Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:53, шпаргалка
Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности.Термин психодиагностика появился в 1921 г. и принадлежит швейцарскому психологу Герману Роршаху. Психодиагностика прочно вошла в психологию после применения не тестирования, не психометрии, а проективных методов, которые не ставили прямого диагноза
- ребенок не умеет
- дети до 12 лет склонны
давать социально желаемые
- ребенок быстро устанавливает
контакт, что позволяет
Недостатки:
- валидность проблематична
- не существует стандартов
- субъективность интерпретации
- требуют широкой теоретической подготовки
- трудоемки.
12 Методики высокого уровня
формализации. Опросники. Закрытые
и открытые опросники.
К формализованным методикам
относятся тесты, опросники, проективная
техника и психофизиологические
методики. Для них характерна жесткая
регламентация процедуры
ОПРОСНИКИ
Это такая группа психодиагностических
методик, в которой задания представлены
в виде вопросов и утверждений
Они предназначены для
Личностные опросники
можно рассматривать как
В закрытых опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос Испытуемый должен выбрать один из них Наиболее распространённым является двух- или трехальтернативный выбор ответов (например, "да, нет"; "да, нет, затрудняюсь ответить"). Как правило, в личностных опросниках не может быть "правильных" и "неправильных" ответов. Они лишь отражают меру согласия или несогласия испытуемого с тем или иным высказыванием. Достоинством закрытых вопросов является простота процедуры регистрации и обработки данных, четкая формализация оценивания, что важно при массовом обследовании. Вместе с тем такая форма ответа "огрубляет" информацию. Нередко у испытуемых возникают затруднения, когда необходимо принять категоричное решение.
Открытые опросники
Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена также в виде шкалы измерений В этом случае предполагается оценка тех или иных утверждений по выраженности в них качества, заложенного шкалой (например, трудный — легкий, хороший — плохой). Обычно используется трех-, пяти- и семиточечные шкалы Испытуемый должен отметить степень выраженности оцениваемого качества.
По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок.
Опросники-анкеты служат для
получения какой-либо информации о
человеке, не имеющей непосредственного
отношения к его
1 выдержаны ли требования к языку опрашиваемого (может быть, для одного язык слишком труден, для другого, наоборот, примитивен);
2 все ли вопросы и варианты ответов понятны;
3 существует ли опасность утомить опрашиваемого;
4 нет ли опасности получения в основном социально желательных или стереотипных ответов;
5 не слишком ли много" вариантов ответов на вопрос;
6 все ли в порядке со стороны графического оформления анкеты, нет ли переносов в смысловых кусках (например, на другую страницу), чётко ли напечатан текст инструкции, вопросы и ответы Среди опросников-анкет в психодиагностических целях широко используются биографические анкеты, предназначенные для получения информации об истории жизни человека. Чаще всего эти вопросы касаются возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения по службе и других относительно объективных показателей. Они помогают собрать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов. Малоформализованные психологические методики, их характеристика. Значение методов данного типа в психодиагностической практике.
13 Малоформализованные методики — это наблюдения, беседы и интервью, анализ продуктов деятельности. Они дают ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации и формализации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и требуют большого профессионального мастерства и опыта психодиагноза.
14 Метод наблюдения - С
его помощью можно получить
обширную информацию о
Беседа КАК метод психодиагностики имеет
некоторые различия по форме И характеру
организации.Одним из наиболее распространенных
видов беседы является интервью. В зависимости
от целевого назначения интервью разделяют
на диагностические и клинические.Определенные
трудности в применении метода беседы
возникают у психолога при работе с детьми. Психолог
стремится к более естественным формам
беседы (диагностическому интервью). В
процессе беседы следует отмечать и такие
моменты, как пауза, интонации, тон, темп
речи и так далее.
В психодиагностике существует еще один
способ получения информации о человеке
- это количественно-качественный анализ
документальных и материальных источников,
позволяющий изучать продукты человеческой
деятельности. Под понятием «документальный
источник» понимаются письма, автобиографии,
дневники, фотографии, записи на кинопленке,
творческие результаты в разных видах
искусства, материалы средств массовой
информации В психологической диагностике
контент -. Анализ наиболее часто используется
в качестве вспомогательного метода или
процедуры обработки данных, полученных
при других исследованиях. С его помощью
подвергаются анализу речевые сообщения
испытуемого, сопровождающие практически
любые диагностические обследования,
особенно при индивидуальной процедуре. Конкретно
контент - анализ может применяться при
обработке методов (например, ТАТ, методика
Роршаха, методика «Завершение предложения»);
интервью, содержания бесед, другой речевой
и письменной продукции испытуемого и
тому подобное.
16.Архивный метод
17. Основные критерии оценки
психодиагностических методик.
18. Вопрос о валидности решается после того, как установлена надежность, так как ненадежная методика не может быть валидной. Валидность теста – понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает (А. Анастази). Валидность по своей сути – это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова её действенность, эффективность, практическая полезность. По этой причине не существует какого-то единого универсального подхода к определению валидности. В зависимости от того, какую сторону валидности хочет рассмотреть исследователь, используются и разные способы доказательства. Другими словами, понятие валидности включает в себя разные ее виды, имеющие свой особый смысл. Проверка валидности методики называется валидизацией. Валидность – соответствие конкретного исследования принятым стандартам (безупречному эксперименту). Валидность в первом ее понимании имеет отношение к самой методике, т.е. это валидность измерительного инструмента. Такая проверка называется теоретической валидизацией. Валидность во втором ее понимании уже относится не столько к методике, сколько к цели ее использования. Это прагматическая валидизация. При теоретической валидизации исследователя интересует само свойство, измеряемое методикой. Так как для определения теоретической валидизации тяжело найти какой-нибудь независимый критерий, лежащий вне методики, и поэтому раньше принимались на веру голословные утверждения о валидности этой методики. Так как теоретическая валидизация направлена на доказательство того, что методика измеряет именно свойство, которое она должна измерить. Не столь сложно осуществить теоретическую валидизацию новой методики, если для измерения данного свойства уже имеется методика с известной, доказанной валидностью. Наличие корреляции между новой и аналогичной старой методиками указывает на то, что разработанная методика измеряет то же психологическое качество, что и эталонная. Для проверки теоретической валидности важно, с одной стороны, установить степень связи с родственной методикой (конвергентная валидность), а с другой – отсутствие этой связи с методиками, имеющими другое теоретической основание (дискриминантная валидность). Для проверки прагматической валидности используется независимый внешний критерий – показатель проявления изучаемого свойства в повседневной жизни. В качестве такого критерия могут выступать успеваемость (для тестов способностей к обучению, тестов достижений, тестов интеллекта), производственные достижения (для методик профессиональной направленности), эффективность реальной Деятельности – рисования, моделирования и так далее (для тестов специальных способностей), субъективные оценки (для тестов Личности).