31. Психологическая диагностика
отдельных свойств и состояний
личности(характеристика некоторых
методик). Значительными возможностями
в исследовании индивидуальности личности
обладают проекционные методики. «Агрессивное
поведение» Е.П. Ильин, П.А. Ковалев. Методика
предназначена для выявления склонности
респондента к определенному типу агрессивного
поведения. Инструкция. Перед испытуемым
ряд утверждений. Нужно определить, насколько
он согласен с каждым из них. Если испытуемый
согласен с утверждением, нужно выбрать
ответ: «Да», если не согласен – «Нет».Сам
опросник включает в себя 40 утверждений,
таких, например, как: Я не могу удержаться
от грубых слов, если кто-то не согласен
со мной. Иногда я сплетничаю о людях, которых
не люблю. Я никогда не раздражаюсь настолько,
чтобы кидаться предметами. Я редко даю
сдачи, если меня ударят. Подчас я требую
в резкой форме, чтобы уважали мои права.
Затем по ключу обрабатываются результаты,
подсчитывается количество баллов, за
каждое совпадение с ключом начисляется
1 балл. Несдержанность диагностируется,
если набрано более 20 баллов. Определение
направленности личности (Б. Басса).
Для определения личностной направленности
в настоящее время используется ориентационная
анкета, впервые опубликованная
Б. Бассом в 1967 г. Анкета состоит из 27 пунктов-
суждений, по каждому из которых возможны
три варианта ответов, соответствующие
трем видам направленности личности. Респондент
должен выбрать один ответ, который в наибольшей
степени выражает его мнение или соответствует
реальности, и еще один, который, наоборот,
наиболее далек от его мнения или же наименее
соответствует реальности. Ответ "наиболее"
получает 2 балла, "наименее" - 0, оставшийся
невыбранным - 1 балл. Баллы, набранные
по всем 27 пунктам, суммируются для каждого
вида направленности отдельно. С помощью
методики выявляются следующие направленности:
1. Направленность на себя (Я) - ориентация
на прямое вознаграждение и удовлетворение,
агрессивность в достижении статуса, властность,
склонность к соперничеству, раздражительность,
тревожность, интровертированность. 2.
Направленность на общение (О) - стремление
при любых условиях поддерживать отношения
с людьми, ориентация на совместную деятельность.
3. Направленность на дело (Д) - заинтересованность
в решении деловых проблем, выполнение
работы как можно лучше. Методика «ТиД»(автор:
Чарльз Спилбергер). Методика позволяет
выявить состояние тревожности и депрессии,
обусловленное неуравновешенностью нервных
процессов. Исследование коллективное
или индивидуальное. Тестируемых просят
ответить на серию вопросов, которые помогут
выяснить их самочувствие. Если состояний,
указанных в вопросе, у испытуемого никогда
не было, нужно поставить 5 баллов; если
встречаются очень редко- 4 балла; если
бывают временами- 3 балла; если они бывают
часто- 2 балла; если почти постоянно или
всегда- 1 балл. Вопросник включает в себя
20 вопросов, таких, например, как: Замечаете
ли вы, что стали более медлительным и
вялым, что нет прежней энергичности? Вам
трудно бывает заснуть, если вас что-нибудь
тревожит? Чувствуете ли вы себя подавленным
и угнетенным? Затем проставленные тестируемыми
баллы принмают определённые числовые
значения, которые указаны в таблице- ключе.
По значениям, указанным в таблицах, балл
самочувствия заменяется диагностическим
коэффициентом. Вслед за перекодировкой
подсчитывают алгебраическую сумму (с
учетом положительного или отрицательного
знака) диагностических коэффициентов
для каждой шкалы отдельно. Алгебраическая
сумма коэффициентов, большая +1,28, свидетельствует
о хорошем психическом состоянии. Сумма,
меньшая –1,28, говорит о выраженной психической
напряженности, тревожности, депрессии.
Промежуточные значения (от –1,28 до +1,28)
говорят о неопределенности данных. Личностный
опросник Г.Айзенка. Инструкция: Испытуемым
предлагается ответить на вопросы, касающиеся
особенностей их поведения. Нужно оценить
себя мысленно, согласны они или не согласны
с предлагаемым суждением. Опросник включает
в себя 57 вопросов, таких, как: Часто ли
вы испытываете тягу к новым впечатлениям,
к тому, чтобы "встряхнуться", испытать
возбуждение? Часто ли вы нуждаетесь в
друзьях, которые могут вас ободрить или
утешить? Вы считаете себя человеком беззаботным?
Затем по ключу обрабатываются результаты,
подсчитывается количество баллов, за
каждое совпадение с ключом начисляется
1 балл. Подсчитайте сумму баллов по трем
показателям (А, Б, В) в отдельности. Показатель
А (искренность ответов). Показатель
Б (экстраверсия, степень общительности,
зависимости поведения от мнения окружающих,
умение приспосабливаться к новым условиям).
Показатель В (нейротизм, степень эмоциональной
чувствительности, возбудимости). Если
по шкале А получено более 4 баллов - результаты
считаются недостоверными, так как ответы
были неискренни. Для определения типа
темперамента нужно найти точку в пространстве
по двум координатам: Показатель Б по горизонтальной
оси, показатель В - по вертикальной оси.
Если точка попадает на ось (один из показателей
равен 12), то проявляется промежуточный
темперамент, умеренно выраженый или коммуникативная
направленность (показатель Б), или возбудимость
(показатель В). Чем ближе точка расположена
к центру круга (показатели Б и В имеют
значение от 6 до 18), тем более адаптивно
поведение, то есть черты темперамента
проявляются не в крайней степени, их легко
контролировать. Чем больше значения приближаются
к максимальным или минимальным, тем тяжелее
человеку корректировать своё поведение,
так как черты темперамента проявляются
достаточно сильно. «Коммуникативные
и организаторские склонности» В.В. Синявский,
В.А. Федорошин (КОС). Инструкция: на каждый
вопрос следует ответить «да» или «нет».
Если испытуемый затрудняется в выборе
ответа, необходимо все-таки склониться
к соответствующей альтернативе (+) или
(-). Опросник содержит 40 вопросов, таких,
как: Много ли у Вас друзей, с которыми
Вы постоянно общаетесь? Часто ли Вам удается
склонить большинство своих товарищей
к принятию ими Вашего мнения? Долго ли
Вас беспокоит чувство обиды, причиненное
Вам кем-то из Ваших товарищей? Затем подсчитывается
количество совпадающих с ключом ответов
по каждому разделу методики, затем вычисляются
оценочные коэффициенты отдельно для
коммуникативных и организаторских способностей
по формуле: К = 0,05 . С, где К - величина оценочного
коэффициента; С – количество совпадающих
с ключом ответов. Показатели, близкие
к 1 говорят о высоком уровне коммуникативных
и организаторских способностях, близкие
к 0 - о низком уровне. Первичные показатели
коммуникативных и организаторских способностей
могут быть представлены в виде оценок,
свидетельствующих о разных уровнях изучаемых
способностей. Испытуемые, получившие
оценку 1, характеризуются низким уровнем
проявления коммуникативных и организаторских
склонностей. Испытуемым, получившим
оценку 2, коммуникативные и организаторские
склонности присущи на уровне ниже среднего.
Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен
средний уровень проявления коммуникативных
и организаторских склонностей. Испытуемые,
получившие оценку 4, относятся к группе
с высоким уровнем проявления коммуникативных
и организаторских склонностей. Испытуемые,
получившие высшую оценку - 5, обладают
очень высоким уровнем проявления коммуникативности
и организаторских склонностей.