Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Семейная психология".
• поддержание семейной власти и контроля,
• принятие основных решений,
• эмоциональная благодарность жене за принятие приспособленности к зависимости,
• обеспечение алиментов при разводе.
Товарищеские роли требуют от жены:
• сохранения внешней привлекательности,
• обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетворения мужа,
• поддержания полезных для мужа социальных контактов,
• живого и интересного духовного общения с мужем и гостями,
• обеспечение разнообразия жизни и устранения скуки.
От мужа:
• восхищения женой,
• рыцарского отношение к ней,
• ответной романтической любви и нежности,
• обеспечения средств для нарядов, развлечений, социальных контактов,
• проведения досуга с женой.
Роли партнеров требуют и от мужа, и от жены:
• экономического вклада в семью в соответствии с заработком,
• общей ответственности за детей,
• участия в домашней работе,
• распределение правовой ответственности.
Но, помимо общего, от жены еще требуется:
• готовность отказа от рыцарства супруга (так как супруги равны),
• равной ответственности за поддержание статуса семьи, в случае развода и отсутствия детей – отказ от материальной помощи.
А от мужа:
• принятие равного статуса жены и согласия с ее равным участием в принятии любых решений (цит. по: Ковалев С.В., 1988, с. 137).
Лидерство в семейных отношениях
Мужчина - глава семьи. Такое
утверждение во многих современных
браках потеряло актуальность к сожалению
или к счастью. Сегодняшние женщины
в большинстве случаев
Конечно, мужчину такое положение, как правило, не устраивает и он старается отвоевать свой статус "кормильца семьи". Насколько борьба будет яростной и открытой за главенство в семье зависит от характеров супругов, их культуры общения и статуса в семье.
Идеальным браком можно считать равное положение супругов с высокой культурой общения. Быть лидером это не значит морально подавлять партнера и самоутверждаться за его счет, это значит брать на себя ответственность за членов семьи, принимать решения и идти на компромиссы. При возникновении спорных вопросов супруги вполне могут договориться и согласиться благодаря этике и способности к анализу ситуации. Уступки в равной степени - это показатель лидерских черт, присущих сильным личностям, способных принять свою неправоту в некоторых вопросах. Поэтому когда в семье все разногласия решаются посредством обсуждения и на уступки идет каждый из супругов в равной степени, можно сказать что партнеры находятся в равных условиях и не существует явного лидера в семье.
Другая модель взаимоотношений
очень распространена в современных
браках, когда женщина старается
захватить место лидера в семье,
причем делает это открыто и напролом.
Зарабатывая наравне с мужем
или больше, воспитывая детей и
ведя домашний быт, женщина начинает
подавлять партнера захватывая его
область семейных обязанностей. В
свою очередь сильный мужчина
противостоит натиску, откуда возникают
конфликтные ситуации, порой неразрешимые.
В таких ситуациях, если супруги
не обладают высокой культурой общения
и для женщины лидерство
Семья, где каждый из супругов
считает себя лидером и при
этом не способны договориться между
собой, это открытое поле боя и
бесконечное перетягивание
Существует понятие
Какой бы статус в семье не имели партнеры, какие бы не появлялись причины ссор, важно уметь слушать и слышать и работать над отношениями для достижения общей цели - счастливого брака. В гармоничной семье каждый из супругов доволен своим положением, а значит и совместная жизнь в радость.
15 вопрос сексуальные
отношения в браке.
Сценарий — это постоянно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей., сценарием считается то, что человек еще в дет¬стве планирует совершить в будущем; а жизненный путь — это то, что происходит в действительности.
С первых месяцев ребенка
учат не только что де¬лать, но и
также что видеть, слышать, трогать,
думать и чувствовать. А, кроме того,
ему говорят, быть ли ему победителем
или проигравшим, и как кончится
его жизнь. Все эти инструкции
запрограммированы в его уме
также прочно, как если бы они
были про¬граммами, заложенными в
память компьютера. В бо¬лее поздние
годы то, о чем он думает как о
своей независимости или
В возрасте пяти или шести лет ребенок заканчива¬ет свой сценарий или жизненный план, в большинстве случаев продиктованный его родителями. Т. е. план на будущее составляется в основном по семейным ин¬струкциям и образцам.
На будущую судьбу человека сильное влияние может оказать ситуация зачатия. Она начинает скла¬дываться тогда, когда его родители вступают в брак. Например, в женитьбе молодых заинтересованы се¬мьи обеих сторон, чтобы иметь наследника, мечтают родить сына. Если рождается сын, сценарий вруча¬ется ему в готовом виде. Но если рождается девочка, к воспитанию ее могут отнестись безразлично. При этом девочка, как правило, ощущает все время смут¬ное чувство вины из-за того, что она не родилась мальчиком.
Большое значение имеет, то каковы были обстоя¬тельства и как подготавливалась ситуация зачатия, была ли она результатом случайности, страсти, любви, насилия или равнодушия. Все это может отразиться в сценарии будущего ребенка. Возможно, родители счи¬тали секс пошлостью, развлечением или священнодей¬ствием. Отношение родителей к интимной жизни мо¬жет быть перенесено на ребенка.
Сексуальный сценарий является составной частью жизненного сценария. Компонентами сексуального сценария — кто, что, с кем, где, когда, как и почему должен, может или не должен и не может делать в сек¬суальном плане1.
Интимный контакт давно уже утратил для челове¬ка свое прямое физиологическое значение и вбирает в себя разнообразные личностные смыслы. Он может быть средством
• релаксации (уменьшение общего напряжения), разрядки полового напряжения;
• прокреации (продолжение человеческого рода),
• рекреации (восстановления);
• получение чувственного удовольствия;
• познания, удовлетворения любопытства;
• общения (когда близость выступает в качестве глубочайшей личностной интимности);
• полового самоутверждения, проверки (и демон¬страции) своих возможностей;
• достижения каких-то неэротических целей;
• поддержания определенного ритуала;
• привычки и даже просто замены им каких-либо других, недоступных способов эмоционально¬го удовлетворения.
Стоит подчеркнуть, что среди вышеперечисленно¬го много не физиологического, а психологического, глубоко личностного.
Сексуальные сценарии можно изучать и класси¬фицировать по ряду измерений:
1. По сложности, т. е.
по количеству и разнообра¬зию
их компонентов и соотношению
воображае¬мого и реализуемого:
какой круг мотивов, парт¬
2. По их ригидности, жесткости
и рутинизации: на¬сколько
3. По их обыденности, конвенциональное™: насколь¬ко данный сценарий или его компоненты соответ¬ствуют принятым в обществе нормам поведения.
4. По их удовлетворительности для человека: доволен ли он своими эротическими фантазиями или стыдится их, в какой мере ему удается их реализовать и т. д. Как всякая сложная диспозиционная система,
предрасполагающая человека к поведению определен¬ного рода, сексуальный сценарий включает в себя ког¬нитивные компоненты разного уровня — представле¬ния, понятия, оценочные суждения и т. д. Человек имеет обычно не один, а несколько сценариев.
Некоторые авторы выделяют «сексуальные сце¬нарии», выступающие поведенческой программой че¬ловека. «Нормативные компоненты сексуального сце¬нария — кто, что, с кем, где, когда, как и почему должен или не должен и не может делать в сексуаль¬ном плане — в общих чертах задаются соответствую¬щей культурой. Однако это не исключает больших ин¬дивидуальных различий и вариаций количественного и качественного порядка».
Человек имеет, как прави¬ло,
несколько сексуальных
Во-первых, это сексуальные фантазии, которые человек никогда не пытается, не может или даже не хочет реализовать;
во-вторых, планы реального
поведения, которые че¬ловек более
или менее последовательно
в-третьих, промежуточные ориентиры, используе¬мые в процессе сексуального взаимодействия («если он сделает так, я сделаю это»);
в-четвертых, это как бы
хранилища памяти, организующие сексуальный
опыт в более или менее
Так, сценарий «Никогда» может запрещать либо секс, либо любовь, либо то и другое. Если запрещена любовь, но не секс, сценарий дает разрешение на беспорядочную половую жизнь. Этим разрешением пользуются неразборчивые мужчины, а проститутки и содержанки умеют извлечь из него средства к су¬ществованию. Если запрещен секс, но разрешена лю¬бовь, то сценарий может породить будущего священ¬ника, монаха, благотворителя. Люди, погрязшие в беспорядочной половой жизни, разврате, очень час¬то испытывают «танталовы муки» при виде верных любовников и счастливых супружеских пар. В то же время многие филантропы пребывают во власти лю¬бовных искушений.
Сценарий «Никогда» рождает не только вечных холостяков и старых дев, сутенеров и проституток, он еще производит фригидных женщин, которые, воз¬можно, ни разу за всю свою жизнь так и не ощутили оргазма. Этот сценарий создает мужчин-импотентов, способных к оргазму только в отсутствие любви — классический пример, описанный Фрейдом: человек был импотентом со своей женой, но полноценным мужчиной с проститутками. По сценарию «Всегда» формируются нимфоманки и донжуаны, проводящие жизнь в погоне за райским мигом наслаждения.
Сценарий «До тех пор,
пока» свойствен вечно оза¬