Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Специальная психология и педагогика"
В известном романе В. Гюго «Человек, который смеется» описаны весь трагизм и одиночество человека, непохожего на других. О состоянии человека, вид которого вызывает у толпы зевак малодостойные чувства, В.Гюго говорит: «Быть смешным по внешнему виду, когда душа переживает трагедию, что может быть унизительнее таких мучений, что может вызвать в человеке большую ярость?».
Даже сейчас, когда известны причины возникновения большинства отклонений в психофизическом развитии, на восприятие людей с теми или иными проблемами в развитии оказывает влияние феномен «веры в справедливый мир» - у человека есть своего рода защитная реакция на несчастья: если они с кем-то случаются, то он этого заслуживает. В специальных экспериментах (М. Лернер) было показано, что чем сильнее страдает жертва, тем большую антипатию она вызывает и тем больше испытуемые склонны оправдывать ее мучения. Но если человек не является безучастным наблюдателем, а может реально помочь другому, демонстрируя свою силу, компетентность, ответственность, в этом уровень позитивного восприятия человека, имеющего аномалии, повышается. Отношение к детям, имеющим различные отклонения в раз-га, несет на себе печать длительной истории эгоизма и себялюбия общества, особенно явно проявлявшихся в годы инфантицида.
3.Объект ,предмет и задачи дошкольной педагогике.
Субъект, объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики
Субъект специальной педагогики —
человек с ограниченными
Объект специальной педагогики — специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями (в качестве социо-культурного, педагогического феномена). Специальная педагогика охватывает весь жизненный цикл такого человека.
Предмет специальной педагогики — теория ц практика специального образования.
2. Общие цели специальной педагогики:
• коррекция недостатка;
• его компенсация педагогическими средствами;
• абилитация и реабилитация. Цепи специфические:
• воспитание чувства собственного достоинства;
• преодоление чувства малоценности, маргинальное;
• формирование адекватных форм социального поведения и др.
Конечная цель — достижение
максимально возможной
3. Задачи специальной педагогики:
• изучение педагогических закономерностей развития, обучения и воспитания личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;
• обобщение передового педагогического опыта работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности;
• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями;
• прогнозирование развития новых образовательных систем для лиц с ограниченными возможностями здоровья; • внедрение результатов научных исследований в практику специального образования;
• разработка стандартов,
учебников, концепций и программ
для лиц с особыми
• исследование, разработка и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений развития, комплексной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья;
создание необходимой учебно-методической базы в подготовке высокопрофессиональных кадров для работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности.
4.Основные категории нарушений развития у детей
основные нарушения
в развитии детей
- детский аутизм
который является одним из наиболее
серьёзных нарушений в развитии ребёнка.
Основные симптомы- это отрешённость и
погружение в себя. Диагноз аутизм ставится
при значительных нарушениях в развитии
речи и эмоционально-волевой сферы ребёнка,
больших затруднениях в общении с окружающими,
плохой связи с внешним миром. Интеллект
ребёнка может быть при этом и нормальным;
- психологические
травмы и стрессы, возникающие у ребёнка,
если он являлся непосредственным участником
какого-либо трагического события. В таких
случаях у ребёнка обычно развивается
психологическое расстройство, иначе
называемое как посттравматический стресс.
При этом его преследуют навязчивые и
часто повторяющиеся страшные картины
происшедшей трагедии, избавиться от которых
он не в состоянии, и постоянное ощущение
возвращения трагедии снова и снова. Его
постоянно мучают ночные кошмары, чувства
беспокойства и тревожности.
Всё это вместе взятое приводит к сбоям
в привычном функционировании организма,
парализует жизнь и разрушает личность
ребёнка.
- проблемы сенсорной
регуляции,
которые часто проявляются в виде повышенной
чувствительности кожного покрова ребёнка,
что приводит к ярко выраженной нетерпимости
к касанию его тела какими-либо предметами
или людьми(в том числе и матерью).
Такая реакция у детей связана с неадекватным
восприятием ими совершенно безобидного
стимула касания как опасного и болезненного.
В результате возникает непринятие ребёнком
различных гигиенических процедур, таких
как мытьё головы, чистка ушей, подстригание
ногтей и т.п., или же ношения некоторых
видов обуви и одежды. Это также сказывается
на характере игры ребёнка и его общении
со сверстниками.В психологии для обозначения
этого явления принято название "сенсорная
защита".
В этом же подразделе можно узнать о различных
методах коррекции сенсорной регуляции
- комплексах специальных упражнений,
направленных на улучшение интеграции
между различными каналами сенсорной
системы.
- детская гиперактивность
и сопутствующие ей расстройствами
внимания.
В этом подразделе вниманию читателей
также предлагаются перечень типовые
симптомы(по которым у ребёнка может проводиться
диагностика гиперактивности), и рекомендации
по устранению проблем расстройства внимания
( дефицита внимания) у детей школьного
возраста.
5.Школьная система специального образования детей с ограниченными возможностями.
Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со специальными образовательными стандартами в различных образовательных учреждениях или на дому.
В течение XX в. складывалась система специальных (коррекционных) образовательных учреждений, которые являются преимущественно школами-интернатами и в которых в СССР и в России обучалось и обучается подавляющее большинство детей школьного возраста с особыми образовательными потребностями.
В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозных характеристик в реквизиты этих школ (как это было раньше: школа для умственно отсталых, школа для глухих и т.п.), в нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру:
Деятельность таких учреждений регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», а также письмом Министерства образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I–VIII видов».
В соответствии с этими документами во всех специальных (коррекционных) образовательных учреждениях реализуются специальные образовательные стандарты.
Образовательное учреждение самостоятельно, на основе специального образовательного стандарта, разрабатывает и реализует учебный план и образовательные программы, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение может быть учреждено федеральными органами исполнительной власти (Министерством образования РФ), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (управлением, комитетом, министерством) образования области, края, республики) и органами местного (муниципального) самоуправления. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение может быть негосударственным.
В последние
годы создаются специальные
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения финансируются соответствующим учредителем.
Каждое
такое образовательное
Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений (за исключением школы VIII вида) получают цензовое образование (т.е. соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы: например, основное общее образование, общее среднее образование). Им выдается документ государственного образца, подтверждающий полученный уровень образования или свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения.
В специальную
школу ребенка направляют органы
управления образованием
только с согласия родителей и по заключению (рекомендации) психолого-медико-
В специальной
школе может быть создан класс (или
группа) для детей со сложной
структурой дефекта по мере выявления
таких детей в ходе психолого-медико-
Помимо этого в специальной школе любого вида могут быть открыты классы для детей с выраженными нарушениями в умственном развитии и сопутствующими им другими нарушениями. Решение об открытии такого класса принимает педагогический совет специальной школы при наличии необходимых условий, специально подготовленных кадров. Главные задачи таких классов - обеспечение элементарного начального образования, создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, получения им допрофессиональной или элементарной трудовой и социально-бытовой подготовки с учетом его индивидуальных возможностей.
Ученик специальной школы может быть переведен для обучения в обычную общеобразовательную школу органами управления образованием с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) и на основании заключения ПМПК, а также в случае, если в общеобразовательной школе имеются необходимые условия для интегрированного обучения.
Помимо образования специальная школа обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности медицинское и психологическое сопровождение, для чего в штате специальной школы имеются соответствующие специалисты. Они работают в тесном взаимодействии с педагогическим персоналом, осуществляя диагностическую деятельность, психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия, поддерживая в специальной школе охранительный режим, участвуя в профконсультировании. При необходимости дети получают медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж, закаливающие процедуры, посещают занятия лечебной физкультурой.
Процесс социального адаптирования, социальной интеграции помогает осуществлять социальный педагог. Его роль особенно возрастает на этапе выбора профессии, окончания выпускниками школы и перехода в послешкольный период.
Каждая специальная школа уделяет значительное внимание трудовой, предпрофессиональной подготовке своих воспитанников. Содержание и формы подготовки зависят от местных особенностей: территориальных, этнонациональных и культурных, от потребностей местного рынка труда, возможностей воспитанников, их интересов. Сугубо индивидуально выбирается профиль труда, включающий в себя подготовку к индивидуальной трудовой деятельности.
Специальная школа I вида, где обучаются глухие дети, ведет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
1-я ступень - начальное общее образование (в течение 5-6 лет или 6-7 лет - в случае обучения в подготовительном классе); 2-я ступень - основное общее образование (в течение 5-6 лет); 3-я ступень - полное среднее общее образование (2 года, как правило, в структуре вечерней школы).
Информация о работе Шпаргалка по "Специальной психологии и педагогике"