Шпаргалки по социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 21:05, шпаргалка

Краткое описание

1. Классификация групп, изучаемых в социальной психологии.
1) малая группа – немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии; Бригада рабочих, учебный класс, группа студентов, сотрудники кафедры
2) средняя группа – относительно многочисленная общность идей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии. Организация всех работников предприятия, вуза, фирмы

Вложенные файлы: 1 файл

shpory_po_sotsialke.docx

— 67.54 Кб (Скачать файл)

Акциденция (лат. accidentia –  случайность) – группа случайно встретившихся, собравшихся, ранее не знакомых людей (например, пассажиры автобуса). Общение  в такой группе случайное, кратковременное, не профессиональное, но регламентированное культурными нормами. Естественно, оно не дает группе возможности подготовиться  к совместной деятельности. Русским  эквивалентом названия такой группы может служить слово «сборище».

Комиция (лат. comitia – собрание) – группа людей свободных, не имеющих  взаимных обязательств друг перед другом и собравшихся для обсуждения какой-либо проблемы (например, группа акционеров). Общение в такой группе ситуативно, кратковременно, не профессионально. Но люди устанавливают определенный регламент своего общения (процедуру, органы управления собранием и пр.), и каждый может индивидуально  подготовиться к участию в  совместной деятельности.

Компания (от франц. campagnie) –  группа людей, проводящих вместе свободное  время (например, друзья). Их общение  целенаправленное, периодическое, согласованное, но не профессиональное. Они готовятся  к своему участию в групповой  деятельности, но их подготовка минимальна.

Коалиция (лат. coalitio – объединение) – объединение людей на основе взаимных соглашений (например, группа специалистов). Подготовка такой группы к совместной деятельности будет  средней, поскольку от них не требуется  работать постоянно в едином ритме, с четко согласованными и отлаженными  действиями, каждый работает над своей проблемой.

Команда (от франц. commande) –  крепко сплоченная группа людей, специально подготовленных для совместной работы (например, спортивная команда). Эта  группа отличается от коалиции тем, что  люди работают совместно над одной  проблемой и специально подготовлены для совместной деятельности, т.е. прошли особый курс обучения и тренировки совместных, слаженных действий. Особым типом команды является когорта.

Когорта (от лат. cohortis) – группа специально подготовленных людей для  выполнения агрессивных действий (например, группа специального назначения). В  такой группе резко возрастает чувство  ответственности за действия и жизнь своих товарищей.

Безусловно, состояние готовности к совместной деятельности не может  быть достигнуто без взаимного обмена информацией, мнениями, установками  и опытом. Но на формирование состояния  подготовленности влияет комплекс всех групповых процессов, а не только общение.

13. типология малых  групп в зависимости от степени  подготовленности и специфики  общения. 
Процесс общения является предпосылкой готовности группы к совместной деятельности. 
Виды групп в зависимости от степени подготовленности и специфики общения : 
1.Акциденция (лат. accidentia – случайность) – группа случайно встретившихся, собравшихся, ранее не знакомых людей (например, пассажиры автобуса). Общение в такой группе случайное, кратковременное, не профессиональное, но регламентированное культурными нормами. Естественно, оно не дает группе возможности подготовиться к совместной деятельности. 
2.Комиция (лат. comitia – собрание) – группа людей свободных, не имеющих взаимных обязательств друг перед другом и собравшихся для обсуждения какой-либо проблемы (например, группа акционеров). Общение в такой группе ситуативно, кратковременно, не профессионально. Но люди устанавливают определенный регламент своего общения (процедуру, органы управления собранием и пр.), и каждый может индивидуально подготовиться к участию в совместной деятельности. 
3.Компания (от франц. campagnie) – группа людей, проводящих вместе свободное время (например, друзья). Их общение целенаправленное, периодическое, согласованное, но не профессиональное.  
4.Коалиция (лат. coalitio – объединение) – объединение людей на основе взаимных соглашений (например, группа специалистов). Подготовка такой группы к совместной деятельности будет средней, поскольку от них не требуется работать постоянно в едином ритме, с четко согласованными и отлаженными действиями, каждый работает над своей проблемой. 
5.Команда (от франц. commande) – крепко сплоченная группа людей, специально подготовленных для совместной работы (например, спортивная команда). Эта группа отличается от коалиции тем, что люди работают совместно над одной проблемой и специально подготовлены для совместной деятельности, т.е. прошли особый курс обучения и тренировки совместных, слаженных действий. Особым типом команды является когорта. 
6.Когорта (от лат. cohortis) – группа специально подготовленных людей для выполнения агрессивных действий (например, группа специального назначения). В такой группе резко возрастает чувство ответственности за действия и жизнь своих товарищей. 
Безусловно, состояние готовности к совместной деятельности не может быть достигнуто без взаимного обмена информацией, мнениями, установками и опытом. Но на формирование состояния подготовленности влияет комплекс всех групповых процессов, а не только общение. 
14. процесс консолидации как необходимое условие направленности группы на решение задачи. 
Консолидация – это согласование членами группы в ходе совместной деятельности целей, норм, средств и способов деятельности. Этапы консолидации: 
1.Знакомство членов группы с поставленной перед ними задачей. 
2.Осознание своих индивидуальных целей, интересов, возможностей, знаний при решении данной задачи. 
3.Обмен членов группы между собой информацией – целями, интересами, знаниями, опытом. 
4.Анализ каждым членом группы полученной от других информации. 
5.Выработка единых для группы целей, норм, способов действий, направленных на решение задачи. 
6.Согласование общих для группы целей и норм деятельности. 
7.Интериоризация каждым членом группы согласованных целей, ценностей, норм, средств и способов деятельности. 
Процесс консолидации строится на основе процесса общения, способствует подготовленности группы к деятельности и, в итоге, определяет направленность группы на решение задачи

15.Концептуальные  подходы к определению лидерства.  Типология лидерства. (групповой  процесс)

Лидер — член группы, который имеет наиболее высокий положительный статус, т. е. пользуется авторитетом у остальных и имеет на них влияние, определяет алгоритм решения стоящих перед группой задач.

Процесс лидерства представляет собой социально- психологический  способ управления группой в ходе решения групповой задачи. Процесс  лидерства приводит группу к состоянию  организованности.

1.Психодинамиеческое направление;,

2.Персоналогическое направление;

«теория ориентации на великих  личностей» (Михайловский, статья 1862 год, психолог, социолог);

«теория черт личности лидера»  М. Вебер, Э. Кац, Богардус, Лазарсфельф;

3.«ситуативное направление:  Основателем этой теории является  Р. Стогдилл. В 1948 году опубликована  его работа «Личностный фактор, связанный с лидерством», где  предложено рассматривать лидерство  в динамическом аспекте. «Теория  лидерства как функции группы»  Хоманс – Лидер – человек  наиболее полно отражающий групповые  ценности. Любая группа – группа  ведомых нуждающихся в лидере. Каждая группа выбирает лидера  способного удовлетворить ее  потребности; «Теория ситуативного  лидерства» Р. Стогдилл;          «Теория взаимосвязанных факторов»  интегральный подход к лидерству,  Д. Мак  Грегер. Лидерство зависит  от 4 взаимосвязанных факторов: 1) характеристики  личности; 2) отношения, потребности,  интересы, тех кто окружают данную  личность (ведомых); 3) от особенностей  группы: структуры, задач, которые  в ней решаются, деятельности, которая  там протекает; 4) от политической, экономической, социальной среды.

Типология лидерства

Типы лидерства зависят  от структуры группы и характера  стоящей перед ней задачи. Вопрос о типах лидерства широко освещен  в зарубежной литературе. Существует несколько типологий лидерства.

Дж.Морено (Формальные лидеры — это люди, которых члены группы выбирают или выдвигают на какой-либо формальный пост (например, бригадиры  производственных бригад, старосты учебных  групп и пр.).Неформальные лидеры - это люди авторитетные в сфере  психологических взаимоотношений  членов группы.

Социометрический лидер- это конвергенция, схождение в  одном лице формального и неформального  лидера. X. Дженингс (выделяет два типа лидера - социолидер и психолидер.

Ф. Селзник (Институциональный  лидер -человек, который является пре-имущественно специалистом по выдвижению и защите ценностей, целей, норм, правил группы. Межличностный лидер — человек, который старается смягчить, сгладить человеческие отношения, сформировать чувства преданности и лояльности членов группы друг к другу, уменьшить  тревожность, разрешить межличностные  конфликты. Он более связан с людьми, чем с задачами группы.)

Р. Бейлз (деловой лидер, организующий группу для решения конкретной задачи, и популярный лидер, влияющий на характер и направленность личностных взаимоотношений)

Ю. Хемфилл (классифицирует лидерство  процессуально, развертывая его  от начала деятельности группы (пробное  лидерство) к попыткам решить задачу (успешное лидерство) и, наконец, до результата группового решения (эффективное лидерство)

Р. Кеттелл (фокусированное и  рассеянное лидерство.)

16.Процесс конкуренции  в малой группе как источник  индивидуальной и групповой активности. (групповой процесс)

Конкуренция - это развитие взаимоотношений людей по поводу успехов в деятельности. Конкуренция  характеризуется стремлением членов группы выразить себя, самореализоваться  в деятельности и в то же время  превзойти других. В процессе конкуренции  проявляется или сотрудничество, или соперничество людей друг с другом. Если же члены группы стремятся  наиболее полно проявить себя и чем-то стать лучше, профессиональнее остальных, но при этом помогают друг другу, то в процессе конкуренции складываются отношения сотрудничества. Если же члены группы стремятся самовыразиться и самоутвердиться за счет других членов группы, то тогда складываются отношения соперничества.

Конкуренция бывает двух видов: личная и безличная. Личная конкуренция  возникает, когда два или более  человека одновременно в одном и  том же месте соревнуются друг с другом по поводу эффективного решения  одной и той же задачи. Например, два рабочих на фрезерном станке состязаются в том, кто быстрее  обработает одно и то же количество деталей и получит звание «Лучший  по профессии». Безличная конкуренция  возникает тогда, когда люди соревнуются  с эталоном, идеалом, мировым рекордом и каждый стремится сделать свою работу как можно лучше.

Групповая конкуренция выполняет  две психологические функции: ориентирующую  и стимулирующую. Ориентирующая  функция состоит в том, что  в процессе конкуренции его участники  более четко видят цели и задачи своей деятельности, а главное  — результаты своего труда и имеют  возможность постоянно оценивать  эти результаты, корректировать свои цели, нормы, совершенствовать средства и способы деятельности. Стимулирующая  функция конкуренции основывается на сопоставлении результатов труда. В процессе конкуренции важное значение имеет принцип сравнимости целей  и результатов, поскольку для  того чтобы стать стимуляторами  деятельности, цели и результаты должны быть выражены в понятной и сопоставимой форме. Процесс конкуренции является источником индивидуальной и групповой  активности.

17.Виды активности  и их характеристика.(групповое  состояние)

Активность - характеризуется  способностью группы совершать общественно  значимую деятельность и выражается в степени реализации физического  и интеллектуального потенциала ее членов. В зависимости от цели деятельности можно выделить четыре типа групповой активности:

а) трудовая - показывает степень  превышения работниками нор-мативных или средних показателей (по производительности труда, качеству продукции, использованию  рабочего времени и т. д.);

б) творческая — характеризует  деятельность, направленную на ре-шение  нестереотипных, нестандартных производственных задач, спо-собствующую повышению  качества и количества продуктов  труда;

в) личностно развивающая -связана с повышением образовательного уровня и квалификации, совершенствованием профессионализма и мастерства, освоением  смежных и новых профессий;

г) общественная - направлена на формирование внутригрупповых (сплоченность, взаимопомощь, сотрудничество) и межгрупповых отношений.

Активность как определенное групповое состояние характеризует  степень включенности членов группы в совместную деятельность и объем  физических и интеллектуальных усилий, затрачиваемых группой на достижение результата.

18.Социально-психологические  характеристики процесса адаптации  к условиям малой группы. (групповой  процесс)

Адаптация -это взаимное приспособление членов группы друг к другу и к  социальной и производственной среде. Социальная адаптация - более сложное  явление по сравнению с простым  приспособлением. Ее следует рассматривать  как определенную совокупность приспособительных  реакций, как стабильный, хорошо организованный способ решения типичных ситуаций. Социальная адаптация отражает уровень  освоения человеком технологии профессиональной деятельности. Адаптированный человек  не только четко представляет себе результат будущей деятельности, обладает необходимыми знаниями, умениями и навыками, соблюдает очередность  операций, но и затрачивает оптимальное  количество физических и интеллектуальных усилий для решения поставленной задачи.

19.Виды адаптации  и их характеристика.

В социальной психологии выделяют два вида адаптации. Профессиональная адаптация - это определенный уровень  овладения профессиональными навыками и умениями, формирование профессионально  необходимых качеств личности, развитие устойчивого положительного интереса и отношения к избранной специальности. Социально-психологическая адаптация - это включение работника в  систему взаимоотношений, характеризующих  конкретную группу. Социально-психологическая  и профессиональная адаптации неразрывно связаны между собой и влияют друг на друга. Исследования показывают, что скорость и качество усвоения профессиональных знаний и навыков  обусловлены особенностями социально-психологической  адаптации на предприятии.

20.Сплоченность  как состояние малой группы, обеспечивающее  ее стабильность и преемственность  деятельности. (групповое состояние)

Сплоченность - характеризуется  устойчивостью и единством межличностных  взаимоотношений и взаимодействий, что обеспечивает стабильность и  преемственность деятельности группы. Предпосылками сплоченности являются срабатываемость и совместимость  членов группы.

В основе сплоченности, лежит  возможность группы удовлетворять  потребности людей в эмоционально насыщенных межличностных связях. Результатом  групповой сплоченности является жесткий  групповой контроль над взглядами  и поступками ее членов, строгое  соблюдение групповых норм, высокая  степень принятия людьми групповых  ценностей, устанавливается атмосфера  внимательного отношения и взаимной поддержки, формируется чувство  групповой принадлежности, что способствует стабильности и устойчивости взаимоотношений  в группе в стрессовых ситуациях (К. Левин).

Эксперименты М. Шерифа в  двух детских лагерях скаутов  выявили способы создания сплоченных групп. Первый, создание враждебных отношений  между двумя лагерями, возникновение  чувств «мы и они». Второй, постановка единых для группы целей и интериоризация их членами группы. Третий, совместная деятельность членов группы, направленная на достижение цели. Сплоченность предполагает готовность членов группы поддерживать друг друга в совместной деятельности и в стрессовых ситуациях.

Групповая сплоченность проявляется  в создании единой социально-психологической  общности людей, входящих в группу, и предполагает возникновение системы  свойств  группы, препятствующих нарушению  ее психологической целостности. К  таким свойствам обычно относят:

а) характер межличностных  эмоциональных взаимоотношений  членов группы (взаимные симпатии, общие  интересы, эмоциональные переживания);

б) характер отношений между  членами группы в процессе совместной деятельности (взаимопомощь, поддержка, сотрудничество);

в) характер ценностных ориентаций, установок, целей, стереотипов поведения  членов группы.

21.Коллективное  принятия решения как фактор  интегративности малой группы. (групповое  состояние)

Принятие решения -это  разработка технологии совместной деятельности с целью достижения конечного  результата. Процесс принятия решения  в группе может осуществляться двумя  способами: единоличное принятие решения  руководителем (лидером) группы и коллективное принятие решения.

Информация о работе Шпаргалки по социальной психологии