Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Специальная психология и педагогика"
4) задержку психического развития церебрально-органического генеза.
18.Особенности развития познавательной сферы у детей с ЗПР.
Основным признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из ее проявлений – неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий.
Отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР:
1) неустойчивость
(колебание) внимания, которая ведет
к снижению продуктивности, обусловливает
трудности выполнения заданий,
требующих постоянного контроля
2) сниженная
концентрация, выражающаяся в трудностях
сосредоточения на объекте
3) снижение
объема внимания, т.е. ребенок
удерживает одновременно
4) сниженная избирательность внимания, что проявляется в затруднении выделения цели деятельности и условия ее реализации среди несущественных побочных деталей;
5) сниженное
распределение внимания, т.е. ребенок
не может одновременно
6) «прилипание
внимания», которое выражается
в трудностях его переключения
с одного вида или способа
деятельности на другие, в отсутствии
гибкого реагирования на
7) повышенная отвлекаемость.
Дети
с ЗПР отличаются своеобразием речевого
развития. К признакам своеобразной
задержки речевого развития можно отнести
процесс возрастного
По степени речевых нарушений,
1) изолированный фонетический дефект (неправильное произношение лишь одной группы звуков);
2) комбинированный
дефект (дефекты произношения
3) системное
недоразвитие речи (нарушения лексико-
19.Особенности развития личности и эмоционально – волевой сфередетей с ЗПР.
Проблема
специфики эмоционального развития
детей с задержкой психического
развития в дошкольном возрасте является
исключительно актуальной, т.
к. нереализованные возрастные возможности
в эмоционально-личностном становлении
ребенка не могут не отразиться на формировании
его личности в целом.
Л.С. Выготский подчеркивал, что эмоциональная
сторона личности ребенка имеет не меньше
значение, чем другие стороны, и составляет
предмет и заботу воспитания в такой же
мере, как ум и воля [9].
Незрелость эмоциональной сферы дошкольников
с задержкой психического развития говорит
о специфической потребности детей данной
категории в эмоциональном воспитании,
которое включает в себя накопление эмоциональных
образов для младших дошкольников, а в
старшем дошкольном возрасте – развитие
эмоционального контроля. Это является
важнейшей предпосылкой компенсации имеющихся
у детей с ЗПР отклонений и необходимым
условием их успешной социальной адаптации.
По мнению К.С. Лебединской, нарушения
эмоциональной сферы у детей с задержкой
психического развития встречаются чаще,
чем у психически здоровых. Автор отмечает
причины этих расстройств: частые стрессы,
разочарования и конфликты, как следствие
интеллектуальной недостаточности, дефицит
критичности [1].
О.В. Защиринская, рассматривая эмоциональные
особенности детей данной категории соответственно
классификации задержки психического
развития К.С. Лебединской, выделяет следующие
характерные черты эмоциональной сферы,
присущие разным группам детей с ЗПР:
1. ЗПР конституционального происхождения
– эмоционально-волевая сфера находится
на более ранней ступени развития, во многом
напоминая эмоциональную сферу детей
младшего возраста. Характерными чертами
при такой форме ЗПР являются гипертимия,
непосредственность и яркость эмоций
при их поверхности и нестойкости, легкая
внушаемость.
2. ЗПР соматического происхождения –
эмоциональная незрелость обусловлена
стойкой астенией, развивающейся в результате
различных соматических заболеваний.
В связи с этим преобладает сниженный
эмоциональный фон, зачастую неадекватность
эмоций, слабая способность к волевому
напряжению при реализации любой (даже
игровой) деятельности.
3. Психогенная форма ЗПР – эмоционально-волевая
сфера могут развиваться на фоне разных
вариантов патологического формирования
личности:
– по типу психической неустойчивости
– встречается в условиях гипоопеки, с
характерными чертами патологической
незрелости эмоционально-волевой сферы
в виде аффективной лабильности, импульсивности,
повышенной внушаемости на фоне недостаточного
уровня знаний и представлений;
– по типу «кумира семьи» – в условиях
гиперопеки, в которой не развиваются
черты самостоятельности, инициативности,
ответственности, но характерны черты
эгоцентризма, установка на постоянную
помощь и опеку;
– по невротическому типу – в условиях
грубых, жестоких, агрессивных отношений
в семье, когда закономерно формируется
личность робкая, боязливая, нерешительная,
малоактивная, несамостоятельная.
4. ЗПР церебрально-органического происхождения
– эмоции характеризуются отсутствием
живости, яркости и тонкости оттенков.
В плане эмоционального развития характерны
недостаточная дифференцированность
эмоций, слабая заинтересованность в оценках
окружающих людей, однообразие и ограниченность
эмоциональных контактов. В зависимости
от преобладающего эмоционального фона
у таких детей выделяются два основных
клинических варианта типа личности:
– неустойчивый – с эйфорическим оттенком
настроения, психомоторной расторможенностью,
– тормозимый – с неврозоподобными расстройствами
в виде неуверенности в себе, боязливости,
малой активности.
В целом у детей с ЗПР в психическом облике
и поведении О.В. Защиринская отмечает
черты незрелости. Преобладают эмоциональный
мотив поведения, слабость волевого усилия,
непосредственность, поверхностность
переживаний, лабильность настроения,
несамостоятельность и внушаемость, т.е.
те качества, которые характеризуют личностную
незрелость [13].
20.Особенности деятельности
21.Диагностика
и психолого – педагогическая
коррекция приЗПР.
Диагностика – лишь начальный этап в деятельности специального психолога, как, впрочем, и любого другого специалиста, она обязательно должна завершаться прогнозом и рекомендациями. Неотъемлемым условием, обеспечивающим возможности развития дифференциальной психологической диагностики, является обширный фонд накопленных знаний. В основе построения любых диагностических методик, направленных на выявление задержки психофизического развития разной степени, лежат ориентировка на общие и специфические закономерности отклоняющегося развития и учет закономерностей психического развития в условиях нормального онтогенеза, выраженных в качественно-количественных показателях.
При этом важно комплексное, системное изучение ребенка разными специалистами и качественно-количественный анализ его результатов.
В зависимости
от характера диагностических
Изучение нормально развивающихся детей и детей, с умственной отсталостью и задержкой психического развития имеет три этапа.
На первом (ориентировочном) эт
На втором этапе (восприимчивости к помощи) происходит собственно обучение, начиная от стимулирующих и организующих воздействий вплоть до полного его результата.
На
этом этапе необходимо фиксировать
характер и количество оказываемой
помощи, которая должна фиксироваться
в речевой форме с целью
создания оптимальных предпосылок
для осознанного овладения любы
На третьем этапе <span class="book__Char" style=" font-family: 'Arial', '
Информация о работе Шпаргалка по "Специальной психологии и педагогике"