Шпаргалка по "Специальной психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:00, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Специальная психология и педагогика"

Вложенные файлы: 1 файл

Билеты по Спец псих..doc

— 559.00 Кб (Скачать файл)

В известном романе В. Гюго «Человек, который смеется» описаны весь трагизм и одиночество человека, непохожего на других. О состоянии человека, вид которого вызывает у толпы зевак малодостойные чувства, В.Гюго говорит: «Быть смешным по внешнему виду, когда душа переживает трагедию, что может быть унизительнее таких мучений, что может вызвать в человеке большую ярость?».

Даже сейчас, когда  известны причины возникновения  большинства отклонений в психофизическом развитии, на восприятие людей с теми или иными проблемами в развитии оказывает влияние феномен «веры в справедливый мир» - у человека есть своего рода защитная реакция на несчастья: если они с кем-то случаются, то он этого заслуживает. В специальных экспериментах (М. Лернер) было показано, что чем сильнее страдает жертва, тем большую антипатию она вызывает и тем больше испытуемые склонны оправдывать ее мучения. Но если человек не является безучастным наблюдателем, а может реально помочь другому, демонстрируя свою силу, компетентность, ответственность, в этом уровень позитивного восприятия человека, имеющего аномалии, повышается. Отношение к детям, имеющим различные отклонения в раз-га, несет на себе печать длительной истории эгоизма и себялюбия общества, особенно явно проявлявшихся в годы инфантицида.

3.Объект ,предмет и задачи дошкольной  педагогике.

Субъект, объект, предмет, цели и задачи специальной  педагогики

Субъект специальной педагогики —  человек с ограниченными возможностями  здоровья и жизнедеятельности, имеющий  вследствие этого особые образовательные потребности.

Объект специальной  педагогики — специальное образование  лиц с особыми образовательными потребностями (в качестве социо-культурного, педагогического феномена). Специальная  педагогика охватывает весь жизненный  цикл такого человека.

Предмет специальной  педагогики — теория ц практика специального образования.

2. Общие цели специальной  педагогики:

• коррекция недостатка;

• его компенсация  педагогическими средствами;

• абилитация и реабилитация. Цепи специфические:

• воспитание чувства собственного достоинства;

• преодоление чувства  малоценности, маргинальное;

• формирование адекватных форм социального поведения и  др.

Конечная цель — достижение максимально возможной самостоятельности  и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации.

3. Задачи специальной  педагогики:

• изучение педагогических закономерностей развития, обучения и воспитания личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;

• обобщение передового педагогического опыта работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности;

• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями;

• прогнозирование развития новых образовательных систем для  лиц с ограниченными возможностями здоровья; • внедрение результатов научных исследований в практику специального образования;

• разработка стандартов, учебников, концепций и программ для лиц с особыми образовательными потребностями;

• исследование, разработка и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений развития, комплексной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья;

создание необходимой  учебно-методической базы в подготовке высокопрофессиональных кадров для  работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности.

 

4.Основные  категории нарушений развития  у детей

основные нарушения  в развитии детей  
- детский аутизм  
который является одним из наиболее серьёзных нарушений в развитии ребёнка.  
Основные симптомы- это отрешённость и погружение в себя. Диагноз аутизм ставится при значительных нарушениях в развитии речи и эмоционально-волевой сферы ребёнка, больших затруднениях в общении с окружающими, плохой связи с внешним миром. Интеллект ребёнка может быть при этом и нормальным;  
 
- психологические травмы и стрессы, возникающие у ребёнка, если он являлся непосредственным участником какого-либо трагического события. В таких случаях у ребёнка обычно развивается психологическое расстройство, иначе называемое как посттравматический стресс. При этом его преследуют навязчивые и часто повторяющиеся страшные картины происшедшей трагедии, избавиться от которых он не в состоянии, и постоянное ощущение возвращения трагедии снова и снова. Его постоянно мучают ночные кошмары, чувства беспокойства и тревожности.  
Всё это вместе взятое приводит к сбоям в привычном функционировании организма, парализует жизнь и разрушает личность ребёнка.  
 
- проблемы сенсорной регуляции,  
которые часто проявляются в виде повышенной чувствительности кожного покрова ребёнка, что приводит к ярко выраженной нетерпимости к касанию его тела какими-либо предметами или людьми(в том числе и матерью).  
Такая реакция у детей связана с неадекватным восприятием ими совершенно безобидного стимула касания как опасного и болезненного. В результате возникает непринятие ребёнком различных гигиенических процедур, таких как мытьё головы, чистка ушей, подстригание ногтей и т.п., или же ношения некоторых видов обуви и одежды. Это также сказывается на характере игры ребёнка и его общении со сверстниками.В психологии для обозначения этого явления принято название "сенсорная защита".  
В этом же подразделе можно узнать о различных методах коррекции сенсорной регуляции - комплексах специальных упражнений, направленных на улучшение интеграции между различными каналами сенсорной системы.  
 
- детская гиперактивность и сопутствующие ей расстройствами внимания.  
В этом подразделе вниманию читателей также предлагаются перечень типовые симптомы(по которым у ребёнка может проводиться диагностика гиперактивности), и рекомендации по устранению проблем расстройства внимания ( дефицита внимания) у детей школьного возраста.

 

5.Школьная система специального образования детей с ограниченными возможностями.

Дети  школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со специальными образовательными стандартами в различных образовательных учреждениях или на дому.

В течение XX в. складывалась система специальных (коррекционных) образовательных учреждений, которые являются преимущественно школами-интернатами и в которых в СССР и в России обучалось и обучается подавляющее большинство детей школьного возраста с особыми образовательными потребностями.

В настоящее  время существует восемь основных видов  специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозных характеристик в реквизиты этих школ (как это было раньше: школа для умственно отсталых, школа для глухих и т.п.), в нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру:

  • специальное   (коррекционное)   образовательное  учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей);
  • специальное   (коррекционное)   образовательное   учреждение II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей);
  • специальное   (коррекционное)   образовательное  учреждение III вида (школа-интернат для незрячих детей);
  • специальное   (коррекционное)   образовательное  учреждение IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей);
  • специальное  (коррекционное)   образовательное учреждение  V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи);
  • специальное   (коррекционное)   образовательное  учреждение VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
  • специальное   (коррекционное)   образовательное   учреждение VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в  
    обучении - задержкой психического развития);
  • специальное   (коррекционное)   образовательное   учреждение VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).

Деятельность  таких учреждений регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», а также письмом Министерства образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I–VIII видов».

В соответствии с этими документами во всех специальных (коррекционных) образовательных учреждениях реализуются специальные образовательные стандарты.

Образовательное учреждение самостоятельно, на основе специального образовательного стандарта, разрабатывает и реализует учебный план и образовательные программы, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение может быть учреждено федеральными органами исполнительной власти (Министерством образования РФ), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (управлением, комитетом, министерством) образования области, края, республики) и органами местного (муниципального) самоуправления. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение может быть негосударственным.

В последние  годы создаются специальные образовательные  учреждения и для других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности: с аутистическими чертами личности, с синдромом Дауна. Имеются также санаторные (лесные) школы для хронически болеющих и ослабленных детей.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения финансируются соответствующим учредителем.

Каждое  такое образовательное учреждение несет ответственность за жизнь воспитанника и обеспечение его конституционного права на получение бесплатного образования в пределах специального образовательного стандарта. Всем детям обеспечиваются условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.

Выпускники  специальных (коррекционных) образовательных учреждений (за исключением школы VIII вида) получают цензовое образование (т.е. соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы: например, основное общее образование, общее среднее образование). Им выдается документ государственного образца, подтверждающий полученный уровень образования или свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения.

В специальную  школу ребенка направляют органы управления образованием только с согласия родителей и по заключению (рекомендации) психолого-медико-педагогической комиссии. Также с согласия родителей и на основании заключения ПМПК ребенок может быть переведен внутри специальной школы в класс для детей с умственной отсталостью только после первого года обучения в ней.

В специальной  школе может быть создан класс (или  группа) для детей со сложной структурой дефекта по мере выявления таких детей в ходе психолого-медико-педагогического наблюдения в условиях образовательного процесса.

Помимо  этого в специальной школе  любого вида могут быть открыты классы для детей с выраженными нарушениями в умственном развитии и сопутствующими им другими нарушениями. Решение об открытии такого класса принимает педагогический совет специальной школы при наличии необходимых условий, специально подготовленных кадров. Главные задачи таких классов - обеспечение элементарного начального образования, создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, получения им допрофессиональной или элементарной трудовой и социально-бытовой подготовки с учетом его индивидуальных возможностей.

Ученик  специальной школы может быть переведен для обучения в обычную общеобразовательную школу органами управления образованием с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) и на основании заключения ПМПК, а также в случае, если в общеобразовательной школе имеются необходимые условия для интегрированного обучения.

Помимо  образования специальная школа  обеспечивает детям с ограниченными  возможностями здоровья и жизнедеятельности медицинское и психологическое сопровождение, для чего в штате специальной школы имеются соответствующие специалисты. Они работают в тесном взаимодействии с педагогическим персоналом, осуществляя диагностическую деятельность, психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия, поддерживая в специальной школе охранительный режим, участвуя в профконсультировании. При необходимости дети получают медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж, закаливающие процедуры, посещают занятия лечебной физкультурой.

Процесс социального адаптирования, социальной интеграции помогает осуществлять социальный педагог. Его роль особенно возрастает на этапе выбора профессии, окончания выпускниками школы и перехода в послешкольный период.

Каждая специальная школа уделяет значительное внимание трудовой, предпрофессиональной подготовке своих воспитанников. Содержание и формы подготовки зависят от местных особенностей: территориальных, этнонациональных и культурных, от потребностей местного рынка труда, возможностей воспитанников, их интересов. Сугубо индивидуально выбирается профиль труда, включающий в себя подготовку к индивидуальной трудовой деятельности.

Специальная школа I вида, где обучаются глухие дети, ведет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

1-я  ступень - начальное общее образование  (в течение 5-6 лет или 6-7 лет - в случае обучения в подготовительном классе); 2-я ступень - основное общее образование (в течение 5-6 лет); 3-я ступень - полное среднее общее образование (2 года, как правило, в структуре вечерней школы).

Информация о работе Шпаргалка по "Специальной психологии и педагогике"