Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 14:22, контрольная работа
Мировоззренческая позиция утверждает, что сохранение жизни на Земле выступает в качестве базовой жизненной ценности индивидуального и общественного развития человека. Этот вопрос находится в центре внимания общественных и гуманитарных наук: социологии и философии, педагогики и психологии и т.д. В данном случае связь экологии и психологии представлена, прежде всего, «психологией экологического сознания и культуры».
Введение
Мировоззренческая позиция утверждает, что сохранение жизни на Земле выступает в качестве базовой жизненной ценности индивидуального и общественного развития человека. Этот вопрос находится в центре внимания общественных и гуманитарных наук: социологии и философии, педагогики и психологии и т.д. В данном случае связь экологии и психологии представлена, прежде всего, «психологией экологического сознания и культуры».
Помимо неоднозначного понимания термина «экология» трудность в определении экологической психологии обусловлена тем, что и психология как научная дисциплина складывается из различных направлений, каждое из которых отличается своим пониманием предмета и метода исследования: общая психология и возрастная, социальная и педагогическая и т.д.
Следует также учитывать то обстоятельство, что проблемами отечественной экологической психологии занимаются специалисты из разных областей психологии, педагогики, экологии и социологии, и при определении экологической психологии они используют свой и, следовательно, различный понятийный подход.
В настоящее время под термином «экологическая психология» подразумевается:
- специальная область психологических исследований, занимающаяся изучением психологических свойств (атрибуций) среды и их влияния на восприятие, переживание и поведение человека. Например, влияние параметров пространственной, образовательной или информационной среды;
- конкретно-методологический подход к изучению психических явлений. Например, экологический подход к зрительному восприятию по Дж. Гибсону;
- своеобразная социальная озабоченность представителей психологической науки и практики отрицательным влиянием антропогенной среды (например, информационной, городской и иной) на психику человека.
1. Экопсихология: этапы становления научного направления
Определение предмета экологической психологии связано с определенными трудностями. Это связано с тем, что исследования различных экологических аспектов в отечественной психологии начались относительно недавно, примерно в начале 90-х годов XX века (Панов, 1997). Это направление, в первую очередь является междисциплинарным и включает такие смежные дисциплины как экология, психология, педагогика, социология, философия и другие науки, занимающиеся проблемами взаимоотношения человека и природы.
В настоящее время в научной литературе, термин «экологическая психология» используется для обозначения ряда достаточно отличающихся друг от друга направлений и областей психологических исследований и использующих такие термины как «экологическая психология», «психологическая экология», «психология окружающей среды», определяя их как синонимы.
Такая терминологическая разноголосица не означает отсутствия самостоятельного предмета, своих задач и методологических особенностей у каждого направления исследований, обозначаемого каким-либо термином. Это скорее показатель того, что все эти схожие направления находятся в периоде становления и бурного роста.
Экологическая психология возникла благодаря разным подходам в экологии и рассматривалась на стыке экологии и психологии. Поэтому приведем основные подходы, которые стали фундаментом экологической психологии: психологическая экология, связанная с экологическим видением в психологии; психология окружающей среды [2, с.7].
1.1. Психологическая экология
Данное направление исследований в психологической экологии выявляет воздействие экологических факторов на психику человека.
Экологический подход в психологии, направление в теории социального научения, которое рассматривает развитие личности ребенка в рамках его взаимодействия с социальной средой (Венгер, 2006). Данное направление связывают с такими именами как К. Левин и Дж. Гибсон. Исходным положением данного подхода является представление о том, что человек реально живет не в «физическом мире», а в «экологическом мире». «Физический мир» -- это мир как его исследуют и описывают физика, химия и другие подобные науки. «Экологический мир» -- это тот мир, который можно видеть, слышать, осязать, обонять и т. д.
Экологический подход в психологии (Ecological approach), основоположником которого является Дж. Гибсон (J. Gibson), начал формироваться в конце 60-х годов в США. «Физический мир» -- это мир как его исследуют и описывают физика, химия и другие подобные науки. «Экологический мир» -- это тот мир, который можно видеть, слышать, осязать, обонять и т.д. (Панов, 1997; Ясвин, 1999). [2, 4]
Для этого направления существенным фактором является изучение психических процессов человека в естественных условиях и согласно своей естественной природе без вмешательства со стороны исследователей. К этому направлению в определенном смысле можно отнести и психологию глобальных изменений, которая исследует особенности практического мышления специалистов, занимающихся оценкой и прогнозом развития явлений и процессов планетарного масштаба.
Изучение в психологической экологии воздействия комплексных факторов на человека также показывают сложное и опосредованное влияние на психику человека таких экологических факторов, как температура, свет, цвет, химический состав воздуха, уровень шума, радиационный фон и т. д.
При этом важно, что изучение психологической экологии проводятся с использованием именно экологического, а не психологического методологического и методического аппарата. Отнесение таких исследований к психологической экологии как специальной отрасли экологии понятно на таком контрастном примере: в них изучается влияние радиационного фона на психику человека, а не радиационная фобия, что является уже предметом, собственно, психологических дисциплин.
Задачи психологической экологии. Выделение наиболее значимых для психики человека экологических факторов, изучение с психофизиологической точки зрения их воздействия на психическое здоровье и поведение человека, разработка методик оптимальной организации этих факторов.
Методологические особенности. Для анализа взаимодействия человека с «экологическим миром» разработана специальная методология, в котором исследователь абстрагируется от тех свойств и качеств объектов, которые не являются значимыми для жизнедеятельности данного организма, и, рассматривает только те из них, взаимодействие которых и создает реальную, «экологическую» (а не «физическую») среду его обитания, а также изучает функционирование психики в естественных, «экологических» условиях.
Принципиальным в экологическом подходе Дж. Гибсона является представление о том, что «субъект» и «окружающий мир» являются взаимодополнительными и друг без друга немыслимы: мир, в котором реально действует субъект, существует сам по себе, в своем «в-себе-и-для-себя-бытии», независимо от наличия воспринимающего его субъекта (Дерябо, 1999).
Для описания «экологического мира». Дж. Гибсоном создана система категорий и понятий, например, в «экологическом мире» не существует таких категорий, как микрон или парсек, а расстояние в нем измеряются от миллиметров до километров -- это размеры тех объектов (от мельчайших насекомых до самых высоких гор и самых далеких деревьев, видимых на горизонте), с которыми реально только и сталкивается субъект. [4, с. 26]
В «экологическом мире» не существует микросекунд и тысячелетий, его временной диапазон -- от секунд до годов (время протекания реальных событий, которые могут восприниматься субъектом), временной единицей являются «события» (минуты, часы и т. д. не воспринимаются субъектом, а мыслятся им).
«Экологический мир» имеет иерархическое строение: мелкие элементы окружающего мира встроены в более крупные, которые, в свою очередь, -- в еще более крупные и так до бесконечности. Например, лист встроен в дерево, дерево встроено в лес и т. д. Аналогично кратковременные события встроены в длительные.
1.2. Психология окружающей среды
В середине 50-х годов XX века большинство психологов осознало, что существующая лабораторная психология не может дать полного представления о поведении человека «в реальном мире», в силу отсутствия учета всех факторов, которые определяют его в естественных условиях. На рубеже 80-х годов XX века разрозненные исследования психологических аспектов взаимодействия человека со средой удалось объединить в рамках нового направления, которое получило название «психология окружающей среды» (Environmental Psychology). В 1982 г. в Эдинбурге была принята первая международная программа исследований в этой области.
Основными вопросами, которыми занимается психология окружающей среды, являются следующие:
В свою очередь психология окружающей среды изучает три важных направления, отличающихся друг от друга вектором направленности взаимодействия в системах «Индивид - Среда», «Человек - Природа».
Психология Среды (средовых влияний), которая изучает научные и практические аспекты (исследование, проектирование, экспертиза) влияния на психику и поведение человека природных и таких антропогенных средовых факторов и условий, которые имеют психологически атрибутивный характер. Например, «агрессивность» информационной среды или «психологическая напряженность» образовательной среды, или «ограниченность» пространственной среды и т.п. виды влияний. [2, c. 15]
Охрана окружающей среды (инвайронментальная психология), которая изучает психологические аспекты охранительного воздействия человека на природную среду. Понятно, что это направление тесно связано с психологией экологического сознания, представляющего собой особое направление в экологической психологии;
Экстремальная психология, которая занимается теорией и практикой критических психических состояний, т.е. психологическими аспектами подготовки, поддержки и реабилитации человека, работающего или попавшего в экстремальную ситуацию (от напряженности межличностного взаимодействия до стихийных и техногенных катастроф), а также работающего в экстремальной среде, например под водой, в космосе, под землей, в воздухе и т.п.
Методологические особенности психологии окружающей среды. Выделяют две важнейшие методологические особенности, характеризующие психологию окружающей среды:
а) рассмотрение человека и окружающей среды (взятой в ее целостности) как единой системы;
б) представление о том, что среда самым существенным образом влияет на поведение человека: в реакциях различных людей на идентичную среду можно констатировать больше общего, чем различного.
Несмотря на наличие общего объекта исследования (окружающая среда), психология окружающей среды принципиально отличается от психологической экологии. Во-первых, в психологической экологии взаимодействие человека со средой рассматривается, в основном, с психофизиологической точки зрения, а в психологии окружающей среды -- именно с психологической. Во-вторых, в психологической экологии, в основном, рассматривается влияние на психику отдельных экологических факторов, а психология окружающей среды стремится рассматривать среду как систему, с учетом всех факторов (в частности, пространственных: скученность людей, замкнутость помещения и т.п., которые вообще не рассматриваются в психологической экологии).
Особенности исследования в рамках психологии окружающей среды. В работах исследователей, проведенных в рамках психологии окружающей среды, были получены данные, позволившие сформулировать следующие положения.
Природная среда не имеет определенных, твердофиксированных границ во времени и пространстве. Часто границы внутри природной среды создаются самим воспринимающим в соответствии с задачами и характером его деятельности; например, путешественник, осматривающий неизвестную долину, стремится мысленно провести ее границы. Для этого он может использовать или холмы, или реку, или кромку леса, или другие физические особенности рельефа. Но эти границы существуют лишь в его субъективном восприятии: например, для местного жителя они могут быть совершенно другими.
Природная среда одновременно воздействует на все органы чувств. При восприятии природной среды не происходит лишь суммирование информации (зрительной, слуховой и т. д.), получаемой от различных рецепторов. Например, когда человек в лесу слушает весеннее пение дроздов, безусловно, ведущую роль играет слуховое восприятие. Однако одновременно он видит лесной пейзаж, вдыхает хвойный запах, осязает кору деревьев и т. д. И такое комплексное восприятие принципиально отличается от прослушивания магнитофонной ленты с записью «чистого» пения дроздов.
Восприятие природной среды обусловлено характером деятельности. Восприятие одних и тех же элементов природной среды человеком, отправившимся в лес рубить дрова, и человеком, отправившимся за грибами, будет принципиально отличаться. Также как в зависимости от характера деятельности в данной природной среде, поступающая сенсорная информация об одних и тех же ее элементах может становиться или главной, или периферической. Например, такой элемент природной среды, как «стройная сосна»: для лесоруба это будет, в первую очередь, «стройная», а потом уже -- «сосна»; для грибника -- в первую очередь, «сосна» (поскольку именно под соснами можно найти белые грибы), и лишь затем уже -- «стройная».
Каждый элемент природной среды, наряду с физическими и химическими характеристиками, обладает так же и социальным значением, в котором зафиксирован общественный опыт взаимодействия с природой. Эти социальные значения усваиваются человеком в процессе социализации и в дальнейшем во многом определяют восприятие им природной среды.
Восприятие природы как среды во многом определяется этноцентрически, что обусловлено тем периодом в развитии человеческого сознания, когда человек был в максимальной степени связан, с одной стороны, со своим родом, племенем, а с другой -- с окружающей его природой.
Информация о работе Экопсихология: этапы становления научного направления