелый, рубежный кризис. Часто происходит "утрата чувства молодости, угасание физических сил, изменение привычных ролей - любой из этих моментов может придать переходу характер кризиса" (Там же. С. 41). "Время начинает сокращаться"… Усиливается "ощущение того, что "независимо от того, что мы делали до сих пор, в нас есть нечто, что мы подавляли и сейчас оно рвется наружу". Женщины сталкиваются с этими проблемами раньше, чем мужчины (ощущение того, что следующий выбор - это ее "последний шанс", но позже возрастает спокойствие и уверенность, что многое еще впереди…). "В период интенсивной концентрации на внешних успехах мужчина обычно не замечает наиболее сложные внутренние изменения, которые двигают его вперед". Он все больше беспокоится о своем здоровье, удивляется: "И это все?" Все чаще мужчины стремятся начать к середине жизни новое дело. У кого-то все чаще проявляется "потребность в развитии этической грани личности" (Там же. С. 41-42).
5. Обновление или
покорность ("проблема 45 лет"). Если
человек проявил активную
Обозначая общую логику и основные кризисы развития взрослого человека, Б. Ливехуд также делает акцент на изменении ценностно-смысловой сферы личности (Ливехуд, 1994). Он выделяет следующие основные фазы жизни: 1) душевное восприятие, рост (до 20 лет); 2) экспансивная фаза: переработка опыта, характеризуется равновесием между биологической и духовной линией развития (20-40 лет); 3) социальная фаза или фаза руководства: отдача своего опыта, характеризуется опережением духовного развития и угасанием биологической линии развития "Печатью биологического развития более всего отмечен период перед наступлением взрослости… - пишет Б. Ливехуд. - Психическое (духовное) развитие отчетливее всего проявляется в своем своеобразии в средней фазе жизни… Духовное развитие является решающим для последней фазы жизни, оно как бы компенсирует угасание биологического развития…" (Ливехуд, 1994. С. 48-49).
Интересные рассуждения и типологию жизненных кризисов предлагает Э.Ф. Зеер (Зеер, 1997. С. 129-133). Он ставит проблему различения типов кризисов (возрастного, профессионального, жизненного, личностного, невротического).
Общая схема соотношения
разных типов кризисов: а) нормативные
кризисы: кризисы психического развития;
кризисы профессионального
Э.Ф. Зеер выделяет основные факторы кризисов профессионального становления.
1. Сверхнормативная
активность как следствие
2. Социально-экономические
условия жизнедеятельности
3. Возрастные
4. Вступление в новую должность (а также - участие в конкурсах на замещение, в аттестациях и т.д.).
5. Полная поглощенность
профессиональной
6. Изменения в
жизнедеятельности (смена
Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности.
· Выделяются также основные фазы кризисов профессионального развития (Зеер, 1997. С. 136-138). Еще Л.С. Выготский выделил три фазы возрастных кризисов:
· предкритическую (обострение противоречий между субъективной и объективной составляющими социальной ситуации развития);
· критическую (это противоречие начинает проявляться в поведении);
· посткритическую (противоречие разрешается путем образования новой социальной ситуации развития).
Э.Ф. Зеер отмечает, что на основании идей Л.С. Выготского можно выделять и анализировать собственно кризисы профессионального развития.
Предкритическая фаза характеризуется тем, что проблемы не всегда четко осознаются, но проявляются в психологическом дискомфорте на работе, раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителем
Критическая фаза: осознанная неудовлетворенность работника; постепенно намечаются варианты изменения ситуации, проигрываются варианты дальнейшей профессиональной жизни, усиливается психическая напряженность; часто противоречия еще больше усиливаются и возникает конфликт ("конфликт - ядро кризиса"). При этом выделяются типы конфликтов профессионального развития на данной фазе: 1) мотивационный, обусловленный потерей интереса к учебе, работе, утратой перспектив профессионального развития, дезинтеграцией профессиональных ориентаций и установок; 2) когнитивно-деятельностный, детерминированный неудовлетворенностью содержанием и способами осуществления учебно-профессиональной и профессиональной деятельности; 3) поведенческий, обусловленный противоречиями в межличностных отношениях в первичном коллективе, неудовлетворенностью своим социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем зарплаты.
Посткритическая фаза. Но при этом способы разрешения кризиса могут иметь разный характер: конструктивный, профессионально-нейтральный, деструктивный.
Ниже в обобщенном виде предлагается несколько модифицированная и дополненная нами таблица Э.Ф.Зеера (Зеер, 1997. С. 138-146), где отражаются психологические особенности кризисов профессионального становления
Вопрос21
Профессиональные деструкции — это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.
А.К.Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности выделила следующие тенденции профессиональных деструкции:
• отставание,
замедление профессионального
• дезинтеграцию
профессионального развития, распад
профессионального сознания и
как следствие —