Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Специальная психология и педагогика"
В ходе индивидуального развития ребенка постоянно идет борьба между незрелостью структур его организма и возможностями роста или развития. В зависимости от преобладания первого или второго фактора при одинаковых условиях в одних случаях можно ожидать более устойчивые патологические изменения, в других – более легкие, поддающиеся коррекционно-педагогическому воздействию (Л.С. Выготский, Г.Е. Сухарева, Г. Гельниц). Наиболее уязвимыми периодами детства являются периоды «первичной незрелости» организма (в возрасте до трех лет) и перестройки организма в пубертатном возрасте, когда уже гармонически сформировавшиеся системы детского организма вновь утрачивают состояние равновесия, перестраиваясь на «взрослое» функционирование.
В периоды дошкольного и младшего школьного возрастов (3-11 лет) детский организм представляет собой систему, более устойчивую к необратимым отклонениям.
Каждый возраст накладывает свой отпечаток на характер нервно-психического реагирования при патогенном воздействии.
Уровни этого реагирования следующие:
• соматовегетативный (от 0 до 3 лет) – на фоне незрелости всех систем организм в этом возрасте на любое патогенное воздействие реагирует комплексом соматовегетативных реакций, таких как общая и вегетативная возбудимость, повышение температуры тела, нарушение сна, аппетита, желудочно-кишечные расстройства;
• психомоторный (4-7 лет) – интенсивное формирование корковых отделов двигательного анализатора, в частности лобных отделов головного мозга, делает данную систему предрасположенной к гипердинамическим расстройствам различного генеза, таким как психомоторная возбудимость, тики, заикание, страхи;
• аффективный (7-12 лет) – на нежелательные и вредные для себя воздействия ребенок реагирует с заметным аффективным компонентом: от выраженной аутизации до аффективной возбудимости с явлениями негативизма, агрессии, невротическими реакциями;
• эмоционально-идеаторный (12-
Перечисленные
реакции являются обостренной формой
нормального возрастного
Одной из первых научных технологий отклоняющегося развития можно считать классификацию, предложенную Л.С. Выготским.
В основе
наиболее широко использующейся в настоящее
время классификации видов
• ретардация (задержанное развитие) – запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных его компонентов;
• дисфункция созревания связана с морфофункци-ональной возрастной незрелостью центральной нервной системы и взаимодействием незрелых структур и функций головного мозга с неблагоприятными факторами внешней среды;
• поврежденное развитие – изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структуры головного мозга;
• асинхрония (искаженное развитие) – диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций, запаздывании или выраженном отставании других.
Классификация видов психического дизонтогенеза В.В. Лебединского.
Первая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу ретардации (задерживающегося развития) и дисфункцию созревания: общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость различной степени тяжести), задержанное развитие (задержка психического развития).
Ко второй группе принадлежат отклонения по типу повреждения: поврежденное развитие (органическая деменция), дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний).
К третьей группе дизонтогений относятся отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых нарушений: искаженное развитие (ранний детский аутизм), дисгармоническое развитие (психопатии).
В последние
годы появляется все больше детей
со сложными недостатками в развитии,
у которых имеется сочетание
двух и более направлений
Диагностика – лишь начальный этап в деятельности специального психолога, как, впрочем, и любого другого специалиста, она обязательно должна завершаться прогнозом и рекомендациями. Неотъемлемым условием, обеспечивающим возможности развития дифференциальной психологической диагностики, является обширный фонд накопленных знаний. В основе построения любых диагностических методик, направленных на выявление задержки психофизического развития разной степени, лежат ориентировка на общие и специфические закономерности отклоняющегося развития и учет закономерностей психического развития в условиях нормального онтогенеза, выраженных в качественно-количественных показателях.
При этом важно комплексное, системное изучение ребенка разными специалистами и качественно-количественный анализ его результатов.
В зависимости
от характера диагностических
Изучение нормально развивающихся детей и детей, с умственной отсталостью и задержкой психического развития имеет три этапа.
На первом (ориентировочном) эт
На втором этапе (восприимчивости к помощи) происходит собственно обучение, начиная от стимулирующих и организующих воздействий вплоть до полного его результата.
На
этом этапе необходимо фиксировать
характер и количество оказываемой
помощи, которая должна фиксироваться
в речевой форме с целью
создания оптимальных предпосылок
для осознанного овладения
На третьем этапе (логического переноса) тестируется собственно результат обучения, способность к переносу. Для этого моделируется ситуация, где ребенок должен проявить знания, умения, которым его только что обучали. Особое значение необходимо уделять полноценному развитию ведущей деятельности ребенка соответствующего возраста.
В зависимости
от конкретных условий специальное
психолого-педагогическое и медицинское
сопровождение могут
Основные виды психического
дизонтогенеза
Одной из первых научных технологий отклоняющегося
развития можно считать классификацию,
предложенную Л. С. Выгодским (текст 2).
Текст 2. Три типа дефекта
«Всякий дефект следует рассматривать
с точки зрения его отношения к центральной
нервной системе и психическому аппарату
ребенка. В деятельности нервной системы
различают три отдельных аппарата, выполняющих
различные функции: воспринимающий аппарат
(связанны органами чувств), ответный,
или рабочий, аппарат (связанный с различными
органами тела, мышцами, железами) и центральная
нервная система. Недостаток каждого из
трех аппаратов по-разному влияет на раз
тие ребенка и его воспитание. Соответственно
этому, следует различать три основных
типа дефекта: повреждение или недостаток
воспринимающих органов (слепота, глухота,
слепоглухота), повреждение или достаток
частей ответного аппарата, рабочих органов
(калеки) и недостаток или повреждение
центральной нервной системы (слабоумие).
В основе наиболее широко использующейся
в настоящее время классификации видов
психического дизонтогенеза, предложенной
В. В.Лебединским, лежат представления
отечественных и за рубежных ученых (Л.С.
Выгодский, Г.Е. Сухарева, Л. Каннер) об
основных направлениях качественно несводимых
друг к другу нарушений психического развития
человека:
ретардация (задержанное развитие) - запаздывание
или приостановка всех сторон психического
развития или преимуществен но отдельных
компонентов;
дисфункция созревания связана с морфофункциональной
возрастной незрелостью центральной нервной
системы и взаимодействием незрелых структур
и функций головного мозга с неблагоприятными
факторами внешней среды;
поврежденное развитие - изолированное повреждение
какой-либо анализаторной системы или
структур головного мозга;
асинхрония (искаженное развитие) - диспропорционально
психическое развитие при выраженном
опережении темпа и ков развития одних
функций и запаздывании или выраженное
отставании других.
Классификация видов психического дизонтогенеза
В.В. Лебединского.
Первая группа дизонтогений включает
в себя отклонения по типу ретардации
(задержанное развитие) и дисфункцию созревания:
· общее стойкое недоразвитие (умственная
отсталость различ-эй степени тяжести),
· задержанное развитие (задержка психического
развития). 'Вторая группа дизонтогений
включает в себя отклонения типу повреждения:
· поврежденное развитие (органическая
деменция),
· дефицитарное развитие (тяжелые нарушения
анализаторных си-ем: зрения, слуха, опорно-двигательного
аппарата, речи, развитие в условиях хронических
соматических заболеваний).
Третья группа дизонтогений включает
в себя отклонения по типу асинхронии
с преобладанием эмоционально-волевых
нарушений:
· искаженное развитие (ранний детский
аутизм),
· дисгармоническое развитие (психопатии).
В последние годы все больше появляется
детей с так называвши сложными недостатками
в развитии, у которых имеется сочетание
двух и более направлений отклоняющегося
развития (слепо-глухие дети, дети с недостатками
отдельных анализаторных систем, имеющие
одновременно первичные нарушения интеллектуального
развития по типу умственной отсталости
или задержки развития и т.п.), что дает
основание выделять специфическую группу
дизонтогений под названием «дети со сложными
недостатками развития». Фактически сейчас
все больше можно говорить лишь о преобладании
ведущей линии в дизонтогенезе ребенка.
11.Причины умственной отсталости.
Основной отличительной патогенной характеристикой детей, испытывавших трудности в усвоении знаний и представлений на начальном этапе обучения по общеобразовательным программам, является незрелость эмоционально-волевой сферы по типу инфантилизма. Инфантилизм отчетливо проявляется в условиях, когда ребенок должен выполнять новые для него требования, в частности при переходе от дошкольного детства к школьному. Инфантильные дети двигательно расторможены, непоседливы, движения их порывисты, быстры, недостаточно скоординированны и четки.
В 1966 г М.С. Певзнер была предложена классификация задержки психического развития (ЗПР), включающая следующие клиническиеварианты:
1) психофизический
инфантилизм с недоразвитием
у детей эмоционально-волевой
сферы при сохранном интеллекте
(неосложненный гармонический
2) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;
3) психофизический
инфантилизм с недоразвитием
познавательной деятельности, осложненный
нейро-динамическими
4) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.
В последующие годы при обследовании детей, испытывающих трудности в обучении и обладающих слабовыраженными отклонениями в развитии, клинический диагноз ЗПР все чаще ставился в случаях, когда эмоционально-волевая незрелость сочеталась с недостаточным развитием познавательной сферы неолигофренической природы.
В качестве причин, приводящих к задержкам психического развития, М.С. Певзнер и Т.А. Власова выделили.
Неблагоприятное течение беременности, связанно
1) болезнями матери во время беременности;
2) хроническими
соматическими заболеваниями
3) токсикозами, особенно во второй половине беременности;
4) токсоплазмозом;
5) интоксикациями организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;
6) несовместимостью крови матери и младенца по резус-фактору.
Патология родов:
1) травмы вследствие
механического повреждения
2) асфиксия новорожденных и ее угроза.
Социальные факторы: педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные периоды.
Об умственной отсталости человека упоминалось еще в Талмуде. Однако только в 1905 г. была создана основа для диагностики и оценки умственной отсталости. Средний коэффициент интеллекта (IQ) у нормального человека составляет 100 баллов. Легкая умственная отсталость диагностируется при коэффициенте интеллекта от 50-55 до 70 баллов. В среднем умственно отсталым является один из 200 новорожденных детей. Дебильность - это задержка психического развития, относительно легкая степень олигофрении. Дебилы способны к обучению, иногда при хорошей механической памяти, усидчивости и сверхопеке родителей достигают неплохих результатов в учебе.
Умственная отсталость не является специфическим заболеванием. Поэтому нет единой причины этого нарушения, также различны течение и прогноз болезни. Только у 20-30% умственно отсталых людей удается установить причину умственной отсталости. Эти причины делят на три группы в зависимости от времени возникновения - пренатальный (внутриутробный), перинатальный (в период родов) и постнатальный (после рождения).
Пренатальные поражения делят на наследственную или приобретенную умственную отсталость. Основные причины приобретенной умственной отсталости: интоксикация или инфекция. Например, если мать в период беременности перенесла краснуху, то ребенок может родиться умственно отсталым. Опасны для плода и различные отравления, например, курение и употребление алкоголя, лекарств или наркотиков в период беременности. Влияние на плод оказывают и различные излучения. Частая причина дебильности - наследственные заболевания.
Частое осложнение при родах - это гипоксия. Она возникает в том случае, если ребенок появляется на свет с обмотанной вокруг шеи пуповиной или слишком поздно начинает дышать. Вследствие недостатка кислорода возможно поражение головного мозга, что может явиться причиной умственной отсталости ребенка.
Возможные причины умственной отсталости после рождения - различные инфекционные заболевания.
Беременные женщины должны избегать инфекционных заболеваний, не употреблять алкоголь, не курить, а лекарства принимать только по назначению врача.
Дебильность - легкая форма врожденного слабоумия, проявляется на 3-4 году жизни. Дебил может быть подвижным, упрямым и совершенно несносным. Он поддается внушению, подражает окружающим, но не способен логически мыслить, обладает слабой эрудицией и низким уровнем абстрактного мышления.
Информация о работе Шпаргалка по "Специальной психологии и педагогике"