Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:19, шпаргалка
Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.
Таким образом, можно предположить, что глубинные механизмы, обеспечивающие довербальные формы психики в виде процессов информационного синтеза, могут быть достаточно универсальными и обеспечивать, при известном усложнении, субъективное переживание речевых функций, выполняя тем самым важную роль в механизмах сознания.
50. Механизмы мышления.
Было установлено, что простой и достаточно симметричный рисунок связей, характерный для состояния покоя, при умственной работе изменялся. Связи начинали сходиться к определенным областям коры, образуя как бы узлы или центры связей, названные фокусами взаимодействия. При этом топография фокусов взаимодействия оказалась специфичной для мыслительных операций разного знака. Так, при образном мышлении фокусы локализовались преимущественно в теменно-височных областях, а при абстрактно-вербальном мышлении — в лобных отделах коры. Пространственные задачи, включавшие элементы обоих видов мышления, характеризовались образованием фокусов на более ранних этапах в задних, а затем и в передних отделах коры [Сидорова, Костюнина, 1991; Иваницкий, Ильюченок, 1992; Николаев и др., 1996]
Специализация полушарных функций как бы накладывается на описанные ранее закономерности. В исследованиях, в которых испытуемому давалось задание мысленно построить зрительный образ из ограниченного набора простых элементов, было показано, что у лиц с преобладанием первой сигнальной системы, по И. П. Павлову, фокусы взаимодействия локализовались преимущественно в правом, а у лиц с преобладанием второй, речевой системы — в левом полушарии. При этом на этапе нахождения образа фокусы были расположены в затылочных и височных (зона опознания) отделах Полушарий, а на этапе конструирования образа—в лобной коре [Иваницкий и др., 1990]. Следует отметить, что нахождение решения при всех типах задач, даже если речевой ответ не требовался, сопровождалось (или определялось?) включением в функцию вербальной левой височной зоны.
Обобщая эти данные, можно прийти к выводу о том, что важным признаком организации корковых связей при мышлении является их конвергенция к определенным центрам — фокусам взаимодействия. При этом связи, подходящие к фокусу, устанавливаются на разных частотах, собственно именно это обстоятельство и лежит в основе образования фокуса, так как связи на одной частоте образовывали бы однородную сеть, не имеющую центров. Можно предполагать, что каждая из связей приносит к центру из определенной области коры или подкорковых образований свою информацию. В фокусе эта информация может быть сопоставлена и перекомбинирована определенным образом. Основную функцию фокуса взаимодействия составляет, таким образом, информационный синтез, т. е. процесс, сходный с тем, который мы наблюдали в проекционной коре при возникновении ощущений.
Основное различие состоит в том, что место сенсорного сигнала здесь могла занять информация, хранящаяся в оперативной памяти (например, об условиях решаемой задачи), а ведущая роль в процессах информационного синтеза принадлежала не проекционной, как при возникновении ощущений, а ассоциативной коре. В фокусе оперативная информация сопоставлялась с информацией, извлекаемой из долговременной памяти, и сигналами, приходящими из мотивационных центров. Предполагается, что на основе происходящего в фокусе сопоставления и достигается конечная цель мыслительного процесса в виде нахождения решения. Субъективно все это переживается как процесс думания и нахождения ответа.
Гипотетическая структура фокуса взаимодействия состоит из групп нейронов с различными частотными характеристиками, настроенных на одинаковые с ними по частоте группы на периферии. Эти связи по своей природе должны быть двухсторонними, т. е. как прямыми, так и обратными: если две группы имеют одну частоту, то любая из них в равной степени способна и воспринимать, и передавать информацию связанной с ней группе (в зависимости от соотношения фаз колебаний). Одно кольцо при ощущении заменяется здесь, таким образом, как бы системой колец, замыкающихся на один центр.
Внутри фокуса группы нейронов должны быть объединены связями, образованными на ином принципе: так как они работают на разных частотах, принцип изолабильности здесь не применим. Очевидно, это должны быть жесткие связи, основанные на структурных изменениях в синапсах. Данные связи эффективны в любой фазе цикла возбудимости нейрона или нейронного осциллятора, за исключением фазы абсолютной рефрактерности (рис. 11.3). Идея об обеспечении психической функции за счет сочетания жестких и гибких звеньев была впервые высказана Н. П. Бехтеревой [1980].
Изложенные представления о фокусах взаимодействия и их функциональном значении хорошо согласуются с данными А. Дамасио [Damasio, 1994], который считает, что в обеспечении высших психических функций ведущую роль играют так называемые зоны конвергенции, которые принимают и синтезируют информацию, поступающую из других отделов коры и подкорковых образований.
Все сказанное дает возможность объединить данные, полученные при изучении механизмов восприятия и мышления, единым принципом информационного синтеза как мозговой основы возникновения нового качества в виде субъективных переживаний.
51. Сигнальные системы человека.
при изучении высшей нервной
деятельности И.П. Павлов выделил две
сигнальные системы. В первую сигнальную
систему (согласно его учению) приходят
раздражения, вызванные непосредственным
действием "внешних агентов" -
предметов или явлений на наши
органы чувств. При помощи первой сигнальной
системы мы видим, слышим, осязаем, чувствуем
запахи. Первая сигнальная система, общая
как для человека, так и для
животных, имеет дело с конкретными
образами внешнего мира. Слово, речь, согласно
учению И. П. Павлова, составили вторую,
специфическую только для человека, сигнальную
систему.
Вторая сигнальная система начинает развиваться
у ребенка с первого сказанного им слова.
Процесс овладения речью - это процесс
формирования (пусть пока еще примитивный)
второй сигнальной системы.
Второй этап - это овладение "внутренней
речью", в течение которого слова постепенно
становятся орудием мысли. "Внутренняя
речь" формируется к 6-7 годам. Окончательное
же развитие второй сигнальной системы
происходит в более поздние возрастные
периоды - подростковый и юношеский.
Условнорефлекторную
деятельность коры больших полушарий
Павлов назвал сигнальной деятельностью
мозга, так как раздражители внешней среды
дают организму сигналы о том, что имеет
для него значение в окружающем мире.
Поступающие в мозг сигналы,
которые вызываются предметами и явлениями,
действующими на органы чувств (в результате
чего возникают ощущения, восприятия,
представления), Павлов назвал первой
сигнальной системой; она имеется у человека
и у животных.
Но у человека произошла,
как пишет Павлов, чрезвычайная прибавка
к механизмам нервной деятельности. Эта
прибавка — человеческая речь. «...Слово
составило вторую, специально нашу, сигнальную
систему действительности, будучи сигналом
первых сигналов».
Поясним это простым примером.
В конце перемены раздается звонок, и дети
идут в класс. Звук звонка для них — первая
сигнальная система. Но на большой перемене
дети могут играть около школы, где звонок
не слышен. Какой-то ученик прибежал и
сказал: «Звенит звонок!» В данном случае
речь заменила звук звонка. Слова ученика
— это уже вторая сигнальная система.
Или, например, педагог рассказывает
детям, что растение состоит из стебля,
листьев и корней. Затем он показывает
рисунок, на котором дети видят все части
растения. В этом случае в процессе познания
использована не только вторая, но и первая
сигнальная система (зрительное восприятие
рисунка).
Обе сигнальные системы
находятся в постоянном взаимодействии.
Если сигналы второй сигнальной системы
(слова) не имеют опоры в первой сигнальной
системе (не отражают того, что было получено
через нее), то они становятся непонятными.
Так, слово на иностранном
языке, которого мы не знаем, ничего нам
не говорит, так как за этим словом нет
для нас конкретного содержания.
Но и одни первые сигналы
не дают глубоких и полных знаний о мире.
Лишь при посредстве второй сигнальной
системы (речи) человек научился расширять
свои сведения, обобщая отдельные факты,
устанавливая важные для себя закономерности.
Благодаря второй сигнальной
системе люди углубляют и сохраняют свои
знания.
52. Функции речи, возможность животных в имитации речи.
Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.
Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.
Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.
Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.
Соответственно множеству своих функций (см. рис. 3) речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах (рис. 4) и видах (рис. 5): внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т. д.
Возможности животных в
имитации речи. Известно, что некоторые
животные могут с поразительной точностью
имитировать звуки человеческой речи.
Однако, имитируя речь, животные не способны
придавать словам новые значения. Поэтому
произносимые животными слова нельзя
назвать речью. При этом лишь некоторые
животные обладают речевым аппаратом,
необходимым для имитации звуков человеческой
речи. В экспериментах, однако, показано,
что у большинства животных отсутствует
инвариантное восприятие фонем, свойственное
людям.
Опыт общения людей с животными показывает,
что большинство млекопитающих может
научиться понимать значения многих слов
и фраз. Но это понимание не представляет
собой настоящего речевого общения. Животное
никогда не сможет обучиться синтаксическим
правилам языка, т.е., услышав новое предложение,
оно не сможет провести его синтаксический
анализ, выявить подлежащее и сказуемое,
использовать его в другом контексте.
Этой точке зрения казалось бы противоречат
опыты по обучению человекообразных обезьян
языку глухих. Так обезьяна — горилла
по имени Коко овладела приблизительно
370 жестами-знаками. Однако следует подчеркнуть,
что жесты-знаки, используемые человекообразными
обезьянами, выполняют только коммуникативную
функцию. Высшие понятийные формы речи
обезьянам недоступны. Более того, животные
не в состоянии складывать из знаков новые
предложения, менять порядок жестов-знаков
для выражения одной и той же мысли, а точнее,
одной и той же потребности.
Известно также, что животные общаются
между собой с помощью языка жестов и звуков,
каждый из которых имеет свое жестко фиксированное
значение. В большинстве случаев такой
знак представляет собой врожденную реакцию
на конкретную ситуацию, а реакция другого
животного на этот знак также обусловлена
генетически. Например, дельфины обладают
необычайно богатым репертуаром вокализаций,
однако последние исследования их "речи"
с помощью современных методов анализа
не дали положительных результатов. Вокализация
дельфинов хаотична и случайна, в ней невозможно
вычленить инварианты, которые можно было
бы считать сообщениями, имеющими определенный
смысл.
53. Речевые функции полушарий.
Речевые функции у
правшей локализованы преимущественно
в левом полушарии и лишь у
5% правшей речевые центры находятся
в правом. Большая часть леворуких
— около 70% также имеют речевые
зоны в левом полушарии. Примерно
у 15% речь контролируется правым полушарием,
а у оставшихся (около 15%) — полушария
не имеют четкой функциональной специализации
по речи.
Установлено, что левое полушарие обладает
способностью к речевому общению и оперированию
другими формализованными символами (знаками),
хорошо "понимает" обращенную к нему
речь, как устную, так и письменную и обеспечивает
грамматически правильные ответы. Оно
доминирует в формальных лингвистических
операциях, свободно оперирует символами
и грамматическими конструкциями в пределах
формальной логики и ранее усвоенных правил,
осуществляет синтаксический анализ и
фонетическое представление. Оно способно
к регуляции сложных двигательных речевых
функций, и обрабатывает входные сигналы,
по-видимому, последовательным образом.
К уникальным особенностям левого полушария
относится управление тонким артикуляционным
аппаратом, а также высокочувствительными
программами различения временных последовательностей
фонетических элементов. При этом предполагается
существование генетически запрограммированных морфофункциональных
комплексов, локализованных в левом полушарии
и обеспечивающих переработку быстрой
последовательности дискретных единиц
информации, из которых складывается речь.
Однако, в отличие от правого полушария,
левое не различает интонации речи и модуляции
голоса, нечувствительно к музыке как
к источнику эстетических переживаний
(хотя и способно выделить в звуках определенный
устойчивых ритм) и плохо справляется
с распознаванием сложных образов, не
поддающихся разложению на составные
элементы. Так, оно не способно к идентификации
изображений обычных человеческих лиц
и неформальному, эстетическому восприятию
произведений искусства. Со всеми этими
видами деятельности успешно справляется
правое полушарие.
54. Проблема бессознательного в современной психофизиологии.
Понятие бессознательного нередко толкуется весьма широко и включает в себя все психические явления вне сферы сознания, т. е. те содержания психической жизни, о наличии которых человек либо не подозревает в данный момент, либо не знает о них в течение длительного времени, либо вообще никогда не знал. В качестве одного из примеров бессознательного можно привести факт неосознаваемости сигналов, непрерывно поступающих в головной мозг из самого организма, его внутренних органов, мышц, суставов. Бессознательное, понимаемое в узком смысле (по 3. Фрейду) как вытеснение из сознания, возникает в онтогенезе у человека относительно поздно и, в известном смысле, является производной величиной от развития и дифференциации сознания [Выготский, 1982].
В современной психофизиологии все большее признание получает термин «неосознаваемое». Он обозначает ряд неоднородных явлений. К ним следует отнести феномен, обозначаемый как предсознательное, — это содержания- душевной жизни, которые в данный момент неосознаваемы, так как находятся вне сферы избирательного внимания, но могут легко стать осознаваемыми при переключении на них внимания.
Итак, в психофизиологии проблема бессознательного, или неосознаваемого, сводится в основном к попыткам выявить количественные и качественные различия в реакциях центральной нервной системы человека на внешние раздражения при наличии достоверно установленных индикаторов их осознания или при их отсутствии. Разница между минимальными величинами осознаваемого и неосознаваемого сенсорного раздражения составляет область или сферу неосознаваемого, в пределах которой внешний сигнал может вызывать вегетативные, биоэлектрические реакции или влиять на поведенческие и психические функции человека.
Современный уровень нейрофизиологических знаний, а также существующие и все увеличивающиеся методические возможности объективного экспериментального изучения когнитивных функций человека позволяют надеяться на успехи в познании нейрофизиологической основы ряда бессознательных психических явлений. Уже полученные результаты, представленные в данной главе, не оставляют сомнений в том, что бессознательные психические явления, до настоящего времени нередко являющиеся объектом мистических спекуляций и получающие иррациональное или мифологическое толкование, могут быть изучены при помощи обычных научных психофизиологических методов и объяснены с детерминистических, естественнонаучных позиций.
Особенно большое значение для понимания нервных механизмов бессознательных психических явлений и поиска путей их экспериментального исследования имели нейропсихологические работы на людях с «расщепленным мозгом», в частности обнаружение способности правого полушария осуществлять семантический анализ; правое полушарие воспринимает слово и адекватно реагирует на него, но при этом субъект не осознает ни его, ни связи реакции с ним.