19. Валидность теста –
понятие, указывающее нам, что
тест измеряет и насколько
хорошо он это делает (А. Анастази).
Валидность по своей сути – это комплексная
характеристика, включающая, с одной стороны,
сведения о том, пригодна ли методика для
измерения того, для чего она была создана,
а с другой стороны, какова её действенность,
эффективность, практическая полезность.
Эмпирическая валидность. Если в случае
с содержательной валидностью оценка
теста производится за счет экспертов
(устанавливающих соответствие заданий
теста содержанию предмета измерения),
то эмпирическая валидность измеряется
всегда с помощью статистического коррелирования:
подсчитывается корреляция двух рядов
значений - баллов по тесту и показателей
по внешнему параметру, избранному в качестве
критерия валидности. Конструктная валидность.
Конструктная валидность имеет отношение
к теоретическому конструкту самому по
себе и включает в себя поиск факторов,
объясняющих поведение при выполнении
теста. Как особый тип конструктная валидность
канонизирована в статье Кронбаха и Миля
(1955). Авторы оценивали с помощью этого
типа валидности все тестовые исследования,
которые не были прямо направлены на предсказание
некоторых значимых критериев. Исследование
содержало информацию о психологических
конструктахл. Валидность "по содержанию".
Содержательная валидность требует того,
чтобы каждое задание, задача или вопрос,
принадлежащие к определенной области,
имели равные шансы стать заданиями теста.
Валидность по содержанию оценивает соответствие
содержания теста (заданий, вопросов) измеряемой
области поведения. Тесты, составленные
двумя командами разработчиков, проводятся
на выборке испытуемых. Надежность тестов
подсчитывается путем расщепления заданий
на две части, в результате чего получают
индекс содержательной валидности. "Прогностическая"
валидность. "Прогностическая" валидность
определяется также по достаточно надежному
внешнему критерию, но информация по нему
собирается некоторое время спустя после
испытания. Внешним критерием обычно бывает
выраженная в каких-нибудь оценках способность
человека к тому виду деятельности, для
которой он отбирался по результатам диагностических
испытаний. Хотя этот прием наиболее соответствует
задаче диагностических методик — предсказанию
будущей успешности, применять его очень
трудно. Точность прогноза находится в
обратной зависимости от времени, заданного
для такого прогнозирования. Чем больше
проходит времени после измерения, тем
большее количество факторов требуется
учитывать при оценке прогностической
значимости методики. Однако учесть все
факторы, влияющие на предсказание, практически
невозможно. "Ретроспективная" валидность.
Она определяется на основе критерия,
отражающего события или состояние качества
в прошлом. Может быть использована для
быстрого получения сведений о предсказательных
возможностях методики. Так, для проверки
того, в какой мере хорошие результаты
теста способностей соответствуют быстрому
обучению, можно сопоставить прошлые оценки
успеваемости, прошлые экспертные заключения
и т.д. у лиц с высокими и низкими на данный
момент диагностическими показателями.
Конвергентная и дискриминантная валидность.
От того, как психолог определяет диагностический
конструкт, зависит стратегия включения
в тест определенных пунктов. Если Айзенк
определяет свойство «нейротизм» как
независимое от экстраверсии-интроверсии,
то это означает, что в его опроснике примерно
поровну должны быть представлены пункты,
с которыми будут соглашаться невротичные
интроверты и невротичные экстраверты.
Если же на практике окажется, что в тесте
будут преобладать пункты из квадранта
«Нейротизм-Интроверсия», то, с точки зрения
теории Айзенка, это означает, что фактор
«нейротизм» оказывается нагруженным
иррелевантным фактором - «интроверсией».
(Точно такой же эффект возникает, если
появится перекос в выборке - если в ней
будет больше невротичных интровертов,
чем невротичных экстравертов.). Для того
чтобы не сталкиваться с такими сложностями,
психологи хотели бы иметь дело с такими
эмпирическими показателями (пунктами),
которые однозначно информируют только
об одном факторе. Но это требование реально
никогда не выполняется: всякий эмпирический
показатель оказывается детерминированным
не только тем фактором, который нам нужен,
но и другими - иррелевантными задаче измерения.
Таким образом, по отношению к факторам,
которые концептуально определяются как
ортогональные к измеряемому (встречающиеся
с ним во всех комбинациях), составитель
теста должен при отборе пунктов применить
стратегию искусственного балансирования.
Соответствие пунктов измеряемому фактору
обеспечивает конвергентную валидность
теста. Сбалансированность пунктов относительно
иррелевантных факторов обеспечивает
дискриминантную валидностъ. Эмпирически
она выражается в отсутствии значимой
корреляции с тестом, измеряющим концептуально
независимое свойство.
20. Требования к построению
и проверке психодиагностических
методик. Создание и проверка
психодиагностических методик —
весьма сложное и долгое дело.
Каждый метод, результатам которого
можно всерьез доверять, должен
отвечать требованиям валидности,
стандартности и надежности. Как отмечает
А. Анастази (1982), стандартизация - это единообразие
процедуры проведения и оценки выполнения
теста. Таким образом, стандартизация
рассматривается в двух планах: как выработка
единых требований к процедуре эксперимента
и как определение единого критерия оценки
результатов диагностических испытаний.
Стандартизация отличается от любой другой
исследовательской методики тем, что она
стандартизирована. Стандартизация процедуры
эксперимента подразумевает унификацию
инструкций, бланков обследования, способов
регистрации результатов, условий проведения
обследования. К числу требований, которые
необходимо соблюдать при проведении
эксперимента, можно, например, отнести
такие: 1) инструкции следует сообщать
испытуемым одинаковым образом, как правило,
письменно; в случае устных указаний они
даются в разных группах одними и теми
же словами, понятными для всех, в одинаковой
манере; 2) ни одному испытуемому не следует
давать никаких преимуществ перед другими;
3) в процессе эксперимента не следует
давать отдельным испытуемым дополнительные
пояснения; 4) эксперимент с разными группами
следует проводить в одинаковое по возможности
время дня, в сходных условиях; 5) временные
ограничения в выполнении заданий для
всех испытуемых должны быть одинаковыми
и т. д. Обычно авторы методики в руководстве
приводят точные и подробные указания
по процедуре ее проведения. Формулирование
таких указаний составляет основную часть
стандартизации новой методики, так как
только строгое их соблюдение дает возможность
сравнить между собой показатели, полученные
разными испытуемыми. Другим наиболее
важным этапом в стандартизации методики
является выбор критерия, по которому
следует проводить сравнение результатов
диагностических испытании, поскольку
диагностические методики не имеют заранее
определенных стандартов успешности или
неудачи в их выполнении.
21. Завершением любой исследовательской
работы является представление
результатов: в той форме, которая
принята научным сообществом.
Описание результатов исследования –
это не только удобное для читателя графическое
и табличное представление данных, но
и текстовое описа-
ние замеченных тенденций и
закономерностей. Табличный способ изображения
данных позволяет представить качественные
и количественные данные с кратким обхяснительным
текстом. Этот тектст- это название таблицы,
раскрывающее связь между числовыми рядами
и внутренними заголовками таблицы( указывающие
измеряемые признаки, место, время, единицы
измерения и т.д.). Графическое представление
результатов. Графическое представление
результатов психологического исследования
имеет ряд несомненных преимуществ перед
табличным (цифровым) материалом в тех
случаях, когда речь идет о докладах, научных
отчетах и сообщениях, диссертационных
работах и т. д. Графическое представление
наиболее наглядно, оно позволяет визуально
представить полученные закономерности,
связи и пр. В основе графического представления
лежат составленные заранее таблицы сгруппированных
частот. Первый вид представления – построение
столбчатых диаграмм (иначе, гистограмм)
распределения признака. Вместо диаграмм
можно использовать построение полигона
распределения. В этом случае распределение
отображается в виде точек, соединенных
друг с другом прямыми линиями.
22. Особенности психодиагностики
детей дошкольного возраста. Целью психодиагностики
является постановка психологического
диагноза, т.е. оценка наличного психического
состояния человека. Дети дошкольного
возраста обладают рядом психологических
и поведенческих особенностей, знание
которых необходимо для того, чтоб получать
достоверные результаты в процессе их
психодиагностического обследования.
К этим особенностям, прежде всего, относится
сравнительно низкий уровень сознания
и самосознания. У большинства дошкольников
такие познавательные процесс как внимание,
память, восприятие, воображение и мышление
находится на сравнительно низком уровне
развития. Чтобы правильно судить об уровне
развития, достигнутом ребенком, необходимо
тестовые психодиагностические задания
подбирать таким образом, чтобы они одновременно
были рассчитаны как на произвольный,
так и непроизвольный уровень регуляции
когнитивной сферы. Это позволяет адекватно
оценить, с одной стороны, степень произвольности
познавательных процессов, а с другой
стороны - реальный уровень их развития
в том случае, если они еще не являются
произвольными. У детей 3-6 лет уже есть
элементы произвольности в управлении
своими познавательными процессами. Но
основная часть детей этого возраста характеризуется
преобладанием непроизвольных познавательных
процессов, на них и опирается ребенок,
познавая окружающий мир. Дети - дошкольники
очень слабо осознают собственные личностные
качества и не могут правильно оценить
свое поведение. Начиная с 4-х - 6 лет, дети
уже могут оценить себя как личность, но
в ограниченных пределах. Поэтому здесь
рекомендуют обращаться к методу внешней
экспертной оценки, используя в качестве
экспертов взрослых людей, хорошо знающих
данного ребенка. Также для детей - дошкольников
не вполне годятся личностные опросники,
содержащие в себе прямые суждения самооценочного
типа. Если речь идет о косвенных суждениях,
то они также не должны включать в себя
особенности психологии поведения, которое
ребенок еще недостаточно хорошо осознает.
Вообще, использование подобных опросников
в психодиагностических целях дошкольном
возрасте следует свести к минимуму, и
если обращение к ним неизбежно, то каждый
вопрос необходимо подробно и доступно
объяснять ребенку. Дошкольники лишь тогда
будут в процессе психодиагностики демонстрировать
свои способности, т.е. показывать результаты,
правильно отражающие уровень их психического
развития, когда сами методики и имеющиеся
в них задания вызывают и поддерживают
к себе на протяжении всего времени интерес
ребенка. Как только непосредственный
интерес ребенка к выполненному заданию
утрачивается, он перестает проявлять
те способности и задатки, которыми реально
обладает. Поэтому, если мы хотим выявить
действительный уровень психологического
развития ребенка и его возможности, например,
зону потенциального развития, необходимо
заранее, составляя инструкцию и методику,
позаботиться о том, чтобы все это вызывало
со стороны ребенка непроизвольное внимание
и было достаточно интересно для него.
Наконец, следует учитывать особенности
самих непроизвольных познавательных
процессов, к примеру, непостоянство непроизвольного
внимания и повышенную утомляемость детей
данного возраста. Поэтому серию тестовых
заданий не следует делать слишком длинной,
требующей большого количества времени.
Оптимальным для детей дошкольного возраста
считается время выполнения тестовых
заданий, находящихся в пределах от одной
до десяти минут, причем, чем меньше возраст
ребенка, тем более коротким оно должно
быть. Наилучшие психодиагностические
результаты можно получить, наблюдая за
детьми в процессе занятия ведущей для
данного возраста деятельностью - игрой.
Для проведения диагностики необходима
отдельная комната, в которой никто не
помешает работе с ребенком. Внешний вид
комнаты имеет большое значение. Чем меньше
она похожа на официальный кабинет, тем
свободнее почувствует себя ребенок. Подходящую
обстановку создадут детские рисунки,
поделки и книжки с картинками, которые
ребенку можно будет рассмотреть перед
обследованием. Яркие, необычные предметы
или привлекательные игрушки нежелательны,
поскольку они могут отвлекать внимание
ребенка от предложенных заданий. Перед
началом обследования экспериментатор
должен подготовить все материалы методик,
но расположить их так, чтобы они не были
видны ребенку. Важное условие психодиагностики
- приспособление к индивидуальным особенностям
ребенка: его темпу, уровню утомляемости,
колебаниям мотивации и т.д. В случае быстрого
утомления можно сделать перерыв и поговорить
с ребенком или дать ему возможность встать,
походить, поиграть с ним в мяч и сделать
несколько физкультурных упражнений.
В целом обследование может занимать от
30 до 60 минут. Забирая ребенка на диагностику,
надо иметь в виду, что он не должен быть
оторван от интересного для него занятия
и приведен против своей воли. В этом случае
результаты исследования могут оказаться
недостоверными. Установление доброжелательного
контакта и хорошего взаимопонимания
между ребенком и экспериментатором -
необходимое условие для получения достоверных
результатов.
23. Характеристика психодиагностических
методов используемых в работе
с дошкольниками. Рассмотрим особенности
применения некоторых методов
исследования детей- дошкольников.
Одним из видов психологического
эксперимента являются тесты.
Тест- это система специально
подобранных заданий, которые
предлагают детям в строго
определенных условиях. За выполнение
каждого задания ребенок получает
оценку в баллах. Оценка должна
быть объективной и не зависеть
от личного отношения экспериментатора.
Предварительно для каждой возрастной
группы определяются возрастные
нормы выполнения каждого задания
(т.е. какой балл соответствует
трех-,четырех- или шестилетнему
возрасту). Сравнение результатов,
показанных ребенком, с возрастной
нормой позволяет определить, нормально
ли для своего возраста развит
ребенок или его развитие отклоняется
от нормы (отстает или опережает). Важной особенностью практического
применения тестов является привыкание
к тестам, а также относительная изменчивость,
не постоянство их результатов. Если один
и тот же тест применять повторно несколько
раз подряд, то со временем дети могут
настолько привыкнуть к нему, что начнут
механически, не задумываясь, отвечать
на него или, напротив, ради интереса преднамеренно
изменять свои ответы, чтобы не повторяться.
У многих детей при заполнении тестов-
опросников быстро наступает утомление
от монотонной и однообразной деятельности,
они невольно начинают изменять свои ответы
или тестируемые действия, чтобы избавиться
от пресыщения. Для того чтобы не происходило
вызванных пресыщением измерений результатов
тестирования, не рекомендуется пользоваться
одним и тем же тестом несколько раз подряд.
Кроме того, между очередными тестированиями
должен быть достаточно большой интервал
времени. Непостоянство результатов
тестирования может быть вызвано и другими
причинами, например изменением внутренних
(настроение, психологическое состояние
испытуемого, его физическое самочувствие
и т. п.) или внешних (обстановка, инструкция,
поведение экспериментатора и т. д.) условий
проведения исследования. Все эти факторы
необходимо принимать в расчет в выводах
о ребенке, делаемых на основе его тестирования.
Метод наблюдения- один из главных в работе
с детьми. Всякое наблюдение необходимо
вести целенаправленно, по определенной
программе, по плану. Прежде чем начать
наблюдение за тем, что и как делают дети,
необходимо установить цель наблюдения,
ответить на вопросы о том, ради чего оно
осуществляется, и какие результаты в
конечном итоге должно будет дать. Затем
необходимо составить программу наблюдения,
разработать план, рассчитанный на то,
чтобы привести исследователя к желаемой
цели. Для того, чтобы получить результаты,
необходимые для обобщения, наблюдение
должно вестись более или менее регулярно.
Интервалы, которыми должно проводиться
наблюдение за детьми, зависят от их возраста.
Чем более ранний возраст мы берем,
тем меньше должен быть интервал времени
между очередными наблюдениями. Вести
наблюдение за детьми, с одной стороны
проще, чем за взрослыми, так как ребенок
под наблюдением обычно более естественен,
не играет специальных социальных ролей,
свойственных взрослым. С другой стороны,
дети, особенно дошкольники, обладают
повышенной откликаемостью и недостаточно
устойчивым вниманием, часто отвлекаются
от выполняемого дела. Поэтому в исследовательской
работе с детьми рекомендуется иногда
применять скрытое наблюдение, рассчитанное
на то, чтобы во время наблюдения ребенок
не видел взрослого, наблюдающего за ним.
Метод наблюдения имеет ряд неоспоримых
достоинств. Он позволяет развернуть перед
нами конкретную жизнь ребенка, дает много
живых, интересных фактов, позволяет исследовать
ребенка в естественных условиях его жизни.
Но этот метод имеет ряд недостатков,
главный из которых - его чрезвычайная
трудоемкость. Он требует высокой психологической
образованности исследователя и огромных
затрат времени, которые вовсе не гарантируют
получение фактов. Кроме основных методов
исследования детей используются вспомогательные
методы. К ним относятся анализ результатов
детской деятельности (рисунков, поделок,
сочиненных детьми сказок и пр.) и метод
беседы (или интервью).Особенно широко
используется анализ детских рисунков.
В детских рисунках отражаются эмоциональное
состояние ребенка, особенности восприятия
окружающих людей и предметов, характер
отношений с окружающими. При интерпретации
рисунков обязательно надо учитывать
изобразительный опыт «художника», так
как графическая деятельность детей может
быть плохо сформирована. Наличие или
отсутствие изобразительных навыков,
использование стереотипов, шаблонов,
возрастные особенности- все это существенно
влияет на диагностический портрет личности.
Интерпретация детских рисунков требует
высокой квалификации и большого опыта
работы с этим материалом. Кроме того,
она никогда не может быть определенной
и однозначной и всегда предполагает некоторый
субъективизм исследователя. Поэтому
в серьезных исследованиях этот метод
может использоваться только как вспомогательный.
Метод беседы можно использовать в работе
с детьми, начиная с 4 лет, когда они уже
достаточно хорошо владеют речь, но в весьма
ограниченных пределах. Дело в том, что
дети дошкольного возраста еще не могут
выразить в словах свои мысли и переживания,
поэтому их ответы обычно бывают краткими,
формальными и воспроизводящими слова
взрослого. Трудности могут быть вызваны
тем, что ребенок не всегда правильно понимает
адресованные ему вопросы. Применение
беседы в психодиагностических целях
нередко затруднено или вообще невозможно
из-за недостаточного уровня развития
самосознания детей. Так, например, большинство
детей вплоть до старшего школьного возраста
не в состоянии правильно оценивать мотивы
своих поступков. Дети дошкольного и младшего
школьного возраста не осознают у себя
многие черты характера и зачастую
бессмысленно напрямую спрашивать их
о том, какие качества личности им присущи.
Наилучшие психодиагностические результаты
можно получить, наблюдая за детьми в процессе
занятия ведущей для данного возраста
деятельностью - игрой.
24.Психодиагностика аффективно-
эмоциональной сферы дошкольников.
Для выявления изменений в эмоционально-аффективной
сфере можно использовать различные рисуночные
методики, например, методику «Нарисуй
человека», «Рисунок семьи» или «Дом, дерево,
человек», с помощью которых хорошо диагностируется
тревожность и наличие агрессивных тенденций.
Рассмотрим данные методики поподробнее.
ТЕСТ "НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА"- самый известный
из рисуночных тестов. Разработан К.Маховер
в 1946г. Цель методики- определение индивидуальных
особенностей личности ребенка. Инструкция:
нужно нарисовать человека, какого ребёнок
захочет". Если ребенок отказывается,
надо постараться его убедить. На все уточняющие
вопросы ребенка отвечать уклончиво, например:
"Ты начни, а дальше легче будет".
После того как рисунок завершен, исследователь
должен спросить у ребенка, все ли он нарисовал,
а затем перейти к заключительной беседе,
которая строится на основании рисунка,
его особенностей и анализа элементов,
в процессе которой исследователь может
прояснить все неясные моменты рисунка.
С помощью беседы, благодаря выражению
испытуемым отношений, чувств, переживаний,
исследователь может получить уникальную
информацию, касающуюся актуального эмоционального,
психологического состояния испытуемого.
Беседа может включать вопросы: кто этот
человек? где он живет? есть ли у него друзья?
чем он занимается? добрый он или злой?
на кого он смотрит? кто смотрит на него?
Все вопросы, реплики, стирания и дополнения
рисунка, а также время рисования фиксируются
в протоколе. Интерпретация строится на
последовательном анализе следующей информации:
1) кто изображен; 2) что он делает в данный
момент, по словам автора; 3) пропорциональность
фигуры и особенности изображения отдельных
частей, расположение на листе; 4) декорирование
и окраска; 5) наличие дополнительных аксессуаров;
6) качество линий (нажим, равномерность
и пр.); 7) о чем говорил ребенок при беседе.
Невротичное поведение и чувство неполноценности
могут выражаться в том, что на рисунке
будет изображена маленькая фигурка, часто
- в нижней части листа, с крошечными ступнями;
или властная фигура одного из родителей
преувеличенных размеров. Эти качества
могут выражаться и в чрезмерной штриховке,
в откровенном изображении гениталий,
в сокрытии генитальной области, в спутанной
сексуальной роли, в акцентировании внимания
на руках или упущении рук или кистей,
в изображении темных облаков и затемненного
солнца. Методика «Рисунок семьи». Для
работы необходимо использовать лист
белой бумаги 15x20 см или 21x29 см, ручку, карандаш,
ластик. Инструкция 1 к тесту «Рисунок
семьи»: «Нарисуй свою семью». При этом
не рекомендуется объяснять, что означает
слово «семья», а если возникают вопросы
«что нарисовать?», следует лишь еще раз
повторить инструкцию. При индивидуальном
обследовании время выполнения задания
обычно длится около 30 минут. При групповом
выполнении теста время чаще ограничивают
в пределах 15-30 минут. Применение теста
предполагает использование дополнительных
заданий, выраженных в следующих инструкциях:
Инструкция 2. «Нарисуй свою семью, где
все заняты обычным делом». Инструкция
3. «Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь».
Инструкция 4. «Нарисуй свою семью, где
каждый член семьи изображен в виде фантастического
(несуществующего) существа». Инструкция
5. «Нарисуй свою семью в виде метафоры,
некоего образа, символа, который выражает
особенности вашей семьи». При индивидуальном
тестировании следует отмечать в протоколе:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 с; в) стирание деталей;
г) спонтанные комментарии ребенка; д)
эмоциональные реакции и их связь с изображаемым
содержанием. После выполнения задания
следует стремиться получить максимум
дополнительной информации (вербальным
путем). Обычно задаются следующие вопросы:
1. Скажи, кто тут нарисован? 2. Где они находятся?
3. Что они делают? Кто это придумал? 4. Им
весело или скучно? Почему? 5. Кто из нарисованных
людей самый счастливый? Почему? 6. Кто
из них самый несчастный? Почему? Последние
два вопроса провоцируют ребенка на открытое
обсуждение чувств, что не каждый ребенок
склонен делать. Поэтому, если он не отвечает
на них или отвечает формально, не следует
настаивать на эксплицитном (явном) ответе.
На основании особенностей изображения
можно определить: 1. Степень развития
изобразительной культуры, стадию изобразительной
деятельности, на которой находится ребенок.
2. Особенности состояния ребенка во время
рисования. Наличие сильной штриховки,
маленькие размеры часто свидетельствуют
о неблагоприятном физическом состоянии
ребенка, степени напряженности, скованности
и т. п., тогда как большие размеры, применение
ярких цветовых оттенков часто говорят
об обратном: хорошем расположении духа,
раскованности, отсутствии напряженности
и утомления. 3. Особенности внутрисемейных
отношений и эмоциональное самочувствие
ребенка в семье можно определить по степени
выраженности положительных эмоций у
членов семьи, степени их близости. Методика
“Дом-дерево-человек”. Для выполнения
теста ДДЧ исследуемому ребенку предлагается
бумага, простой карандаш, листок. Стандартный
лист для рисования складывается пополам.
На первой странице в горизонтальном положении
наверху печатными буквами написано “Дом”,
на второй “Дерево”, на третьей - “Человек”,
на четвертой - имя и фамилия ребенка, дата
проведения исследования.Инструкция для
ребенка: “Нарисуй, пожалуйста, как можно
лучше дом, дерево и человека”. На все
уточняющие вопросы ребенка следует отвечать,
что он может рисовать так, как ему хочется.
Само выполнение теста состоит из двух
частей: процесса рисования и беседы после
него. Богатую информацию дает наблюдение
за тем, как ребенок рисует. Обычно записываются
все спонтанные высказывания, отмечаются
какие-либо непривычные движения. Когда
ребенок заканчивает рисовать, ему задается
ряд вопросов о его рисунке. Опрос обычно
начинается с рисунка человека. Например,
спрашивается, кого он рисовал, возраст
нарисованного человека, что он делает,
какое у него настроение, напоминает ли
он кого-нибудь из его знакомых. Обычно
вопрос о рисунках перерастает в беседу
о жизненных представлениях ребенка. Для
анализа рисунков используются три аспекта
оценки - детали рисунков, их пропорции
и перспектива. Считается, что детали рисунка
представляют осознание и заинтересованность
человека в каждодневной жизненной ситуации.
Пропорции рисунка отражают психологическую
значимость, важность и ценность вещей,
ситуаций или отношений, которые непосредственно
или символически представлены в рисунке
дома, дерева и человека. Перспектива показывает
более сложное отношение человека к его
психологическому окружению. Рогов(Настольная
книга практического психолога в образовании
: учебное пособие).