Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 21:05, шпаргалка
1. Классификация групп, изучаемых в социальной психологии.
1) малая группа – немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии; Бригада рабочих, учебный класс, группа студентов, сотрудники кафедры
2) средняя группа – относительно многочисленная общность идей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии. Организация всех работников предприятия, вуза, фирмы
Единоличное принятие решения
руководителем имеет ряд
Коллективное принятие решения в большей степени влияет на последующее поведение людей, которые принимали участие в его выработке. Однако здесь требуется достаточно много времени, поскольку обсуждение в группе предполагает всестороннее рассмотрение проблемы и выбор лучших вариантов. Принятие коллективного решения зависит от характера решаемой задачи, особенностей межличностных отношений, заинтересованности участников обсуждения в решении этой задачи. Оно возможно двумя путями: а) совещания или собрания и б) дискуссии.
В процессе принятия решения члены группы сталкиваются со следующими вопросами:
1. «В чем дело?». Ответ на этот вопрос требует, во-первых, получения информации о существе проблемы, о сложившейся ситуации, а во-вторых, разработки системы норм и критериев, на основе которых можно было бы сформулировать принципиальные положения будущего решения.
2. «Что делать?». При ответе на этот вопрос выдвигаются разные предположения, и в итоге принимается окончательное решение.
3. «При чем тут мы?». При ответе на этот вопрос возникают либо включенность членов группы в решение задачи, их единство, заинтересованность в принятии согласованного решения, либо разброд, конфликтность, напряженность в отношениях.
Коллективное принятие решения
способствует интегративности группы
(интегративность – процесс, который
характеризуется
22.Процесс эмоциональной
идентификации(групповой
Эмоциональная идентификация
- отождествление себя со всей группой
как целостным образованием. Процесс
эмоциональной идентификации
а) подражание - следование образу, примеру другого человека;
б) эмпатия - способность поставить себя на место другого, посмотреть на мир его глазами, почувствовать его переживания, усвоить его личностный смысл;
в) проекция - наделение другого человека своими чертами, чувствами, желаниями как продолжение и отражение себя самого в других людях.
Групповая эмоциональная идентификация основывается на чувстве принадлежности к группе. Член группы отождествляет себя с той группой, к которой он, по его мнению, принадлежит. Процесс отождествления приводит к такому групповому состоянию, как референтность.
Референтность - характеризуется тем, что членство в группе представляется для людей наиболее ценным и значимым.
2 типа групп (М. Шериф,
«Основы социальной психологии»
а) актуальная группа членства;
б) референтная группа, к которой человек причисляет себя пси-хологически, к которой он хотел бы принадлежать.
Т.о. референтная группа - это реальная или воображаемая общность, на нормы, мнения и ценности которой человек ориентируется в своем поведении. Т. Ньяком выделили позитивные и негативные референтные группы. Позитивные - это группы, нормы и ценностные ориентации которых принимаются человеком и вызывают у него стремление быть принятым в них. Негативные - группы, которые вызывают у человека стремление выступить против них и членом которых он не хотел бы быть ни в коем случае. Референтность группы - один из наиболее значимых мотивов совместной трудовой деятельности людей. Мотивируя человека на принадлежность к группе, референтность одновременно мотивирует его и на участие в совместной деятельности.
23.Эффект социальной
фасилитации как базовый
Эффект социальной фасилитации -это усиление доминантных реакций в присутствии других, т.е побуждение человека к более первичным действиям. Открытие данного эффекта принадлежит Норману Триплетту в 1897 году. (эксперимент на велосипедистах)
В 20-х годах эффект
социальной фасилитации
Эффект присутствия других может влиять на мотивацию человека как в положительном, так и в отрицательном планах. В положительном плане – это «эффект социальной фасилитации», а в отрицательном – он носит название «эффекта социальной ингибиции», что означает уменьшение мотивации решения задачи у члена группы в присутствии остальных.
В середине 60-х годов понимание
термина «социальная
Согласно Д. Майерсу, факторами, определяющими степень реакции, являются:
Д. Майерс также указывает три причины возникновения эффекта социальной фасилитации:
24.Эффект групповой
идентичности как базовый
Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х годов изучали процесс осознания индивидом принадлежности к группе, обозначив его термином «групповая идентификация». Они создали теорию социальной идентичности, основные положения которой заключаются в следующем:
• человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку;
• Групповая идентичность состоит из следующих компонентов:
1. когнитивный компонент групповой идентификации состоит в осознании человеком принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых признаков.
2. эмоциональная сторона идентичности заключается в переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств -любви или ненависти, гордости или стыда;
3. поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с позиций отдельной личности с того момента, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для него.
3 группы социальной идентичности (С. Москович):
1. объективные природные идентичности - человек, пол, возраст;
2. объективные социальные идентичности - национальность, религия, культура, субкультура, гражданство, профессия;
3. субъективные идентичности- ролевые характеристики, самооценка личностных черт и достижений и пр
25.Характеристика эффекта социальной лени.
Открыл данный эффект Макс Рингельман. Он обнаружил, члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных действий. Этот феномен получил название социальной лени – это тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.
Формула Ригельмана: С=100-7(К-1) К- количество членов группы |
Б. Латайне описал феномен
невмешивающегося свидетеля. Проведя
серию разнообразных
Причиной социальной лени, по мнению Д. Майерса, является реакция человека на оценку его личности и деятельности со стороны других людей.
Формами социальной лени являются:
26.Способы снижения социальной лени.
• наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда: чем выше ответственность, тем ниже социальная лень;
• удовлетворенность трудом: чем выше у сотрудников уровень удовлетворенность трудом сотрудников, тем ниже их социальная лень;
• численность группы: чем больше численность группы, тем выше социальная лень;
• гендерные различия: статистически установлено, что женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины;
• групповая сплоченность и благоприятный социально-психологический климат. Люди в сплоченных группах с благоприятным социально-психологическим климатом меньше бездельничают, так как принимают больше ответственности за результаты совместного труда.
27.Характеристика
эффектов группомыслия и
Эффект «синергии»- это прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т. е. отвечает требованию 1 + 1 > 2. Этот групповой эффект изучал В. М. Бехтерев. В его работах и работах М. В. Ланге установлено, что группа по успешности в работе может действительно превосходить индивидуальную успешность отдельных людей. Это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в повышении наблюдательности людей в группе, точности их восприятия и оценок, объеме памяти и внимания, эффективности решения сравнительно простых задач, не требующих сложного и согласованного взаимодействия. Однако при решении сложных задач, когда необходимы логика и последовательность, «особо одаренные люди», по терминологии Бехтерева, могут превосходить среднегрупповые достижения. Наиболее ярко эффект «синергии» проявляется при проведении «брэйнсторминга» - «мозговой атаки», когда группе необходимо предложить много новых идей без их критического анализа и логического осмысления.
Эффект группомыслия- это способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий. Открытие этого феномена принадлежит американскому психологу Ирвингу Джанису.. Эффект «группомыслия» возникает в ситуации, когда критерием истинности служит сплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного человека. В том случае, когда члены группы сталкиваются с угрозой разногласий, споров и конфликтов, они стараются уменьшить групповой когнитивный диссонанс и устранить возникшие при этом негативные чувства, пытаясь найти решение, устраивающее всех, далее если это решение не будет объективным и разумным с точки зрения каждого отдельного члена группы.