Шпаргалки по психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:53, шпаргалка

Краткое описание

Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности.Термин психодиагностика появился в 1921 г. и принадлежит швейцарскому психологу Герману Роршаху. Психодиагностика прочно вошла в психологию после применения не тестирования, не психометрии, а проективных методов, которые не ставили прямого диагноза

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по психодиагностики.docx

— 98.00 Кб (Скачать файл)

- ребенок не умеет анализировать  свой внутренний мир критично  и ПМ облегчает те аспекты,  которые ребенок выразить не  может

- дети до 12 лет склонны  давать социально желаемые ответы  в опросниках

- ребенок быстро устанавливает  контакт, что позволяет провести  методику

Недостатки:

- валидность проблематична

- не существует стандартов

- субъективность интерпретации

- требуют широкой теоретической  подготовки

- трудоемки.

12 Методики высокого уровня  формализации. Опросники. Закрытые  и открытые опросники. Требования  к их построению.

К формализованным методикам  относятся тесты, опросники, проективная  техника и психофизиологические методики. Для них характерна жесткая  регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство  исследователя в деятельность испытуемого  и др.), стандартизация (наличие норм или других критериев оценки результатов), надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую  информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который  дает возможность количественно  и качественно сравнивать индивида с другими людьми.

ОПРОСНИКИ

Это такая группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений  Они предназначены для получения  данных со слов обследуемого Опросники  относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и  могут быть подразделены на опросники  личности и опросники-анкеты

Личностные опросники  можно рассматривать как стандартизированные  самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или  компьютерными. По характеру ответов  на вопросы они делятся на вопросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники).

В закрытых опросниках заранее  предусмотрены варианты ответов  на поставленный вопрос Испытуемый должен выбрать один из них Наиболее распространённым является двух- или трехальтернативный выбор ответов (например, "да, нет"; "да, нет, затрудняюсь ответить"). Как правило, в личностных опросниках не может быть "правильных" и "неправильных" ответов. Они лишь отражают меру согласия или несогласия испытуемого с тем или иным высказыванием. Достоинством закрытых вопросов является простота процедуры регистрации и обработки данных, четкая формализация оценивания, что важно при массовом обследовании. Вместе с тем такая форма ответа "огрубляет" информацию. Нередко у испытуемых возникают затруднения, когда необходимо принять категоричное решение.

Открытые опросники предусматривают  свободные ответы без каких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответ  по своему усмотрению. Стандартизация обработки достигается путём  отнесения произвольных ответов  к стандартным категориям. Открытые вопросники наряду с достоинствами (получение развернутой информации об испытуемом, проведение качественного  анализа ответов) имеют и определенные недостатки: сложность формализации ответов и их оценок, затруднения  в интерпретации результатов, громоздкость процедуры и большие затраты  времени

Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена также в виде шкалы измерений  В этом случае предполагается оценка тех или иных утверждений по выраженности в них качества, заложенного шкалой (например, трудный — легкий, хороший  — плохой). Обычно используется трех-, пяти- и семиточечные шкалы Испытуемый должен отметить степень выраженности оцениваемого качества.

По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники черт личности, опросники  типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники  ценностей, опросники установок.

Опросники-анкеты служат для  получения какой-либо информации о  человеке, не имеющей непосредственного  отношения к его психологическим  особенностям (например, для получения  данных об истории его жизни). Они  предполагают жестко фиксированный  порядок, содержание и форму вопросов, чёткое указание формы ответов. Ответы могут даваться опрашиваемым наедине  с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются прежде всего по содержанию и конструкции  задаваемых вопросов. Различают анкеты с открытыми вопросами (опрашиваемый высказывается в свободной форме), анкеты с закрытыми вопросами (все  варианты ответов заранее предусмотрены) и анкеты с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ  из числа приведённых или дать свой собственный). В анкетных опросах  часто комбинируют все варианты: открытые, закрытые, полузакрытые. Это  повышает обоснованность и полноту  информации. Прежде чем начать анкетный опрос, экспериментатор должен иметь  ответы на следующие вопросы:

1 выдержаны ли требования к языку опрашиваемого (может быть, для одного язык слишком труден, для другого, наоборот, примитивен);

2 все ли вопросы и варианты ответов понятны;

3 существует ли опасность утомить опрашиваемого;

4 нет ли опасности получения в основном социально желательных или стереотипных ответов;

5 не слишком ли много" вариантов ответов на вопрос;

6 все ли в порядке со стороны графического оформления анкеты, нет ли переносов в  смысловых  кусках  (например,  на  другую   страницу), чётко  ли  напечатан  текст инструкции, вопросы и ответы  Среди опросников-анкет в психодиагностических целях широко используются биографические анкеты, предназначенные для получения информации об истории жизни человека. Чаще всего эти вопросы касаются возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения по службе и других относительно объективных показателей. Они помогают собрать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов. Малоформализованные психологические методики, их характеристика. Значение методов данного типа в психодиагностической практике.

 

13  Малоформализованные методики — это наблюдения, беседы и интервью, анализ продуктов деятельности. Они дают ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации и формализации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и требуют большого профессионального мастерства и опыта психодиагноза.

14  Метод наблюдения - С  его помощью можно получить  обширную информацию о человеке. Научное наблюдение как психодиагностический метод характеризуется постановкой проблемы, выбором ситуаций для наблюдения, определением психологических качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения, разработанной системой фиксации и записи результатов. Другими словами, наблюдение как метод включает в себя цель наблюдения и схему наблюдения.Способы и формы описания наблюдения зависят от того, каков его характер -. Поисковый ИЛИ исследующий  
Беседа КАК метод психодиагностики имеет некоторые различия по форме И характеру организации.Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью. В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические.Определенные трудности в применении метода беседы возникают у психолога при работе с детьми. Психолог стремится к более естественным формам беседы (диагностическому интервью). В процессе беседы следует отмечать и такие моменты, как пауза, интонации, тон, темп речи и так далее.  
В психодиагностике существует еще один способ получения информации о человеке - это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. Под понятием «документальный источник» понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, творческие результаты в разных видах искусства, материалы средств массовой информации В психологической диагностике контент -. Анализ наиболее часто используется в качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных при других исследованиях. С его помощью подвергаются анализу речевые сообщения испытуемого, сопровождающие практически любые диагностические обследования, особенно при индивидуальной процедуре. Конкретно контент - анализ может применяться при обработке методов (например, ТАТ, методика Роршаха, методика «Завершение предложения»); интервью, содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого и тому подобное.

16.Архивный метод исследования- метод анализа продуктов деятельности. Здесь используется контент- анализ( анализ содержания текстовых  документов путём подсчёта частоты  появления определённых элементов  или кодифицированных признаков-  слов, фраз, высказываний). Выделяются  единицы содержания, подсчитывается  частота их употреблений. Преимущества  архивных исследований: 1.В современных  условиях доступны огромные объёмы  информации, обеспечивающие почти  неисчерпаемые возможности для  исследования (библиотеки, всевозможные  базы данных, интернет). 2.Архивные  исследования могут согласовываться  с результатами лабораторных  исследований, тем самым увеличивая  внешнюю валидность. 3.Так как  архивная информация уже зафиксирована,  она не «смутится» и не попытается  «предстать в лучшем свете»  перед исследователем. Недостатки  архивных исследований: 1. В имеющихся  данных важная информация может  отсутствовать или же не обладать  должной репрезентативностью. 2.При  отборе информации легко можно  ошибиться и отобрать информацию, только подтверждающую выдвинутую  гипотезу. 3.При анализе данных  при условии избыточного объёма  информации можно интерпретировать  информацию сквозь призму определённых  ожиданий.

17. Основные критерии оценки  психодиагностических методик. Прежде  чем психодиагностические методики  могут быть использованы для  практических целей, они должны  пройти проверку по ряду формальных  критериев, доказывающих их высокое  качество и эффективность. К  числу основных критериев оценки  психодиагностических методик относятся  надежность и валидность. Большой  вклад в разработку этих понятий  внесли зарубежные психологи  (А. Анастази, Е. Гизелли, Дж. Гилфорд, Л. Кронбах, Р. Торндайк, Е. Хаген и др.). Ими были разработаны формально-логический и математико-статистический аппарат (прежде всего корреляционный метод и фактический анализ) обоснования степени соответствия методик отмеченным критериям.В традиционной тестологии термин «надёжность» означает относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых. Надёжность методики – это критерий, который говорит о точности психологических измерений, то есть позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты. Свойства надёжности:  Воспроизводимость рез-тов исследования; Точность измерения;  Устойчивость результатов; Степень надёжности методик зависит от многих причин. Среди негативных факторов наиболее часто называются следующие: нестабильность диагностируемого свойства; несовершенство диагностических методик (небрежно составлена инструкция, задания по своему характеру разнородны, нечётко сформулированы указания по предъявлению методики испытуемым и т.д.); меняющаяся ситуация обследования (разное время дня, когда проводятся эксперименты, разная освещённость помещения, наличие или отсутствие посторонних шумов и т.д.); различия в манере поведения экспериментатора (от опыта к опыту по-разному предъявляет инструкции, по-разному стимулирует выполнение заданий и т.д.); колебания в функциональном состоянии испытуемого (в одном эксперименте отмечается хорошее самочувствие, в другом – утомление и т.д.); элементы субъективности в способах оценки и интерпретации результатов (когда ведётся протоколирование ответов испытуемых, оценивают ответы по степени полноты, оригинальности и т.д.). Одним из важнейших средств повышения надежности методики является единообразие процедуры обследования, его строгая регламентация: одинаковая обстановка, однотипный характер инструкций, одинаковые для всех временные ограничения, способы и особенности контакта с испытуемыми и так далее. На характеристику надёжности методик большое влияние оказывает исследуемая выборка. Она может, как снижать, так и завышать этот показатель, например, надежность, может быть искусственно завышена, если в выборке небольшой разброс результатов, т.е. если результаты по своим значениям близки друг к другу. Поэтому в руководстве обычно делается описание выборки, на котором определялась надёжность методики. В настоящее время надежность все чаще определяется на наиболее однородных выборках, т.е. на выборках, схожих по полу, возрасту, уровню образования, профессиональной подготовке и т.п. Разновидностей надёжности методик так же много, как и условий, влияющих на результаты диагностических испытаний. Так как все виды надёжности отражают степень согласованности двух независимо полученных рядов показателей, то математико-статистический приём, с помощью которого устанавливается надёжность методики, - это корреляции (по Пирсону или Спирмену). Надёжность тем выше, чем больше полученный коэффициент корреляции приближается к единице, и наоборот.

18. Вопрос о валидности решается после того, как установлена надежность, так как ненадежная методика не может быть валидной. Валидность теста – понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает (А. Анастази). Валидность по своей сути – это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова её действенность, эффективность, практическая полезность. По этой причине не существует какого-то единого универсального подхода к определению валидности. В зависимости от того, какую сторону валидности хочет рассмотреть исследователь, используются и разные способы доказательства. Другими словами, понятие валидности включает в себя разные ее виды, имеющие свой особый смысл. Проверка валидности методики называется валидизацией. Валидность – соответствие конкретного исследования принятым стандартам (безупречному эксперименту). Валидность в первом ее понимании имеет отношение к самой методике, т.е. это валидность измерительного инструмента. Такая проверка называется теоретической валидизацией. Валидность во втором ее понимании уже относится не столько к методике, сколько к цели ее использования. Это прагматическая валидизация. При теоретической валидизации исследователя интересует само свойство, измеряемое методикой. Так как для определения теоретической валидизации тяжело найти какой-нибудь независимый критерий, лежащий вне методики, и поэтому раньше принимались на веру голословные утверждения о валидности этой методики. Так как теоретическая валидизация направлена на доказательство того, что методика измеряет именно свойство, которое она должна измерить. Не столь сложно осуществить теоретическую валидизацию новой методики, если для измерения данного свойства уже имеется методика с известной, доказанной валидностью. Наличие корреляции между новой и аналогичной старой методиками указывает на то, что разработанная методика измеряет то же психологическое качество, что и эталонная. Для проверки теоретической валидности важно, с одной стороны, установить степень связи с родственной методикой (конвергентная валидность), а с другой – отсутствие этой связи с методиками, имеющими другое теоретической основание (дискриминантная валидность). Для проверки прагматической валидности используется независимый внешний критерий – показатель проявления изучаемого свойства в повседневной жизни. В качестве такого критерия могут выступать успеваемость (для тестов способностей к обучению, тестов достижений, тестов интеллекта), производственные достижения (для методик профессиональной направленности), эффективность реальной Деятельности – рисования, моделирования и так далее (для тестов специальных способностей), субъективные оценки (для тестов Личности).

Информация о работе Шпаргалки по психологии